Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 47. Право халифата





1. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат -свод религиозно-этических и правовых пред­писаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

Коран -главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рас­сказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер рели­гиозно-моральных направляющих установок. Сунна -сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухам­меда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части со­держат предписания относительно семейно-наследственного и судеб­ного права.

Иджма -согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп­росам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы -юриди­ческого заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Ко­рану и шариату.

По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противореча­щие исламу, и др.

2. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земель­ные статусы:

· хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоя­щее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная соб­ственность. Для них был установлен особый правовой режим, с прожи­вающих на этих землях мусульман взималась десятина;

· вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, шко­лам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

· икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

· мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть про­дан, подарен или передан по наследству.

Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и не­движимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивиду­альными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

3. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульмани­на. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и жени­хом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одно­временно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не уча­ствовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго оп­ределенным основаниям.

4. Наследственное право признавалодва порядканаследования: по закону и по завещанию.

При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрыва­лись расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли муж­чин. На получение наследства не имели права вероотступники, разве­денные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

· завещаниене могло составляться в пользу законных наследников;

· завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

· составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

5. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:

· преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напит­ков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

· преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение пре­ступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;

· правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право вы­бора наказания было предоставлено суду. В качестве мер наказания предусматривались:

· смертная казнь в различных видах;

· членовредительские и телесные наказания;

· лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помеще­ние в мечеть);

· имущественные санкции (конфискации, штрафы);

· ссылка и т. д.

6. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единолич­ное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рас­смотрения гражданских и уголовных дел. Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственны­ми органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не при­менялось.

Основными доказательствами были признания сторон, показания сви­детелей, клятвы.

Date: 2016-05-24; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию