Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пол-ко-правовая теория брахманизма в Древней Индии





Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., восходили к религиозно-мифологическому мировоззре­нию, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произош­ли на почве толкования мифов и правил поведения. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва.

Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брах­маны), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленни­ков и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно веди­ческому преданию варны произошли из тела космического велика­на Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении нахо­дились шудры.

Идеология брахманизма была направлена на утверждение вер­ховенства родовой знати в складывающихся гос-вах. Наи­более авторитетным был трактат "Наставления Ману о дхарме" ("Законы Ману".)

Одним из краеугольных пол-й религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхожде­ния, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он выполняет пред­писания дхармы — культовые, общ-ые и семейные обязан­ности, установленные богами для каждой варны.

Гос-венную власть Законы Ману описывают как едино­личное прав-е государя. Особое место занимает трактат под названием "Артхашастра", Трактат содержит пол-я брахманизма о кастовых пред­писаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми сословиями, его монополии на отправ-е религиозного культа.На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти.

 

33. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ БРАХМАНИЗМА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (вторая версия).

Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологически-органической концепции определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брах-манистскими школами.

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману». В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечательно, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям.

С критикой ряда основных положений Вед, Упани-шад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство.







Date: 2016-05-23; view: 621; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию