Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экзистенциальная психология (И. Ялом). 4 page
Первый вариант решения этой задачи принадлежал французскому психологу Альфредд Бине (1857- 1911), основателю первой во Франции психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили две его дочери). Однако вскоре по заданию правительственных органов он стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, неленивых, от тех, кто страдает врожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии Вильям Штернввел понятие "коэффициент интеллекта"(англ. Ай-Кью). Данный коэффициент соотносил "умственный" возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (когда "умственный" возраст ниже хронологического), либо одаренности (когда "умственный" возраст превосходит хронологический). Это направление под именем тестологии стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой. Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии (а не чисто эмпирически) решать вопросы обучения, отбора кадров, профпригодности и др. Достижения экспериментального и дифференциального направлений, наиболее ярко воплощенные в творчестве названных исследователей, но ставшие возможными благодаря работе всего поколения молодых профессионалов, подспудно и неотвратимо изменяли предметную область психологии. Это была иная область, чем очерченная в теоретических схемах, от которых психология начинала свой путь в качестве науки, гордившейся своей самобытностью. Предметом анализа служили не элементы и акты сознания, никому неведомые, кроме субъекта, изощрившего свое внутреннее зрение. Им стали телесные реакции, изучаемые объективным методом. Выяснилось, что их связи, носившие в прошлом имя ассоциаций, возникают и преобразуются по особым психологическим законам. Их открывает эксперимент в сочетании с количественными методами. Для этого нет необходимости обращаться ни к физиологии, ни к показаниям самонаблюдения. Что же касается объяснительных принципов, то они черпались не в механике, снабжавшей психологическую мысль в течение трех веков принципом причинности, а в дарвиновском учении, преобразовавшем картину организма и его функций.
18. Социально-когнитивные теории личности (А. Бандура, Д. Роттер). Методы исследования Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено двумя персонологами - Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером. Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека. Основная теоретическая концепция Бандуры - моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами - процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации. Истолкование Бандурой подкрепления в научении через наблюдение также отражает его когнитивную ориентацию. В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две функции - информативную и побудительную. Далее Бандура подчеркивает роль косвенного подкрепления, то есть наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления, когда люди подкрепляют свое собственное поведение. Саморегулирование, или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придается основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Бандура также рассматривает вопрос, почему люди наказывают себя. В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем. Хотя Бандуру часто характеризуют как умеренного бихевиориста, его основные положения предполагают взгляд на человека, отличный от того, которого придерживаются традиционные бихевиористы, особенно Скиннер. Социально-когнитивная теория отражает: - строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и познаваемости; - умеренную приверженность элементализму; - среднюю позицию по положениям свобода-детерминизм, субъективность-объективность и проактивность-реактивность. Положение гомеостаз - гетеростаз не применимо к позиции Бандуры, так как его концепция мотивации не позволяет прибегнуть к анализу такого типа. Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточно фактов в ее поддержку. В этой главе были представлены исследования, касающиеся кратко- и долговременных воздействий насилия, показываемого по телевидению, на агрессивность зрителей. Также были обсуждены исследования, касающиеся изменения самоэффективности при помощи терапевтического вмешательства в качестве стратегии для снижения проблем поведения, связанных со страхом и тревогой. В разделе, посвященном прикладному применению социально-когнитивных концепций, был рассмотрен феномен самоконтроля. Были описаны пять основных шагов, включенных в поведенческий самоконтроль, - определение изменяемого поведения, сбор основных данных, разработка программы самоконтроля, выполнение и оценка программы самоконтроля и завершение программы самоконтроля - наряду с примерами, показывающими, как самоконтроль может быть осуществлен в жизни человека. Теория социального научения Джулиана Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. В частности, Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу прогноза. Формула показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления. Роттер использует более общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. Концепции потребности, потенциала потребности, ценности потребности, свободы деятельности (включая минимальную цель), с точки зрения Роттера, позволяют более точно прогнозировать реальное поведение в жизни, чем это можно сделать с помощью основной формулы. Основным конструктом в социально-научающей теории Роттера является локус контроля, или обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Измерение локуса контроля обсуждалось в терминах "Шкалы интернальности-экстернальности" Роттера, и были отмечены определенные поведенческие характеристики, связанные с индивидуальными различиями по этой шкале.
