Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Магия как форма донаучного освоения мира в древних культурах
Магия. Первобытное сознание теснейшим образом связано с об- рядом, ритуалом и магией. Магия — важная составная часть духовной культуры первобытного общества. Магия — это попытка воздействия на мир (на природу, на человека, на богов-духов) с помощью опреде- ленных ритуальных действий, обряда. Магия являлась одним из след- ствий разложения нижнепалеолитического (первобытное стадо) предметно-действенного сознания (см. раздел 14), на смену которому пришло более развитое мифологическое сознание. Но в духовной культуре первобытной родовой общины связь сознания с деятельнос- тью не исчезла, она лишь стала не прямой, непосредственной, а опосредованной. Формой связи мифа и действия выступила магия. Магический обряд, ритуал — это (имеющая определенный смысл в системе данной мифологии) одновременно и составная часть и ре- петиция действия Вся жизнь первобытного человека была теснейшим образом свя- зана с магическими действиями. Первобытный человек полагал, что успех любого действия зависит не столько от объективных условий, его личного мастерства, сколько от того, в каком отношении он находится с теми божественными силами, духами, которые лежат в основе мира, породили его и управляют им. Первобытный миф (в том числе и космогонический) не только рассказывался, но и воспроизводился ритуальными действиями (ри- туальными плясками, обрядами, жертвоприношениями и т.п.), маги- ческими обрядами. Собственно говоря, миф в значительной степени и выступал как способ объяснения этих ритуальных действий. Участ- ники такого обряда-праздника «вытанцовывали» представления о жизни и смерти, об отношениях между людьми, между человеком и природой; они как бы приобщались к созиданию мира богами, живот- ными, становились соучастниками творения Космоса из Хаоса. Для первобытного человека происхождение Космоса из Хаоса- это не только (и не столько) «теоретическая» проблема, но и пробле- ма реальной, повседневной жизнедеятельности общины, рода. Иначе говоря, это проблема их реальной социальной практики. «Тво- рение» мира не осталось где-то в далеком прошлом. Поступая опреде- ленным (т.е. ритуализированным) образом, человек может поддер- живать связи с теми силами (существами), которые сотворили мир. Эти силы не исчезли, они продолжают действовать и сейчас, излучая свою «мощь». И человек в магическом обряде имеет возможность приобщаться к этому могуществу и его использовать. В магии первобытный человек видел важнейшее средство реше- ния тех проблем, с которыми сталкивался. Причем магические про- цедуры рассматривались не как нечто вторичное, подготавливаю- щее, предварительное для самого действия, а как важнейшая состав- ная (часто — начальная) часть любого действия (охоты, рыболовства, военных действий и др.). Если первобытному человеку не удавалось выполнить такие предварительные магические процедуры (напри- мер, при подготовке к охоте), то он не приступал к самому действию. Магическое сознание опиралось на две главные «идейные» пред- посылки: • во-первых, на представление о том, что подобное произво- дит подобное (или следствие «похоже» на свою причину); • во-вторых, на представление о том, что вещи, когда-либо бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимо- действовать и после того, как контакт между ними прекра- тился. Из первой предпосылки маг, колдун делал вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Из второй предпосылки для мага следовало, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие на людей, которые однажды с этим предметом были в соприкосновении. Наиболее верным способом решения магических проблем счита- лось тщательное соблюдение обрядности, традиционности дейст- вия. В этом кроются, между прочим, истоки консерватизма мифоло- гического познания мира. Глубинной же базой преодоления консер- ватизма выступает развитие предметно-практической активности, возрастание преобразовательных возможностей человека'. С разложением первобытно-общинного строя магия не исчезла полностью. Она послужила почвой для возникновения в дальнейшем различных ритуализированных действий типа колдовства, чародей- ства, волшебства, гадания (хиромантия, астрология, каббала и др.), магических заговоров и проч. Значительный магический компонент есть в любой религии. Магия послужила также одним из источников средневековой алхимии. Определенное воздействие магии в эпоху Возрождения испытывала на себе и наука.
Date: 2016-05-23; view: 1592; Нарушение авторских прав |