Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ф. Прокопович о гос-ве и праве (вторая версия)
Феофан Прокопович (1681—1736) входил в круг сподвижников русского царя, был идеологом церковной реформы. Прокопович — один из авторов новой теории абсолютной власти монарха, в том числе и по его совету царь принял новый для России титул — император. Ф. Прокопович исходит из гипотезы о естественном (догосударственном) состоянии «войны всех против всех». Постепенно разум как главное свойство человека приводит его к познанию естественных законов. Инстинкты самосохранения и продолжения рода побуждают людей прекратить естественное состояние и заключить общественный договор, учреждающий государство. После заключения общественного договора народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суверенитетом и какими-то правами по отношению к монарху. Монарх, в свою очередь, должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не может отобрать ее обратно, вернуться к естественному состоянию или изменить форму государственного правления. Ф. П. формулирует принципы верховенства государственной власти в обществе: абсолютность; несвязанность никакими законами; безответственность; неприкосновенность. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и человеческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям. Из этого следовала необходимость подчинения церкви государству и лично монарху. Ф. П. является автором большого числа религиозных и политических сочинений, среди которых «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», «Панегирики» царствующим особам (он пережил нескольких императоров и императриц – Петра 1, Екатерину 1, Петра 2, Анну Иоанновну, и восславлял каждого из них) и «Правда воли монаршей». Всех их объединяет стремление обосновать правомочность абсолютной монархической власти. Оригинальность политико - правого учения Ф.Прокоповича является соединение в ней аргументов естественно - правовой теории с догматами богословия. Из современных ему политико-правовых теорий наибольшее влияние на его взгляды оказало учение Т.Гоббса о «естественном состоянии» и происхождении государства. Ф. П.был автором "Правды воли монаршей" (1722), "Духовного регламента", "Истории императора Петра Великого: от рождения до Полтавской баталии" — сочинений, в которых абсолютная монархия получила теоретическое обоснование1. Произведения автора строились на философском учении XVII—XVIII вв. о естественном праве и общественном договоре. В соответствии с названным учением автор составил текст "Духовного регламента" и написал свое главное произведение "Правда воли монаршей в определении наследника державы своей" (1722; второе издание — 1726). Политический трактат Ф. Прокоповича был логическим продолжением закона от 5 февраля 1722 г. "О престолонаследии". Правомерность закона объяснялась не только "богопомазанностью" самодержца, но и всемирно-историческими прецедентами. Автор обосновывал виды монархии и волю монарха историческими аналогиями Ивана IV и Древнего Рима. В отличие от "неправильной" монархии Рима и Германии, "процветающая" российская монархия основывается не на избрании главы государства, а на наследовании престола. Однако наследование монархии может иметь последствия (смуты, усобицы). Во избежание этого царь передает "наследство свое кому хочет, сыну своему или иному мимо сыновей, усматривая достойного". Комментарий воли о престолонаследии получился у Ф. Прокоповича как трактат об идеальной форме правления и государственности. Произведение основано на исторических сравнениях и в отличие от сочинений предыдущей эпохи не ограничивается библейскими сюжетами и теологическим обоснованием царской власти. Т.о., абсолютизм, по Ф. Прокоповичу, — это единство Божьей воли, естественного права и общественного договора с народом.
Date: 2016-05-23; view: 666; Нарушение авторских прав |