Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни методологического анализа
1-Частная (специальная) методология. (Совокупность принципов применяемых в определенной области, методология отдельной науки). 2-Общенаучная методология. (Учение о структуре, способах, методах познания). 3-Философская методология. (Общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности). Очевидно, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации. Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователя и той научной школы, в рамках которой они были созданы. Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так. о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д. Взаимосвязь методологии и методик исследования объединяет методики исследования. Методики исследования: 1-Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования. 2-Методы исследования. 3-Способы получения фактов, отвечающих методологическим принципам. 4-Стратегии исследования. 5-Общий путь построения исследования. 6-Требования к построению исследования. Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают: 1-Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов. 2. Эмпирические методы -- это методы сбора первичной информации включают: * обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); * различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий); * психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия); * праксиметрические методы -- это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности; * моделирование: * биографический метод. 3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности. 4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают * генетический метод -- предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»; * структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль -- исследование «вширь». Более упрощенную классификацию предлагает И. Б. Гриншпун, согласно которому, методы исследования подразделяются на: -неэксперименталъные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, -экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации) и психодиагностические (различного рода тесты) Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий. Методология психологического исследования - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания. Сущность генетического (исторического) подхода к изучению психики состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они возникают, развиваются и сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории. В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л, С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Например, Л. С. Выготский, применяя генетический принцип, доказал предположение о том, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, после чего становится внутренней речью. Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития. Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов. Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы исследования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты, реализации данного принципа мы можем добиться с помощью включенного наблюдения, проведения исследования с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях. Date: 2016-05-23; view: 416; Нарушение авторских прав |