Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад СССР и образование СНГ





Последние месяцы 1991 года стали временем окончательного распада СССР. Был распущен съезд народных депутатов, радикально реформирован Верховный Совет, ликвидировано большинство союзных министерств. Высшим органом стал Государственный Совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением госсовета стало признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. 11 марта 1990 года Литва первой из союзных республик провозгласила независимость и выход из Советского Союза. 1 декабря на Украине был проведён референдум, и большинство высказалось о независимости республики. 7-8 декабря 1991 года президенты России и Украины Ельцин и Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, объявили о прекращении существования СССР и образования в составе трёх республик Содружества Независимых Государств СНГ. В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских.

Итак, перестройка зашла в тупик, что привело власть к кризису. В итоге СССР распался, а Горбачёв, находясь в безвыходном положении, легко ушёл от ответа, просто сняв с себя полномочия президента, потому что СССР уже не существовало.

Итоги перестройки

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.


Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом.

В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к распаду СССР.

 

69. Формирование новой российской государственности: основные этапы, содержание, характер и тенденции.

марте 2000 г. состоялись новые выборы президента России, на которых убедительная победа была одержана В.В. Путиным.Во внутренней политике с именем В.В. Путина связывают:1) твердую позицию в отношении чеченского вопроса. Так, в 1999 г. после вторжения террористических чеченских групп и иностранных наемников на территорию соседнего Дагестана и террористических актов в Москве, Буйнакске, Волгодонске была начата новая контртеррористическая операция в Чечне;2) был взят курс на продолжение либеральных экономических реформ;3) первыми шагами по выполнению выбранной программы стали:– указ об учреждении на территории России 7 федеральных округов, на которых назначались полномочные представители Президента;– указ о реформе Совета Федерации и о приведении в норму, в соответствие с федеральными законов субъектов.В 2001 г. в политическом и социально-экономическом развитии страны произошли значительные позитивные перемены. Продолжился экономический рост.Суверенная Россия в системе международных отношений 1991–2001 гг.Основные направления. В условиях экономического кризиса в стране Россия вынуждена была искать помощи у стран Западной Европы и США, связанных с ними финансовых организаций, что определило зависимость ее внешнеполитического курса от позиции данных стран.Российская Федерация, признав себя правопреемницей Советского Союза, должна была решить задачу по формированию основных направлений внешней политики с учетом действительности, которая сложилась в мире после окончания «холодной войны».В период с 1990 по 1996 г. министром иностранных дел России являлся А.В. Козырев. В это время во внешней политике: 1) в двусторонних отношениях с США большое значение имел вопрос сокращения ядерных вооружений; 2) 5 декабря 1994 г. вступил в силу Договор СНВ, который был ратифицирован и в ставших после распада СССР ядерными державах: Украине, Белоруссии и Казахстане; 3) Договор СНВ-2, подписанный в январе 1993 г., Россией не был ратифицирован, так как уничтожение межконтинентальных ракет шахтного базирования подорвало бы ядерную мощь России; 4) одной из главных проблем для России в этот период стало расширение политики НАТО на Восток. Между тем руководство страны стремилось обходить данный вопрос, для того чтобы не повредить отношения с западными партнерами.В период 1996 по 1998 г. министром иностранных дел был академик-востоковед Е.М. Примаков. В это время во внешней политике Российской Федерации:1) происходит изменение выбранного ранее направления;2) Россия начинает получать новый внешнеполитический статус, а именно становится посредником между США, странами Европы и восточным миром;3) в результате происходит потепление отношений с Индией, Китаем, Ираном, Ираком;4) во внешнеполитических отношениях с США Примаков показал твердую позицию, не склонную к компромиссам. Так, в частности, во время бомбардировки воздушными силами НАТО Белграда весной 1999 г. Примаков, находясь тогда уже на посту премьер-министра, развернул над Атлантикой свой самолет, который направлялся в Вашингтон. «Петля Примакова» произвела большое впечатление на мировую общественность. Сменивший Примакова на посту министра иностранных дел И.И. Иванов в целом сохранил прежнюю политику, однако сделав ее несколько менее демонстративной.







Date: 2016-05-23; view: 686; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию