Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности и принципы построения педагогического процессаДостижение позитивных, общественно и личностно значимых результатов образования возможно именно в целостном педагогическом процессе, в котором обнаруживаются определенные закономерности. Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, процессами, определяющими их развитие. Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса, обусловленные: ■ социальными условиями; ■ природой человека; ■ сущностью воспитания и обучения. Закономерность, обусловленная социальными условиями, – зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей, возможностей и условий. От них зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, использование полученных результатов. Закономерности, обусловленные природой человека: ■ определяющая роль характера деятельности и общения в формировании личности; ■ зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка. Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности – взаимосвязь: ■ процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; ■ группы и личности в учебно-воспитательном процессе; ■ задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; ■ педагогического воздействия, взаимодействия и активной деятельности воспитуемых. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие: ‑ динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат (закономерность прироста достижений); ‑ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия (закономерность влияния факторов, закономерность взаимосвязи обучения, воспитания и развития); ‑ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом (закономерность управляемости); ‑ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов (закономерность мотивированности); ‑ эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся (закономерность взаимосвязи образования и самообразования); ‑ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется (закономерность социальной и др. обусловленности). Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса. В современной науке принципы – это основные, исходные положения к.-л. теории, основные правила поведения, действия. Принципы целостного педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Раньше принципы педагогического процесса выводились из практики обучения и воспитания (например, «повторение – мать учения»). Теперь это выводы из теоретических законов и закономерностей о сущности, содержании и структуре педагогического процесса, выраженные в виде норм деятельности, ориентиров для проектирования педагогической практики. В.И. Загвязинский утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике. В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников): 1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. 2. Принцип демократизации образования. 3. Принцип природосообразности. 4. Принцип культуросообразности. 5. Принцип наглядности. 6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников). 7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности. 8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью. 9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития. 10. Принцип систематичности и последовательности. Рассмотрим некоторые из них. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности. Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила: - создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования); - взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса; - организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся; - индивидуальный подход к каждому обучающемуся; - введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни; - создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса. Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица. Принцип природосообразности известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности: - поддерживать и укреплять здоровье обучающихся; - организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; - быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение; - опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся. Принцип культуросообразноти – это принцип, продолжающий принцип природосообразности, под ним понимаетсяучет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Современная трактовка принципа культуросообразностипредполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Это максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона). Правила осуществления принципа культуросообразности: ■ понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их будущее; ■ максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; ■ обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании; ■ формирование творческих способностей и установки учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей. Принцип наглядности - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, работать практически – и через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и т.п. По линии возрастания абстрактности различают следующие виды наглядности: • естественная (предметы объективной реальности); • экспериментальная (опыты, эксперименты); • объемная (макеты, фигуры и т.п.); • изобразительная (картины, фотографии, рисунки); • звуковая (аудиоматериалы); • символическая и графическая (карты, схемы, графики, формулы); • внутренняя (образы, создаваемые речью учителя). Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому. Основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса: - применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.); - не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными; - никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению; - наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.
|