Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология (учение о бытии). Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Онтология– это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия. Бытие– основополагающая философская категория, отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие – предельно широкое по объему понятие, охватывающее все существующее. Представления о мире в целом начали складываться в глубокой древности и прошли в своем развитии ряд этапов. Онтология каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, духовной культуры и др. факторами. В истории развития человеческой мысли можно выделить несколько основных видов онтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную. Мифологическая онтология представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, определить место человека в нем.Мифологическая картина мира отличается синкретизмом: здесь сочетаются реальность и фантазия, зачатки знаний и религиозных верований, нравственные нормы и эстетические представления. В мифах выражалась идея единства мира, неразделенности человека и природы. Особенностью религиозной онтологии является то, что мир раздваивается на земной, естественный и небесный, сверхъестественный.Религиозная картина мира отличается верой в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Мифологические и религиозные представления о мире, о связях и закономерностях бытия выражаются в эмоционально-образной форме. Философская онтология отличается от мифологической и религиозной рациональным объяснением мира. Это учение о наиболее общих закономерностях существования и развития природы, общества и человека, которое рассматривает мир через диалектику единичного и общего, преходящего и вечного. Однако философская онтология неоднородна. В познании бытия мыслители сталкиваются с рядом кардинальных проблем: - обладает ли мир единством и что является основой этого единства? - является ли мир в своей сущности неизменным или он постоянно изменяется? - упорядочен ли мир в своем развитии, подчиняется ли каким-то общим законам или он изменяется произвольным образом? Различное решение этих проблем определяют различия в философских воззрениях на мир в целом. В зависимости от их решения в философской онтологии выделяется ряд основных течений: - в ответе на вопрос о единстве мира и основаниях этого единства – философский монизм, с точки зрения которого основой мира признается какая-л. одна субстанция (материализм и идеализм),дуализм,плюрализм(признает несколько самостоятельных, равноправных первоначал бытия); - в ответе на вопрос о закономерностях развития мира - детерминизм (учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений) и индетерминизм (отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей) и др. Научная онтология также характеризуется рациональным объяснением действительности.Научная картина мира– это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания, она синтезирует множество частнонаучных теорий. Научная картина мира не может быть статичной, раз и навсегда данной, что связано с постоянным прогрессом науки, с расширением возможностей научного познания, с изменением его принципов и методов. Принято выделять несколько основных этапов развития научной онтологии, которые связаны с величайшими научными открытиями и привели к столь радикальной смене картины мира, что их принято характеризовать какнаучные революции(по именам ученых, чьи открытия сыграли наиболее важную роль в изменении научного взгляда на мир их принято обозначать как аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская): 1) доклассический: античность (VI–IVвв. до н.э.) –XVIв. н.э.Начало этого этапа связано с возникновением самой науки, с формированием норм и образцов построения научного знания, с созданием понятийного аппарата (большую роль в этом сыграли труды Аристотеля). В основе научной картины мира этого этапа – геоцентрическое учение; 2) классический:XVII–XIXвв. Этот этап связан с формированием классического естествознания (его основоположники – Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р.Декарт, И.Ньютон). В это время формируется механистическая научная картина мира на основе экспериментально- математического естествознания; 3) неклассический(постклассический): конецXIX–XXвв., когда последовал ряд крупнейших открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В основе новой картины мира – теория относительности А.Эйнштейна и квантовая механика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. Античный атомизм - материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад. Date: 2016-05-23; view: 1931; Нарушение авторских прав |