19. Нейротипические особенности человека (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, П.В. Симонов, Е.П. Ильин). Свойства НС - это устойчивые особенности НС, влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. Они не предопределяют его соц. ценность, не обуславливают непосредственно содержательную сторону психики, а являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой одни формы поведения формируются легче, а другие - труднее. Понятие о свойствах НС ввел Павлов. Свойства НС – природные, врожденные особенности НС, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека) (Павлов, Теплов). Исследуя условные рефлексы животных И.П.Павлов выделил, 3 основных свойства НС: 1)сила/слабость - способность НС выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется работоспособностью и выносливостью нервных клеток. 2)уравновешенность - соотношение процессов возбуждения и торможения 3)подвижность/инертность - скорость возникновения или изменения нервных процессов. Дальнейшие исследования вели Б.М. Теплов и В.Д.Небылицын. Они расширили сферу диагностики в поисках коррелят в сфере сенсомоторики, вегетативных реакций, показаний электроэнцефалограмм. Они разделили свойство подвижности на: 1)собственно подвижность - скорость изменения условного рефлекса и 2)лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Они ввели и еще 2 свойства - динамичность - легкость генерации процесса возбуждения или торможения т.е. на сколько быстро реагирует организм и пластичность/ригидность - гибкость, легкость и приспособляемость НС к новым условиям. Уравновешенность Небылицын счел производной величиной - баланс каждого свойства в отношении процессов возбуждения и торможения. Тип определяется как комбинация свойств на основе базовых (сила/слабость, уравновешенность, подвижность) и производных характеристик. Теплов: "Тип высшей нервной деятельности (соответствующий темпераменту) есть комплекс врожденных, природных свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности); его можно назвать "генотипом". Тип высшей нервной деятельности ("генотип", темперамент) следует отличать от "характера", "фенотипа" или "склада" высшей нервной деятельности, который есть сплав из черт типа и тех черт, которые приобретены за время индивидуального существования человека или животного" Особенности нервной системы – степень выраженности ее свойств. Свойство нервной системы – сила (есть у всех).Типологические особенности: слабая НС – сильная НС. Сила нервной системы рассматривалась как "единое" свойство, характеризуемое способностью клеток больших полушарий сохранять работоспособность. В этом свойстве выделялись две стороны: "работоспособность в узком смысле", т.е. способность длительно выдерживать концентрированное возбуждение, не обнаруживая запредельного торможения, способность запредельного торможения в ответ на действие единичного, но для данных условий (например, повышенная возбудимость в результате приема кофеина) чрезмерно сильного раздражителя. Теплов: выдвинул идею парциальных свойств НС – парциальные свойства характеризуют функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, а общие – функционирование передних (лобных) зон мозга (по Русалову общие свойства НС определяют общемозговые нейрофизиологические особенности, т.е. существует иерархия: парциальные подчиняются общемозговым) В.Д.Небылицыным был поставлен вопрос об "общих" и "частных" свойствах (1957). Вопрос этот ранее обсуждался Б.М.Тепловым. Работа Небылицына дала факты, указывающие на возможность межанализаторных различий в степени силы нервной системы. Из 25 испытуемых у 7 было обнаружено явное расхождение силовых характеристик в слуховом и зрительном анализаторах. "Отсюда можно заключить, что термин "сила нервной системы" должен употребляться с указанием на то, какие анализаторы он характеризует".Нейротипические особенности характеризуются: На фоне внутригруппового сходства – межгрупповые различия Обладают устойчивостью проявления в состоянии покоя (измеряются при колебании текущих состояний) Особенности генетически обусловлены (Павлов, Теплов) Влияют на различные сферы личности (поведение, деятельность, общение
20. Общий адаптационный синдром Г. Селье и теории психологического стресса. Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно. Он используется в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках. В силу этого представление о стрессе необычайно расплывчато и многозначно, и в литературе встречается множество путаных и противоречивых определений и формулировок, поэтому необходимо определить, чем не является стресс. Стресс — это не просто нервное напряжение (хотя нервное напряжение тоже стресс). Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели сына, испытывает страшное потрясение. Если окажется, что сообщение было ложным, и если сын неожиданно войдет в комнату, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым. Многие неспециалисты и даже некоторые исследователи феномена стресса склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессогенны-ми являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, авария, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и т. д.). П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), то есть несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке. По Р. Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде. Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречается описание таких стрессов, как стресс межличностный, стресс достижений, индустриальный, боевой, информационный, мотивационный и др. По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды: • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.; • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу. В принципе, состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество. Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса: • первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги; • вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления; • третья стадия — стадия истощения. На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи». По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета). Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. Так, психолог О. Мик-шик выделял различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях: • один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор); • другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т. д.); • третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам; например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя). Теории стресса Чтобы иметь более глубокое представление о том, что такое стресс, не достаточно познакомиться с одной основной/более популярной теорией стресса. Как и любая наука, психология богата большим количеством самых разных направлений научной мысли и теорий стресса. И чтобы выбрать наиболее подходящую для себя информацию для последующего решения теоретических и практических вопросов связанных со стрессом будет полезно вначале расширить свой кругозор в этом вопросе. Знакомство с разными теориями стресса дает возможность проследить как развивалось представление о стрессе, познакомиться с разными подходами и получить наиболее разностороннее понимания данного феномена. А чем полнее мы познакомимся с различными теориями стресса и самим понятием стресса, тем проще нам будет подобрать подходящие методы для работы с ним. Будут рассмотрены следующие теории стресса: Теория стресса Ганса Селье Теория гомеостаза Уолтера Кеннона Теории экспериментального невроза Павлова Теория Орбели. Феномен «трофического» действия Теория эмоционального реагирования Эрнста Геллгорна Когнитивная теория стресса Ричарда Лазаруса Теория стресса Ганса Селье(1907-1982). Ганс Селье(Нобелевский лауреат) считается родоначальником теории стресса и ученым, популяризировавшим данный термин. Проще говоря, именно Селье «вывел в свет» это понятие. Важно отметить, что предложенная Г. Селье концепция была новаторской для психологии середины XX века. В рамках теории стресса Селье к данному феномену относятся реакции индивидуума на любое ощутимое воздействия извне, если это воздействие является спусковым механизмом для ряда общих процессов. Данные процессы происходят с участием коры надпочечников. Особенностью теории Селье является открытие неспецифической реакции организма, которая запускается в ответ на разнообразные тревожащие факторов. Эта неспецифическая реакция и получила название адаптационного синдрома или стресса. До исследований Селье считалась, что на принципиально разные воздействия(например, холод/жара) организм реагирует по-разному. Но Селье вывел, что различия воздействующих факторов не влекут за собой индивидуальные реакции. Реагирует организм идентично. Селье выделил три основные стадии неспецифического синдрома: стадию тревоги; стадию резистентности (адаптации); стадию истощения Это только несколько слов о столь важной теории стресса, положившей начало бурному развитию данного направления в психологии. Более подробно с данной теорией стресса вы можете познакомиться здесь. На последок следует отметить, что теория Селье имеет огромное значение, однако часто отмечают ее недостаточное внимание к участию нервной системы в формировании стресса. Поэтому посмотри на понятие стресса и под другим ракурсом, обратившись к следующим теориям. Теория гомеостаза Уолтера Кеннона (1871-1945) Уолтер Кеннон был уже видным ученым, когда Селье только начинал свои исследования. И именно Уолтер Кеннон автор теории гомеостаза и учения о значимости симпатоадреналовой системы в активации функций организма(для тех, кому это ни о чем не говорит — данные теории имеют важное значение в психофизиологии). Главная роль в поддержании гомеостаза в теории отдается центральной нервной системе, а именно гипоталамусу и таламусу, а также периферической вегетативной нервной системе. Кеннон вывел, что стабильность системы создается за счет саморегуляции, иначе говоря организм ставит своей задачей поддержание стабильных условий и приспосабливание к изменяющимся параметрам внешней среде. Он сделал предположение, что внешние раздражители фиксируются в коре головного мозга и отвечают за эмоциональные особенности реакции на них. Также данный ученый обратил свое внимание на особенность реагирования, которая впоследствии получила название феномена «борьбы-бегства». Теория гомеостаза занимает важное место среди теорий стресса, помогая взглянуть на данный процесс глазами психофизиолога. Теории экспериментального невроза Павлова (1849-1936) Иван Петрович Павлов (Нобелевский лауреат) открыл закономерности изменения высшей нервной деятельности при функционировании организма в условиях повышенной нагрузки. Данная теория получила название теории экспериментального невроза. Смысл теории заключается в том, что в случае внешних условия среды, которые приводят организм к необходимости задействовать повышенный уровень напряжения высшей нервной деятельности, неизбежно возникает сбой нервного процесса, который выражается в затормаживание или, напротив, в повышенном возбуждении. В первом случае (реакция торможения) происходит снижение общей активности индивидуума, нарушается безусловно рефлекторная деятельность, как крайняя стадия - наступает смерть. Во втором случае (срыв в сторону возбуждения), мы наблюдаем у индивидуума повышенное возбуждение, беспокойство, нарушение сна. Проще говоря, человек выходит из состояния равновесия и впадает в одну из крайностей: апатия или гиперактивность. И как любые крайности оба состояния оказываются вредоносными. Данная теория стресса имеет экспериментальное подтверждение. Теория Орбели (1882—1958). Феномен «трофического» действия. Леон Абгарович Орбели вывел феномен «трофического» действия симпатических нервов, согласно его теории адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы, иннервация симпатической нервной системы является причиной изменения ряда свойств и функциональных способностей тканей и органов дабы уравновесить объем осуществляемой работы и уровень реактивности органов в конкретной ситуации. В результате своих исследований Орбели вывел, что нервная система оказывает влияние на обмен веществ в тканях, не затрагивая эндокринные механизмы. Не будем углубляться в физиология для более подробного раскрытия данной теории. Для общего представления о теориях стресса нам будет достаточно понимания основной идеи теории Орбели. Теория эмоционального реагирования Эрнста Геллгорна Теория Геллгорна рассматривает взаимодействие двух отделов вегетативной нервной системы: симпатического и парасимпатического, а также то, какую реакцию на стрессовый фактор они порождают. Ключевая роль отводится гипоталамусу, как важной части вегетативной нервной системы. Именно гипоталамус несет ответственность за эмоциональное реагирование. Как результат воздействия на различные секторы гипоталамуса мы имеем вегетативный сдвиг, наблюдаемый при обычном изменения эмоционального фона, положительного или отрицательного. Иннервация симпатического отдела является причиной возбуждения коры головного мозга, одновременно с этим отвечая за вегетативные, соматические и гуморальные сдвиги, которые описывали ученые, о которых мы сегодня уже говорили - Кеннон и Селье. Активность парасимпатического отдела влечет за собой общее расслабление и усугубление депрессивного состояния. Когнитивная теория стресса Ричарда Лазаруса (1922-2002) Для Лазаруса когнитивные процессы отвечают за качество и насыщенность эмоциональных реакций, базирующихся на когнитивной оценке. Его предположение основывалось на том, что именно эмоции отвечают за приспособление к окружающей действительности. Психологический стресс по Лазарусу это одновременно и реакция, и процесс, в котором воздействие внешнего мира оценивается и воспринимается личностью на сновании ее ресурсов, убеждений и системы ценностей. Данные индивидуальные параметры определяют различия в реакциях разных людей на одну и ту же стрессовую ситуацию.
21. Понятие индивидуального стиля деятельности (B.C. Мерлин, Е.А. Климов). Методы исследования. Над исследованиями в области индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты в области психологии труда, как Мерлин В.С. и Климов Е.А. Именно Климов Е.А ввел понятие «индивидуального стиля деятельности». Под индивидуальным стилем деятельности Климов понимал “индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности”. Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.
Date: 2016-05-23; view: 1088; Нарушение авторских прав |