Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России
ЛЕКЦИЯ № 10
Тема: Модернизация России во второй половине XIX – начале XX вв.
Учебные вопросы.
- Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России.
- Внутриполитическое положение России во второй половине XIX – начале XX вв.
- Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX вв.
1.
Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России.
Россия в первые годы второй половины XIX в.
| причина
| Кризис крепостничества. Поражение в Крымской войне.
| причина
| внешнеполитическое положение
| внутреннеполитическое и социально-экономическое положение
| следствие
| ü дипломатическая изоляция;
ü потеря статуса главного арбитра в европейских делах;
ü ослабление геополитических позиций на южных рубежах (Балканы, бассейн Черного моря, Закавказье);
ü отставание в экономическом развитии от ведущих мировых держав.
| ü обострение социальных противоречий и напряжения в обществе;
ü углубление противоречий в национальном вопросе (Польша);
ü расстройство финансовой системы и снижение темпов экономического роста.
| следствие
| альтернатива
| Обновить экономический и политический строй государства в ходе проведения последовательных либеральных реформ.
| Допустить превращение России во второстепенное европейское государство.
Перспектива мощного социального конфликта внутри государства.
| Отношение к реформам в русском обществе
| Крестьяне, мещане и купечество ожидали и приветствовали проведение реформ.
| Либеральная интеллигенция теоретически обосновывала необходимость проведения реформ.
| Часть дворянства, и представители высшей бюрократиипризнавали необходимость реформ.
| 18 февраля 1855 г. на российский престол вступил император Александр II
| «Оттепель»
в общественно- политической жизни России
| ü Амнистия декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 гг., петрашевцам;
ü Приостановление на три года рекрутских наборов;
ü Списание недоимок с крестьян;
ü Освобождение от полицейского надзора 9 тыс. чел;
ü Ликвидированы военные поселения.
| «Великие реформы»
60-70-х гг. XIX в.
| ü Отмена крепостного права 1861 г.
ü Военная реформа 1861- 1874 гг.
ü Реформа народного образования 1863-1864 гг.
ü Судебная реформа 1864 г.
ü Городская реформа 1870 г.
ü Земская реформа 1864 г.
| | | | | | | | | |
Крестьянская реформа 1861 г.
| Предпосылки отмены крепостного права
| Кризис
феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития
| Проявления кризиса:
- сокращение импорта русского хлеба за границу;
- крестьянские повинности – барщина и оброк достигли наивысшего значения;
- кризис дворянства как сословия: 3,5% дворян не имели поместий; 45,9% дворян владели менее 20 крепостными;
- отсутствие рынка свободной рабочей силы;
- низкая покупательная способность населения.
| глубокое осознание обществом необходимости и неизбежности отмены крепостного права
| - рост антикрепостнических настроений в обществе;
- массовые крестьянские волнения (в 1858 г. - 86 крестьянских выступлений, в 1859 г. – 90, в 1860 г. – 108).
- из 62,5 мил. чел., в крепостной зависимости находилось 23,1 мил. чел., то есть 37 %. (перепись 1857-1859 гг.).
| Этапы подготовки Крестьянской реформы
| март
1856 г.
| Речь Александра II перед московским дворянством о необходимости отмены крепостного права.
| январь
1857 г.
| создан секретный комитет по крестьянскому делу, разработавший основные принципы предлагаемой реформы.
| октябрь
1857 г.
| Дворянство литовских губерний заявило, что согласно освободить крестьян от крепостной зависимости при условии сохранения земли в руках помещиков.
| ноябрь-декабрь
1857 г.
| Учреждение губернских комитетов по подготовке проектов предлагаемой крестьянской реформы.
| январь
1858 г.
| Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому вопросу. Основные принципы предполагаемой реформы были преданы гласности, процесс ее разработки приобрел широкое общественное звучание.
| февраль 1859 г. – октябрь 1860 г.
| Работа специально созданных Редакционных комиссий (глава комиссий генерал Я.И. Ростовцев, после его смерти министр юстиции В.Н. Панин) по обработке и редактированию представляемых губернскими комитетами в Главный комитет проектов реформы.
| февраль 1861 г.
| Обсуждение проекта в Государственном совете.Совет отверг проект реформы, однако император Александр II его поддержал.
| 19 февраля 1861 г.
| Александр II подписал Манифест и 17 законодательных актов, касавшихся отмены крепостного права в стране.
| основные правовые документы по крестьянской реформе
| Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта
| «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
| | | | |
Основные положения Крестьянской реформы
| Крестьяне получили личную свободу и были наделены общегражданскими правами.
| Крестьяне освобождались с земельным (полевым) наделом, площадью: 3-12 десятин.
| Крестьяне должны были выкупить землю у помещика, до момента выкупа они считались «временно обязанными» т.е. были обязаны выполнять прежние повинности – барщину и оброк. Размер выкупа зависел от денежного оброка крестьянина. 20% суммы выкупа личные средства крестьянина, 80% - государственный кредит на 49 лет по 6% годовых.
| Крестьяне в течении 9 лет, не могли отказаться от своего надела и покинуть общину.
| Крестьяне, в пользовании которых были наделы земли большие по площади, чем полагалось по реформе, должны были вернуть излишки помещику – «отрезки».
| Крестьяне получили право:
| Реформа не коснулась следующих положений
| ü иметь движимое и недвижимое имущество;
ü заключать сделки;
ü защищать свои права в суде;
ü менять место жительства;
ü переходить в другое сословие;
ü поступать на службу и в учебные заведения;
ü вступать в брак без разрешения помещика;
ü создавать выборные органы местного самоуправления.
| ü порядкаобщинного (надельного) землепользование;
ü сословного неравноправия;
ü системы уплаты подушной подати;
ü рекрутских наборов в солдаты;
ü правила круговой поруки при выплате налогов и исполнении повинностей;
ü права волостных судов приговаривать крестьян к телесным наказаниям.
| Механизм реализации Крестьянской реформы
| Мировые посредники + сельские старосты в течении 2-х лет составляли условные грамоты, где определялись условия освобождения каждой конкретной семьи.
| Итоги.Реформа ознаменовалавступление России на путь развития капитализма.
|
Военная реформа 1861- 1874 гг.(автор генерал Д.А. Милютин)
| Цель:
| Устранить отставаниероссийской армии от армий ведущих европейских государств
| Задачи:
| ü изменение системы прохождения воинской службы;
ü перевооружение армии и флота современными образцами вооружения и военной техники;
ü изменение системы военного управления;
ü изменение системы военного образования;
ü внедрение в жизнь войск современных уставов и наставлений.
| Ход военной реформы
| 15 января 1862 г. доклад Военного министра по основным положениям военной реформы. Основная идея: Армию мирного времени сократить, количество обученного резерва увеличить. Цель: сократить расходы на содержание армии и иметь возможность быстро увеличить ее боевой состав в случае угрозы войн;
1863 - 1864 г.расширена сеть военных учебных заведений, созданы военные гимназии и юнкерские училища;
1864 г. территория страны была разделена на 15 военных округов;
1865 г. создан главный штаб – центральный орган военного управления;
1869 г. войска переведены на новые штатные расписания (численность армии мирного времени была сокращена на 33%);
1874 г.введенавсеобщая(всесословная) воинская повинность. Срок службы 6-7 лет; льготы для окончивших вузы; военная служба для всех сословий с 20 лет.
| Итог:Проведенные военные преобразования повысили боеспособность армии, ее мобилизационные возможности, уровень подготовки ее офицерского корпуса и рядового личного состава, способствовали созданию в войсках нового, более здорового нравственного климата, коренным образом отличавшегося от атмосферы палочной муштры и формализма николаевской эпохи.
|
Реформа народного образования 1863-1864 гг.
| Цель: увеличение числа грамотных и образованных людей.
| Задачи: расширение сети учебных заведений, внедрение всесословного образования
| начальное образование
| среднее образование
| высшее образование
| 14 июля 1864 г.
«Положение о начальных народных училищах»
| 19 ноября 1864 г.
«Устав гимназий и прогимназий»
| 18 июня 1863 г. «Университетский устав»
| типы школ:
государственные, церковно-приходские, земские, частные, общественные.
| типы гимназий (7 лет):
классические – готовили к поступлению в университет;
реальные - готовили к поступлению в технические учебные заведения.
Прогимназии - (4 года) – сокращенная программа обучения.
1862 г. – появились женские гимназии.
| Восстановлена академическая автономияуниверситетов.
Совет университетов регулировал всю жизнь высших учебных заведений:
избирал ректора и деканов, замещал преподавательские вакансии.
Срок обучения: 4 года.
| Была ликвидированагосударственно-церковная монополия на народное образование.
Главная задача начальной школы; «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий».
| Итог. В результате осуществления реформы в России возникла достаточно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.
| | | | |
Судебная реформа 1864 г.
| Недостатки судебной системы
| сословность, многоступенчатость, отсутствие гласности и состязательности при вынесении судебного решения, полная зависимость суда от администрации.
| ноябрь 1864 г. – приняты новые Судебные Уставы
| Устав гражданского судопроизводства
| Устав уголовного судопроизводства
| Учреждение судебных установлений
| Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями
| Содержание Судебной реформы
| ü суд провозглашался гласным, состязательным, независимым и бессословным;
ü учреждалась адвокатура (присяжные или частные поверенные);
ü вводился принцип несменяемости судей;
ü создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных дел;
ü вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи);
ü упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций;
ü изменена система предварительного следствия (судебные следователи);
| Судебная система России после реформы
| Сенат(как орган надзора за правильностью отправления правосудия)
| Мировые судыи съезд мировых судей,избирались гражданами.
Компетенция -маловажные гражданские и уголовные дела.
| Особые суды:
волостной - для крестьян;
военный;
консистория - для духовенства
| Окружной суд и Судебная палата,назначались государством.Компетенция – политические, важные гражданские и уголовные дела.
| Итог.Судебную реформу 1864 г. необходимо рассматривать в качестве начала важного процесса формирования правового государства и гражданского общества в России XIX в.
| | | | | | | |
Земская реформа 1864 г.
| Цель:Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления – земств.
| Задачи: Создать условия для улучшения жизни деревни. Земства должны были решать вопросы строительства дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение населения продовольствием.
| Принципы реформы:
ü отделение земств от административной власти;
ü всесословное выборное представительство;
ü хозяйственно финансовая самостоятельность земств.
| 1 января 1864 г. был принят закон о земских учреждениях.
| Избиратели разделялись на три избирательных курии – крупные земельные собственники, городские собственники, сельские крестьянские общества. Выборы уездных и губернских земских собраний происходили раз в три года. Их постоянным органом являлись уездные и губернские управы, которые в составе до 6-ти гласных избирались на земских собраниях. Председателем земских собраний являлся предводитель дворянства, а земской управы – лицо избранное, но утвержденное губернатором (уездная управа) или министром внутренних дел (губернская управа).
Для финансирования своей деятельности земства получили право облагать население специальным земским сбором, самим определять смету своих доходов и расходов.
| Цель:Впервые в истории России на местах создавались учреждения буржуазного характера. Создание земств привело к возникновению земского либерального движения, ставившего своей целью расширение демократических свобод и избрание в России центрального представительного учреждения.
|
Городская реформа 1870 г.
| Цель:Ввести городское самоуправление по типу земского.
| Задачи: создать условия для подъема городского хозяйства, благоустройства городов; стимулировать развитие в городах просвещения, здравоохранения.
| Для выработки предложений на местах в российских городах было образовано 509 комиссий, на основе мнения которых в министерстве внутренних дел (инициатор проведения реформы) был составлен проект реформы.
| 16 июня 1870 г. – принятие«Городового положения»
| Реформа заменила прежние сословные органы городского управления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной). Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, находившимся в русском подданстве и платившим в пользу города налоги и сборы. Избиратели разделялись на три избирательных собрания – по величине вносимого в городскую казну налога. Выборы проходили раз в четыре года.
| Гласные городской думы избирали Городского голову(возглавлял Думу и Управу)и членов городской управы.
| Итоги.Создание органов земского городского самоуправления явилось важным этапом становления в России гражданского общества. На смену бюрократическим принципам комплектования и функционирования органов местного управления пришла система местного самоуправления, основанная на принципах цензовой демократии.
|
Историческое значение реформ 60-70-х годов XIX века
| ü Реформы были примером мирной «революции сверху», хотя и не получившей логического завершения − оформления в России конституционной монархии;
ü Реформы позволили в значительной мере снять социальное напряжение в стране, избежать острой гражданской конфронтации в обществе;
ü Реформы обеспечили мощный скачок в экономическом развитии России.
|
2.
|