Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное морское право


Вопрос № 1: Международное морское право: понятие, принципы, институты.

В литературе предложено несколько определений международного морского права. По мнению А. Л. Колодкина, в доктрине в целом выработан единый подход к определению понятия международного морского права, которое является частью международного права и представляет собой совокупность норм, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. По мнению Д. Коломбоса (Англия), международное морское право — это существенная часть международного права, которая состоит из принципов, регулирующих общение с морем, ведение морской войны и нейтралитет.

^ Международное морское право — это отрасль международного публичного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.

^ Основные принципы международного морского права. Наиболее важным и всеобще признанным является принцип свободы открытого моря. Данный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря определяется в соответствии с условиями, регламентированными Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований. Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Следующим принципом международного морского права является принцип использования открытого моря в мирных целях. Главная задача этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств и в конечном счете запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении на деле лишь мирного использования пространств Мирового океана. Данный принцип первоначально был закреплен в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. В общей форме этот принцип отражен в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этой статье указано, что открытое море резервируется для мирных целей. В преамбуле этой Конвенции отмечается, что установленный ею правовой режим должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях. Согласно ст. 141 Конвенции международный район морского дна «открыт для использования исключительно в мирных целях». Такие же предписания закреплены в отношении режима исключительной экономической зоны (ст. 58), транзитного прохода через международные проливы (ст. 39) и архипелажные воды (ст. 54), морских научных исследований (ст. 240).

^ Принцип рационального использования морских ресурсов также является одним из значимых принципов международного морского права. Он возник в начале XX в. и был отражен в двусторонних договорах о рыболовстве и окончательно сформулирован в Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. В ст. 2 Конвенции под словами «охрана живых ресурсов открытого моря» понимается совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами. Государство, граждане которого занимаются ловом из фонда или фондов рыбы или иных живых морских ресурсов в районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, обязано принимать, по мере надобности, в отношении своих граждан в данном районе меры для охраны соответствующих живых ресурсов (ст. 3). Этот принцип получил дальнейшее развитие в разделе 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии со ст. 117 этой Конвенции все государства принимают такие меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря.

^ Принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые этот принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Согласно преамбуле в Конвенции закреплены согласованные меры для предотвращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов. Конвенция устанавливает запретные для слива нефти зоны. Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 24) обязывает каждое государство издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу. Рассматриваемый принцип детально раскрыт в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Протоколе о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973 г., Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (с последующими изменениями), а также в более чем 20 конвенциях по предотвращению загрязнения региональных морей. Становление принципа предотвращения загрязнения морской среды завершилось в связи с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Статья 192 Конвенции в императивной форме обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Конвенция определяет меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнении морской среды (ст. 194), обязывает государства не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой (ст. 195).


^ Принцип свободы морских научных исследований впервые закреплен в ст. 87 и в части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Свобода научных исследований является одним из элементов свободы открытого моря. Согласно ст. 238 все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г. Статья 240 определяет общие принципы проведения морских научных исследований. Конвенция устанавливает порядок проведения исследований в территориальном море (ст. 245), в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе (ст. 246), на морском дне (ст. 255). Государства и компетентные международные организации обязаны предоставлять информацию прибрежному государству о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах.

Многие институты международного морского права возникли из потребностей в особой регламентации отдельных участков водных пространств и отдельных частей мирового океана, например, институты территориальных вод, прилежащей зоны, проливов, архипелажных вод и т.д. Подобные предметные институты являются как бы мини-отраслями.

Вопрос № 2: Источники международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982г.: разработка, принятие, структура, значение, новые институты отрасли.

^ Источниками международного морского права являются исторически сложившиеся юридические формы сочетания воль государств, при помощи которых устанавливаются, отменяются или изменяются нормы права. В международном морском праве, как и в общем международном праве, такими юридическими формами являются международные договоры и международные обычаи.


Универсальными договорами по международному морскому праву являются:

 


  • Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. (О территориальном море и прилежащей зоне; Об открытом море; О континентальном шельфе);

  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.;

  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;

  • Конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г.;

  • Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.;

  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.


В международном морском праве исторически большое значение придавалось и до сих пор отводится международному обычаю как источнику права. Правовой режим внутренних морских вод, территориального моря, а также территорий со смешанным правовым режимом определяется национальным законодательством. В Российской Федерации такими нормативно-правовыми актами являются: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»; - Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; - Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и др.

