Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объектомизучения этики социальной работы выступает профессиональная мораль специалистовВозникновение этики как науки связывают с именем Аристотеля. Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, щедрость, кротость, дружелюбие, любезность, справедливость. Наука изучающая эти добродетели – это этика. Впервые это термин встречается в его работе «Никомахова этика». Этика (греч.— обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. С античных времен этика считалась практической наукой, поскольку была призвана выявлять, описать и объяснять оосбенности общественной морали и сообщать индивиду знания о добре и зле, идеале, должном поведении, моральных принципах, смысле жизни и назначении человека, а также обеспечивать таким образом регуляцию поведения человека, его совершенствование для того, чтобы человек был принят в обществе благожелательно. Это в значительной степени гарантирует его личный жизненный успех и благополучие всего общества. Следовательно этика это наука о морали, которая изучает ее генезис, сущность и специфику, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выделяет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного развития[1]. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство - добродетель. Главными объектами этики являются человек и система человеческих взаимоотношений, поэтому главной задачей этики становиться определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Основные задачи, которые решает этика: 1) описание морали — ее история, нормы, принципы, идеалы, то, что принято называть нравственной культурой общества; 2) объяснение морали — анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах; 3) обучение морали — передача необходимых знаний о добре и зле. Как наука этика состоит из разделов: - Теоретико-методологический – - История этики- - Этическая аксиология- - Нормативная этика – - Деонтология- - Аретология – Сущность этики как учении о морали раскрывается через выполняемые ею функции: В совокупности функции этики призваны осуществлять воздействие на сознание личности с целью обеспечения формирования позитивного профессионального поведения. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности, реализуемых в рамках человек-человек. Именно этика воздействует на характер и результаты деятельности специалистов, способствуя повышению ее эффективности и гуманности, становлению личности специалиста как носителя высоких идеалов и ценностей, реализующего свои нравственные идеалы в повседневной профессиональной деятельности. Здесь от соблюдения специалистом требований этики зависит конечный результат, а следовательно и благополучие клиента. Этику профессиональной социальной работы можно определить как теорию (учение) профессиональной морали специалистов в области социальной работы, включающую в себя систему идеалов, ценностей, этических принципов, норм поведения, требований к личности. Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, возникла еще в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В число требований к работнику входило: добросовестное и качественное выполнение своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду – залог будущей высокой должности и богатства. Появление первых целостных профессиональных этических к XI—XII вв. В этот период происходит разделение ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. (Именно в этот период, констатируют историки, в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе и т. д.) Первоначально эти кодексы выражали стремление представи телей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей. В период Средневековья уже сформировались строго регламентированные нравственные отношения, сословные разграничения. Например, на Руси купец, продавая товар, давал честное слово, гарантируя его качество, и держал свое слово, так как иначе ему перестали бы верить, и карьера его была бы окончена. В настоящее время профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт. Она (Профессиональная этика) социального работника базируются на фундаментальных общечеловеческих ценностях, где учитывается уникальность каждой личности. В качестве руководства поведения социального работника служит Кодекс этики. В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим про фессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности. Объектомизучения этики социальной работы выступает профессиональная мораль специалистов. Ее предметом являются возникающие в процессе работы этические отношения социальных работников между собой, с клиентами (группами клиентов), их социальным окружением, с представителями различных органов и учреждений и с обществом в целом, а также этическое сознание и этические действия специалистов в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей и их этический опыт. Цель профессиональной этики социальной работы – обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная задача – воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач, а также нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей. Структуру профессиональной этики определяют следующие элементы: - отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность); - мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы — карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.); - управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.); - средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.); - оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости; - теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности. Основные нормы профессиональной этики: - свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями; - в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность; - при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность; - в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными; - следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц; - нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа; - недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку. Содержание профессиональной этики складывается из общих и частных принципов. «Золотым правилом» (общим правилом) считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие: - принцип здравого смысла: нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели; - принцип удобства: этические нормы не должны сковывать служебных отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе; - принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям; - принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться; - принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенность, максимальную концентрацию на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию; - принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет; - принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности (от лат. confidentia - доверие) сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т.п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности - от служебной до уголовно наказуемой; - конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга; - принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. - право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно воспринимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов. Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность связей для достижения общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек — среда» и взаимодействия. Эти отношения возникают между социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности. Этническое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специалистом необходимости поведения с точки зрения моральных ценностей. Высшим мерилом ценности поступка является благо, общества и клиентов социальной работы, а значит, с точки зрения нравственности, и самого социального работника. В силу этого профессиональная деятельность конкретного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социальному работнику, так как предоставляет ему возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки. Этические действия. Высшей целью деятельности может быть только деятельность (поступок) на благо клиента и общества. Профессиональная этика изучает: 1) качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; 2) нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (педагог—ученик, врач—больной, продавец—покупатель); 3) взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют; 4) цели и методы профессионального обучения и воспитания. Профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью, так как она а) затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, сферы услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отношение работников всех сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности; б) устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг; в) конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, которая берет на себя ответственность за положение дел в организации. Таким образом, профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а складывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере осуществления данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. 2. 3. Законодательную, нормативно правовую базу профессиональной социальной работы России определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания: 1) регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.); 2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и др.); 3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы; 4) документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления); 5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция. Зафиксированные в Конституции правда, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами. Основополагающее значение имеют: Декларация прав и свобод человека гражданина от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вторая – 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями); Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года (с последующими изменениями и дополнениями); Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы: «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года; «О защите инвалидов в Российской Федерации» от24ноября 1995 года, «О пенсионном обеспечении в РСФСР»; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.); «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.); «О ветеранах» от 12 января 1995 года, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года; Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г.). Таким образом, Законодательство Российской Федерации, регулирующее основные базовые общественные отношения в сфере социальной работы состоит из Федеральных Законов, регулирующих вопросы социального обслуживания, государственной социальной помощи, социальной защиты и социального обеспечения отдельных категорий граждан, других Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Законов и иных нормативных правовых актов субъектов России. (См. таблицу 1).
Таблица - 1. Законодательство, регулирующее основные общественные отношения в сфере социальной работы Законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты населения, социальной помощи и социального обслуживания в Орловской области, состоит из Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области «О системе социальной защиты населения в Орловской области», Закона Орловской области «О государственной социальной помощи в Орловской области», других законов Орловской области и иных нормативно-правовых актов Орловской области. (См. таблицу 2). Таблица - 2. Система социального законодательства в Орловской области. Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные к исполнению всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сферы имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственную номенклатуру (перечень) должностей рабочих и служащих с полным набором квалификационных характеристик, а также номенклатуру ведомственных учреждений с набором положений о каждом типе. Соответственно принимаются различные распорядительные документы для той или иной должности, типа учреждения или касающиеся всей ведомственной системы в целом. Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не срабатывают. Только юридически компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.
[1] Мораль – совокупность высших ценностей
|