Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС (подсистема СМП ЧС). Основные задачи и функции





 

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.

Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.

Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.

15. Состав, предназначение и оснащение пожарных поездов ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

. пожарные поезда используются для тушения, являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарамиПожарные поезда предназначены для:

§ обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;

§ тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;

§ участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 — 4 классов опасности.

§ Пожарный поезд первой категории включает:

§ вагон — насосная станция (ВНС) -четырехосный цельнометаллический вагон, в котором размещаете: личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростан­ция, НТВ, оборудование и средства пожаротушения;

§ две цистерны-водохранилища (ЦВ) для хранения воды, объемом 60 куб. м- 73,1 куб.м;

§ вагон (платформа с контейнером) для размещения пожарной техники, специального пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, нейтрализующих и других материалов – крытый грузовой вагон (ЦМВ, ЦМГВ, вагон рефрижераторной секции), четырехосная платформа;

Типовой табель пожарного поезда второй категории включает:

§ один четырехосный цельнометаллический вагон- насосную станцию;

§ две цистерны- водохранилища, вместимостью 60 куб. м- 73,1 куб.м.

§ В машинном отделении вагона-насосной станции устанавливаются по две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 или СПУ-40/100М с расходом 50 л/с, которые водопенными коммуникациями соединяются с цистернами для воды.

§ Для предотвращения замерзания воды в цистернах устанавливаются змеевики из труб, по которым циркулирует горячая вода от котла.

§ На пожарных поездах первой и второй категории положено иметь запас пенообразователя 5000 кг. Кроме того, на них имеются углекислотные и порошковые огнетушители (ОП-4) по 5 штук и порошковые передвижные огнетушители ОП-50 по 2 штуки. 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1, установка комбинированного тушения пожаров «Пурга- 10.20.30», два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя, электростанция мощностью 6 — 10 КВт. Увеличенный запас напорных пожарных рукавов. Все работники, входящие в состав боевых расчетов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

§ По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды. К ним относятся ломы, топоры, пилы, комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, дисковая пила, специальная теп­лозащитная и теплая одежда и др..

§ Поезда оборудуются радиостанциями, телефонными аппаратами, электро­мегафонами, фонарями и т. д.

§ В состав специализированного пожарного поезда может быть включена платформа для транспортной системы комбинированного пожаротушения (ТСКП). Эта система включает две емкости, вместимостью по 10 куб.м. В одной из них находится порошок, цеолитовый песок; во второй диоксид углерода. Оба сосуда соединены. Диоксид углерода служит вытеснителем порошка. Сосуд с порошком оборудован аэроднищем.

§ Для предотвращения слеживания (уплотнения) порошка периодически под аэроднище от пневмосистемы тепловоза (электровоза) подается сжатый воздух. При повышении давления под аэроднищем газ поступает в объем сосуда во всей его площади. На поверхности аэроднища образуется псевдоожиженный слой (кипящий слой). Порошок в объеме сосуда при этом взрыхляется.

§ На сегодня практически все пожарные поезда способны обеспечить подачу 15 тыс. куб. м пены средней кратности, ликвидировать разлив ЛВЖ и ГЖ на площади более 1 тыс. м кв., охлаждение с нормативным расходом воды в течение 40 минут одновременно двух железнодорожных цистерн. Также с использованием стационарных и мобильных комплексов пожарные поезда могут перекачивать опасные грузы из аварийных цистерн с расходом от 90 до 200 куб. м/час.

§

 

Аварийно-спасательные работы. Виды аварийно-спасательных работ. Неотложные работы при ликвидации ЧС. Дайте определение группировки сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

 

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасениии оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращениивозникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся аварийно-спасательными службами сцелью:

· спасения людей и оказания помощи пораженным,

· локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,

· создания условий для последующего проведения восстановительных работ

 

ВИДЫ…Поисково-спасательные работы, Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, Работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, Горноспасательные работы, Газоспасательные работы, Противофонтанные работы, Работы по ликвидации последствий радиационных аварий, Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Группировка сил единой государственной системы предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуацийсведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы исредства для выполнения задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

17. Профессиональная подготовка спасателей. Аттестация спасателей и аварийно спасательных служб и формирований. Профессиональная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится в соответствии с ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства РФ, приказами, распоряжениями МЧС, программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России.Профессиональную подготовку спасателей МЧС России организует руководитель ПСС (ПСФ). Подготовка проводится: в составе дежурных смен в период дежурства; в составе ПСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов.Учебнаянагрузкадолжнасоставлять3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и неменее 24часов вмесяц.Продолжительностьучебногочаса— 45минут.

Первоначальная подготовка спасателей с последующим представлением их в соответствующую аттестационную комиссию проводится в два этапа: обучение в составе АСС или АСФ и обучение в образовательных учреждениях.Подготовкапроводитсяподисциплинам:медицинскаяподготовка,противопожарная,психологическая,специальная(техническая),радиационная,химическаяибиологическаяподготовка,подготовкапосвязи,десантнаяподготовка,топография,тактико-специальная,физическая.

Задачимедподготовки:знатьсодержаниеиобъемпервоймедицинскойпомощи,порядокэвакуацииитранспортировкиизочаговпоражения;уметьоказыватьпервуюмедпомощь,сформироватьпсихустойчивость.

Задачипротивопожарнойподготовки:знатьобщиеобязанностипривыполнениибоевойзадачинапожаре,понятияопроцессегорения,способыпрекращениягоренияиогнетушащиесредства,мерыбезопасностиприспасениилюдейприпожаре,иметьпонятиеопоследствияхотпожаров;уметьвыполнятьработыпотушениюпожаровсиспользованиемспециальныхагрегатов,механизмовиизолирующихаппаратов,исполнятьобязанностивсехномеровбоевогорасчета.

Задачипсихподготовки:знатьпсихологическиехарактеристикипрофессиональныхдействийспасателя,психологическиефакторы,влияющиеналичностьидеятельностьвЧС;психологическиеособенностивыполненияпрофессиональныхзадач;знатьмассовыепсихическиепроявления,способыихпредупреждения;проводитьмероприятияпопсихологическойкоррекцииснаселением,пострадавшимвЧС.

Задачи спец подготовки: знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении ПСР, уметь правильно их эксплуатировать.

Задачи подготовкипорадиационной,химибиологическойзащите:знатьсвойства,поражающиефакторыосновныхАХОВиспособызащитыотних:уметьпользоватьсяСИЗ, выполнятьсвоиобязанностивусловияхзаражениявоздухаиместности.

Задачиподготовкипосвязи:знатьштатнуютехникусвязи,требованиябезопасностисвязи,режимасекретности,порядокустановлениясвязи,правилаведениярадиообмена,устанавливатьустойчивуюсвязьвразличнойобстановке,проводитьтехническоеобслуживаниесредствсвязи,устанавливатьрадиосвязьвзонахзаражения.

Задачи подготовки по топографии: научиться ориентироваться на местности, производить измерения на ней.

Задачитактико-специальнойподготовки:знатьпоражающиефакторыЧСтехногенногоиприродногохарактеранасредуобитаниячеловека;основыорганизацииПСС,ПСФитребования,предъявляемыекспасателям;приемыиспособыпоискапострадавших,оказанияимпервоймедицинскойпомощи

Аттестация аварийно-спасательных служб и формирований.-. определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач. Аттестации подлежат: профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащённость аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работДля оценки уровня готовности ПСС, АФС и спасателей к работе в условиях ЧС в Российской Федерации введена их аттестация, которая проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г., №1091.Основные задачи аттестации спасательных служб и спасателей:

-проверка степени готовности и возможности привлечения АСС, FCA к выполнению АСДНР в ЧС;-проверка уровня знаний, профессиональной выучки, медицинской и противопожарной подготовки, физической, психологической моральной готовности и состояния здоровья спасателей;-проверка оснащенности техникой, имуществом и снаряжением аттестуемых для решения ими задач по предназначению;-проверка возможности и способности образовательных учреждений качественно решать задачи подготовки спасателей.

Порядок проведения аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя:Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и обучения по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3года.Спасатели АСС (АСФ), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам, допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя АСС (АСФ) в аттестационную комиссию.Спасатели, не входящие в состав АСС (АСФ), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем АСР проводится по инициативе руководителя АСС (АСФ) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.Гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов АСР, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован.

18. Общая характеристика очага поражения при землетрясении. Возможные осложняющие факторы при проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий землетрясения. Общая характеристика и этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий землетрясений.

Землетрясения, являются самыми разрушительными стихийными бедствиями, занимающими одно из первых мест среди других бедствий по числу погибших людей, объему и тяжести разрушений, а также по величине материального ущерба. Для всех типов землетрясений основными поражающими факторами являются сейсмические волны. Они подразделяются на гипоцентральные (продольные и поперечные) и поверхностные (волны Релея и Лява) [4].

Очаг поражения (зона чрезвычайной ситуации) - это территория или аква­тория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуа­ции происходит поражение людей, нарушаются условия безопасности жизне­деятельности или наносится материальный ущерб объектам экономики и окру­жающей природной среде. Из многочисленных очагов поражения, возникаю­щих в результате различных стихийных бедствий, наиболее значительными по масштабам последствий являются очаги, образующиеся при землетрясениях. Очагом поражения при землетрясении называется территория, в пределах ко­торой произошли массовые разрушения и повреждения зданий, сооружений и др. объектов, сопровождающиеся поражениями и гибелью людей, животных и растений. Очаги массового поражения возникают обычно в районе земле­трясения, где его интенсивность 7-8 баллов и более. Большинство зданий полу­чают средние и сильные разрушения.

В районе землетрясения может быть один или несколько очагов пораже­ния. Очаги поражения при землетрясениях по характеру разрушений зданий и сооружений можно сравнить с очагами ядерного взрыва. Оценка возможных масштабов разрушения при землетрясении может быть проведена аналогично оценки разрушений ядерного взрыва, а в качестве критерия берется максималь­ная интенсивность землетрясения в баллах. Сейсмические волны могут быть продольные и поперечные.

Очаг землетрясения (гипоцентр землетрясения), обычно расположен на глу­бине А от 8 до 65 км. Если глубина очага землетрясения h неизвестна, то ее принимают равной 20 км. Эпицентром землетрясения называется проекция гипо­центра (очага землетрясения) на поверхность Земли.

Землетрясения могут быть природного и техногенного характера. Основ­ные характеристики землетрясения: магнитуда М - это амплитуда горизонталь­ного смещения, измеряемая по 9 бальной шкале Рихтера; интенсивность J ка­чественный показатель последствий землетрясения, оценивается по 12 бальной шкале MSK; энергия землетрясения Е, оценивается в джоулях (Дж).

В очаге поражения образуется четыре зоны: полных (избыточное давление АРф = 50кПаи более), сильных (АРФ=30...50 кПа), средних (АРФ = 20...30 кПа), сла­бых разрушений (ЛРф=10...20кПа).

Характер и степень ожидаемых разрушений могут быть определены для различных значений интенсивности землетрясения в баллах и соответствующих им значений избыточного давления в кПа (табл. 15.2).

Основные характеристики землетрясения можно рассчитать по формулам в зависимости от магнитуды [24].

Магнитуда — это логарифм амплитуды максимального смещения грунта в мм на расстоянии 100 км от эпицентра землетрясения.

Сложность спасения людей в условиях землетрясения обусловлена внезапностью его возникновения, трудностями ввода сил и развертывания поисково-спасательных работ в зоне массовых разрушений; наличием большого количества пострадавших, требующих экстренной помощи; ограниченным временем выживания людей в завалах; тяжелыми условиями труда спасателей. Ведь очаг поражения землетрясением в общем случае характеризуется: разрушением и опрокидыванием зданий и сооружений, под обломками которых гибнут люди; возникновением взрывов и массовых пожаров, происходящих в результате производственных аварий, замыканий в энергетических сетях и разгерметизации емкостей для хранения воспламеняющихся жидкостей; образованием возможных очагов заражения АХОВ; разрушением и завалом населенных пунктов в результате образования многочисленных трещин, обвалов и оползней; затоплением населенных пунктов и целых районов в результате образования водопадов, подпруд на озерах и отклонения русел рек.

Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений включают:
поиск пострадавших;
деблокирование пострадавших из завалов строительных конструкций, замкнутых помещений, с поврежденных и разрушенных этажей зданий и сооружений;
оказание пострадавшим первой медицинской и первой доврачебной помощи;
эвакуацию пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункты сбора пострадавших или в медицинские пункты;
эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы;
проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

 

19. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и торфяными пожарами. Способы локализации и ликвидации лесных и торфяных пожаров.

Лесной пожар – стихийное (неуправляемое) горение, распространившееся на лесную площадь, окруженную негорящей территорией. В лесную площадь, по которой распространяется пожар, входят и открытые лесные пространства. К одному пожару относится вся пройденная огнем площадь, окруженная негорящей в данный момент территорией.

Торфяной пожар – это горение торфяного болота, осушенного или естественного, при перегреве его поверхности. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются: • неосторожное обращение с огнем туристов, охотников, рыбаков, грибников и других лиц при посещении лесов (костер, непогашенный окурок, не затушенная спичка, искры из глушителя автомобиля и т.д.) – 50–60 %;
• весенние и осенние неконтролируемые сельхозпалы (выжигание сухой травы на сенокосах, отгонных пастбищах, а также стерни на полях) – до 15-20 %;
• нарушение правил пожарной безопасности лесозаготовителями – до 20 %;
• грозовые разряды – до 10–20 %.

Пространственное распределение лесных пожаров носит случайный характер, а их периодичность определяется цикличностью атмосферных процессов, длительностью пожароопасных сезонов и повторяемостью засушливых периодов. В зависимости от того, в каких элементах леса распространяется огонь, лесные пожары принято подразделять на низовые (составляют по количеству до 90 %), верховые и подземные (почвенные). В свою очередь, низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и беглыми

Параметры пожара Значения показателей силы пожара
  Слабого Среднего Сильного
Низовой пожар
Скорость распространения огня, м/мин. До 1 1 – 3 более 3
Высота пламени, м до 0,5 0,5 – 1,5 более 1,5
Верховой пожар
Скорость распространения огня, м/мин. До 3 3 – 100 более 100
Подземный пожар
Глубина прогорания, м До 25 25 – 50 более 50

Устойчивый низовой пожар распространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, подлесок, валежник) с малой скоростью (до 0,5 м/мин), охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни.При беглом низовом пожаре сгорает живой и мертвый напочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подрост и подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется с повышенной скоростью (более 0,5 – 1 м/мин.) и высотой пламени, обходя места с повышенной влажностью покрова.Для низового пожара характерна вытянутая форма пожарища с неровной кромкой. Цвет дыма светло-серый, скорость распространения низовых пожаров против ветра в 6–10 раз меньше, чем по ветру. В ночное время скорость распространения пожара меньше, чем днем. При изменении направления ветра усложняется определение формы пожара – его основных элементов фронта, тыла, флангов. В таких случаях, особенно когда пожар принял большие размеры, возможно окружение огнем людей в лесу.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА-СТАДИЯ тушения пожара,на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распростронение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА-стадия тушения пожара,на которой прекращено горение и устранены условия для самопроизвольного возникновения.

Ликвидация пожара состоит из остановки пожара, его локализации, дотушивания и окарауливания. Ликвидацию массовых лесных и торфяных пожаров зачастую осложняют труднодоступность районов тушения и удаленность их от источников водоснабжения, нерациональность, а порой и невозможность привлечения автотранспорта для доставки воды. В то же время для осуществления противопожарных мероприятий потребность в ней может достигать нескольких тысяч тонн в сутки.Успех борьбы с лесными и торфяными пожарами во многом зависит от их своевременного обнаружения и быстрого принятия мер по их ограничению и ликвидации.В настоящее время наиболее распространенными способами тушения лесных пожаров являются захлестывание кромки, тушение грунтом, водой, химикатами, а также удаление горючих материалов с помощью отжига, взрыва или механическими средствами.При небольшом пожаре следует приступить к его тушению.

Самый распространенный и простой способ тушения пожара – захлестывание огня на кромке. Для захлестывания чаще всего используются зеленые ветви и молодые деревца (лучше хвойных пород). При захлестывании огонь именно захлестывают, то есть бьют по горящей кромке резкими, скользящими ударами, стараясь не только сбивать пламя, но одновременно и сметать угли на выгоревшую площадь. Этот способ при слабых низовых пожарах оказывается достаточно эффективным.

Следующий по значению способ – тушение грунтом, потому что грунт в лесу всегда под рукой. С помощью лопат, на легких песчаных почвах, можно тушить низовой пожар даже средней силы. Попадая на кромку пожара, грунт не только сбивает пламя, но и прекращает горение, охлаждая горючие материалы и лишая их доступа кислорода. Именно такой способ тушения зачастую решает исход поединка с огнем.

Тушение водой это способ, который использует против пожаров сама природа: все вспышки крупных пожаров завершаются проливными дождями. Вода является прекрасным огнетушащим средством, но в отличие от грунта ее приходится доставлять, и порой издалека. Воду подают по шлангам, привозят в автоцистернах, сбрасывают с вертолетов и самолетов.

Лесные горючие материалы, особенно подстилка и торф, когда сильно высохнут, плохо смачиваются водой. Отсюда один из путей экономии воды – повышение ее свойств. С этой целью в воду добавляются различные химикаты. Заменить химикатами при тушении пожара воду полностью невозможно. Химикаты легко гасят пламя в зоне горения, но они не в состоянии потушить угли. Удельная теплоемкость углей очень велика и лучшее вещество для их охлаждения – вода. Правда, случаются пожары, при которых угли практически не образуются – беглые низовые. Но кромка у них легко захлестывается, и тратить на ее погашение химикаты просто не имеет смысла. В использовании химикатов можно пойти и по другому пути: совсем не гасить пламя и угли, а обрабатывать только горючие материалы перед кромкой пожара, делая их не горючими. Но для получения высокого эффекта химикат должен быть распределен по поверхности равномерно. Сделать это можно, лишь смешав химикат с каким-либо наполнителем, например с водой. Но воду, если она есть можно использовать и без химикатов. К тому же различного рода химикаты очень дороги.

Существуют и другие способы тушения пожаров – путем удаления или уничтожения горючего лесного покрова. Для минерализации грунта в удалении его от фронта пожара или в качестве профилактической меры широко применяются тракторные плуги.

Применяется также и отжиг. Отжиг – это операция по выжиганию напочвенного покрова с целью остановки или предотвращения пожара. Его делают от опорной линии в виде узкой (40 сантиметров) минерализованной полоски, тропы, дороги, ручья. Полосу, прилегающую к опорной линии со стороны пожара, очищают от хлама. Отжиг начинают заблаговременно, не дожидаясь подхода пожара, при этом стараются, чтобы горение было слабым и не в коем случае не переходило в кроны.

Торфяные пожары охватывают большие площади и трудно поддаются тушению, особенно больших пожаров, когда горит слой торфа значительной толщины. Главным способом тушения подземного торфяного пожара является окапывание горящей территории торфа оградительными канавами. Канавы копают шириной 0,7— 1,0 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод. При проведении земляных работ широко используется специальная техника: канавокопатели, экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, другие машины, пригодные для этой работы. Окапывание начинается со стороны объектов и населенных пунктов, которые могут загореться от горящего торфа. Сам пожар тушат путем перекапывания горящего торфа и заливки его очень большим количеством воды, поскольку торф почти не намокает. Для тушения горящих штабелей, караванов торфа, а также тушения подземных торфяных пожаров используется вода в виде мощных струй. Водой заливают места горения торфа под землей и на поверхности земли.

Все приемы и методы борьбы с лесными пожарами делятся на активные и пассивные. Активные методы обязательно предусматривают активное воздействие на кромку пожара, как непосредственное, так и косвенное. Непосредственное тушение целесообразно лишь тогда, когда по близости имеется достаточно воды или горение на кромке такое слабое, что его можно захлестать или забросать почвой. Во всех остальных случаях предпочтительнее косвенное тушение – отжиг.

Большое значение для уменьшения последствий стихийных бедствий имеет своевременное оповещение о них населения, что позволит принять необходимые меры по защите людей и материальных ценностей. В зависимости от характера стихийного бедствия и условий его возникновения, население оповещается о нем штабом ГО по всем возможным каналам связи - радиовещанию, телевидению и с помощью звуковых сигналов.

 

Поражающие факторы при наводнениях и катастрофических затоплениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений.

НАВОДНЕНИЕ – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п.Катастрофическое затопление - гидрологическое явление, возникающее вследствие повреждения или прорыва крупного гидротехнического сооружения, сопровождаемое образованием волны прорыва, значительным затоплением местности, повреждением и разрушением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде, а также возникновением реальной угрозы массовой гибели людей и сельскохозяйственных животных.

Основными поражающими факторами наводнений являются затопление местности, населенных пунктов, объектов экономики и угодий высоким уровнем воды и на длительное время; низкая температура воды, ограничивающая выживание людей и животных в этих условиях; быстрое течение воды, вызывающее разрушение и повреждение зданий, сооружений, коммуникаций, технологических систем, порчу материальных средств, загрязнение гидросферы, почвы,
Основным поражающим гидродинамическим фактором катастрофических затоплений, возникающих при прорыве напорного фронта гидротехнических сооружений, является образующаяся при этом волна прорыва и последующее катастрофическое затопление поймы и прибрежных участков местности, нередко сопровождающееся возникновением вторичных поражающих факторов: пожаров - вследствие обрыва и замыкания электрической сети; оползней и обвалов - вследствие размыва; инфекционных заболеваний людей. Основными параметрами поражающих факторов волны прорыва являются ее высота и скорость потока.
Критическими значениями параметров волны прорыва, при превышении которых возможна массовая гибель людей и животных, оказавшихся в зоне ее прохождения, являются: глубина потока свыше 1,5 м и скорость потока более 1,5 м/сек.
Опасными параметрами потока воды, при которых возможны случаи гибели и тяжелого поражения людей, являются глубина потока более 1,0 м и скорость потока, равная 0,7 м/сек и более.
Для наводнений со скоростью потока воды менее 0,7 м/сек криг тическим параметром потока, при котором возможна гибель людей, принимается глубина потока 1,5 м.
Помимо воздействия на людей непосредственно водного потока угрозу для их жизни и здоровья представляют аспирация воды (попадание ее в дыхательные пути человека); длительное пребывание в холодной воде; нервно-психическое напряжение, а также нарушение нормального функционирования жизненно важных органов, что приводит к возникновению различных заболеваний.

Температура воды, °С Длительность выживания, ч
в спасательном жилете в обычной одежде
+15 … 20 до 12 до 5-6
+10 … 15 6 2-3
+4 … 10 3 0,5-1
+2 … 4 1,5 10-15 мин
ниже +2 менее 45 минут 2-3 мин

Характер поражения людей, объектов экономики, сельскохозяйственных животных и объемы аварийно-спасательных работ зависят от типа и масштаба чрезвычайной ситуации, интенсивности ее развития, параметров поражающих факторов, от заблаговременности предупреждения населения об опасности и принятых мерах по его защите, а также от степени подготовки данной территории и объектов к защите от этого вида чрезвычайной ситуации.
При низких наводнениях возможно кратковременное блокирование людей, проживающих в зданиях, расположенных в низменных местах, а также сельскохозяйственных животных. Возможны повреждения зданий, дорог, дорожных сооружений и линий связи на направлениях течения основных потоков; как исключение - гибель отдельных людей и животных.
При высоких наводнениях возникает необходимость проведения частичной эвакуации населения и сельскохозяйственных животных из населенных пунктов, расположенных на направлениях распространения основных потоков и в низменных местах. Возможно блокирование групп населения на отдельных участках местности, в населенных пунктах, отрезанных от незатапливаемой территории потоками воды, а также в отдельно стоящих затопленных и полузатопленных зданиях и сооружениях; повреждение отдельных зданий, сооружений, участков дорог, дорожных сооружений, линий связи и энергоснабжения; возникновение вторичных поражающих факторов в результате повреждения энергосистем. Не исключается гибель людей, попавших в сложные условия обстановки, и сельскохозяйственных животных, которых не успели вывезти из зоны затопления. Требуется проведение аварийно-спасательных работ и мероприятий по защите от затопления отдельных объектов экономики и дорожных сооружений.
При выдающихся наводнениях требуется проведение массовой эвакуации населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из зон затопления. Блокируются большие группы населения на участках местности и в населенных пунктах, отрезанных потоками воды от незатапливаемой территории, а также в полузатопленных зданиях и сооружениях. Происходит повреждение зданий и сооружений, разрушение значительных участков дорог, дорожных сооружений, линий связи и электролиний. Возможна гибель людей, попавших в сложные условия обстановки, и сельскохозяйственных животных. Требуется проведение больших объемов аварийно-спасательных работ и мероприятий по жизнеобеспечению блокированного населения, а также значительного объема работ по защите важных объектов экономики и коммуникаций.
При катастрофических затоплениях характер поражения людей и объектов экономики, а также объемы аварийно-спасательных работ зависят от заблаговременности предупреждения населения об угрозе затопления, принятых мер защиты, удаления от аварийного гидротехнического сооружения, параметров волны прорыва и продолжительности последующего затопления в данном створе.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях должны вестись непрерывно, днем и но чью, в любую погоду и обеспечить спасение пострадавших в сроки, не превышающие времени наступления опасных для жизни физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в данных условиях.

Аварийно-спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:
поиск пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и их спасение; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Другие неотложные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:
укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
сооружение водоотводных каналов;
ликвидацию зажоров и заторов;
оборудование причалов для спасательных средств;
мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений;
восстановление энергоснабжения;
локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Непрерывность и эффективность ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается: организацией работ в короткие сроки и созданием группировки сил, соответствующей сложившейся обстановке; сосредоточением основных усилий на участке (объектах), где находится
наибольшее количество пострадавших, там, где им угрожает наибольшая опасность; выбором способов и технологий выполнения работ, обеспечивающих наиболее эффективное использование возможностей спасателей; твердым и устойчичивым управлением действиями спасателей, своевременным уточнением задач и маневром силами и средствами соответственно складывающейся обстановке; оказанием своевременной медицинской помощи пострадавшим; полным и всесторонним обеспечением аварийно-спасательных работ необходимыми материально-техническими средствами; организацией жизнеобеспечения спасателей и режима их работы, соответствующего конкретной обстановке.

Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы при ликвидации ЧС. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при авариях на железнодорожном транспорте.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием условий, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Содержаниеаварийно-спасательныхработ:

- ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
- локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
- розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
- вывод (вывоз) населения в безопасные районы;
- санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия и воды.
В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.
другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Цели других неотложных работ:

создание условий для проведения спасательных работ;
предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.
Содержание других неотложных работ:
· прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
· локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
· укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
· ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
· обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Особенности ликвидации последствий аварий
на железнодорожном транспорте
Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:• большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава – около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны – 80–100 тонн);
• высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;
• наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);
• наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);
• влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
• многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации аварий на железнодорожном транспорте включают:

• сбор информации, разведку и оценку обстановки;
• определение границ опасной зоны, её ограждение и оцепление;
• проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;
• ликвидацию последствий аварии (локализация источника чрезвычайной ситуации, тушение пожара и др.);
• аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях. При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:• проникновение в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
• поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;
• оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15–20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5–6 т) и смазочных материалов (1,5–2 т).В случаях, когда пассажирские поезда оказываются заблокированными снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой, задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, их освобождению и оказанию им помощи.

При спасении пострадавших в аварии при перевозке опасных грузов проводятся:

• разведка и оценка обстановки, определение границы опасной зоны и её ограждение;
• локализация и ликвидация последствий поражающих факторов;
• поиск пострадавших, обеспечение их средствами индивидуальной защиты и эвакуация из опасной зоны;
• оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
• контроль содержания опасных веществ в воздухе, воде и почве.

При горении цистерн с горючими жидкостями

необходимо немедленно организовать их тушение. В случае угрозы перекидывания огня на соседние составы или транспортные средства, горящие цистерны отводят в безопасное место, одновременно охлаждая и защищая соседние вагоны. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность взрыва. При горении паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны закрывают крышку или набрасывают на нее кошму под защитой пожарных стволов.

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной и абсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.

Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из укрытия. Если нельзя ликвидировать факел горящего газа, то допускается его свободное выгорание.

В случае утечки и пролива химически опасных веществ ХОВ проводится локализация и обеззараживание источников химического заражения, следующими способами:

• при обеззараживании облаков ХОВ – постановка завес с использованием нейтрализующих растворов или рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;
• при локализации пролива ХОВ – обвалование пролива, сбор жидкой фазы ХОВ в приямки-ловушки; засыпка пролива сыпучими сорбентами; снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива пленкой; разбавление пролива водой;
• введение загустителей;
• при обезвреживании (нейтрализации) пролива ХОВ – заливка нейтрализующим раствором или разбавление пролива водой с последующим введением нейтрализаторов; засыпка сыпучими нейтрализующими веществами или твердыми сорбентами с последующим выжиганием; снижение пролива и грунта, загущение с последующим вывозом и сжиганием.

В случае возникновения очага биологического поражения при аварии на железнодорожном транспорте:• проводится бактериохимическая разведка и индикация бактериальных средств;
• устанавливается карантинный режим и обсервация;
• проводится санитарная экспертиза и контроль зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, их обеззараживание;
• осуществляются противоэпидемические, санитарно-гигиенические, лечебно-эвакуационные мероприятия.

При организации и проведении мероприятий по ликвидации очага биологического заражения необходимо учитывать: способность бактериальных средств вызвать массовые инфекционные болезни; способность некоторых микробов и токсинов сохраняться длительное время во внешней среде; наличие и продолжительность инкубационного периода; сложность лабораторного обнаружения возбудителя и длительность определения его вида; необходимость применения средств индивидуальной защиты.В случае радиоактивного загрязнения территорий и технических средств основными мероприятиями по ликвидации их последствий являются:

• локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения;
• дезактивация загрязненной территории и технических средств;
• сбор и захоронение радиоактивных отходов;
• выявление людей, подвергшихся радиоактивному облучению, их медицинское обследование санитарная обработка.Работы в опасной зоне должны выполняться при условии постоянного дозиметрического контроля.Время пребывания спасателей в опасной зоне зависит от мощности эквивалентной дозы облучения и определяется в каждом конкретном случае.Зараженная одежда, обувь, личные вещи направляются на дезактивацию или захоронение.

Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы при ликвидации ЧС. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при авариях на внутреннем водном транспорте.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием условий, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Содержаниеаварийно-спасательныхработ:

- ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
- локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
- розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
- вывод (вывоз) населения в безопасные районы;
- санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия и воды.
В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.
другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Цели других неотложных работ:

создание условий для проведения спасательных работ;
предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.
Содержание других неотложных работ:
· прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
· локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
· укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
· ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
· обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

1. По отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества спасатель обязан:осуществлять спасательные операции с должной заботой;при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства;соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.2. По отношению к спасателю капитан находящегося в опасности судна и его владелец или владелец находящегося в опасности другого имущества обязаны:в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.

Особенностями аварий на воде являются: большое разнообразие транспортных средств по назначению, эксплуатационным характеристикам и скорости движения; воздействие водной стихии; большой объем одновременно транспортируемых опасных и вредных веществ; нахождение аварийных судов на значительном расстоянии от аварийно-спасательных служб. К аварийно-спасательным службам, привлекаемым к ликвидации последствий аварий на водном транспорте, относятся: аварийно-спасательные, поисково-спасательные, поисковые и спасательные службы, формирования, команды и подразделения, специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке. Основными причинами аварий на водном транспорте являются: потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем; потеря судном плавучести; столкновение с другим судном или препятствием (рифы, подводные скалы, платформы, айсберги); пожары и взрывы; вытекание на поверхность воды из судна, потерпевшего крушение, горюче-смазочных продуктов и ХОВ. Терпящее бедствие судно может находиться на поверхности воды, сесть на мель, быть выброшенным на берег, затонуть.

Для каждой конкретной операции поиска и спасания должен быть назначен координатор поисково-спасательной операции. Поскольку операция может продолжаться в течение длительного времени, то в целях единоначалия назначенный координатор должен оставаться руководителем операции до её завершения или если становится очевидной бесполезность дальнейших усилий.

В функции координатора входит: получение и оценка всех данных об аварии; определение типа аварийного оборудования, имеющегося на борту пропавшего без вести или терпящего бедствие плавучего средства; информация средств, участвующих в операции, о состоянии моря и погоды; получение данных о перемещении и местоположении судов, следующих в возможных районах поиска; нанесение на карту района поиска и принятие решения о методах' и средствах, подлежащих использованию при поиске и спасанию; составление подробного плана проведения операции, назначение командира на месте действия, отправка сил и средств поисково-спасательных служб и предписание частот связи на месте поиска; информирование руководителя спасательно-координационного центра о принятом решении относительно плана действий; координация операции с соседними спасательными службами; проведение инструктажа; организация поставки снабжения пострадавшим; регистрация в хронологическом порядке записи действий при поиске и спасании; передача сообщений для соответствующих властей и владельцев пропавшего или терпящего бедствия судна; подготовка заключительного отчета о результатах операции.

Аварии получают широкую огласку, поэтому во время операции требуется установление определенного контакта между участниками операции, органами исполнительной власти, прессой и общественностью.

Капитан корабля (судна, летательного аппарата, или группы судов), прибывший первым в район проведения операции, обычно принимает на себя функции руководителя операции на месте действий и выполняет их до тех пор, пока его не освободят и передадут управление назначенному руководителю.

Выбор сил и средств службой поиска и спасания должен обеспечивать возможность быстрого прибытия спасательных сил к месту бедствия для выполнения следующих задач: проведение поиска морскими и авиационными средствами; оказание помощи людям, находящимся на горящем судне; спасение оставшихся в живых людей; доставка людям, терпящим бедствие, аварийного снаряжения морскими и авиационными средствами; помощь самолетам, совершившим посадку на воду и т.п.

Самолеты и вертолеты используются для доставки к месту бедствия аварийного снаряжения, спасательных команд и медицинского персонала, а также для наведения других средств к месту аварии и ретрансляции сообщений.

Морскими средствами, пригодными для операций поиска и спасания, могут быть: государственные спасательные суда, обеспечивающие безопасность торговых и рыболовных судов, военные корабли, малые суда.

Основой успеха поисково-спасательной операции на воде является минимально короткое время, в которое она спланирована и осуществляется, т.к. в каждом аварийном случае есть пострадавшие, которые нуждаются в помощи и вероятность выживания их уменьшается с течением времени. Опыт показал, что вероятность выживания потерпевших уменьшается в среднем на 80 % за первые 24 часа после аварии. Поэтому средства спасания должны быть направлены на: возможно быстрое определение местонахождения потерпевших, оказание им помощи и спасания; использование любых мер, которые могут предпринять для своего спасания сами потерпевшие, пока они еще в состоянии сделать это.

Учитывая, что транспортные аварии, нередко с тяжелыми последствиями, происходят достаточно часто, обуславливая возникновение чрезвычайных ситуаций, мероприятия по их предупреждению и ликвидации должны достаточно полно и тщательно отражены в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в подсистемах и звеньях РСЧС.

Date: 2016-05-24; view: 1444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию