Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая школа права Л.И.Петражицкого
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий– профессор юр. факультета Петербургского университета, депутат I Гос-венной думы от партии кадетов. П. исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юр-т поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "соц-й среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал П., позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения либо наблюдений за поступками др-х лиц. Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции чел-ка. Эмоции служат главным побудительным элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. П. различал два вида эмоций, определяющих отн-ния между людьми; моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием чел-ком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях др-х лиц, и наоборот. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер Теория П. безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. П. относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. П. стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его конц-я явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании. Учение П. пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов.
6.Нормативистская Правовая теория Г Кельзена Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юр-т Гене Келъзен. Самая известная его работа — "Чистая теория права" Под чистой теорией права К. понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совр-ые юр-ты, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и пол-кой теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. К. был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказывают приверженцы соответствующих конц-й, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из др-х областей познания. Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. К. одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и гос-ве. К. определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в конц-и используется для отличия права от др-х нормативных систем, таких, как религия и мораль). По учению К.а, право старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда об-во, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив — в др-х, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сооб-во перерастает в гос-во, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками гос-ва — в области международных отн-ний. Совр-ое ему право К. рассматривает как совокупность гос-венных правопорядков и децентрализованного международного права. Источником единства правовой системы К. называет основную норму — понятие, которое дается нашим сознанием для обоснования всего гос-венного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в гос-ве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести себя так, как предписывает конституция". Пол-кое учение К.а построено на отождествлении гос-ва и права. Как орг-я принуждения гос-во идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. К. делил гос-ва на демократические и недемократические. Согласно его учению демократия не сводится к утверждению законов бол-вом голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства.
Date: 2016-05-23; view: 566; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|