Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связь психодиагностики с другими науками
Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений. 2. Проблемы и задачи психодиагностики на современном этапе развития общества. В самом общем виде психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин "психодиагностика", распространившийся в психиатрии вслед за появлением работы Г.Горшаха "Психодиагностика" (Rorschach H. 1921), довольно быстро вышел за пределы медицины. Термин "диагноз" начал пониматься как распознование любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие психодиагностики распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп. Диагностическое исследование (точнее-обследование) обладает тем не менее важной характеристикой, отличающей его от научного исследования. Развитие этой области знания в нашей стране шло неравномерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х годов оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемому, непрофессиональному и расширительному использованию тестов. В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы. Большую работу в этом направлении проводит научный коллектив Ленинградского психоневрологического института им.В.М.Бехтерева. Задачами психодиагностики являются: 1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых; 2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности (подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность); 3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей; 4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств; 5. изучение коллектива, класса, группы; 6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов; 7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества; 8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей; 9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу; 10. обоснование путей демократизации; 11. определение состояния развитости того или иного качества; 12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий; 13. определение перспективы развития того или иного качества; 14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы; 15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей; 16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы; 17. выработка рекомендации для индивида или группы; 18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности. 19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию; 20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей. Задачи психологической службы: 1. формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении; 2. обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; 3. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; 4. психолого-педагогическое изучение детей; 5. профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии; 6. социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии; 7. оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; 8. консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата. Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям: 1. психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; 2. своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя: 1. адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период; 2. обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов к школе; 3. определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции; 4. подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются; 5. проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации; 6. предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания; 7. создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми. педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем. Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды. 3. Социальные и этические требования разработчикам и пользователям психодиагностических тестов. При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональных этических принципов: 1. Ответственность – необходимость отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности используемых методик; 2. Компетентность – владение методологией, теорией психологии и психодиагностики, практическими и методологическими умениями и навыками; 3. Этическая и юридическая правомочность психологического исследования – соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям; 4. Конфиденциальность – хранение профессиональной тайны, неразглашение информации, полученной в ходе психодиагностического исследования; 5. Благополучие респондента – соблюдение правил добровольности участие в тестировании и информирование его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психодиагностического исследования; 6. Морально-позитивный эффект обследования – принцип “Не навреди”; использование результатов обследования в целях личностного и профессионального роста человека; 7. Профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии. Date: 2016-05-23; view: 4822; Нарушение авторских прав |