Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объектомизучения этики социальной работы выступает профессиональная мораль специалис­тов

Возникновение этики как науки связывают с именем Аристотеля. Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, щедрость, кротость, дружелюбие, любезность, справедливость. Наука изучающая эти добродетели – это этика. Впервые это термин встречается в его работе «Никомахова этика».

Этика (греч.— обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.

С античных времен этика считалась практической наукой, поскольку была призвана выявлять, описать и объяснять оосбенности общественной морали и сообщать индивиду знания о добре и зле, идеале, должном поведении, моральных принципах, смысле жизни и назначении человека, а также обеспечивать таким образом регуляцию поведения человека, его совершенствование для того, чтобы человек был принят в обществе благожелательно. Это в значительной степени гарантирует его личный жизненный успех и благополучие всего общества.

Следовательно этика это наука о морали, которая изучает ее генезис, сущность и спе­цифику, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выделяет механизмы нравственного регулирования человеческой жизне­деятельности, критерии нравственного развития[1]. Она рассматри­вает структуру нравственного сознания общества и личности, ана­лизирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явле­ния и процессы, но и задает ценностную основу человеческой дея­тельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство - добродетель.

Главными объектами этики являются человек и система человеческих взаимоотношений, поэтому главной задачей этики становиться определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Основные задачи, которые решает этика:

1) описание морали — ее история, нормы, принципы, идеалы, то, что принято называть нравственной культурой общества;

2) объяснение морали — анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

3) обучение морали — передача необходимых знаний о добре и зле.

Как наука этика состоит из разделов:

- Теоретико-методологический –

- История этики-

- Этическая аксиология-

- Нормативная этика –

- Деонтология-

- Аретология –

Сущность этики как учении о морали раскрывается через выполняемые ею функции:

В совокупности функции этики призваны осуществлять воздействие на сознание личности с целью обеспечения формирования позитивного профессионального поведения.

Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности, реализуемых в рамках человек-человек. Именно этика воздействует на характер и результаты деятельности специалистов, способствуя повышению ее эффективности и гуманности, становлению личности специалиста как носителя высоких идеалов и ценностей, реализующего свои нравственные идеалы в повседневной профессиональной деятельности. Здесь от соблюдения специалистом требований этики зависит конечный результат, а следовательно и благополучие клиента.

Этику профессиональной социальной работы можно определить как теорию (учение) профессиональной морали специалистов в области социальной работы, включающую в себя систему идеалов, ценностей, этических принципов, норм поведения, требований к личности.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, возникла еще в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Пер­вые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на­чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В число требований к работни­ку входило: добросовестное и качествен­ное выполнение своих обязанностей, поскольку такое отноше­ние к труду – залог будущей высокой должности и богатства.

Появление первых целостных профессиональных этических к XI—XII вв. В этот период происходит раз­деление ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. (Именно в этот период, констати­руют историки, в цеховых уставах появляются этические тре­бования, регламентирующие отношение к профессии, труду, то­варищам по работе и т. д.) Первона­чально эти кодексы выражали стремление представи телей господствую­щего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным тру­дом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей.

В период Средневековья уже сфор­мировались строго регламентированные нравственные отношения, со­словные разграничения. Например, на Руси купец, продавая товар, да­вал честное слово, гарантируя его качество, и держал свое слово, так как иначе ему перестали бы верить, и карьера его была бы окончена.

В настоящее время профессиональная этика систематизирует накоп­ленный в процессе исторической практики опыт. Она (Профессиональная этика) социального работника базируются на фунда­ментальных общечеловеческих ценностях, где учитывается уникальность каждой личности. В качестве руководства поведения социального работни­ка служит Кодекс этики.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность мо­ральных норм, правил, принципов, которые регулируют отноше­ние человека к своим про фессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профес­сиональной деятельности.

Объектомизучения этики социальной работы выступает профессиональная мораль специалис­тов.

Ее предметом являются возникающие в процессе работы этические отношения социальных ра­ботников между собой, с клиентами (группами клиен­тов), их социальным окружением, с представителями различных органов и учреждений и с обществом в це­лом, а также этическое сознание и этические действия специалистов в процессе выполнения ими своих про­фессиональных обязанностей и их этический опыт.

Цель профессиональной этики социальной работы – обеспечение и поддержа­ние социально одобряемого содержания и целей про­фессиональной деятельности, а ее основная задачавоздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полно­му и эффективному решению профессиональных задач, а также нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей про­фессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравствен­ного облика, этического сознания, убеждений и потреб­ностей.

Структуру профессиональной этики определяют следующие элементы:

- отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккурат­ность, самоотверженность);

- мотивация трудовой деятельности (общественное благо, зарабо­ток, устройство личной жизни и др.; антиподы — карьеризм, тще­славие, корыстолюбие и др.);

- управленческо-производственная регламентация трудовых обя­занностей (постановка цели производственной деятельности, ор­ганизация труда в коллективе, поощрение добросовестных работ­ников и др.);

- средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авто­ритет руководителя и др.);

- оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

- теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением раз­деления труда, возникновением новых видов деятельности.

Основные нормы профессиональной этики:

- свою работу следует выполнять профессионально, строго в соот­ветствии с возложенными полномочиями;

- в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

- при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

- в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных от­ношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

- следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

- нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

- недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или под­чиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Содержание профессиональной этики складыва­ется из общих и частных принципов.

«Золотым правилом» (общим правилом) считается правило, со­гласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка дан­ного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относи­лись к тебе».

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содер­жания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:

- принцип здравого смысла: нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл под­сказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

- принцип удобства: этические нормы не должны сковывать служебных отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все - от планировки служебного помещения до раз­мещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил пове­дения на работе;

- принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным це­лям;

- принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная эти­ка не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нор­мы этики должны быть естественны, легко и без напряжения ис­полняться;

- принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсут­ствие права на ошибку. В законодательствах практически всех ци­вилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает пол­ное сознание ответственности, сосредоточенность, максималь­ную концентрацию на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

- принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Спо­собность профессионала творчески развиваться, совершенство­вать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упро­чивает его авторитет;

- принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциально­сти (от лат. confidentia - доверие) сведений о клиентах, информа­ционных запросах, услугах, технологиях. Профессиональная тайна яв­ляется принципиальной в государственной, военной службе, бан­ковском деле и т.п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, преду­сматривать различные степени ответственности - от служебной до уголовно наказуемой;

- конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от ис­пользования служебного положения в личных целях. Профессио­нальная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга;

- принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым след­ствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным.

- право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также пра­вильно воспринимать критику в свой адрес. Понимание необхо­димости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед.

Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Основные этические отношения в социальной работе, воз­никающие в процессе профессиональной этической деятель­ности как совокупность связей для достижения общественного и личного блага путем транс­формирования системы «человек — среда» и взаимодействия. Эти отношения возникают между социальными работниками как членами кол­лектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружени­ем клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с ко­торыми социальные работники связываются по поводу оказа­ния помощи клиентам.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к дру­гу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных ка­честв, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтро­ля специалистов в их деятельности.

Этническое сознание социального работника представляет со­бой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это созна­ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали­стом необходимости поведения с точки зрения моральных ценностей. Высшим мерилом ценности поступка является благо, общества и клиентов социальной работы, а зна­чит, с точки зрения нравственности, и самого социального ра­ботника. В силу этого профессиональная деятельность конкрет­ного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социаль­ному работнику, так как предоставляет ему возможность при­нести пользу и тем самым реализовать свои собственные нрав­ственные установки.

Этические действия. Высшей целью деятель­ности может быть только деятельность (поступок) на благо клиента и общества.

Профессиональная этика изучает:

1) качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

2) нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их дея­тельности (педагог—ученик, врач—больной, продавец—покупатель);

3) взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

4) цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Профессиональную этику подчас называют профес­сиональной моралью, так как она

а) затрагивает область человеческих отношений, развивается в осо­бенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, сфе­ры услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отно­шение работников всех сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности;

б) устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг;

в) конкретизирует требования общества к моральным аспектам дея­тельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образо­ванной и компетентной части общества, которая берет на себя от­ветственность за положение дел в организации.

Таким образом, профессиональная этика, как и этика вообще, не разра­батывается, а складывается постепенно в процессе повседневной совмест­ной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накоп­ленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере осуществления данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рас­сматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфиче­ские черты, обусловленные видом и типом деятельности, т. е. является при­кладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль.

2.

3. Законодательную, нормативно правовую базу профессиональной соци­альной работы России оп­ределяют правовые документы, условно сгруппирован­ные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

1) регламентирующие, рекомендательные до­кументы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолю­ции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);

2) внутригосударственные юридические акты федераль­ного значения (Конституция, законы, указы, распоряже­ния Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министер­ства труда и социального развития, Министерства обра­зования, Министерства здравоохранения и медицинс­кой промышленности и др.);

3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодатель­ной инициативы;

4) документы муниципальных образо­ваний (городские и сельские районы, микрорайоны (тру­довые коллективы), малые города без административного деления);

5) решения, приказы, распоряжения непосред­ственно учреждений и организаций.

Основным Законом Российской Федерации, регла­ментирующим основы общественного и государствен­ного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция. Зафиксированные в Конституции правда, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения со­циальной работы с населением, различными соци­альными слоями и группами.

Основополагающее значение имеют:

Декларация прав и свобод человека гражданина от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (пер­вая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вто­рая – 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1991 года (с последую­щими изменениями и дополнениями); Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года (с последующими изменениями и дополнениями); Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы: «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, «Об общественных объединениях» от 14 апре­ля 1995 года; «О защите инвалидов в Российской Федерации» от24ноября 1995 года, «О пенсионном обес­печении в РСФСР»; «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации» от 10 декаб­ря 1995 года (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.); «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.); «О ветеранах» от 12 января 1995 года, «О благотвори­тельной деятельности и благотворительных организаци­ях» от 7 июля 1995 года; «О некоммерческих организа­циях» от 12 января 1996 года; Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

Таким образом, Законодательство Российской Федерации, регулирующее основные базовые общественные отношения в сфере социальной работы состоит из Федеральных Законов, регулирующих вопросы социального обслуживания, государственной социальной помощи, социальной защиты и социального обеспечения отдельных категорий граждан, других Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Законов и иных нормативных правовых актов субъектов России. (См. таблицу 1).

 

Таблица - 1. Законодательство, регулирующее основные общественные отношения в сфере социальной работы

Законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты населения, социальной помощи и социального обслуживания в Орловской области, состоит из Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области «О системе социальной защиты населения в Орловской области», Закона Орловской области «О государственной социальной помощи в Орловской области», других законов Орловской области и иных нормативно-правовых актов Орловской области. (См. таблицу 2).

Таблица - 2. Система социального законодательства в Орловской области.

Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные к исполнению всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сфе­ры имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственную номенклатуру (перечень) должностей рабочих и служа­щих с полным набором квалификационных характери­стик, а также номенклатуру ведомственных учрежде­ний с набором положений о каждом типе.

Соответственно принимаются различные распоря­дительные документы для той или иной должности, типа учреждения или касающиеся всей ведомственной си­стемы в целом. Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкрети­зирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в кото­ром функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросове­стности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты лич­ности, ее интересов не срабатывают. Только юридичес­ки компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.

 


[1] Мораль – совокупность высших ценностей


<== предыдущая | следующая ==>
 | Понятие микроклимата. Теплообмен человека и условия комфортности. Нормативные требования к микроклимату

Date: 2016-05-24; view: 880; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию