Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовые воззрения Фомы Аквинского и Марсилия ПадуанскогоБольшое влияние на развитие философии, методологии науки и юриспруденции оказал известный теолог и философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский в обосновании положений своего учения широко использует философию Аристотеля. Он реабилитирует его учение в глазах церковных властей и приспосабливает его положения для поддержания догматов Католической церкви. По представлениям Фомы Аквинского, существует возможность рационально доказать существование Бога и отклонить любые возражения против постулатов веры. Он развивает естественно-правовое учение. Важнейшим качеством естественного права, по мнению философа, было то, что оно должно опираться на здравый человеческий смысл. Который, в свою очередь, является результатом восприятия общих принципов божественного разума, т. е. вечного закона и его отражения в человеческом разуме – естественного закона. Последний требует искать истину и Бога, уважать достоинство людей и стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон неизменен. Напротив, закон, созданный в человеческом обществе, (т. е. позитивный закон) может изменять свое содержание. Но такие законы, изданные фактически государством, должны покоиться на естественном законе. В случае если позитивные законы отклоняются от естественного, противоречат здравому смыслу, то такой закон утрачивает свое значение и становится проявлением насилия. Во взглядах выдающегося философа Марсилия Падуанского (между 1275 –1280 – ок. 1343 гг.) присутствуют положения, далеко опередившие свое время. В своем труде «Защитник мира» он высказал мнение, что источником власти и законов является народ, а вернее, его «лучшая» часть. Именно народ являлся творцом законов, мог издавать правовые предписания. Последние становятся обязательными и для самого народа и для лиц, осуществлявших издание законов, избранных населением. Божественные принципы естественного права, на которых будто бы покоится право, он считал лишь одной из философских теорий. Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Монарх, избираемый народом, должен соблюдать предписания закона. В случае нарушения последнего его можно было сместить. Хотя сама исполнительная власть может быть устроена на различных основаниях. Но принцип ее выборности оставался у Марсилия Падуанского предпочтительным. * * * Таким образом, в недрах средневекового общества постепенно зрели идеи в области государства, права и науки, которым в последующую эпоху было суждено кардинальным образом переустроить всю существовавшую общественно-политическую и государственно-правовую системы Западной Европы. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 199.
Новое время
|