Первоначально международное морское право формировалось в виде обычных правовых норм. С развитием сотрудничества государств в торговом, военном мореплавании, освоении морских ресурсов эти нормы перестали удовлетворять потребности государств в международном регулировании этой деятельности. Однако попытки уточнения и развития международного морского права до создания ООН и ее Комиссии международного права оказались бесполезными.

I Конференция ООН по морскому праву в 1958г. принесла первые успехи в кодификационном процессе. Конференция завершилась принятием четырех конвенций: Об открытом море; О территориальном море и прилегающей зоне; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

II Конференция ООН по морскому праву (1960г.) оказалась безрезультатной. Тем не менее отдельные аспекты международного сотрудничества были урегулированы в большой группе специальных соглашений: Конвенциях: об охране человеческой жизни на море (1960 и 1974гг.); О Международных правилах предотвращения столкновения судов на море (1972г.); О Международной организации морской спутниковой связи (1976г.); О поиске и спасении на море (1979г.). Целый ряд соглашений был заключен по вопросам предотвращения загрязнения морской среды (конвенции 1972, 1973гг.); охраны морской среды (конвенции 1966, 1967, 1980гг.), рыболовства и др.


^ Третий этап кодификации международного морского права связан с разработкой и принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и двух дополнений к ней. Генеральная Ассамблея ООН в 1967 г. одобрила концепцию общего наследия человечества в контексте вопроса о сохранении дна морей и океанов исключительно в мирных целях. В результате Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет для изучения вопросов мирного использования дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а впоследствии создала постоянный комитет — Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции (далее — Комитет по морскому дну) в целях формулирования и отработки идей и концепций, которые должны были послужить основой нового международного режима Мирового океана.

В 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН (Резолюция 2749 (XXV)) приняла Декларацию принципов, в которой торжественно провозгласила дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района общим наследием человечества, которые не подлежит присвоению каким бы то ни было образом государствами или лицами. Кроме того, в Декларации объявлялось, что этот район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации. Генеральная Ассамблея предложила Комитету по морскому делу действовать в качестве подготовительного комитета для будущей конференции.

В соответствии с Резолюцией 3067 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН осенью 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву для решения организационных вопросов. Более ста шестидесяти государств приняли участие в этой Конференции. Она провела одиннадцать сессий. С 6 по 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бее (Ямайка) состоялась заключительная сессия Конференции. На ней представители государств подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву. Этот первый успех Конференции сам по себе не имеет прецедента в истории договорного права. III Конференция ООН по морскому праву рассматривала широкий круг проблем, и в этом смысле она является беспрецедентной в истории международных отношений. Конвенция устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства. Она состоит из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. В соответствии с п. 1 ст. 311 для государств-участников эта Конвенция будет превалировать над Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает новую международную организацию — Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным подразделением — Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минеральных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия.

Конвенция касается охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанских вод и районов, покрытых льдами. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматривает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

Вопросы, не урегулированные Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права (преамбула Конвенции).

Обеспечение выполнения норм, определяющих режим открытого моря. В целях обеспечения неукоснительного выполнения норм и правил, касающихся правового режима открытого моря, Конвенция 1982 г. предусматривает осуществление следующих превентивных мер.

1. ^ Право на осмотр судна. Военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, не пользующееся полным иммунитетом (т. е. невоенный корабль или судно, состоящее на некоммерческой службе), может подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно: а) занимается пиратством; б) занимается работорговлей; в) занимается несанкционированным вещанием; г) не имеет национальности; д) в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно вообще отказывается поднять флаг. В указанных выше случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку к подозреваемому судну, если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший досмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если подозрения оказываются необоснованными, а также при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые подтверждали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.

^ 2. Право преследования по «горячим» следам. В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних, территориальных или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается. Преследование судна может быть начато только после подачи звукового или зрительного сигнала остановиться на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать. Право преследования по «горячим» следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или какого-либо третьего государства. Право преследования может осуществляться только военными или иными находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными. Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря без достаточных оснований, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.

Конвенция вступила в силу 16 ноября 1984 г. На 1 января 2003 г. в ней участвовало 141 государство. Российская Федерация присоединилась в феврале 1997 г., сделав при этом ряд заявлений.

Практика применения Конвенции показала, что отдельные ее положения требуют уточнения или дополнения. В связи с этим Международная конференция, созванная ООН, одобрила Соглашение 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Оно одобрено XLVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 28 июля 1994 г. (Резолюция 48/263). В этой резолюции подчеркивается, что Соглашение подлежит толкованию и применению вместе с частью XI Конвенции 1982 г. как единый документ.

Цель данного Соглашения — учет политических и экономических перемен, включая ориентированные на рынок подходы, связанные с добычей минеральных ресурсов морского дна и их торговлей; содействие всеобщему участию в Конвенции, особенно промышленно развитых государств. В приложениях к Соглашению конкретизированы вопросы деятельности Предприятия МОД относительно передачи технологии, политики в области производства, экономической помощи и т. д.

Соглашение 1995 г., во-первых, существенно уточнило и дополнило Конвенцию 1982 г.; во-вторых, решило ряд спорных проблем или ликвидировало пробелы в праве (например, проблему сохранения ресурсов в районах, находящихся под юрисдикцией одного государства, в частности в анклаве Охотского моря); в-третьих, закрепило новые принципы международного рыболовного права (например, принципы предосторожного промысла, ответственности государства флага, контроля судов в иностранных портах, совместимости мер охраны ресурсов и необходимости их изъятия).

Вопрос № 3: Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, состав, правовой режим, примеры.

Согласно ст. 8 Конвенции 1982 г. к внутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. к внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды: а) портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; б) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны Моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; в) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Исторические воды. Моря заливного типа или заливы, окруженные берегами одного государства, несмотря на то что они соединяются с океаном (например, Белое море) и ширина входа в них превышает 24 мили, относятся к внутренним водам государства вследствие их особого экономического или оборонного значения для данной страны либо сложившейся исторической традиции. В силу традиции воды Белого моря являются внутренними водами Российской Федерации по линии выдающихся в море мысов: Канин Нос — Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 мили. На воды, находящиеся южнее этой линии, полностью распространяется законодательство Российской Федерации, касающееся мореплавания и ведения морского промысла. К историческим морям в Российской Федерации относятся моря Карское, Лаптевых, Чукотское и Восточно-Сибирское, являющиеся историческими водными путями нашей страны. К историческим заливам в Российской Федерации относятся, например, залив Петра Великого до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным, а также Чесская и Печорская губы. Плавание иностранных судов, а также полеты иностранных самолетов в заливе Петра Великого могут происходить только с разрешения компетентных властей Российской Федерации, кроме случаев входа иностранных судов в порт Находка и выхода из него. Историческими объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт (Великобритания), Гудзонов (Канада), Гесаликский, Делавэр, Монтерей (США) и др.

Реки, озера и каналы, находящиеся на территории государства, также являются внутренними (национальными) водами и, как правило, закрыты для плавания судов под иностранным флагом.

Внутренние (морские) воды являются частью территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом, как и на сухопутной территории, без всяких исключений. В отличие от территориальных вод во внутренних (морских) водах не действует право мирного прохода иностранных судов. Правовой режим внутренних (морских) вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.

Иностранные военные корабли во внутренних (морских) и территориальных водах пользуются экстерриториальностью, и на них не распространяются правила о таможенном досмотре, подсудности за преступления, совершенные на корабле, и т. д. Однако и они обязаны соблюдать местные законы и правила во внутренних водах другого государства. В противном случае местные власти могут указать на допущенные нарушения командиру корабля или даже сообщить о них правительству государства, под флагом которого плавает корабль.

 

Вопрос № 4: Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим, право мирного прохода.

Территориальным морем называют находящийся за пределами сухопутной территории и внутренних вод государства морской пояс, примыкающий к берегу. На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суверенитет государства распространяется не только на территориальное море, но и на воздушное пространство над ним, равно как и на поверхность и недра дна в пределах этих вод. Отсюда следует, что ни одно иностранное судно не вправе вести лов рыбы или использовать другие естественные ресурсы в пределах территориальных вод без ясно выраженного согласия на это со стороны прибрежного государства.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. На 1 января 2002 г. 135 стран имели территориальное море шириной до 12 миль. Территориальное море за общепризнанным 12-мильным пределом объявили: Либерия (200 миль), Перу (200 миль), Никарагуа (200 миль), Конго (200 миль), Эквадор (200 миль), Сомали (200 миль), Танзания (50 миль), Бенин (200 миль) и др. — всего 12 стран. Ширина территориального моря некоторых стран составляет менее 12 миль (Греция, Норвегия, Доминиканская Республика).

Согласно ст. 4 Конвенции 1982 г. внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

В местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Однако при проведении прямых исходных линий не допускаются заметные отклонения от общего направления берега. Участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод. Прямые исходные линии проводятся к отсыхающим при отливе возвышениям.

Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

При определении границ территориального моря наиболее выступающие в море постоянные портовые сооружения, например молы, пирсы, причалы и т. п., которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и стоянки судов, включаются в территориальное море даже в тех случаях, когда они находятся за пределами установленных тем или иным государством территориальных вод.

Согласно Конвенции 1982 г. прибрежные государства обязаны ясно обозначать на опубликованных морских картах рейды и указывать их границы. В местах, где в море впадает река, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек ее устья между точками максимального отлива на ее берегах.

Промысел рыбы в территориальном море рыбаками других государств. Прибрежные государства, обладая суверенитетом над территориальными водами, как правило, запрещают рыбакам других стран вести лов рыбы в этих водах без соответствующего разрешения. Исключительное право прибрежного государства на рыболовство в своих территориальных водах вытекает из суверенитета прибрежного государства над этими водами. Стремясь оградить интересы своих прибрежных рыбаков от угрожающего им нашествия иностранных промысловых флотилий, прибрежные страны приняли законодательные акты о запрещении иностранным судам промысла рыбы и других живых ресурсов.

^ Основными принципами экономических отношений при пользовании природными ресурсами территориального моря Российской Федерации являются: платность пользования; ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности; возмещение ущерба, нанесенного территориальному морю, его природным ресурсам, окружающей среде; финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов территориального моря и окружающей среды. Плата за пользование живыми ресурсами определяется законодательством Российской Федерации. Принцип суверенных прав на живые ресурсы предусмотрен в законодательстве ряда других стран.

^ Право мирного прохода через территориальное море. Конвенция 1982 г. признает за судами всех государств, как прибрежных так и не прибрежных, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки право мирного прохода через территориальное море, под которым понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его без захода во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Под мирным проходом понимается также плавание через территориальное море с целью пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения. Прибрежное государство, у которого возникают сомнения, является ли конкретный проход судна через его территориальное море мирным, информирует судно об основаниях своего сомнения в характеристике прохода как мирного и предоставляет судну возможность прояснить свои намерения или исправить свои действия в разумно короткий период времени.

Суда, осуществляющие право мирного прохода, соблюдают все законы и правила прибрежного государства, принятые согласно существующим нормам международного права, содержащимся в ст. 21—23 и 25 Конвенции 1982 г. Сюда включаются законы и правила, содержащие требования к судам при осуществлении права мирного прохода через его территориальное море использовать такие морские коридоры и схемы разделения движения, какие могут быть предписаны там, где это требуется для обеспечения безопасности судоходства. В районах, где не предписаны такие морские коридоры или схемы разделения движения, суда, тем не менее, пользуются правом мирного прохода. Проход судна должен быть непрерывным, быстрым и мирным. Под последним понимается такой проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Немирным считается такой проход, который представляет собой угрозу силой, связан с маневрами или учениями с демонстрацией оружия любого рода, связан с загрязнением среды, а также проведением в территориальном море любой рыболовной деятельности.

Для иностранных рыболовных судов проход не считается мирным, если они не соблюдают принятых и опубликованных прибрежным государством законов и правил, запрещающих этим судам заниматься рыболовством в территориальном море. В большинстве случаев прибрежное государство не допускает прохода через его территориальное море иностранных рыболовных судов с орудиями лова, находящимися на палубе в рабочем состоянии, а также вспомогательных рыболовных операций (перегрузку, сортировку уловов, ремонт орудий лова и оборудования и т. д.).

Особые правила касаются мирного прохода военных кораблей. Корабли должны соблюдать сигналы о нарушении правил захода, плавания и пребывания в территориальном море Российской Федерации и во внутренних морских водах.

^ Юрисдикция в территориальном море. Власти прибрежного государства, как правило, не обладают правом ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время прохода его через территориальное море. Исключением могут быть случаи, когда последствия преступления распространяются на прибрежное государство или преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море. Кроме того, исключением могут быть моменты, когда капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает иностранное судно, обращается к местным властям с просьбой оказать помощь в случае необходимости или для предупреждения незаконной торговли наркотиками. В изъятие из этих правил прибрежное государство может принимать любые разрешаемые его законами меры для ареста или проведения расследования на борту иностранного судна, которое вышло из его внутренних вод. Однако прибрежное государство во всех случаях проведения им арестов или расследования на борту иностранного судна должно по просьбе капитана предварительно уведомить консульские власти государства флага и способствовать установлению контакта между консулом и экипажем судна.

За прибрежным государством не признается право останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в этих случаях меры взыскания или арест по гражданским делам только по обязательствам, принятым этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства, например при отказе судна от оплаты полученных им предметов снабжения, услуг лоцманской службы или буксиров и т. д.

Указанные правила распространяются и на государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих целях, а изложенный выше порядок уголовной юрисдикции прибрежного государства распространяется и на государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, например на научно-исследовательские, госпитальные и др.

Вопрос № 5: Прилежащая зона: понятие, ширина, правовой режим.

Прилежащая зона — это пространство открытого моря, расположенное за внешним пределом территориальных вод, в котором прибрежное государство осуществляет контроль в отдельных, специально предусмотренных областях отношений и в ограниченном объеме.

Четкая характеристика этих зон дана в Конвенции 1982 г. Согласно ст. 33 этой Конвенции в зоне открытого моря, прилежащей к территориальным водам, прибрежное государство вправе установить прилежащую зону или зоны. В них прибрежное государство осуществляет контроль за недопущением нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этих правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Ширина прилежащей зоны не должна превышать 24 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В случае если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если не достигнуто соглашение об ином, распространять свою прилежащую зону за серединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод этих двух государств. Необходимо учитывать, что объем, характер и юридическая природа прав прибрежного государства в территориальных водах и в прилежащих зонах неодинаковы. Это объясняется тем, что территориальные воды рассматриваются как часть территории государства, на которую распространяется его суверенитет. Прилежащая зона является частью открытого моря, на которую распространяется принцип свободы открытого моря. Вместе с тем необходимо учитывать, что прилежащие зоны, являющиеся частью открытого моря, неразрывно связаны с территориальным морем. Суверенитет прибрежного государства на них не распространяется. Тем не менее в прилежащих зонах прибрежные государства в обеспечение своих интересов, которые могут оказаться затронутыми нахождением иностранных судов в близлежащих водах, осуществляют некоторые акты власти. Эти акты должны находиться в соответствии с общепризнанными принципами международного права.

Прилежащую зону шириной 24 мили и менее имеют Россия, Антигуа и Барбуда, Бирма, Вануату, Вьетнам, Таити, Гондурас, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Индия, Камбоджа, Мальта, Пакистан, Сенегал, Шри-Ланка и др. (всего 67 государств). Одно государство — Сирия — установило прилежащую зону шириной 41 миля.

Прилежащая зона Российской Федерации — морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых исчисляется ширина территориального моря.

В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, включая территориальное море; б) наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории Российской Федерации, включая территориальное море.

В своей прилежащей зоне Россия принимает меры, необходимые для предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил и задержания виновных, включая преследование по «горячим» следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Вопрос № 6: Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим, суверенные права и юрисдикция прибрежных государств.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны морской среды. Ширина ИЭЗ не может превышать 200 миль. В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в международном порядке видами использования моря.

Прибрежное государство обладает в этой зоне суверенными правами по управлению рыболовством. Оно обязано содействовать оптимальному использованию всех живых ресурсов. С этой целью прибрежное государство ежегодно определяет свои возможности в отношении вылова живых ресурсов. Если оно не может освоить всего оптимально допустимого улова, оно обязано предоставить рыбакам других государств доступ к излишкам допустимого улова на основе межправительственных соглашений. Предоставляя иностранным рыболовным судам доступ в ИЭЗ, прибрежное государство принимает во внимание соответствующие факторы, в частности значение живых ресурсов данного района для экономики заинтересованного государства, потребности развивающихся стран данного района в вылове излишков оптимально допустимого улова. Прибрежное государство обязано учитывать традиционные исторические права государств, граждане которых длительное время вели промысел в данной зоне или предприняли значительные усилия по исследованию и выявлению запасов рыб.

Законодательство прибрежных государств предусматривает порядок выдачи разрешений на ведение промысла, использование промысловых судов и оборудования, в том числе взимание сборов и другие формы оплаты. В национальных правилах рыболовства определяются виды промысловых рыб, устанавливается квота вылова конкретных видов или объем вылова каждого судна в течение определенного времени.

Правилами устанавливаются сезон и районы промысла, а также определяются разрешенные для использования в зоне виды орудий лова и типы промысловых судов. Прибрежное государство устанавливает порядок предоставления иностранными рыбаками сведений об объеме выловленной рыбы и другие процедуры обеспечения выполнения законодательства, касающегося режима рыболовства в ИЭЗ.

Промысел далеко мигрирующих рыб в ИЭЗ обычно регламентируется соответствующими международными соглашениями. Вылов анадромных видов рыб в зонах национальной юрисдикции осуществляется на основе специального соглашения, заключенного между прибрежными государствами и государством происхождения запасов проходных видов рыб. Государство происхождения запасов анадромных видов обеспечивает их сохранение путем принятия соответствующих мер по регулированию рыбного промысла в своей ИЭЗ. Оно может установить объем общего допустимого улова в отношении запасов, образующихся в его реках. В случае когда запасы анадромных видов мигрируют в воды или через воды к берегу от внешних границ ИЭЗ какого-либо государства, иного, чем государство происхождения, такое государство сотрудничает с государством происхождения в сохранении таких запасов и в управлении ими.

Прибрежное государство, в водах которого запасы катадромных видов рыб проводят большую часть своего жизненного цикла, несет ответственность за управление этими запасами и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в свои воды и выход из них. Промысел катадромных видов рыб в ИЭЗ подпадает под юрисдикцию прибрежного государства. Граждане других государств, ведущие промысел в ИЭЗ, должны соблюдать меры по сохранению запасов, а также другие положения и условия, установленные законодательством прибрежного государства.

Вопрос № 7: Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим, суверенные права прибрежных государств.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимаются морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Однако она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Приведенное выше определение шельфа расходится с геоморфологическим понятием, согласно которому внутренняя граница континентального шельфа проходит по береговой черте, а не по внешней границе территориальных вод.

На III Конференции ООН по морскому праву государства разработали критерии определения внешней границы континентального шельфа. Эти критерии закреплены в ст. 76 Конвенции 1982 г. В соответствии с этой статьей фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты. Последняя представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. В любом случае внешняя граница континентального шельфа не может простираться за пределы 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство может устанавливать внешнюю границу своего континентального шельфа только в случаях, когда шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не превышающими в длину 60 морских миль и соединяющими фиксированные точки, определяемые с помощью координат широты и долготы. Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа. В соответствии со ст. 4 Статута этой Комиссии, если прибрежное государство намерено установить границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, оно представляет Комиссии конкретные данные о такой границе наряду с дополнительными научно-техническими данными в возможно кратчайшие сроки, но в любом случае в течение десяти лет со времени вступления в силу для этого государства Конвенции 1982 г.

Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и обязательными для всех.

Конвенция 1982 г. признает за прибрежным государством суверенные права на разведку и разработку естественных богатств шельфа. Правовой режим использования ресурсов континентального шельфа. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права прибрежного государства являются исключительными. Иными словами, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

В понятие естественных богатств шельфа включаются не только минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр, но и живые организмы «сидячих» видов, т. е. организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо находятся под ним, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах (крабы, моллюски, иглокожие и т. д.). Конвенция 1982 г. не затрагивает права прибрежного государства разрабатывать недра путем прокладки туннелей независимо от глубины водного покрова недр.

Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности подводных кабелей или трубопроводов на континентальном шельфе, кроме тех случаев, когда оно осуществляет свое право применять разумные меры для разведки шельфа и разработки его естественных богатств. Однако в последнем случае разведка континентального шельфа и разработка его естественных богатств не должны создавать не оправдываемой помехи судоходству, рыболовству или охране живых ресурсов моря, а также океанографическим или иным научным исследованиям.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод, которые являются открытым морем, а также воздушного пространства над ними. Это означает, что иностранные промысловые суда могут ловить рыбу и вести автономную промысловую разведку скоплений рыбных стад в водах, покрывающих континентальный шельф прибрежного государства, если эти воды не входят в состав объявленной им рыболовной (или экономической) зоны, прилежащей к территориальным водам. Прибрежное государство должно производить отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов шельфа за пределами 200 морских миль. Отчисления и взносы должны производиться Международному органу по дну ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке.

Зоны безопасности вокруг сооружений и установок на шельфе. Прибрежному государству предоставляется право создавать и охранять обязательные для судов всех национальностей зоны безопасности на расстоянии 500 м вокруг сооружений и установок, необходимых для разведки и разработки естественных богатств шельфа. В отличие от островов такие сооружения и установки не имеют территориального моря, и их присутствие не влияет на определение границ территориальных вод прибрежного государства.

Конвенция устанавливает следующие основные правила возведения и эксплуатации подобных сооружений и установок: о возведении их должны даваться надлежащие оповещения и, кроме того, постоянные предостережения об их существовании. По окончании эксплуатации сооружения должны быть полностью убраны. Эти установки и зоны безопасности вокруг них не должны находиться в местах, где они могут стать помехой для международного судоходства. В некоторых случаях иностранные суда и организации могут получить право вести работы на континентальном шельфе прибрежного государства на основании соответствующих соглашений или специальных разрешений. При этом соглашениями определяются размер и порядок отчисления компенсации, которая уплачивается прибрежному государству.

В случае если прибрежное государство ведет разведку или разработку естественных богатств шельфа, оно обязано принимать в зонах безопасности все надлежащие меры по охране живых морских ресурсов, в том числе и рыбных запасов, от вредных воздействий.

Иностранные суда могут вести изыскания на континентальном шельфе только с согласия прибрежного государства, которое, как правило, не должно отказывать в нем, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения в связи с проведением им чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа. Однако прибрежное государство имеет право участвовать или быть представленным в таких исследованиях. В любом случае результаты исследований подлежат опубликованию для всеобщего ознакомления.

Вопрос № 8: Открытое море: понятие, свобода открытого моря, права и обязанности государства флага, преследование «по горячим следам».

Под открытым морем понимаются все части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву).

С точки зрения правового режима открытое море считается территорией res communis, т. е. оно не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст. 89).

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст. 87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются.

Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др. В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага.

Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага, она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95). Под военным кораблем согласно Конвенции понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки военного корабля, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29).

Правовое положение военного корабля определяется его иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет военного корабля является производным от суверенитета государства. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е. нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т. е. запрещение применять к военным кораблям меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни было форме; в) особые льготы и привилегии, т.е. освобождение военных кораблей во время пребывания в иностранных водах от таможенного досмотра и санитарного осмотра, от уплаты различных сборов.

Конвенция допускает возможность вмешательства военных кораблей в деятельность иностранных невоенных судов, если это вмешательство основано на международных соглашениях. 14 сентября 1937 г. восемь стран (в том числе и Советский Союз) подписали Нионское соглашение, согласно которому пиратскими признавались действия военных кораблей и подводных лодок, если эти действия «противоречили самым элементарным требованиям гуманности».

Вторым изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст. 99 Конвенции, каждое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов. Военный корабль вправе подвергать иностранное торговое судно осмотру, включая проверку права судна на его флаг, если есть подозрение, что оно перевозит рабов.

Изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при преследовании судна в открытом море. Порядок преследования регламентируется ст. 111 рассматриваемой Конвенции, согласно которой судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море, прилежащей или экономической зоне, может подвергнуться преследованию. Право преследования основано на концепции «преследования по горячим следам», т.е. если компетентные органы прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что судно нарушило законы, касающиеся режима внутренних или территориальных вод, экономических или прилежащих зон. Оно должно начаться в той зоне, режим которой нарушен, непрерывно продолжаться и быть эффективным; преследование должно прекратиться, как только судно зайдет в свои территориальные воды или в воды третьего государства (ст. 111). К преследующему судну применяются нормы национального законодательства. Так, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривается, что пограничные войска, включая военные корабли и другие суда, вправе преследовать и задерживать иностранные невоенные суда в открытом море, если преследование было начато во внутренних или территориальных водах России.

От преследования необходимо отличать слежение (наблюдение). Главное отличие состоит в том, что при слежении военный корабль одного государства взаимодействует с военным кораблем другого государства как равный с равным. Преследование же всегда связано с осуществлением какой-либо власти. Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм международного морского права, которые регламентировали бы слежение. Однако некоторые вопросы слежения могут явиться предметом двусторонних соглашений. Так, 25 мая 1972 г. СССР и США заключили Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, в котором устанавливается, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой стороны, не должны мешать их действиям или создавать опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение (п. 4 ст. 3). Подобное соглашение в 1986 г. было заключено СССР с Англией.

И наконец, изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при пресечении несанкционированного вещания. При возникновении подозрений в том, что судно занимается несанкционированным вещанием, военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг и затем, если подозрения окажутся обоснованными, может предпринять действия по пресечению такой деятельности (ст. 109 Конвенции).

Вопрос № 9: Правовой режим Международного района морского дна. Порядок освоения ресурсов Района. Международный орган по морскому дну.

За пределами 200 морских миль континентального шельфа (а если континентальный шельф распространяется за этот предел, т. е. до 350 миль, то за ним) находится морское дно (далее для краткости — морское дно), являющееся общим наследием человечества. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа, а также деятельность на нем определяются частью XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Соглашением 1994 г.

В соответствии со ст. 137 Конвенции 1982 г. ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части морского дна или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не могут присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

Район морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества (ст. 136 Конвенции 1982 г.)2. Это, в частности, означает, что пространства морского дна и его минеральные ресурсы принадлежат всему человечеству. Развивающиеся страны вправе претендовать на часть прибыли, получаемой другими странами от эксплуатации минеральных ресурсов морского дна. Ни одно государство, его компании Не вправе без разрешения Международного органа по морскому дну (условно — МОД) добывать ресурсы морского дна. Следовательно, не являются легитимными притязания на полезные ископаемые, их приобретение или добыча вопреки порядку и правилам, установленным частью XI Конвенции 1982 г. и Соглашением 1994 г. об осуществлении положений этой Конвенции. Такое же обязательство распространяется на международные организации в отношении деятельности на морском дне, осуществляемой этими организациями.

Государства-участники, которые являются членами международных организаций, принимают надлежащие меры для обеспечения применения соответствующих положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.

Любая деятельность на морском дне осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления.

Правовой статус морского дна складывается из следующих элементов.

1. Морское дно открыто для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации и без ущерба для других положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.

2. Морские научные исследования на морском дне осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества. Государства — участники Конвенции 1982 г. могут осуществлять морские научные исследования и обязаны содействовать международному сотрудничеству путем участия в международных программах и поощрения сотрудничества в проведении исследований специалистами разных стран и МОД.

3. Учитываются права и интересы прибрежных государств при разработке месторождений ресурсов, которые находятся также в пределах национальной юрисдикции. В тех случаях, когда деятельность на морском дне может привести к разработке ресурсов, находящихся в пределах национальной юрисдикции, требуется предварительное согласие заинтересованного прибрежного государства.

4. Любая деятельность на морском дне не должна приводить к загрязнению среды. С этой целью МОД принимает соответствующие нормы, правила и процедуры в целях защиты и сохранения природных ресурсов и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне морской среды.

5. Деятельность на морском дне осуществляется с разумным учетом другой деятельности (например, рыболовства).

6. Сотрудничество государств с МОД по вопросам передачи технологии и научных знаний, относящихся к деятельности на морском дне.

Правовой режим освоения ресурсов морского дна. Деятельность на морском дне осуществляется таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли, а также содействовать международному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенно развивающихся государств, в целях: а) освоения ресурсов морского дна; б) упорядоченного безопасного и рационального использования ресурсов; в) расширения возможностей получения полезных ископаемых; г) содействия справедливым, устойчивым, выгодным для производителей и справедливым для потребителей ценам на полезные ископаемые; д) расширения возможностей участия в освоении ресурсов морского дна всех государств-участников независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращения монополизации деятельности на дне; е) разработки общего наследия на благо всего человечества.

Деятельность на морском дне организуется, осуществляется и контролируется МОД от имени всего человечества. Он имеет право ограничивать уровень добычи полезных ископаемых. МОД рассматривает заявки государств для включения в планы работ по разведке и разработке ресурсов.

Политика МОД в области производства основывается на следующих принципах: а) освоение ресурсов дна осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами; б) в отношении деятельности на морском дне применяются положения Всемирной торговой организации; в) исключается дискриминация между полезными ископаемыми, добываемыми на морском дне и из других источников.

Помимо МОД государства — участники Конвенции 1982 г. также вправе разрабатывать минеральные ресурсы дна. Однако эта деятельность тоже управляется МОД (см. приложение III к Конвенции 1982 г.). Общая политика МОД устанавливается Ассамблеей в сотрудничестве с Советом. Ассамблея состоит из всех членов Организации, а Совет состоит из 36 членов МОД, избираемых Ассамблеей в соответствии с порядком, определенным ст. 161 Конвенции 1982 г.

Собственная промышленная деятельность МОД осуществляется через предприятие. Оно имеет правление, генерального директора и персонал, необходимый для осуществления его функций.

 



<== предыдущая | следующая ==>
Аппаратное обеспечение. WiMAX (англ. Worldwide Interoperability for Microwave Access) — телекоммуникационная технология, разработанная с целью предоставления универсальной | POЗДIЛ 2. Нopмa пpaвa як oсoбливий вид сoцiaльних нopм





Date: 2016-05-24; view: 2269; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.075 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию