Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доверие как социально-психологическое явление





Введение

Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний.
Джонсон Сэмюэл

Доверие - динамичное внутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждый совершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а значит, может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я» человека, то он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой (обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал, но находиться долго в таком состоянии невозможно. [6]

Обрести свою человеческую сущность человек сможет только, если познает внутренне пространство, в котором он является субъектом жизни.

Доверие является механизмом для создания условий гармонизации отношений человека с миром и самим собой.

Объект работы - особенности развития личности.

Предмет – доверие к себе как условие развития личности.

Цель: характеристика доверия к себе как условия развития личности.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты развития личности.

2. Проанализировать сущность доверия как социально-психологического явления.

3. Рассмотреть методики, позволяющие выявить уровень самооценки и самоотношения личности.

 

 

Теоретическая часть

Доверие как социально-психологическое явление

Понимание доверия как механизма, способа, направленного на объединение человека, с одной стороны, со своими внутрен­ними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, од­ним словом, собственной субъектностью, а с другой — с той ча­стью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие, и позволяет классифицировать доверие как социально-психологическое явление, психологическим механизмом которого явля­ется социальная установка, формирующаяся благодаря одновре­менной направленности психики человека в мир и в себя самого или взаимодействию двух разнонаправленных позиций — соци­альной и личностной, сформированных на основе прошлого опыта взаимодействия человека с миром. Именно поэтому доверие существует во внутриличностном пространстве, но функциони­рует, проявляет себя в околоиндивидном и в межиндивидном про­странстве, именно там оно качественно и количественно видо­изменяется, трансформируется, может переходить в свою проти­воположность, осуществляя функцию связи человека с миром. Поэтому можно сказать, что доверие — это явление одновремен­но и внутриличностное и социальное. [3]

Доверие есть форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе, сущность которого представлена в соотношении меры доверия к миру и меры доверия к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного.

Основными формально-динамическими характеристиками доверия как относительно самостоятельного социально-психологического феномена являются мера, избирательность и парциальность.

Психологическое состояние или чувство доверия, как и многое другое в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит. [1]

Выдающийся американский психолог и психотерапевт Эрик Эриксон — создатель психосоциальной теории жизненного цикла человека. Он рассматривал чувство глубокого (базисного) доверия в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру. Под «доверием» Эриксон подразумевал доверие к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе других людей. Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого доверия и превалирование глубокого недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с другими людьми или с самими собой. [7]

Доверие к себе имеет статус относительно самостоятельного психологического явления. Абсолютизация любого из полюсов (доверия-недоверия) к себе ведет к аномальному функционированию личности.

Доверие есть вид установки (отношения), которая со­стоит из трех компонентов. Когнитивный компонент включает про­гноз последствий предполагаемого поступка, основанный на зна­ниях и представлениях о мире, людях, типах отношений и взаимоотношений, о социальных нормах и нормах поведения, а также на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях, основанных на прошлом опыте. Эмоционально-оценочный компо­нент включает, с одной стороны, предположение об уровне безо­пасности конкретного объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценку значимости ситуации взаи­модействия в целом, а с другой — оценку собственных возможно­стей в данной ситуации и возможных последствий намечаемого способа поведения для личности. [3]

В одних ситуациях человек идет путем минимизации доверия к себе, а в других — доверия к миру. Данное положение можно проиллюстрировать, ссылаясь на содержание статьи Д. А.Леон­тьева, посвященной анализу взаимодействия системы «человек и мир», где он выделяет две группы феноменов, подтверждающих понимание личности как автономного субъекта, самостоятельно осуществляющего различные формы деятельности, сформиро­вавшиеся в ходе общественного развития, причем эти группы феноменов как бы расходятся в противоположные стороны. Если говорить о первой, то известно, что младенец психологически неотделим от матери, находится с ней в событийной общности и иначе существовать не может. На определенном этапе онтогенети­ческого развития личность начинает обособляться от взрослого, постепенно становясь автономной. Вторая группа феноменов сви­детельствует о способности личности отказываться от личностной автономии, в этом случае личность проявляет тенденцию «сли­паться» с другими людьми, что приводит к эффекту толпы, кото­рый наиболее ярко проявляется в феноменах паники, конформ­ности и стаи. Эти феномены характеризуются временным отказом человека от собственной личности, отказом принимать на себя ответственность за личностный выбор. [4]

В каждом акте взаимодействия человека с миром человек одно­временно обращен и в мир, и в себя, благодаря чему становится возможным одновременное доверие к себе и к миру. Однако соот­ношение (соответствие) уровня доверия к себе и доверия к миру постоянно меняется, вплоть до противоречивых отношений меж­ду ними. Возникающее несоответствие всегда стремится к равно­весию, которое можно обрести, лишь изменив имеющийся уро­вень доверия либо к миру, либо к себе. Именно поэтому феномен доверия обладает чрезвычайной динамичностью. [1]

В целом анализ истории развития философской мысли показывает, что абсолютизация доверия к себе (как индивидуального начала в человеке) приводит к отчуждению человека от своей родовой человеческой сущности, в то время как абсолютизация противоположного полюса, т.е. недоверия к себе, ведет к отчуждению человека от самого себя.

В современной философии проблема доверия к себе рассматривалась, например, американским философом Р. Эмерсоном[1]. Автор говорит о важности быть человеком честным всегда и везде. Главное, как он считает, искреннее отношение к окружающим, без масок и лести. Будучи религиозным философом, Р. Эмерсон отмечает, что именно такой истинный человек должен стремиться к божественному разуму посредством «наития» - неиссякаемого источника мысли и деятельности. «Наитие» пробуждает в человеке врожденные способности и стремления. Это интуиция, и именно она является причиной, утверждающей доверие к себе. Тот, кто доверяет себе, по мнению автора, должен быть почти богоподобен, так как нужно перебороть страх и присущую современному обществу плаксивость.

«Высока должна быть душа, тверда воля, ясен взгляд у того, кто может заменить себе общество, навыки, постановления и довести себя до того, чтобы одно внутреннее убеждение имело над ним ту же силу, какой клонит других железная необходимость». Р. Эмерсон говорит, что, будучи детьми, мы ведем себя непосредственно, честно, независимо, не опасаясь показать, что же мы есть на самом деле, тогда как «взрослый всегда настороже и словно в тисках у самого себя», потому, что социальный мир не принимает доверие к себе, отдавая предпочтение нравам и обычаям. Таким образом, перед человеком встает дилемма: либо доверять себе, сохраняя свою идентичность, либо подстраиваться под мир, ломая себя. Философ акцентирует внимание на том, что доверие к себе необходимо человеку, так как помогает формировать креативный образ, смелость мышления и действия. Чем больше мы себе доверяем, тем больше возможностей выбираем для реализации намеченной цели. Из-за недостатка доверия к себе люди выбирают традиционное поведение и с величайшей тщательностью поддерживают установленный порядок в социальном мире. [2]

Теоретик идивидуалистического анархизма М. Штирнер в своей концепции самодостаточности Я, в отличие от Эмерсона, говорит о том, что люди перестали доверять себе, своему внутреннему самосознанию, так как именно религия завладела мышлением людей, что в итоге привело к отрицанию собственной сущности и нелепому следованию за созданными кумирами и авторитетами. [5]

Люди перестали «спрашивать себя», они подчиняются воле своего «владыки» и даже не пытаются прислушаться к своему внутреннему зову. Человек на самом деле должен быть для себя «единственным», быть «собственником самого себя». По мнению автора, гораздо ценнее то, что человек сделал из себя, чем то, что ему навязывается извне в виде обычаев, законов, верований и т. д. «Выявляйте то, что в вас заложено, открывайте себя», и именно тогда, когда человек уверен в себе и больше себя не ищет, только тогда он является своей собственностью, по-настоящему принадлежит себе. Анализируя сказанное, можно прийти к выводу о том, что любая фанатичная увлеченность чем-либо также приводит к нарушению внутреннего баланса личности. Растворяя себя в чем-либо, человек доверяет не себе, а созданному кумиру, что разрушает личностную идентичность. Доверие к себе способствует личностной целостности, которая необходима как для гармоничного внутреннего мироощущения, так и для позитивного взаимодействия с социумом. [6]

Анализ различных практик психотерапии и психокоррекции показывает, что многие исследователи с позиций самых разных идеологий, выделяли феномен доверия личности к себе, который базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности и, в конечном итоге, направлен на более успешное саморазвитие и самореализацию. Рядом авторов было показано, что умение доверять себе органически связано с умением «открываться» другому (С. Джурард, Ф. Перлз и др.). Таким образом, в рамках психотерапевтических практик было отрефлексировано не только явление доверия к себе, но и его связь с умением доверять другим. [5]

 

 

Date: 2016-05-24; view: 806; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию