Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Междисциплинарного экзамена

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО

по специальности «Физическая культура и спорт»,

специализация - «Физическая реабилитация»

 

Нижний Новгород

2014-2015 уч.год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  
1.1 Основные направления ТМФКиС, понятийный аппарат теории и методики физической культуры и спорта  
1.2 Система физической культуры в обществе  
1.3 Систематика средств, методов и форм физического воспитания  
1.4 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения  
1.5 Технология обучения двигательным действиям индивида в физическом воспитании  
1.6 Развитие двигательно-координационных способностей средствами физической культуры  
1.7 Развитие силовых способностей средствами физической культуры  
1.8 Развитие скоростно-силовых способностей средствами физической культуры  
1.9 Развитие скоростных способностей средствами физической культуры  
1.10 Развитие выносливости средствами физической культуры  
1.11 Развитие гибкости средствами физической культуры  
1.12 Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста  
1.13 Основы физического воспитания детей школьного возраста и молодежи  
1.14 Физическая культура в средних учебных заведениях разного типа  
1.15 Физическая культура в системе высшего образования и в быту студенческой молодежи  
1.16 Физическая культура в системе рациональной организации труда и в быту основных контингентов трудящихся  
1.17 Особенности использования факторов физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста  
1.18 Планирование как инструмент оптимального построения процесса физического воспитания.  
1.19 Сущность спорта, его функции, формы и условия функционирования в обществе, современное спортивное движение  
1.20 Система спортивной подготовки  
1.21 Основные стороны подготовки спортсмена  
1.22 Спортивная тренировка как многолетний процесс  
1.23 Технология планирования и контроля в спорте  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
     
  ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ  
2.1 Общая характеристика адаптивной физической культуры. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.  
2.2 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики  
2.3 Основные виды (компоненты) физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.4 Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре. Содержание и особенности деятельности специалиста по физической культуре в сфере физической реабилитации    
2.5 История становления и развития адаптивной физической культуры в России  
2.6 Организация адаптивной физической культуры в Российской Федерации и мировом сообществе  
2.7 Физическое воспитание и спорт для лиц с нарушением интеллекта  
2.8 Физическое воспитание и спорт для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата  
2.9 Физическое воспитание и спорт для лиц с последствиями детского церебрального паралича  
2.10 Физическое воспитание и спорт для лиц с нарушением зрения.  
2.11 Физическое воспитание и спорт для лиц с нарушением слуха  
2.12 Комплексная реабилитация и социальная интеграция лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.13 Опорные концепции методологии физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.14 Функции физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.15 Принципы физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.16 Задачи физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.17 Использование средств физической культуры в физической реабилитации  
2.18 Обучение двигательным действиям лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.19 Развитие двигательных способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
2.20 Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся физической культурой  
2.21 Двигательная рекреация: цели и задачи, виды, средства, содержание методики занятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных возрастных групп    
2.22 Спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья: основные направления, цели, задачи, классификация основных направлений адаптивного спорта, модели соревновательной деятельности    
2.23 Методы физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
     
  ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  
3.1 Общие основы лечебной физической культуры  
3.2 Систематизация средств лечебной физической культуры  
3.3 Организация лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждениях  
3.4 Лечебная физическая культура и массаж детей грудного и раннего возраста  
3.5 Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы  
3.6 Физическая реабилитация при нарушениях костно-мышечной системы у детей  
3.7 Физическое воспитание студентов высших учебных заведений, школьников общеобразовательных учреждений специальных медицинских групп  
3.8 Лечебная физическая культура в комплексном санаторно-курортном лечении  
3.9 Лечебная физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста  
3.10 Физическая реабилитация при заболевании суставов  
3.11 Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе  
3.12 Физическая реабилитация в процессе реабилитации при заболеваниях и травмах головного и спинного мозга  
3.13 Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы  
3.14 Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения  
3.15 Лечебная физическая культура при нарушении обмена веществ  
3.16 Физическая реабилитация при травмах опорно-двигательного аппарата  
3.17 Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания  
3.18 Физическая реабилитация в пред- и послеоперационном периоде восстановительного лечения  
3.19 Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей и подростков  
3.20 Лечебная физическая культура в акушерстве и гинекологии  
3.21 Физическая реабилитация при ожоговой болезни и отморожениях  
3.22 Основные принципы реабилитации спортсменов  
3.23 Лечебная физическая культура в комплексной реабилитации наркозависимых лиц  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины  

 

 


1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

1.1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТМФКиС

 

Двигательная деятельность как необходимость, компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека.

Двигательная деятельность в жизни человека: в обеспечении нормальной жизнедеятельности, эффективного освоения профессии, продуктивности трудовой деятельности.

Физическая активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для обеспечения и поддержания оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья. Понятие физической активности как отражение активного отношения, понимания и участия личности в системе явлений, свойственных физической культуре и спорту. Физическая активность человека на основе двигательной деятельности как результат формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Основные понятия теории и методики физической культуры и спорта, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, физическая активность, физическая культура.

 

1.2.СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

 

Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни. Связь физического воспитания и спорта с образованием и воспитанием. Структура системы физического воспитания, ее составные части или подсистемы.

Цель, задачи (образовательные воспитательные, оздоровительные); основы (идеологические, научные методические, программные, нормативные, управленческие), принципы (гармоничного развития личности, связи с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленностью); направления (общая физическая подготовка, профессиональная физическая подготовка, спортивная подготовка, реабилитационно-лечебная физкультура); организационные формы (дошкольные учреждения, учебные заведения, внешкольные учреждения, спортивные клубы и объединения на предприятиях).

Принципы системы, основы системы: социально-экономическая, научно-методическая, программно-нормативная, организационно-управленческая.

 

1.3. СИСТЕМАТИКА СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ФОРМ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физические упражнения, двигательные действия, движения как главные компоненты физической активности, как основа достижения цели и решения задач физического воспитания всех слоев населения, каждого отдельного человека.

Характеристика средств физического воспитания, физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Образцовая (эталонная) техника, индивидуальная техника, фазы техники: подготовительная, основная (ведущая), заключительная (завершающая).

Использование биомеханических характеристик двигательного действия в физическом воспитании. Критерии оценки эффективности техники. Эволюция развития техники.

Классификация физических упражнений. Использование «искусственной» управляющей среды (специальные сооружения) для повышения эффективности физических упражнений.

Единство средств физического воспитания как необходимое условий успешного решения задач физического воспитания.

Понятия: метод, методический прием, методика, классификация методов. Характеристика методов обучения в физическом воспитании и спорте. Методы словесного воздействия; средства и методы обеспечения наглядности. Метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные Требования к методам. Признаки.

Характеристика форм физического воспитания, разнообразие форм. Формы физического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дошкольного образования. Взаимосвязь формы и содержания занятий.

Динамика работоспособности на занятиях, характеристика структур занятий.

Урочные и неурочные формы. Урок - основная форма организации занятий, характеристика, требования к методике проведения урока. Виды уроков. Структура урока. Неурочные формы: индивидуальные и групповые самостоятельные занятия, игры и состязания.

Значение и задачи внеклассной работы (ВР) в школе. Педагогическое руководство ВР. Формы организации ВР в школе. Задачи, организация, содержание и методика проведения занятий в кружках физической культуры, спортивных секциях. Задачи, организация и основы методики проведения занятий в группах ОФП. Значение и формы пропаганды физической культуры в школе. Проведение общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Планирование работы по внеклассным формам занятий.

Организация физического воспитания детей школьного возраста во внешкольных учреждениях различного типа. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах, в культурно-оздоровительных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних и зимних оздоровительных лагерях. Формы физического воспитания в семье. Индивидуальные занятия различными упражнениями в домашних условиях.

 

1.4. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАЖНЕНИЯ

 

Понятие «нагрузка». Нагрузка и отдых – взаимосвязанные компоненты процесса упражнения, регламентация нагрузки и отдыха. Классификация нагрузок, типы отдыха.

Внешняя и внутренняя стороны нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки, их соотношение при выполнении физических упражнений. Параметры суммарной нагрузки в совокупности упражнений. Определение суммарного объема нагрузки при выполнении ряда однотипных упражнений, нескольких или многих разнохарактерных упражнений.

Определение оптимальной нагрузки при развитии различных физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы). Состояния утомления и переутомления в процессе нагрузки, их признаки. Профилактика переутомления и перетренированности.

 

1.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ИНДИВИДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Формирование двигательных умений, навыков, и специальных знаний обучения в физическом воспитании. Реализация принципов обучения в физическом воспитании.

Принципы сознательности и активности: осмысление сущности двигательной активности; психофизиологический механизм принципа; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания; особенность реализации при обучении детей. Принцип наглядности: анатомико-синтетическая деятельность коры головного мозга как объективное условие реализации принципа; значение обратной связи; комплексный подход в использовании разработанных форм наглядности.

Принцип систематичности: использование эффекта сверхвосстановления для развития функциональных возможностей; непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузки и отдыха.

Принцип последовательности и его связь с проблемой доступности методические правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», реализация путем усложнения и расширения объема двигательных и тактических умений.

Принцип постепенности постепенность повышения требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, определение меры доступного, увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Значение принципа прочности приобретаемых специальных знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуализации: учет возрастных и индивидуальных особенностей при обучении, индивидуализация как необходимое условие для развития способностей личности.

Уровни овладения двигательным действием в процессе обучения двигательные умение, двигательное навык, двигательное умение высшего порядка (суперумение).

Структура обучения как этапы обучения отдельному двигательному действию. Характеристика связи формирования двигательного навыка и этапы обучения:

I этап: ознакомление, создание представления: задачи, средства, методы.

II этап: начальное разучивание: задачи, средства, методы. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приемы исправления. Освоение двигательного действия на уровне умения.

III этап: закрепление: и совершенствование: задачи средства, методы освоение двигательного действия на уровне навыка.

IV этап: интегральное совершенствование навыков и качеств; задачи, средства, методы.

Умение применять комплекс двигательных действий в вариантных условиях на основе высокого уровня физических качеств и специальных знаний на уровне умений высокого порядка (суперумения).

Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом Воспитании. Содержание знаний сведения о физическом воспитании в целом, о закономерностях движения человеческого тела, о правилах разучивания двигательных действий и способах их выполнения, о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека.

 

1.6. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Понятие двигательно-координационных способностей (ловкости), их комплексный характер. Формы проявления ловкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития ловкости. Средства и методы, применяемые для развития двигательно-координационных способностей. Возрастные особенности проявления.

Общие и частные задачи, реализуемые в процессе развития двигательно-координационных способностей. Благоприятные периоды для развития. Основные направления в воспитании двигательно-координационных способностей.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие двигательно-координационных способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости.

1.7. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие «силы», формы проявления силовых способностей. Методика развития силовых способностей. Виды упражнений, используемые для развития силы мышц (упражнения с внешним сопротивлением; упражнения с преодолением веса собственного тела; изометрические упражнения, упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с амортизаторами и др.). Характеристика методов тренировки по развитию силовых способностей (метод повторных усилий, метод динамических усилий, метод максимальных усилий, метод круговой тренировки). Критерии и параметры нагрузки при использовании различных средств развития силовых способностей.

Благоприятные возрастные периоды развития силы. Особенности использования силовых упражнений в различные возрастные периоды жизни человека.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие силовых способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей для различных возрастных групп занимающихся.

 

1.8. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Понятие скоростно-силовых способностей, формы их проявления. Факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых. Физические упражнения, используемые для развития скоростно-силовых способностей. Проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений.

Критерии и параметры нагрузки при использовании различных средств развития силовых способностей.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие скоростно-силовых способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростно-силовых способностей для различных возрастных групп занимающихся.

 

1.9. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Определение скоростных способностей (быстроты), формы их проявления. Физиологический механизм проявления быстроты.

Наиболее благоприятные периоды развития скоростных способностей. Методика развития быстроты. Методы и средства развития скоростных способностей: метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью; игровой и соревновательный метод, метод динамических усилий, облегчённых внешних усилий. Дозировка нагрузки при использовании различных средств развития сскоростных способностей.

Возрастные особенности применения средств для развития скоростных способностей.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие выносливости с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения /тесты/ для определения уровня развития быстроты.

1.10. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие выносливости, виды (общая и специальная: силовая, скоростная, координационная, специальная). Работоспособность, утомление и выносливость. Факторы, влияющие на проявление и развитие выносливости. Методика развития выносливости. Средства развития общей и специальной выносливости. Методы развития выносливости (равномерный, непрерывный, повторный, переменный) и этапы развития выносливости. Дозировка нагрузки при использовании различных средств развития выносливости.

Особенности применения упражнений на выносливость в различные возрастные периоды жизни человека.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие выносливости с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения /тесты/ для определения уровня развития выносливости.

 

1.11. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Определение понятия гибкости, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявления. Общая и специальная, активная и пассивная гибкость. Физиологический механизм проявления гибкости.

Методика развития гибкости: средства, методы. Физические упражнения, применяемые для развития гибкости. Влияние температуры окружающей среды, времени суток на проявление гибкости. Возрастные периоды развития гибкости. Особенности применения упражнений на гибкость (подвижность в суставах) в различные возрастные периоды жизни человека.

Место упражнений на гибкость в учебно-тренировочном занятии. Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие гибкости с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости

 

1.12. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста.

Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Особенности построения учебных занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

 

1.13. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МОЛОДЕЖИ

 

Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Средства физического воспитания детей школьного возраста. Гимнастика. Легкая атлетика. Ходьба на лыжах. Плавание. Игры.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Средства физического воспитания. Особенности методики физического воспитания детей в среднем школьном возрасте.

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте. Характеристика средств физического воспитания. Особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.

Урок физической культуры как основная форма физического воспитания в школе. Требования к уроку. Структура урока и характеристика его частей. Постановка задач урока. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. Организация и методические основы проведения урока физической культуры. Дозирование физических нагрузок на уроке. Физическая нагрузка. Общая и моторная плотность урока. Формирования навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Внеклассные формы организации занятий. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений. Формы физического воспитания в семье.

 

1.14. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

 

Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Задачи физического воспитания. Основные разделы программы физического воспитания. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура во внеучебное время. Массовые спортивные и туристские мероприятия.

Сущность и значение планирования. Виды планирования- перспективное планирование; текущее планирование; оперативное планирование. Требования к планированию в физическом воспитании. Целевая направленность педагогического процесса. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Учет закономерностей физического воспитания. Конкретность планирования. Методическая последовательность планирования. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, план-конспект урока. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании. Предварительный контроль. Оперативный контроль. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль. Методы контроля. Требования к учету. Документы учета. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию. Педагогическая технология. Общий план работы по физическому воспитанию. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию Поурочный рабочий (тематический) план на четверть. План-конспект урока.

 

1.15. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И В БЫТУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Обязательный и факультативный курс физического воспитания в ВУЗЕ. Особенности задач, содержания и построения вузовского курса физического воспитания. Типовое содержание программы по физическому воспитанию студентов, ее нормативные основы. Особенности методики и общего построения занятий в подготовительном и специальном отделениях, отделении спортивного совершенствования. Профессионально-прикладная подготовка в вузе.

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в ВУЗе. Спортивные соревнования среди студентов. Организация физического воспитания как формы досуга студенческой молодежи.

 

1.16. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И В БЫТУ ОСНОВНЫХ КОНТИНГЕНТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

 

Значение и задачи направленного использования факторов физической культуры в период основной трудовой деятельности. Социальные и биологические факторы, обуславливающие специфику задач по направленному использованию факторов физической культуры в период основной трудовой деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Производственная гимнастика, ее формы и содержание. Физкультурно-оздоровительные мероприятия на производстве. Ведомственные соревнования.

 

1.17. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Социальные факторы, определяющие значение физической культуры в жизни людей зрелого и пожилого возраста. Проблема противодействия возрастной инволюции с использованием факторов физической культуры. задачи физкультурной деятельности. Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма, принципы их выбора и нормирования. Оздоровительно-гигиенические, реабилитационные и рекреативные формы использования физической культуры.

 

1.18. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Планирование физического воспитания (перспективное, текущее, оперативное). Требования и к планированию, методическая последовательность. Характеристика основных документов: учебный план, учебная программа, учебный план-график, календарно-тематическое планирование занятий, расписание занятий, план-конспект урока.

Планирование дополнительных форм физического воспитания (спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, соревнования, спортивные праздники и т.д.).

Планирование занятий по физическому воспитанию для людей различных возрастных групп. Учет деятельности по физическому воспитанию в различных учреждениях и его влияние на планирование.

 

1.19. СУЩНОСТЬ СПОРТА, ЕГО ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, СОВРЕМЕННОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

Спорт как исторически сложившаяся специфическая человеческая деятельность. Спорт в структуре современного общества, спортивные, объединения в мировой социально-политической системе. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта. Специальные и общие функции спорта. Массовый (общедоступный) спорт. Главная черта – доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора. Детско-юношеский спорт. Два направления: подготовка спортивных резервов и использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подрастающего поколения. Критерии эффективности – массовость охвата занимающихся, подготовка резерва высококвалифицированными спортсменами. Спорт высших достижений.

Виды спорта. Отличительный их признак - предметная основа Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта. Система отбора и спортивной организации. Система соревнований. Система спортивной тренировки. Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки. Спортивные достижения и тенденции их развития. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте соревновательной деятельности (бег, плавание, игры и т. п.). Разнообразие видов спорта в мире, в нашей стране.

Функции современного спорта. Гуманистическая направленность функции спорта.

Типы спорта, сложившиеся в мире. Спорт высших достижений. Установка на победу, рекорд, призовое место. Критерии эффективности - по итогам крупнейших соревнований. Наличие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.

Массовый спорт (спорт для всех). Критерии эффективности по факту регулярных занятий и участия в соревнованиях, личных достижений. Главная черта- доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора.

Детско-юношеский спорт. Два направления: первое - подготовка спортивных резервов, связь со спортом высших достижений; второе - использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подрастающего поколения, связь с массовым спортом. Критерии эффективности - массовость охвата занимающихся, подготовка резерва высококвалифицированным спортсменам.

Профессиональный спорт. В его основе лежит стремление спортсменов победить и получить вознаграждение. Источники существования - самоокупаемость, прибыль, реклама и пр. Характеристика спортсменов-профессионалов и профессиональных клубов.

Основные направления спортивного движения: массовый спорт и спорт высших достижений. Школьный, студенческий спорт. Профессионально-прикладной спорт. Спорт для инвалидов (паралимпийские игры), профессиональный спорт. Нормативные документы о физической культуре и спорте.

 

1.20. СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Требования к спортсмену в современном спорте и необходимость совершенствования подготовки спортсменов на основе системного подхода. Понятие «спортивная подготовка».

Многолетний характер подготовки спортсменов от начала специализированных занятий спортом в детском возрасте до прекращения активных выступлений в спорте высших достижений.

Структура системы подготовки спортсменов: подсистема целей и модельных показателей на весь многолетний период: подсистема обеспечения (отбор спортсменов, тренерские и др. кадры, материально-техническая оснащенность, формы организации, управление); подсистема реализации целей и достижения модельных уровней (тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена).

 

1.21. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

Определение «спортивная тренировка», «спортивная форма». Цели и задачи, методы, принципы спортивной тренировки. Спортивно-техническая подготовка. Критерии техники. Сбивающие факторы. Характер сбивающих факторов и причины возникающих нарушений, вызываемые ими процессы. Спортивно-тактическая подготовка. Физическая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка. Психическая подготовка. Классификация нагрузок и характеристика отдельных зон интенсивности.

 

1.22. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МНОГОЛЕТНИЙ ПРОЦЕСС

 

Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Характеристика этапов спортивной тренировки: этап предварительной подготовки, этап начальной спортивной специализации, этап углубленной специализации в избранном виде спорта, этап спортивного совершенствования, этап высшего спортивного мастерства. Отбор, этапы отбора, спортивная ориентация.

Понятие «спортивная ориентация». Понятие «спортивный отбор». Место отбора в многолетней системе подготовки спортсменов. Связь со спортом высших достижений, массовым и детско-юношеским спортом. Организация отбора на всех уровнях. Методика отбора на всех уровнях.

 

1.23.ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

 

Суть планирования в спорте. Перспективные, годичные планы. Цикличность планирования спортивной тренировки. Построение тренировки в микроциклах, мезоциклах, макроциклах. Комплекс показателей, на основе которых разрабатываются планы. Разработка планов подготовки в избранном виде спорта. Документы планирования и контроля за развитием спортивной формы.

Основные виды контроля - этапный, текущий и оперативный. Основные формы контроля - педагогический, медико-биологический, психологический. Методы контроля. Учет в процессе спортивной тренировки. Принятие решений об уровне подготовленности спортсмена и внесение коррекций в тренировочные программы.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2007 – 464 с.

2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд. стер. - М.: Академия, 2013. – 480 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Артемьев, Ю.С. Чтобы лучше играть в баскетбол // Физическая культура в школе. - 2000. - №4. - С.31 - 35.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б.А.Ашмарин. - М.: ФиС, 1990. – 223 с.

3. Бальсевич, В.Н. Физическая культура для всех и для каждого / В.Н.Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. – 203 с.

4. Благуш, Н.К. К теории тестирования двигательных способностей / Н.К.Благуш. - М.: ФиС, 1982. – 165 с.

5. Богданов, Г.П. Оценка уровня развития физических качеств у школьников // Физическая культура в школе. – 1981. - № 8 – С.17 - 21.

6. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген. – М.: ФиС, 1986. – 65 с.

7. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах / Э.Г.Булич. – М.: высшая школа, 1986. – 120 с.

8. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С.Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1986. – 173 с.

9. Ватов, И.П. Двигательные возможности человека / Нетрадиционные методы их развития и восстановления / И.П.Ватов. – Минск, 1994. – 121 с.

10. Горчакова, Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе / Л.П.Горчакова. - М.: Просвещение, 1983. – 123 с.

11. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 272 с.

12. Зациорский, В.М. Воспитание физических качеств / Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, исправл. и дополн. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976, т.1. – 169 с.

13. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М.Зациорский. - М.: ФиС, 1970. – 126 с.

14. Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1978. – 231 с.

15. Книга учителя физической культуры / Под. ред. В.С. Каюрова. – М.: ФиС, 1993. – 121 с.

16. Кузнецова, З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова. - М.: Академия, 1976. -.311 с.

17. Купер, Н. А. Аэробика для хорошего самочувствия / Н.А.Купер. - М.: ФиС, 1987. –192 с.

18. Коджасниров, Ю.Г. Игровая рационализация уроков // Физическая культура в школе. – 1999. - №1. - С. 25 – 30.

19. Лапутин, А. Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. – Киев: Здоровье, 1986. – 542 с.

20. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений / П.Ф.Лесгафт. - М.: ФиС, 1952, т.2. – 384 с.

21. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. – М.: ФиС, 1977. – 223 с.

22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 1991. – 542 с.

23. Матвеев, П.Н. Шляпин Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / П.Н.Матвеев, Б.Н.Шляпин. - М.: Просвещение, 1989. - 222 с.

24. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П.Матвеев. - СПб.:издательство «Лань», 2005. – 384 с.

25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных заведений, 3-е изд. / Л.П.Матвеев. -СПб.: Изд. «Лань», 2003. – 160 с.

26. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А.Пилоян. – М.: ФиС, 1984. – 104 с.

27. Программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» начальные классы. - М.: Просвещение, 2006. - 30 с.

28. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 3-е издание. - М.: Просвещение, 2006. – 126 с.

29. Современная система спортивной подготовки / ред.-сост. Ф.П.Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.:1995. – 446 с.

30. Теория спорта. / ред.-сост. В.Н.Платонова. - Киев: Вища школа, 1987. – 423 с.

31. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник. для студ. вузов / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. - Мн.: Тесей, 2003. – 528 с.

32. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 480 с.

33. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. – 144 с.

34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений –2-е изд. исп. и доп. / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2003. – 486 с.

35. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - Ростов/д.: Феникс, 2004. – 624 с.

 


2. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Адаптивная физическая культура в системе высшего образования. Высшее профессиональное образование: специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» (Степень (квалификация) – «Специалист по адаптивной физической культуре»), направление подготовки бакалавриат 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура)» (Степень (квалификация) – «Бакалавр по адаптивной физической культуре»)

Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе.

Высшая школа: интеграция основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами в области педагогики, медицине, коррекционной педагогики.

Система повышения квалификации и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре (образовательные программы на: 72, 100, 500 и более часов трудоемкости).

Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»; «образ жизни», «здоровый образ жизни», «естественные факторы внешней среды»; «аксиологические концепции жизни человека и инвалида» - сходство и различия; «реабилитация», «социализация», «социальная интеграция» и др.

Предмет, цель, задачи, содержание адаптивной физической культуры

Коррекционные, компенсаторные, профилактические задачи – главная группа задач в адаптивной физической культуре.

Оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи – традиционные задачи физической культуры, их адаптация к проблемам лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Роль и место адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

 

2.2. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической культуры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний.

Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось – виды адаптивной физической культуры, вторая ось – виды заболевания (инвалидности), третья – возрастные периоды жизни человека).

Формирование правового и информационного пространства адаптивной физической культуры в Российской Федерации как важнейшее условие обеспечения интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество (предоставление гарантий и возможностей инвалидам, подготовка общества к принятию инвалидов как равноправных членов общества, обладающих самоценностью).

 

2.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ (КОМПОНЕНТЫ) ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Критерий для выделения основных видов (компонентов) адаптивной физической культуры – естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни.

Адаптивное физическое воспитание – как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счет формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересом проведении досуга, смене вида деятельности за счет формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приемов, способов, средств, методов рекреационной деятельности.

Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счет приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта.

Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющиеся причиной инвалидности) за счет освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучение его умениям использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК.

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства за счет освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др.

Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счет освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных компонентов двигательной деятельности.

 

2.4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Основные требования к профессиональным качествам специалиста по АФК. Личностные качества специалиста АФК. Управление педагогической деятельностью в АФК.

Классификация инвалидов: в зависимости от тяжести заболевания и ограниченности жизнеобеспечения (инвалиды I, II, и III группы); в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.).

Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

 

 

2.5. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) в России. Основной социальный закон функционирования и развития физической культуры (в том числе адаптивной) – ее обусловленность экономическим и социально-политическим строем общества. Принципы, вытекающие из данного закона, – прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Важнейшие дополнительные принципы, вытекающие из данного закона для адаптивной физической культуры, – социализирующее-реабилитационный характер, коррекционная, компенсаторная, профилактическая направленность.

Анализ аксиологических концепций отношения общества к лицам с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов): «инвалидизма», социальной полезности инвалидов, личностно-ориентированной концепции. Роль адаптивной физической культуры реализации данных аксиологических концепций в историческом контексте.

Становление и развитие адаптивной физической культуры как продвижение по магистральному направлению – от лечебного к рекреативному и от него к спортивному видам физической культуры.

Единство структурных элементов адаптивной физической культуры как единство прошлого, настоящего и будущего.

Исторический взгляд на развитие адаптивной физической культуры в контексте главных социальных сторон жизни общества: труда, образования, игры, досуга.

Становление отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп.

Магистральное направление развития адаптивной физической культуры в России.

Организационные основы развития адаптивной физической культуры в России.

Исторический анализ развития адаптивной физической культуры в образовании, игровой и досуговой деятельности инвалидов, как средства профессиональной реабилитации в нашей стране.

Развитие отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп в нашей стране.

Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов. Участие российских спортсменов-инвалидов различных нозологических групп в международных соревнованиях. Наиболее значимые результаты.

Спортсмены-инвалиды России в соревнованиях Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, в Олимпийских Играх глухих.

Взаимосвязь организационно-правовых основ адаптивного спорта и результатов спортсменов-инвалидов на примере их Паралимпийских Игр (Лондон-2012, Великобритания; Сочи-2014, Россия).

 

2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом. Государственные органы физической культуры (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающиеся проблемами данной категории населения в нашей стране и за рубежом.

Социальные программы (медико-социальные, образовательные, материально-технического обеспечения, комплексные) регионального и федерального уровней – как магистральный путь развития и совершенствования инфраструктуры комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов (лиц с отклонениями в состоянии здоровья). Включение мероприятий по развитию адаптивной физической культуры в эти программы – важнейший путь получения финансирования на данный вид социальной практики.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (ВОИ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры.

Международные общественные организации, занимающиеся проблемами адаптивной физической культуры (образованием, научно-исследовательской деятельностью, спортом, рекреацией).

Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения системы образования и системы социального обеспечения и организации в них адаптивного физического воспитания.

Высшие учебные заведения для инвалидов в ведении Министерства образования Российской Федерации. Адаптивная физическая культура – важнейший компонент содержания высшего профессионального образования инвалидов и ее организация в вузе (работа кафедры АФК, адаптивно-спортивного клуба и др.).

Организация адаптивного физического воспитания в домах ребенка, находящихся в ведении государственных органов управления здравоохранением.

Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья в специальных (медицинских) группах в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

Организация АФВ в классах с контингентом детей с отклонениями в развитии, интегрированных в массовые школы.

Организация адаптивного спорта. Адаптивный спорт – социальный феномен, интегрирующий лечебное рекреационное и спортивное направления физической культуры.

Государственные и общественные органы управления адаптивным спортом, координация их деятельности.

Координация деятельности государственных органов управления физической культурой, образованием, социальным обеспечением – важнейшее условие развития адаптивного спорта. Служба адаптивной физической культуры и спорта.

 

2.7. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Развитие адаптивного физического воспитания и спорта для лиц с нарушением интеллекта в мире и России. Движение «Спешиал Олимпикс». Основные ученые, занимавшиеся проблемами по внедрению физической культуры среди лиц с отклонениями интеллекта в нашей стране. Занятия физической культурой в системе физического воспитания специальных школ. Деятельность Специального Олимпийского комитета (г. Санкт-Петербург).

Опыт внедрения адаптивного спорта для лиц с нарушением интеллекта в США. Программы адаптивного физического воспитания и спорта движения «Спешиал Олимпикс».

Виды спорта в программе движения «Спешиал Олимпикс». Особенности организации учебно-тренировочных занятий и соревнований для лиц с нарушением интеллета.

 

2.8. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

Развитие ЛФК в нашей стране. Создание первого кабинета лечебной гимнастики, гимнастического института, открытие реабилитационных центров.

Основные подходы к проблеме использования физических упражнений в восстановлении инвалидов с ПОДА.

Первые соревнования среди инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга в Сток-Мэндвиле. Развитие адаптивного спорта для инвалидов с ПОДА в мире и России. Виды адаптивного спорта для лиц с ПОДА.

Особенности организации учебно-тренировочных занятий и соревнований для лиц с ПОДА. Классификация спортсменов с ПОДА

 

2.9. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

 

Развитие адаптивного физического воспитания и спорта для лиц последствиями ДЦП в нашей стране и за рубежом. Классификация инвалидов с ДЦП. Различные методики применения физических упражнений для коррекции движений лиц с последствиями ДЦП. Особенности физического воспитания инвалидов с последствиями ДЦП.

Соревнования среди инвалидов с последствиями ДЦП. Развитие адаптивного спорта для инвалидов с последствиями ДЦП в мире и России. Виды адаптивного спорта для лиц с последствиями ДЦП.

Особенности организации учебно-тренировочных занятий и соревнований для лиц с последствиями ДЦП. Классификация спортсменов с последствиями ДЦП

 

 

2.10. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания слепых детей. Истоки развития адаптивного спорта лиц с нарушениями зрения в нашей стране. Создание и деятельность Всероссийского общества слепых (ВОС).

Особенности физического воспитания инвалидов с нарушением зрения. Особенности работы с тотально незрячими инвалидами и инвалидами с остатком зрения.

Соревнования среди инвалидов с нарушением зрения. Развитие адаптивного спорта для инвалидов с нарушением зрения в мире и России. Виды адаптивного спорта для лиц с нарушением зрения, включенные в программу Паралимпийских игр.

Особенности организации учебно-тренировочных занятий и соревнований для лиц с нарушением зрения. Классификация спортсменов с нарушением зрения.

 

2.11. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

Особенности физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.

Первые Всемирные Игры глухих. Развитие Дефлимпийского (Сурдлимпийского) движения в мире. Виды адаптивного спорта для лиц с нарушением слуха, включенные в программу Дефлимпийских игр.

Создание Всероссийского общества глухих (ВОГ). Деятельность Российского спортивного союза глухих (РССГ). Участие российских спортсменов с нарушениями слуха в мировом спортивном движении, физкультурно-массовая работа среди лиц с нарушениями слуха.

Особенности организации учебно-тренировочных занятий и соревнований для лиц с нарушением слуха. Классификация спортсменов с нарушением слуха.

 

2.12. КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов. Комплексная реабилитация – как процесс обеспечения готовности к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей.

Физическая реабилитация – база, основа любого вида реабилитации: социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной; первоначальной, элементарной и полной; медицинской, технической, психологической, педагогической.

Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики.

Адаптивная физическая культура – как важное направление социальной практики в «борьбе» с психическими комплексами неполноценности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, такими как: чувства эмоциональной обиды, отчужденности, повышенной тревоги, пассивности, потерянной уверенности в себе или, наоборот – эгоцентризма, агрессивности и т.п.

Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни практически здоровых лиц. Проблемы, задачи и принципы в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов, решаемые с помощью технологий АФК.

Организация физической реабилитации. Организация физической реабилитации (ЛФК и физических методов лечения) в стационарных лечебных учреждениях.

Лечебная физическая культура в амбулаторных учреждениях. ЛФК в системе специального (коррекционного) образования.

ЛФК – как непременное условие нормального жизнеобеспечения инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

ЛФК – первая ступень на пути к адаптивному спорту, комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидов.

Характеристика особенностей реабилитации, социализации и воспитания подрастающего поколения в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием. Роль и место адаптивного физического воспитания в комплексной реабилитации, социализации и воспитании инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Взаимодействие специалиста по адаптивной физической культуре с врачами и медицинскими работниками; психологами, тифло-, сурдо-, олигофрено-педагогами, логопедами, специальными психологами; социальными работниками и учителями (преподавателями) по другим предметам по разработке комплексных программ реа


<== предыдущая | следующая ==>
Основные формулы интегрирования | Тақырыптық жоспар

Date: 2016-05-13; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию