Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы
УИК РФ (ст.60) регулирует вопросы осуществления надзора за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных инспекция: 1. вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2. не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного; посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного; 3. наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении; 4. в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах; 5. своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия; 6. принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Место хранения технических средств надзора и контроля определяется территориальным органом УИС[16]. Результаты осуществления надзора отражаются в месячной ведомости надзора. Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, не реже одного раза в 10 дней проверяет ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора, о чем производит соответствующую запись в ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осужденного в соответствии с периодичностью, определенной приговором суда. Результаты регистрации отражаются в регистрационном листе. При вызове осужденного в инспекцию с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы отражаются в справке о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого. Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту жительства или пребывания на предмет соблюдения им установленных судом ограничений, которые закреплены в ст. 53 УК РФ, а также в целях выяснения сведений о его поведении и работе, а также иных сведений, имеющих значение для осуществления надзора, о чем составляется рапорт. Дополнительная проверка нахождения осужденного по месту жительства или пребывания, работы и (или) учебы в период действия ограничений может производиться по домашнему или рабочему стационарному телефону. В случае отсутствия нарушений со стороны, осужденного рапорт не составляется, в ведомости надзора делается соответствующая запись. При обращении осужденного с просьбой о разрешении ему изменения места жительства (пребывания), работы и (или) учебы инспекция регистрирует указанное обращение в соответствующем журнале, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Инспекция по результатам рассмотрения обращения принимает решение, дает осужденному мотивированный письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. При проверке инспекцией мест проведения массовых и иных мероприятий и установлении осужденного, имеющего ограничение на участие в них, сотрудник инспекции должен проявлять сдержанность и осмотрительность, чтобы не спровоцировать со стороны осужденного и других лиц противоправных действий. Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания. Решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления, которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет осужденному особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации под роспись. Устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений (ст. 53 УК РФ): 1. не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; 2. не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования; 3. не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; 4. не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции. Сотрудник инспекции, ответственный за использование технических средств надзора и контроля: 1. осуществляет сбор информации с использованием данных пульта мониторинга о соблюдении осужденным установленных ограничений; при получении информации о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений ограничений, установленных судом, докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и производит соответствующие отметки в журнале учета нарушений; 2. незамедлительно докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, о всех зафиксированных фактах отказов и сбоев в работе технических средств надзора и контроля, отражает их в журнале учета неисправностей средств надзора и контроля. Инспекция осуществляет взаимодействие со службой инженерно-технического обеспечения территориального органа УИС по вопросам использования технических средств надзора и контроля. В случае сбоя в работе средств надзора и контроля принимает меры по установлению его причин и их устранению. В случае невозможности дальнейшего использования в отношении осужденного средств надзора и контроля по техническим причинам либо при изменении судом установленных ограничений начальник инспекции либо лицо, его замещающее, отменяет использование средств надзора и контроля либо изменяет порядок их использования и набор применяемых технических средств, приняв соответствующее мотивированное постановление. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет снятие (замену) необходимого оборудования. Впервые Электронный контроль за правонарушителями применялся в США. И с 1983 г. стали внедряться устройства электронного мониторинга в виде браслетов. Первоначально технические средства были не так сложны технически и представляли собой обычные передатчики с приемником, действующие в радиусе нескольких десятков метров друг от друга. После того как осужденному выносят приговор, ему в дом устанавливается радио контроллер, подключаемый к обычной телефонной сети. Браслет с радиомаяком надевается осужденному на ногу, и в случае отдалении от контроллера на достаточно большое расстояние, в полицию поступает тревожный сигнал. Россия при внедрении СЭМПЛ использовала опыт своих зарубежных коллег заимствовав технические решения при производстве электронных браслетов, стационарных устройств и мобильных контрольных устройств. Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации провела испытания первой партии электронных браслетов отечественного производства в г. Тольятти и в г. Жигулевске Самарской области. В СЭМПЛ используется отечественное программное обеспечение, единственный завод в России по изготовлению электронных браслетов находится в г. Жигулевске Самарской области. Эксплуатация устройств СЭМПЛ, в отличии от стран Западной Европы и Америки, бесплатна. В Западной Европе и Америки стоимость комплекта оплачивается осужденными. Согласно постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 198, устанавливает следующие средства персонального надзора и контроля: 1) браслет электронный – электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, пред- назначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса; 2) стационарное контрольное устройство электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях; 3) мобильное контрольное устройство – электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS[17]. Практика использования СЭМПЛ выявила некоторые технические проблемы, решение которых позволит повысить эффективность действия электронного оборудования: 1. МКУ нуждается в ежедневной зарядке встроенного аккумулятора; 2. недостаточный радиус действия СКУ создает проблемы в том случае, когда под- контрольное лицо живет в частном доме (баня, туалет, хозяйственные постройки находятся не в доме); 3. неустойчивый прием сигналов сотовой связи в некоторых районах России; 4. непонимание (специальное несоблюдение) со стороны подконтрольных лиц требований по эксплуатации и использованию вверенного им оборудования. Практический опыт позволяет предположить: осужденными будут выполняться необходимые мероприятия по соблюдению требований по использованию контрольного устройства только тогда, когда за ненадлежащую эксплуатацию к ним можно будет применять меры воздействия уголовно-правового характера. Сегодня в России во всех инспекциях есть стационарные пульты мониторинга, где оператор может отследить перемещение любого подконтрольного лица. Кроме этого, п. «б» ч. 4 ст. 58 УИК РФ предусматривает, что злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля[18].В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены не отбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Технические устройства СЭМПЛ давно и широко используют в Европе и Америке. В Великобритании подсудимые обязаны не только носить на теле электронный датчик, но и звонить в компанию, установившую этот датчик, 5 раз в день. Им запрещено пользоваться компьютером и мобильным телефоном. Некоторых особо опасных арестантов за пределами домашних стен сопровождают полицейские, которые имеют право беспрепятственно входить в их дом. В комплекте к браслету прилагается передатчик, который можно повесить на пояс, и стационарное передающее устройство, которое устанавливается на месте отбывания наказания. Стоимость такого комплекта составляет примерно 2500 евро. В любой момент через него с осужденным может связаться оператор. При попытке выйти из дома радиосигнал пропадает и включается тот, что на поясе, – GPS. Есть и модификации браслета со встроенной системой спутникового слежения. Контролирует сигнал за своим пультом с компьютером специально обученный оператор.
В зависимости от тех ограничений, которые наложил на осужденного суд, заключенному будут выдавать тот или иной комплект. Если заключенному будет запрещено вообще выходить из дома, то можно будет ограничиться браслетом и стационарным модулем. Если же заключенному будет разрешено выходить из квартиры, однако будет запрещено посещать определенные места, то в этом случае ему будет выдаваться либо стационарный и мобильный модули, либо «треккер».
Браслет израильского производства представляет из себя ремешок, внутри которого находится металлизированная нить и большой передатчик. Любая попытка перерезать браслет повредит металлизированную нить, а значит, цепь разомкнется и в главную исполнительную инспекцию поступит тревожный сигнал. В российском браслете нет металлизированной нити, а вместо нее будет использоваться оптоволокно. Браслет надевается на ногу, так как если браслет будет одет на женскую руку, его можно будет снять. В то же время российский специалист разрабатывает браслеты, которые можно будет одевать и на руки, исключив при этом возможность его снять. В течение 2000 г. в Европе электронный мониторинг применялся более чем к 31 тыс. осужденных. Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. Таким образом, введение электронных браслетов поможет не только разгрузить СИЗО и колонии, но и удержать осужденного от повторного совершения преступления, поскольку, оказавшись в местах лишения свободы, осужденный теряет социальные связи с обществом: осужденный перестает общаться с родственниками, друзьями, теряет работу, вливается в криминальную субкультуру. К сожалению, альтернативные виды наказания в России до настоящего времени применялись крайне редко, что привело к значительной перегрузке исправительных учреждений. Предполагаемое строительство исправительных центров для отбытия наказания в виде ограничения свободы так и не произошло. По предварительным оценкам, исправительные центры обошлись бы России в 20 млрд. рублей, без ежемесячного содержания. Именно в связи с экономией денежных средств и связано не применение ограничения свободы до 2010 года[19].
В Перми налажено производство электронных средств контроля и надзора за осужденными к ограничению свободы. Безусловно, применение электронных браслетов положительно повлияет на развитие всей уголовно-исполнительной системы в целом. Однако есть ряд существенных моментов, которые, возможно, будут затормаживать процесс модернизации в указанной сфере. Во-первых, производство электронных браслетов также является дорогостоящим. Во-вторых, должно пройти достаточное количество времени, чтобы судьи смогли привыкнуть к наличию в системе уголовных наказаний ограничения свободы с реальным механизмом применения. В третьих, необходимы высококвалифицированные кадры для работы с подобным оборудованием, то есть в ближайшие несколько лет необходимо наладить повышение квалификации сотрудниками уголовно- исполнительной инспекции в сфере применения высоких технологий, а также расширить штат сотрудников. Любой процесс модернизации в обществе воспринимается с ярко выраженной критикой, однако именно это может способствовать быстрому развитию России с присущими только нашему государству отличительными чертами[20]. Date: 2016-05-23; view: 1289; Нарушение авторских прав |