Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по оформлению





Контрольной работы

Объем контрольной работы составляет 16-18 страниц текста формата А4, отпечатанного шрифтом типа TIMES размером 14пт с одинарным межстрочным интервалом, из них первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Контрольная работа не засчитывается в случае механического переписывания статей или глав из учебного пособия, а также в случае распечатки с CD.

Контрольная работа состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):

1. План.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, определяются основные вопросы, но которым будет построено дальнейшее изложение материала. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть состоит из нескольких вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании контрольной работы должно быть использовано не менее 10-15 источников информации. Это могут быть учебные пособия, энциклопедические издания, Internet-ресурсы, журнальные статьи. Содержание изученной литературы передается своими словами. Дословная передача слов (цитата) используется в тексте контрольной работы только при наличии ссылки на источник с указанием страницы.

В заключении подводится итог работы. Формулируются выводы автора
по вопросам, поставленным во введении, оцениваются итоги рассматриваемого события (процесса) и его последствия. Объем заключения составляет 1-2 страницы.

Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.

 

Приложение 3

Темы и планы контрольных работ.

 

Тема № 1.

Философия как научное знание и мировоззрение.

1. Условия зарождения философии.

2. Отличительные черты философского мировоззрения.

3. Философия как наука и житейская мудрость.

 

Тема №2

Философский метод и логика

1. Философия – методологическая основа всех наук.

2. Основные уровни философского познания.

3. Закономерности формальной и диалектической логики.

 

Тема №3

Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

1. История зарождения первой философской школы Древней Греции.

2. Гидрокосмогония Фалеса.

3. Учение о апейроне Анаксимандра.

4. Натурфилософские воззрения Анаксимена.

 

Тема №4.

Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

1. Пантеистическое отрицание мифологии философами Элеи.

2. Понятие бытия в учении Парменида.

3. Апории Зенона.

4. Натурфилософия Мелисса.

 

Тема №5

Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос)

1. Стихийная диалектика Гераклита.

2. Учение Гераклита о Логосе и Космосе.

3. Релятивизм натурфилософии Гераклита.

 

Тема №6

Атомистическое учение Демокрита.

1. Атомистическое строение мира и человека.

2. Теория познания Демокрита.

3. Детерминизи и редукционизм учения Демокрита.

 

Тема №7

Идеалистическая философия Платона.

1. Софисты и Сократ.

2. Теория идей Платона.

3. Учение Платона о государстве, душе и космогонии.

 

Тема №8

Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).

1. Философские категории метафизики Аристотеля.

2. Учение о четырёх причинах сущего.

3. Политические и этические воззрения Аристотеля.

 

Тема №9

Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики).

1. Сократическая школа киников.

2. Мировоззренческие убеждения скептиков.

3. Школа эпикурейцев.

4. Стоицизм Древней Греции и Древнего Рима.

 

Тема №10

Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).

1. История становления схоластики.

2. Учение о разуме и воле реалистов.

3. Философия номинализма.

4.

Тема №11

Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.

1. Космология Птолемея.

2. Астрономия Н. Коперника.

3. Пантеизм Дж. Бруно.

 

Тема №12

Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.

1. Учение об идолах познания Ф. Бэкона.

2. Индукция как эмпирическая основа научного познания.

3. Классификация наук Ф. Бэкона

 

Тема №13

Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.

1. Понятие картезианского сомнения.

2. Дуализм Р. Декарта.

3. Критерии истины рационального познания.

 

Тема №14

Пантеизм Спинозы.

1. Учение о природе Б. Спинозы.

2. Абсолютный детерминизм философии Спинозы.

3. Гносеология Спинозы.

 

Тема №15

Эмпирическая философия Д. Локка.

1. Критика теории врожденных идей.

2. Учение о субъективных и объективных свойствах вещей.

3. Политическая философия Д. Локка.

4.

Тема №16

Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)

1. Основные черты французского рационализма эпохи Просвещения.

2. Политическая философия Ш.Монтескье.

3. Философские убеждения Ф. Вольтера.

4. Учение о природе Ж.-Ж.Руссо.

5. Французский материализм эпохи Просвещения.

 

Тема №17

Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).

1. Критический и докритический периоды творчества И. Канта.

2. Понятие априорных идей и «вещи в себе».

3. Особенности субъективного идеализма И. Канта.

 

Тема №18

Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

1. Учение Фихте об абсолютном субъекте познания.

2. Познавательные уровни «Я» и «не-Я».

3. Политическая философия Фихте.

 

 

Тема №19

Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).

1. Логика Г. Гегеля.

2. Учение Гегеля о природе и материи.

3. Феноменология духа.

4. Законы диалектики Г. Гегеля.

 

Тема№20

Философская антропология Л. Фейербаха.

1. Философия религии Л. Фейербаха.

2. Натурфилософия и гносеология Л. Фейербаха.

3. Этика Фейербаха.

 

Тема №21

Материалистическая философия К. Маркса.

1. Истоки формирования диалектического материализма.

2. Онтология и гносеология материализма К. Маркса.

3. Учение Маркса об обществе и исторически формациях.

 

Тема №22

Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.

1. Этапы творчества Ф. Ницше.

2. Основные понятия «философии жизни».

3. Учение Ницше о христианстве и сверхчеловеке

 

Тема №23

Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.

1. Теократия и теософия как мировоззренческие системы.

2. Учение В. Соловьева о Мировой душе и богочеловеке.

3. Концепция «цельного знания» В.Соловьева.

 

Тема №24

Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.

1. Условия формирования философии Н. Бердяева.

2. Особенности экзистенциализма Бердяева.

3. Понятия свободы, творчества и личности в учении Бердяева о Боге.

Тема №25

Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.

1. Антигегельянство С. Кьеркегора.

2. Признаки человеческой экзистенции.

3. Этапы экзистенциального становления личности.

 

Тема №26

Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

1. Свобода как главная составляющая экзистенции в творчестве Сартра.

2. Экзистенциализм – это гуманизм.

3. Представление А. Камю об абсурдности человеческого существования.

4. Виды экзистенциального бунта в книге А. Камю «Бунтующий человек».

 

Тема №27

Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).

1. Неорационализм К.Поппера.

2. Теория научных революций Т.Куна.

3. Принцип неограниченной пролиферации в научном познании.

 

 

Приложение 4

Темы для рефератов.

 

1. Натурфилософы Милетской школы.

2. Учение о бытии Парменида.

3. Диалектические воззрения Гераклита Эфесского.

4. Идеалистическая философия в диалогах Платона.

5. Метафизика Аристотеля и проблема научного метода.

6. Дедуктивный метод рационалистической философии Декарта.

7. Индуктивный метод Ф. Бэкона.

8. Пантеизм Б.Спинозы.

9. Критика «чистого разума» и агностицизм И. Канта.

10. Субъективный идеализм И. Г. Фихте.

11. Диалектические законы Гегеля в логике, естественных науках и истории.

12. Философия истории Г.В. Ф. Гегеля.

13. Философские воззрения западников и славянофилов.

14. Идея мирового мессианства в русской философии.

15. Феноменология Э. Гуссерля.

16. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.

17. Учение о гуманизме Ж.-П. Сартра.

18. Экзистенциальное учение об абсурдном человеке А.Камю.

19. Структура научного познания и научные революции.

20. Современные философские учения о технике и техногенной цивилизации.

21. Концепции структурализма и постструктурализма.

22. Философские теории прагматизма.

 

Общие требования к реферату:

 

А) Объём реферата должен составлять не менее 20 страниц (14 шрифт) печатного текста;

Б) Реферат должен содержать план в соответствии с раскрытием избранной темы;

В) Содержательная структура реферата может состоять из введения (не менее 3-х страниц) с изложением его целей и задач, основной части и заключения с вашими выводами по изучению данной темы;

Г) К реферату обязательно прилагается список используемой литературы (не менее 10 источников).

 

Приложение 5

Примерные варианты проверочных тестов

Тест № 1

1. Политическими социальными институтами являются…

а) государство

б) общественно-политические движения

в) собственность

г) образование

д) наука

2. Представителями концепции «локальных цивилизаций» являются …

а) Ф. Энгельс

б) Н.Я. Данилевский

в) О. Шпенглер

г) А. Тойнби

д) Дж. Вико

3. Источниками исторического прогресса, с точки зрения философии французского просвещения, являются …

а) создание гражданского общества

б) классовая борьба

в) развитие экономики

г) развитие человеческого разума, науки, образования

д) уровень развития техники

4. Глобализация в экономической сфере предполагает…

а) выход бизнеса за национальные рамки

б) обмен духовными связями

в) формирование мировых производительных сил

г) создание международных политических организаций

5. Сходными чертами, присущими и философии и искусству, являются…

а) целостное восприятие мира

б) художественное, образное выражение взглядов

в) опытное научное знание

г) личностный характер

д) теоретические формы освоения мира человеком

6. Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются…

а) воспитательная

б) гуманистическая

в) гносеологическая

г) интегрирующая

д) координирующая

7. Предметом изучения философской антропологии являются…

а) сущность и природа человека

б) специфика бытия человека

в) методы и границы познания

г) сущность и природа ценностей

д) первооснова и сущность бытия

8. Основными проблемами философии являются…

а) вопрос о познаваемости мира

б) вопрос об отношении бытия и сознания

в) систематизация объективных знаний о мире

г) утверждение принципа креационизма

д) продление продолжительности жизни человека

 

9. Установите соответствие между представителями древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего существующего.

1. Фалес

2. Анаксимен

3. Гераклит

4. Эмпедокл

1 вода

2 воздух

3 огонь

4 огонь, воздух, вода, земля

апейрон

10. К мировоззренческим принципам неклассической философии относятся…

а) иррационализм

б) имморализм

в) органицизм

г) исторический пессимизм

д) системность

е) редукционизм

11. Мировой процесс, по Н. Бердяеву, есть свободное творчество Бога и человека. Установите правильную последовательность этапов творческой эволюции.

1 сотворение мира

2 грехопадение

3 Боговоплощение

4 спасение человечества

5 преображение бытия

 

12. Рационализм Рене Декарта выражен в следующих принципах:

а) интеллектуализм

б) дедукция

в) солипсизм

г) сомнение

д) ощущение

13. К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся…

а) креационизм

б) провиденциализм

в) ревеляционизм

г) релятивизм

д) теоцентризм

е) скептицизм

14. Установите соответствие между формами бытия и понятиями гносеологического учения И. Канта.

1. Трансцендентное

2. Трансцендентальное

3. Опытное

1 ноумены

2 категории

3 ощущения

модусы

15. Установите соответствие между философскими направлениями и подходами к решению вопроса о первоначалах бытия.

1. Идеалистический монизм

2. Дуализм

3. Плюрализм

1 сущность бытия духовна

2 бытие двойственно

3 бытие множественно

сущность бытия материальна

16. Установите соответствие между диалектическими теориями и их основоположниками.

1. Диалектика культуры

2. Диалектика природы

3. Диалектика общества

1 Г. Гегель

2 Ф. Энгельс

3 К. Маркс

И. Фихте

17. Установите соответствие между принципами движения и их содержанием.

1. Источник

2. Формы

3. Направления

1 противоречия

2 эволюция и революция

3 прогресс и регресс

атрибуты

18. Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Установите правильную последовательность структурных уровней по мере усложнения организации материальных систем.

1 элементарные частицы

2 атомы

3 молекулы

4 тела и организмы

5 геологические системы

6 планеты и звездные системы

7 Метагалактика

19. Укажите суждения, в которых наиболее корректно характеризуется взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания.

а) Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны.

б) Теоретическое знание полностью производно (зависит) от эмпирического.

в) Всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений.

г) Теория может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными.

 

20. Античное «техне» включает в себя …

а) искусство

б) технику и техническое знание

в) науку

г) философию

21. Научная революция конца XIX – первой половины XX вв. связана с формированием…

а) представлений о новых механизмах возникновения научных теорий

б) механической научной картины

в) идеи развития в научном познании

г) представления о природе как сложном динамическом единстве саморегулирующихся систем

22. К вненаучному знанию относятся…

а) протонаучное

б) техническое

в) паранаучное

г) филологическое

23. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются…

а) смысл

б) предметное значение

в) сходство с обозначаемым объектом

г) материальные характеристики знака

24. Мнение в отличие от знания…

а) изменяется достаточно быстро

б) имеет достоверный характер

в) является субъективной оценкой чего-либо

г) неизменно в определенных исторических пределах

25. К праксеологическим теориям познания относятся…

а) диалектический материализм

б) субъективный идеализм

в) эволюционная эпистемология

г) прагматизм

26. Когерентная концепция связывает истинность знания с…

а) самосогласованностью

б) непротиворечивостью

в) практической полезностью

г) его соответствием объекту познания

27. Нравственный смысл жизни, по В.С. Соловьеву, состоит в …

а) развитии духовных оснований личности

б) совершенствовании человеческой сущности

в) преодолении диктата Оно разумным человеком

г) преодолении смерти

28. Образ человека в культуре может быть представлен в мифе, религии, а также …

а) искусстве, науке

б) экономике, политике

в) философии, морали

г) биологии, физике

29. Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в …

а) жизни по законам Истины, Добра и Красоты

б) стремлении к естественному

в) жизни по законам природы

г) стремлении к прекрасному

30. Идеал нового общества и нового человека в эпоху Возрождения был выражен в работах …

а) Т. Мора «Утопия»

б) Т. Кампанеллы «Город Солнца»

в) К. Маркса «Капитал»

г) М. Монтеня «Опыты»

 

 

КЛЮЧ:

1. А,Б

2. Б,В,Г

3. А,Г

4. А,В

5. А,Б,Г

6. А,Б

7. А,Б

8. А,Б

9. А-1,Б-2,В-3,Г-4

10. А,Б,В,Г

11. 1,2,3,4,5

12. А,Б,Г

13. А,Б,В,Д

14. А-1,Б-2,В-3,Г-4

15. А-1,Б-2,В-3,Г-4

16. А-1,Б-2,В-3,Г-4

17. А-1,Б-2,В-3,Г-4

18. 1,2,3,4,5,6,7

19. А,В

20. А,Б

21. А,Г

22. А,В

23. А,Б

24. А,В

25. А,Г

26. А,Б

27. А,Б

28. А,В

29. А,Г

30. А,Б

 

 

Тест №2

ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

Политическими социальными институтами являются…

государство

общественно-политические движения

собственность

образование

наука

 

 

Решение:

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, существующие на основе определенного комплекса норм и статусов, удовлетворяющие определенные социальные потребности и выполняющие определенные функции. Государство, партии, общественные движения – это социальные институты, сформировавшиеся в политической сфере общества.

 

 

ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

Представителями концепции «локальных цивилизаций» являются …

Н.Я. Данилевский

О. Шпенглер

А. Тойнби

Ф. Энгельс

Дж. Вико

 

 

Решение:

В философской мысли XIX–XX веков наибольшим признанием пользуется концепция так называемых «локальных цивилизаций», созданная усилиями Н.А. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизованные, а последние на определенные культурно-исторические типы (Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2007. С. 324).

 

 

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Источниками исторического прогресса, с точки зрения философии французского просвещения, являются …

развитие человеческого разума, науки, образования

создание гражданского общества

классовая борьба

развитие экономики

уровень развития техники

 

 

Решение:

Французские просветители говорили о необходимости создания гражданского общества – такой формы общности людей, которая охраняла бы и защищала бы общей силой личность и собственность каждого члена и в которой каждый, оставаясь свободным, соединялся бы с другими. Создание такого общества возможно с помощью просвещения людей, развития образования, науки, совершенствования человеческого разума (Алексеев П.В. История философии: учеб. М, 2005. С. 60).

 

 

ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

Глобализация в экономической сфере предполагает…

формирование мировых производительных сил

выход бизнеса за национальные рамки

обмен духовными связями

создание международных политических организаций

 

 

Решение:

Современная экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 281). Выход бизнеса за национальные рамки проявляется в формировании транснациональных корпораций, координирующую основную часть мировой экономики.

 

 

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Сходными чертами, присущими и философии и искусству, являются…

личностный характер

целостное восприятие мира

художественное, образное выражение взглядов

опытное научное знание

теоретические формы освоения мира человеком

 

 

Решение:

Философские произведения, осмысливая бытие человека и окружающую его действительность, выражают переживания философа, поэтому носят личностный характер. Искусство, как и философия, отражает общее, но это общее представляется в конкретных образах. Нередко философские труды приобретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Камю).

 

 

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются…

воспитательная

гуманистическая

гносеологическая

интегрирующая

координирующая

 

 

Решение:

Гуманистическая функция философии заключается в том, что она помогает человеку найти смысл жизни укрепить свой дух. Культурно-воспитательная функция способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту.

 

 

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Предметом изучения философской антропологии являются…

сущность и природа человека

специфика бытия человека

методы и границы познания

сущность и природа ценностей

первооснова и сущность бытия

 

 

Решение:

Философская антропология – философское учение о человеке. Как самостоятельная философская дисциплина она сформировалась в XX веке. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

 

 

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Основными проблемами философии являются…

вопрос об отношении бытия и сознания

вопрос о познаваемости мира

систематизация объективных знаний о мире

утверждение принципа креационизма

продление продолжительности жизни человека

 

 

Решение:

Основным вопросом философии принято считать вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием.

 

 

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Установите соответствие между представителями древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего существующего.

1. Фалес

2. Анаксимен

3. Гераклит

4. Эмпедокл

1 вода

2 воздух

3 огонь

4 огонь, воздух, вода, земля

апейрон

 

 

Решение:

Фалес (основоположник ранней греческой философии и милетской школы) полагал, что вода – основное, исходное вещество и источник жизни.

Анаксимен (последний представитель милетской школы) развил концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения.

Гераклит из Эфеса писал, что мир есть «вечно живой огонь, мерно загорающий и мерно потухающий»; огонь у Гераклита является символом вечного движения, ритмичной пульсации космоса.

Эмпедокл (последователь ионийской физики) считал, что четыре стихии – огонь, воздух, вода и земля – являются первичными «элементами», то есть несводимыми, самотождественными, качественно неизменяемыми субстанциями, из сочетания которых образуются конкретные вещи.

 

 

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

К мировоззренческим принципам неклассической философии относятся…

органицизм

иррационализм

имморализм

исторический пессимизм

системность

редукционизм

 

 

Решение:

К мировоззренческим принципам неклассической философии (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др.) относятся органицизм, иррационализм, имморализм, исторический пессимизм. Неклассическая философия, или «философия жизни», – широкое идейно-теоретическое направление рубежа XIX–XX вв., сформировавшееся в противовес классической философии XVII–XIX вв. под влиянием таких факторов как: а) открытие культур и цивилизаций, основанных на иных, нежели западная, системах ценностей; б) развитие психологии, открывшей для научного исследования область бессознательного; в) кризис либерально-демократических ценностей. Органицизм – утверждение в качестве первичной реальности «жизни» органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Понятие «жизнь» противостоит понятию «бытие» – оно подчеркивает сложный, противоречивый, непредсказуемый характер действительности, раскрывающейся непосредственно через человека, а не противостоящей ему. Ф. Ницше характеризует жизнь как «вечное становление»; А. Бергсон – как «творческий порыв», В. Дильтей – как «поток культурно-исторических переживаний». Иррационализм – учение, согласно которому в основе мира лежит «живой поток» алогичной стихии, а основой познания является бессознательная сверхразумная психическая активность – интуиция, инстинкт, эмоция, любовь, вера, понимание. Это определяет интуитивизм неклассической философии в сфере познания: сложная реальность не может быть выражена с помощью логических категорий – ее можно лишь интуитивно почувствовать и передать с помощью художественного образа, мифа, символа. Имморализм – отказ от этики долга, сущностью которой является сознательное самоограничение человека. «Философия жизни» считает сознательное лишь оболочкой другой, более истинной реальности, находящейся «по ту сторону добра и зла» (Ф. Ницше), поэтому традиционной морали, создающей лишь «видимость» добра, она противопоставляет этику индивидуальной свободы и творческой самореализации. Исторический пессимизм – отказ от веры в прогресс на началах разума, свободы и справедливости. Пессимизм исходит из релятивизма – признания относительности всех культурно-исторических ценностей и отсутствия общей логики и цели истории.

 

 

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Мировой процесс, по Н. Бердяеву, есть свободное творчество Бога и человека. Установите правильную последовательность этапов творческой эволюции.

1 сотворение мира

2 грехопадение

3 Боговоплощение

4 спасение человечества

5 преображение бытия

 

 

Решение:

Основным содержанием мировой истории Н. Бердяев (соч. «Смысл истории») считает свободу. Свобода понимается русским мыслителем не просто как возможность выбора из имеющихся альтернатив – добра и зла, бытия и небытия и т.д., а как возможность создания абсолютно нового, недетерминированного никакими объективными условиями, образа мира. Иррациональная природа свободы и обусловила основные этапы творческой эволюции, описанные Н. Бердяевым: 1) сотворение мира, 2) грехопадение, 3) Боговоплощение, 4) спасение человечества, 5) преображение бытия. Мир был сотворен Богом в свободном волевом акте. Являясь безосновным и безначальным первоистоком не только мира, но и Бога, свобода содержит в себе противоречия, предопределившие трагизм бытия, его «ниспадение» в сферу природной необходимости. Это отчуждение стало следствием грехопадения человека, в результате которого бытие стало двойственным, разделившись на духовное и материальное, абсолютное и относительное, вечное и временное, субъективное и объективное. Дальнейшее движение мира связано с историей человечества: в «падшем» бытии результаты самовыражения духа принимают форму мертвых продуктов, объектов, отчужденных от субъекта и подчиняющихся необходимости – законам пространства и времени, причинно-следственных связей, формальной логики. Миру объектов противостоит творчество, преодолевающее отчуждение духа от природы. Центральным моментом истории явилось Боговоплощение – пришествие Христа – новый творческий акт Бога, прорыв духа, ноумена, в мир феноменов. История получила вектор направленности к своему концу, должному преодолеть «распад времен» – разделение вечности на прошлое, настоящее и будущее. Спасение человечества возможно в обретении новой свободы – не «свободы от», а «свободы для» – для Бога, добра, созидания. Новый мир – преображенный мир свободного духа – существует не столько в будущем, сколько в метафизическом плане вечности, присутствующем в каждом моменте творчества. По Н. Бердяеву, Бог открывается в мире, но не управляет им; преображение бытия есть волевой акт каждой личности.

 

 

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Рационализм Рене Декарта выражен в следующих принципах:

сомнение

интеллектуализм

дедукция

солипсизм

ощущение

 

 

Решение:

Рационализм (направление, признающее разум основой познания) Р. Декарта выражен в следующих принципах: сомнение, интеллектуализм, дедукция. Принцип методологического сомнения утверждается Декартом с целью нахождения прочных основ знания: можно усомниться во всем, но несомненен сам акт сомнения, который есть акт мысли; следовательно, основой всякого знания является мыслящее Я субъекта. Интеллектуализм – принцип «естественного света разума», в котором заключается высший критерий истинности – очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией. Дедукция – метод научного познания, основанный на логическом выведении из общих посылок частных следствий; движение мысли от простого (не вызывающих сомнения, аксиоматических идей) к сложному.

 

 

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся…

теоцентризм

креационизм

провиденциализм

ревеляционизм

релятивизм

скептицизм

 

 

Решение:

К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся такие идеи, которые исходят из специфики христианской теологии (учения о Боге), так как главными предметами философских размышлений в V–XV вв. были Бог, дух и мир в их существенных взаимосвязях: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, ревеляционизм.

Теоцентризм (theos – бог) – представление о Боге – духовном личностном трансцендентном (вневременном и внепространственном) Абсолюте – как центре, средоточии и источнике всех ценностей: бытия, могущества, добра, истины, красоты, любви. Креационизм (creare – творить) – принцип, согласно которому Бог-Творец создал мир из ничего актом своей воли. Провиденциализм (providentia – провидение) – учение о предопределении мира Богом и об истории как исполнении Божественного замысла. Ревеляционизм (revelatio – откровение) – принцип откровения, лежащий в основе средневековой теории познания: Бог открывает верующему человеку истину, смысл бытия через Священное писание.

 

 

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Установите соответствие между формами бытия и понятиями гносеологического учения И. Канта.

1. Трансцендентное

2. Трансцендентальное

3. Опытное

1 ноумены

2 категории

3 ощущения

модусы

 

 

Решение:

Учение И. Канта (соч. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), названное «трансцендентальным идеализмом», совершило «коперниканский переворот» в философии от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту.

Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания субъекта и является непознаваемым: это ноумены, или «вещи в себе», к которым И. Кант относит метафизические идеи души, мира и Бога (как абсолютные бесконечные первопринципы), которые нельзя рационально ни доказать, ни опровергнуть, – эти идеи несут ценностный смысл и являются предметами веры, или «практического разума».

Трансцендентальное (transcendere – переступать, переходить) – до-опытное (a priori – предшествующее опыту), но при этом познаваемое «теоретическим разумом», внутренне присущее мышлению субъекта; то, что придает предмету форму необходимого и всеобщего знания, конструирует и упорядочивает содержание разрозненного опыта в объективное единство самосознания (сознания целостности своего Я). К трансцендентальному И. Кант относит формы пространства и времени и логические категории – категории качества (реальность, отрицание, ограничение), количества (единство, множество, цельность), отношения (субстанция, свойство, причина, действие), модальности (возможность, необходимость, действительность, случайность).

Опытное (a posteriori – последующее по отношению к опыту) – чувственно постигаемое, существующее в виде ощущений и под воздействием трансцендентальных форм мышления образующее феномены – явления внешнего мира, данные в восприятии субъекта.

 

 

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Установите соответствие между философскими направлениями и подходами к решению вопроса о первоначалах бытия.

1. Идеалистический монизм

2. Дуализм

3. Плюрализм

1 сущность бытия духовна

2 бытие двойственно

3 бытие множественно

сущность бытия материальна

 

 

Решение:

Вопрос о первоначале бытия связан с осмыслением единства и многообразия мира. Существование множества предметов, явлений, процессов и состояний порождает философскую проблему: является ли все это одним бытием, исходящим из одного начала или принципа, которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же существует бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Монизм признает единство действительности и один источник существования в качестве первопричины. Идеалистический монизм видит единство мира в духовном, идеальном начале. Дуализм – воззрение, утверждающее сосуществование двух различных, несводимых друг к другу сущностей или субстанций – духовной и материальной. Плюрализм – воззрение, согласно которому действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства.

 

 

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Установите соответствие между диалектическими теориями и их основоположниками.

1. Диалектика культуры

2. Диалектика природы

3. Диалектика общества

1 Г. Гегель

2 Ф. Энгельс

3 К. Маркс

И. Фихте

 

 

Решение:

Диалектика как учение о всеобщем развитии занимается поиском всеобщих оснований и законов бытия, но при том интерес различных философов сосредоточивается на анализе определенных сфер бытия. Основоположником диалектики культуры является Г. Гегель, рассмотревший смысловое поле общечеловеческой культуры как процесс самопознания Абсолютного духа. Именно через различные формы духовной культуры – искусство, религию, науку, философию – дух осознает сам себя. Порождение нового, по Г. Гегелю, происходит в лоне идеи, а не природы. Основоположником диалектики природы является Ф. Энгельс, описавший природную эволюцию как диалектический процесс: при переходе от микромира к макромиру и мегамиру скачкообразно изменяются основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются. С точки зрения диалектики, любой материальный объект является системой как конкретным единством и внутри себя расчлененной целостностью. Различные виды систем – это последовательные уровни развития материи. Основоположник диалектики общества – К. Маркс, противопоставивший стихийным природным процессам осознанную деятельность людей. Основными проблемами социального познания, по К. Марксу, является диалектика субъективного и объективного в истории, взаимодействие производительных сил и производственных отношений, взаимосвязь базиса (экономических форм жизни) и надстройки (идеологической сферы).

 

 

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Установите соответствие между принципами движения и их содержанием.

1. Источник

2. Формы

3. Направления

1 противоречия

2 эволюция и революция

3 прогресс и регресс

атрибуты

 

 

Решение:

Источником (причиной) движения являются противоречия – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Противоречия бывают внешние (взаимодействие разных систем) и внутренние (взаимодействие элементов внутри системы). Формы движения характеризуют характер протекания процесса в материальных системах: эволюция – постепенные, медленные изменения, связанные с накоплением или уменьшением количества элементов в системе; революция – глубокое качественное изменение в развитии системы, приводящее к переходу ее на новый уровень. Направления движения – это изменения системы в сторону восхождения от простого к сложному, от несовершенного к совершенному (прогресс), либо в сторону нисхождения (регресс).

 

 

ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке

Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Установите правильную последовательность структурных уровней по мере усложнения организации материальных систем.

1 элементарные частицы

2 атомы

3 молекулы

4 тела и организмы

5 геологические системы

6 планеты и звездные системы

7 Метагалактика

 

 

Решение:

Упорядоченность материи проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех ее элементов, благодаря чему они объединяются в системы. Классы материальных объектов, имеющих одинаковую структуру, образуют структурные уровни организации. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни: 1) элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и др.), 2) атомы, 3) молекулы, 4) тела и организмы, 5) геологические системы, 6) планеты и звездные системы, 7) галактики и системы галактик, 8) Вселенная или Метагалактика, границы и структура которой еще не установлены. Каждая предыдущая система является элементом последующей, поэтому по мере «укрупнения» уровни усложняются. При этом не следует понимать «мельчайший» уровень как самый простой: современная наука выступает против редукционизма (сведения простого к сложному).

 

 

ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

Укажите суждения, в которых наиболее корректно характеризуется взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания.

Всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны.

Теоретическое знание полностью производно (зависит) от эмпирического.

Теория может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными.

 

 

Решение:

При всем различии эмпирический и теоретический уровень взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств. Более того, если целью эмпирического познания является установление научных фактов, то от научной модели зависит, каким образом будут упорядочены и интерпретированы факты. По словам А. Пуанкаре, ученый создает язык, на котором говорится о факте. Следовательно, «всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений»; «эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой».

 

 

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Античное «техне» включает в себя …

технику и техническое знание

искусство

науку

философию

 

 

Решение:

Первые этапы исторического развития человечества характеризуются синкретизмом (слитностью) знания; не существовало четкого разделения технического, художественного, обыденного, мифологического знания. Искусство живописца, литейщика, скульптора оценивается прежде всего как принадлежность культа, т.е. в рамках религиозного миросозерцания. «Технэ» по существу – практическое знание, необходимое для осуществления конкретного дела и неразрывно связанное с ним. Античное понятие «технэ» охватывает и технику, и техническое знание, и искусство, но оно лишено теории, поскольку развитых теоретических систем еще не существовало.

 

 

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Научная революция конца XIX – первой половины XX вв. связана с формированием…

представления о природе как сложном динамическом единстве саморегулирующихся систем

представлений о новых механизмах возникновения научных теорий

механической научной картины

идеи развития в научном познании

 

 

Решение:

Научная революция конца XIX – первой половины XX вв. связана с формированием представления о природе как сложном динамическом единстве саморегулирующихся систем. Открытие специфических законов микро-, макро- и мегамира в физике (создание теории относительности и квантовой механики, квантовой химии), космологии, интенсивные исследования механизмов наследственности, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи и др. – все это способствовало формированию представления о целостной, саморегулирующейся, иерархически организованной природе. Утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума. Другим не менее важным «результатом» научной революции рубежа веков стало изменение представлений о механизме возникновения научной теории, отличающиеся от классического: формулируется принцип конвенциональной природы научной теории, несоизмеримости парадигм, необходимости фальсификации научных теорий и т.д.

 

 

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

К вненаучному знанию относятся…

паранаучное

протонаучное

техническое

филологическое

 

 

Решение:

Нельзя требовать от научного знания, чтобы с его помощью описывались все составляющие человеческого бытия и жизненного мира людей. Ненаучным знанием является знание, которое а) возникает в качестве первичных форм осмысления реальности, предшествующих научному знанию; б) не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; в) дополняет существующие виды научного знания; г) противоречит научному. Исходя из вышеизложенного, к ненаучному знанию относят паранаучное (алхимия, астрология, хиромантия,

толкование снов и т.п.) и протонаучное (преднаучное) знание.

 

 

ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются…

предметное значение

смысл

сходство с обозначаемым объектом

материальные характеристики знака

 

 

Решение:

Напоминаем, что знак – это материальный объект, выступающий заместителем (представителем) другого материального или идеального объекта. Одним из важнейших аспектов языка как знаковой системы является его семантика, представляющая собой совокупность отношений знаков к обозначаемым ими объектам. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл. Предметное значение – это обозначаемый данным знаком объект, а смысл – то, что мы понимаем под этим знаком.

 

 

ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке

Мнение в отличие от знания…

является субъективной оценкой чего-либо

изменяется достаточно быстро

имеет достоверный характер

неизменно в определенных исторических пределах

 

 

Решение:

Мнение – это нечто промежуточное между знанием и незнанием. Если знание неизменно в определенных исторических пределах, то мнение может меняться в достаточно короткий период времени. Если знание связано с достоверностью, то мнение – с неточностью информации, которая нуждается в дополнительном обосновании. Эта мысль достаточно четко выражена у Платона: «Мнение относится к становлению, мышление – к сущности. И как сущность относится к становлению, так мышление – к мнению» (Платон. Сочинения: в 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 318). Мнение основано на субъективной уверенности, которая, в свою очередь, является следствием неосознанного внутреннего опыта, личностного (неявного) знания, интуиции. Поэтому по поводу одного и того же объекта в одном и том же отношении могут высказываться различные мнения.

 

 

ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

К праксеологическим теориям познания относятся…

прагматизм

диалектический материализм

субъективный идеализм

эволюционная эпистемология

 

 

Решение:

К праксеологическим теориям познания относятся прагматизм, диалектический материализм. Знание в данном случае не само по себе биологически адаптивно и целесообразно (как в натуралистических доктринах) и не является самоценной и самосущей реальностью (как в объективно-идеалистических концепциях), а выполняет инструментальную функцию посредствующего звена между миром и активно действующим человеком. Прагматизм трактует знание с точки зрения его практической полезности и эффективности, целью познания объявляется преодоление разрушительного сомнения и обретение индивидом «устойчивого верования», уверенности.

Диалектический материализм считает, что в фундаменте познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика людей. Хотя знание и приобретает в ходе исторического развития относительную самостоятельность, тем не менее именно материальная, а не духовная общественная практика является определяющим фактором его исторической динамики.

 

 

ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке

Когерентная концепция связывает истинность знания с…

самосогласованностью

непротиворечивостью

практической полезностью

его соответствием объекту познания

 

 

Решение:

Когерентная концепция истины предполагает связность, согласованность, системность и единство знания. Под когерентностью понимается взаимосоответствие содержания суждений, представляющих многозвенную логическую конструкцию. Естественно, что главную роль в данном случае играют логические критерии истины, например непротиворечивость. Большой вклад в развитие когерентной теории истины внесли Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Г. Гегель, многие современные философы и логики. Когерентная концепция связывает истинность знания с его самосогласованностью и непротиворечивостью. Доказанные положения являются истинными при условии, что истинны посылки, из которых они логически выведены. Проблема истинности самих исходных посылок, аксиом, принципов нуждается в специальном исследовании, поэтому непротиворечивость и самосогласованность еще не позволяют окончательно решить вопрос об истинности какого-либо утверждения.

 

 

ЗАДАНИЕ N 27 сообщить об ошибке

Нравственный смысл жизни, по В.С. Соловьеву, состоит в …

совершенствовании человеческой сущности

развитии духовных оснований личности

преодолении диктата Оно разумным человеком

преодолении смерти

 

 

Решение:

Нравственный смысл жизни, по В.С. Соловьеву, состоит в совершенствовании человеческой сущности, развитии духовных оснований личности.

 

 

ЗАДАНИЕ N 28 сообщить об ошибке

Образ человека в культуре может быть представлен в мифе, религии, а также …

философии, морали

искусстве, науке

экономике, политике

биологии, физике

 

 

Решение:

Образ человека в культуре может быть представлен в мифе, религии, а также в философии, морали, искусстве, науке.

 

 

ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в …

стремлении к прекрасному

жизни по законам Истины, Добра и Красоты

стремлении к естественному

жизни по законам природы

 

 

Решение:

Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в стремлении к прекрасному, к жизни по законам Истины, Добра и Красоты.

 

 

ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке

Идеал нового общества и нового человека в эпоху Возрождения был выражен в работах …

Т. Мора «Утопия»

Т. Кампанеллы «Город Солнца»

К. Маркса «Капитал»

М. Монтеня «Опыты»

 

 

Решение:

Идеал нового общества и нового человека в эпоху Возрождения был выражен в работах Т. Мора «Утопия», Т. Кампанеллы «Город Солнца».

 

Приложение 6

 

Вопросы для повторения

 

4. Философия как научное знание и мировоззрение.

5. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.

6. Специфика философского знания и его функции.

7. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).

8. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

9. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

10. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).

11. Атомистическое учение Демокрита.

12. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).

13. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).

14. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)

15. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).

16. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).

17. От религии к утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла).

18. Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.

19. Политическая философия Макиавелли («Государь»).

20. Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.

21. Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.

22. Пантеизм Спинозы.

23. Эмпирическая философия Д. Локка.

24. Субъективный идеализм Дж. Беркли.

25. Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)

26. Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).

27. Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина).

28. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

29. Натурфилософия Ф. В. Шеллинга.

30. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).

31. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.

32. Философская антропология Л. Фейербаха.

33. Материалистическая философия К. Маркса.

34. Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра (понятие пессимизма, этика сострадания, метафизика воли и рационализм, история как хаос событий).

35. Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.

36. Западники и славянофилы о судьбе России (И. В.Киреевский, А.С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен).

37. Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.

38. Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова, С. Булгакова, Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)

39. Идея русского мессианства в истории (Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин).

40. Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.

41. Феноменология Э. Гуссерля.

42. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.

43. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

44. Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)

45. Проблема «смерти человека» и кризиса гуманитарных наук в современной философии структурализма К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж. Деррида.

46. Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).

 

 

Учебное издание.

 

 

Щеров Владимир Иванович

 

 

Философия. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» для заочников

 

Технический редактор

Корректор

 

Темплан издания филиала ГОУ ВПО «МЭИ(ТУ)» в г. Смоленске, 2011 г., метод.

Подписано в печать

Формат бумаги 60×84 1/16. Тираж экз.

Усл. печ. л.

Издательский сектор филиала ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)»

214013 г. Смоленск, Энергетический проезд, 1.

 


[1] Очз – общий читальный зал.

[2] Аул - абонемент учебной литературы

Date: 2016-05-23; view: 537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию