Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень вопросов к экзамену. 1. Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я





1. Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

2. Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока.

3. Имперская власть и общество Византийской империи.

4. Основные черты западной цивилизации.

5. Цивилизация средневековой Руси.

6. Основные факторы и этапы становления российской государственности.

7. Принятие христианства на Руси.

8. Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья (XI-XIV вв.).

9. Европейская цивилизация в эпоху зарождения капиталистических отношений (XV-XVII вв.).

10. Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь».

11. Характерные черты Древнерусского государства «Киевская Русь».

12. Духовная жизнь и культура страны в IX-XII вв.

13. Русь в период удельной (феодальной) раздробленности: причины раздробленности, характерные черты и последствия.

14. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго.

15. Основные факторы и явления мирового развития в XV-XVII вв.

16. Специфика (особенности) становления и развития Российского централизованного государства в XV-XVII вв.

17. Основные этапы собирания русских земель вокруг Москвы.

18. Предпосылки образования Российского централизованного государства.

19. Социальная структура Русского государства в XV – XVI вв.

20. Особенности государственного и общественного развития России в XVII в.

21. Реформы Ивана IV, их итоги и историческое значение.

22. Внешняя политика страны в период правления Ивана Грозного.

23. «Смутное время» на Руси: причины, характерные черты, итоги и последствия.

24. Борьба русского народа за социальное и национальное освобождение в годы «Смуты».

25. Основные факторы и явления мировой истории в XVIII в.

26. Особенности российских преобразований в первой четверти XVIII столетия.

27. Эпоха «дворцовых переворотов»: сущность, причины, содержание и последствия для развития страны.

28. Преобразования Екатерины II и итоги российской модернизации к концу XVIII в.

29. Внешняя политика России в постпетровское время (30-90-е гг. XVIII в.).

30. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва: причины, основные этапы и итоги.

31. Основные факторы и явления мирового развития в XIX в.

32. Содержание преобразований в российском обществе в первой половине XIX века.

33. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

34. Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Движение декабристов и его историческое значение.

35. Реформы 1860-1870-х гг.: причины, цели и основные направления преобразований.

36. Преобразования в области крестьянского вопроса в 60-90-х гг. XIX в.

37. Судебная реформа в 60-90-х гг. XIX в.

38. Земская и городская реформы в 60-90-х гг. XIX в.

39. Особенности складывания индустриального (капиталистического) общества в России во второй половине XIX в.

40. Революционное народничество в 60-80-х гг. XIX в.: основные идеи, программные цели, организационное устройство и тактика действий.

41. Рабочее движение и распространение марксизма в России.

42. «Золотой век» в истории русской культуры.

43. Россия в контексте мирового развития на рубеже XIX – начала XX века.

44. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, основные этапы, характерные черты, итоги и историческое значение.

45. Становление партийной системы страны в конце XIX – начале XX в.

46. Аграрная реформа П.А.Столыпина: цели, содержание, итоги историографические оценки.

47. Влияние Первой мировой войны на внутреннее и международное положение России.

48. Великая российская революция 1917 г. Выбор пути развития и победа Советской власти.

49. Первые преобразования Советской власти в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества (1917-1920 гг.).

50. Итоги и историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г.

51. Россия в период Гражданской войны и иностранной интервенции. Источники и факторы победы Советской власти.

52. Основные факторы и явления мирового развития в 20-30-е гг. XX в.

53. Основные направления и содержание НЭПа.

54. Индустриализация страны в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение.

55. Коллективизация страны в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение.

56. Культурное строительство (культурная революция) в конце 20-х — 30-х гг. XX в.: сущность, целевые установки, содержание, источники и методы проведения, итоги и историческое значение.

57. Подготовка страны и Вооруженных Сил к войне в 30-е гг. XX в.: трудности, достижения и просчёты.

58. Основные направления деятельности Советского правительства и ЦК ВКП(б) по мобилизации всех сил и средств страны на отпор и разгром врага в годы Великой Отечественной войны.

59. Источники и факторы победы советского народа в Великой Отечественной войне.

60. Основные факторы и явления мирового развития в послевоенный период.

61. Восстановление народного хозяйства страны после окончания Великой Отечественной войны: трудности, основные направления, источники, методы и средства, итоги.

62. Социально-экономическое развитие страны в 50-60-х гг. XX в.

63. Интенсификация экономики (1965-1982 гг.). Итоги и оценки экономической политики СССР в «предперестроечный период».

64. Эволюция политической сферы жизни советского общества в 40-80-е гг. XX в. Противоречия политического развития страны.

65. Эволюция духовной сферы жизни советского общества в 40-80-е гг. XX в.

66. Курс на перестройку советского общества, её направленность и результаты.

67. «Холодная война» в послевоенный период планетарного развития.

68. Кризис власти и распад СССР.

69. Формирование новой российской государственности: основные этапы, содержание, характер и тенденции.

70. Эволюция внешней политики России в 90-е гг. XX и в начале XXI столетий.

71. Направленность и содержание современной социально-экономической политики и её итоги.

72. Особенности развития цивилизаций Европы и США в Новое время.

73. Российская цивилизация и современная цивилизация США.

 

 


 

Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский социолог, философ, геополитик, естествоиспытатель, один из основателей цивилизационной теории и идеолог панславизма. Его идеями были:

1) Критика общечеловеческой цивилизации

2) Концепция культурно-исторического типа. В основу которого входят: культура, религия, общественно-экономический вклад и политика.

В 1869 году увидела свет знаменитая работа публициста, социолога и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) «Россия и Европа», в которой автор впервые изложил теорию «локальных культурно-исторических типов», предвосхитившую многие оригинальные культурологические идеи, и получившую в последствие широкое распространение в Западной Европе ХХ столетия в трудах О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби.

Будучи идеологом панславизма – течения, провозгласившего единство славянских народов, – Н.Я. Данилевский задолго до О. Шпенглера обосновывает идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой. Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета, зрелости и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям.

Каждый «культурно-исторический тип» проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от «этнографического» состояния через государственность до цивилизованного уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, «этнографический» период; примерно 400 лет – становление государственности, а 50-100 лет – расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения.

Отрицая существование единой мировой культуры, Н.Я. Данилевский говорит о субъектах исторического развития, выделяя три вида исторических образований:

1) племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны);

2) народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, монголы, турки), и, наконец,

3) народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов:

· египетский,

· китайский,

· ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический),

· индийский,

· иранский,

· еврейский,

· греческий,

· римский,

· аравийский (ново-семитический) и

· германо-романский культурно-исторические типы.

К вышеперечисленным Н.Я. Данилевский добавляет еще два американских – мексиканский и перуанский, – погибшие насильственной смертью, не успев достичь всей полноты своего развития.

Каждый из указанных типов самостоятельным путем развивает свое индивидуальное духовное начало при определенных внешних условиях. При этом среди них существуют как «совершенно уединенные цивилизации» (Индия, Китай), так и «преемственные» (египетская, греческая, римская, еврейская, германо-романская). Помимо этого, все культурно-исторические типы подчиняются общим законам движения и развития. Таких законов Н.Я. Данилевский насчитывает пять:

1. Любое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой, составляют самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из состояния младенчества.

2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к этому типу, пользовались политической независимостью.

3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Любой тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, предшествующих ему или современных цивилизаций.

4. Цивилизация, свойственная любому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие.

5. Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, а период цветения и плодоношения – относительно короток и раз и навсегда истощает их жизненную силу.

Самого серьезного внимания заслуживает и выдвинутая Н.Я. Данилевским схема «первичных» («подготовительных»), «одноосновных»,«двухосновных» и «многоосновных» или «четырехосновных» цивилизаций. Если первичные культуры (Египет, Вавилон, Индия, Китай, Иран) не выявили в резкой форме ни одной из четырех основных сторон культурной жизни, то «одноосновные» цивилизации проявили себя либо в собственно культурной сфере (греки), либо в политической (римляне), либо в религиозной (евреи). Европейцы создали «двухосновную» цивилизацию, охватив культурную и политическую сферы. Но до сих пор осталась неосвоенной сфера экономическая, и, уж тем более, никому пока не удалось объединить все четыре сферы человеческой жизнедеятельности. Эту роль Н.Я. Данилевский отводит славянскому культурно-историческому типу, оригинальная черта которого заключается в том, что впервые в истории этот культурно-исторический тип будет основываться на всех четырех видах человеческой деятельности – религиозной, политической, общественно-экономической и собственно культурной.

В связи с этим, исследователь дает обзор всей русской истории и утверждает, что религия составляет самое существенное содержание древней русской жизни, а также современной жизни простых русских людей. О развитии политической деятельности свидетельствует создание Русского государства еще в IX веке, а также последующее расширение его границ. Оценивая общественно-экономический строй России, Н.Я. Данилевский видит в нем зародыш идеального общества, в основе которого будет лежать общинное землевладение.

Главную отличительную черту русского человека мыслитель видит в отсутствии насильственности и в приоритете общественного надиндивидуальным. Русский народ в массе своей умеет повиноваться, отличается отсутствием властолюбия и корысти. Он строит свою культуру, основываясь на близости к природе, на единстве разума и чувств, народа и власти, церкви и государства. Н.Я. Данилевский абсолютно уверен в том, что именно славянам во главе с русскими предстоит обновить мир и найти для всего человечества решения всех исторических проблем. Рядом со славянским культурно-историческим типом смогут жить и развиваться и другие типы.

Подвергая критике утвердившуюся в философии истории антитезу «Восток – Запад», Н.Я. Данилевский утверждает, что, если Европа (западно-христианская цивилизация) на самом деле составляет реальное культурно- историческое целое, то Восток (Азия) «никакого единства в этом смысле не имеет». Критика европоцентризма, продолженная О.Шпенглером и А.Дж. Тойнби, была вызвана у Н.Я. Данилевского не только стремлением к научной истине, но и желанием выработать осознанное и в определенной мере критическое отношение Росси к Европе. Н.Я. Данилевский считает, что альтернативный путь развития России по отношению к индустриальной западной цивилизации приведет к тому, что Европа не признает нас своими, ибо мы – главное препятствие на пути европейской цивилизации. В качественно новом и имеющем большую историческую перспективу славянском культурно-историческом типе Н.Я. Данилевский видит противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Он считает, что именно Россия должна встать во главе объединения всех славянских племен.

Труды Н.Я. Данилевского послужили теоретическим обоснованием славянофильского общественного движения, оказавшего заметное влияние на культурную жизнь России XIX века. К тому же, именно они представляют собой первую попытку пересмотра места западноевропейской цивилизации в системе мировой культуры.

В наше время особенно актуальна мысль Н.Я. Данилевского о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура, «которая и имени того не заслуживает, если не самобытна». С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское духовное богатство.

 

2 Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока

Так называли страны, расположенные к востоку от греко-римского мира. Хронологические рамки Древнего Востока охватывают несколько тысячелетий - от конца IV тыс. до н. э., когда возникли первые государства, до середины I тыс. н. э., когда последние из них, как считают, вступили в средневековую фазу своего исторического развития. Хронологический рубеж между древностью и средневековьем на Востоке более условный, чем реальный

Древний Восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки:

- экономическим основанием является мелиоративное земледелие,

- земля и вода находятся в собственности государства;

-государственная власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией;

- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, император);

- население находится в полной зависимости от государства;

-большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах.

На Древнем Востоке с разложением и распадом общинно-племенных отношений, появлением собственности на средства производства и продукты труда, возникает стремление отдельных лиц наживаться за счет других, и тем самым увеличивать свое богатство. В общинах складывается имущественное неравенство - появляются богатые и бедные, угнетению подвергаются не только рабы, но и менее состоятельные соплеменники.

Уже в III-II тысячелетиях д. н. э. население Древнего Востока делилось на имущих и бедных, рабов и их владельцев. Земледельцы, скотоводы и другие слои населения начинают оказывать сопротивление имущественному угнетению, захвату земель знатью; рабы стремятся вернуть себе свободу и не хотят трудиться на рабовладельцев. Накопление вождями племен богатства дает им возможность брать себе на службу стражников и отряды воинов, с возрастанием числа которых усиливается и власть вождя, который становится полновластным повелителем племени и сам решает все дела. Вожди со временем становятся царями.

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели.

Древневосточные цивилизации относятся к типу традиционных цивилизаций. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родоплеменного строя корпоративность - включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности.

 

Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия - неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Глава государства обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, он назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией.

Важный показатель восточного деспотизма - политика принуждения. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в её носителей. Тиран в глазах подданных предстаёт как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящее на всех ступенях продажной администрации.

Политическую основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трёх ведомств: 1. военного; 2. финансового и 3. публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое - изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.д. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и прочего.

К древневосточным принадлежат цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до н. э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - городов-государств в Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра - и охватывает конец V - IV тысячелетия до н. э. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лён, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения-каналы. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом, до тех пор пока в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал - крупное шумерское государство.

Второй этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до н. э. Возникшие в это время цивилизации Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно. Для этой этого этапа характерно господство натурального хозяйства.

Третий этап - первая половина I тысячелетия до н. э. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития. Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности. Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до н.э.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени, развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Древним Востоком обычно называют Древний Египет и страны Двуречья, располагавшиеся в долинах рек Евфрат и Тигр (Месопотамию). Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет, и Двуречье входили в состав римской империи и были по отношению к Риму действительно востоком. Раскопки и исследования ХIХ - ХХ вв. расширили смысл выражения «Древний Восток», в который стали входить Древняя Индия, Древний Китай, а также Древняя Палестина, Древняя Сирия.

Имперская власть и общество Византийской империи

изантия (Восточная Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила Западную по уровню развития ремесла и торговли, богатству своих городов, уровню духовной культуры. С упадком Рима, с перемещением центра экономической и культурной жизни империи на Восток сюда переместился и политической центр Римского государства. В 330 г. император Константин сделал столицей империи древнюю мегарскую колонию на берегах Босфора — Византии. Новая столица была названа по имени ее основателя Константинополем. Превращение Константинополя в столицу объяснялось благоприятным положением города: здесь пересекались важнейшие торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Город был и военно-стратегическим центром, превосходно укрепленным как с суши, так и с моря.

В ранний период в состав Византийской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии и Армении, острова Крит и Кипр, ряд опорных пунктов в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (в Грузии), некоторые районы Аравии, а с V в. — Иллирик и Далмация. На землях империи жили различные племена и народности: греки, фракийцы, иллирийцы, дакийцы, эллинизированные малоазийские племена (исавры и др.), сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты. Эллинизация и романизация коснулись преимущественно городского населения, многочисленные племена и народы Византии сохраняли местные языки, обычаи, культуру. Однако господствующее положение среди пестрого населения империи занимали греки, и греческий язык имел широкое распространение.

 

Византийская империя включила области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий, местами субтропический климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних областей. Горный рельеф Греции и Малой Азии, части Македонии сменялся равнинными пространствами Фракии и Фессалии на Балканах и в Северной Африке.

Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры. Широкое распространение во многих областях имело хлебопашество. В сельском хозяйстве восточных провинций, особенно Египта и Сирии, значительную роль играла ирригация. Широко было развито виноградарство и культура олив, садоводство (на юге и юго-востоке — финиковых пальм); выращивали и технические культуры (лен и др.), было распространено скотоводство.

В социально-экономическом развитии Восточной Римской империи можно отметить ряд существенных особенностей. В первую очередь, черты упадка сельского хозяйства стали ощутимы здесь позднее, чем на Западе, лишь в конце VI в. Второй особенностью было сравнительно меньшее и более медленное, чем на Западе, развитие крупного землевладения латифундиального типа. Крупные земельные владения принадлежали главным образом императорскому фиску. Домены Шифратора были разбросаны по всей империи. В ранней Византии наблюдался также значительный рост церковно-монастырского землевладения.

Еще одной особенностью аграрного строя Византии было большое распространение и возрастание в IV—VI вв. роли свободного крестьянского землевладения и общины, которые преобладали в Придунайских провинциях, во Фракии, Македонии, центральных областях Малой Азии. Наиболее распространенным типом крестьянской общины в Византии была соседская община «митрокомия», объединявшая крестьян, владевших небольшими участками земли с довольно Широкими правами собственности на эти участки. В деревне имела место долгосрочная аренда — эмфитевзис, — особенно часто встречавшаяся на императорских домениальных, а также церковных землях. Эмфитевтами обычно были свободные крестьяне, но иногда и крупные землевладельцы.

Хотя рабский труд и не играл в сельском хозяйстве Византии столь большой роли, как на Западе, он применялся в хозяйстве почти всех категорий земельных собственников. Областями наибольшего распространения рабства были Греция, западная часть Малой Азии, Сирия, Египет, Киренаика. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве в IV—VI вв. в Византии стало предоставление рабам участка земли в виде пекулия. Широкое применение этой формы эксплуатации рабов несколько замедляло действие кризиса рабовладельческого строя в Византии.

В Византии в больших масштабах, чем на Западе, был распространен и колонат (см. гл. 3). Законодательство VI в. разделяет колонов Византийской империи на две основные категории: на свободных — георгов и «приписных» — энапографов (или адскриптициев). Георги юридически считались свободными людьми, могли иметь в собственности дом, двор, инвентарь, скот и даже, наряду с арендованной у крупного землевладельца землей, свой собственный, обычно небольшой участок земли. Энапографы не имели никаких владельческих прав, жили на земле господина, которую обрабатывали, как правило, его инвентарем, и были приписаны к налоговому цензу имения. В VI в. положение колонов ухудшается. Например, идет процесс лишения имущественных прав не только энапографов, но и георгов. Еще раньше колоны были прикреплены к земле. Колоны уплачивали господину за пользование землей определенные платежи натурой, а иногда и деньгами и выполняли в его пользу полевые работы.

Своеобразие аграрного строя Византии — сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянской общины, широкое распространение колоната и рабства с предоставлением пекулия — обусловило большую экономическую устойчивость восточных провинций и несколько замедлило кризис рабовладельческого строя на Востоке, его падение, а затем и процесс феодализации.

Византия IV—VI вв. по праву считалась страной городов и обгоняла Запад по уровню развития ремесла и торговли. Богатые запасы железа, золота, меди, мрамора стимулировали развитие горных промыслов, рост производства оружия, орудий для ремесла и сельского хозяйства. Совершенствовались также строительная техника, стекольное и текстильное производство, особенно выработка тончайших полотняных и шерстяных, а с VI в. — шелковых тканей.

В то время как на Западе города пришли в упадок, на Востоке они продолжали развиваться как центры ремесла и торговли. Первое место среди них принадлежало Константинополю. В его мастерских искусные ремесленники изготовляли предметы самой утонченной роскоши. Столица империи была знаменита изысканными произведениями ювелиров — эмальеров, мозаичистов, украшавших великолепными мозаиками стены дворцов и храмов. Широкой известностью пользовались константинопольские скриптории, в которых изготовлялись рукописные книги, богато иллюстрированные художественными миниатюрами. Изделия византийских мастеров оставались недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран.

Обилие удобных гаваней и господство над проливами, соединяющими Средиземное и Черное моря, способствовали развитию в Византии мореплавания и морской, в том числе транзитной, торговли. Все раннее средневековье империя оставалась великой морской державой. Византийские купцы проникали на востоке в Индию, Тапробан (Цейлон) и Китай, на юге — в Аксумское царство (Эфиопия), а также в Аравию. Оживленная торговля велась с Ираном и Согдианой (Средняя Азия). С Востока византийские купцы привозили шелк-сырец (метаксу) для изготовления шелковых тканей, слоновую кость, золото и драгоценные камни, жемчуг, перец и другие пряности, а вывозили туда ткани, одежды, вышивки, стеклянные изделия. На севере корабли византийских мореходов достигали Британских островов и берегов Скандинавии. На Средиземном море весь этот период византийцы сохраняли неоспоримую гегемонию. Фактории византийских купцов появляются в Неаполе, Равенне, Массилии (Марселе), Карфагене. Возрастает торговля Византии со странами Причерноморья и Кавказа. Византийские монеты — золотые солиды — играли роль международной валюты. В столицу Византийской империи съезжались купцы из самых отдаленных стран мира. Недаром К. Маркс называл Константинополь «золотым мостом» между Востоком и Западом. Крупными экономическими центрами империи помимо Константи-йвполя были Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса в Се-вврвой Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, города Малой Азии — Эфес, Смирна, Никея, Никомидия, а в европейской части империи — фессалоника и Коринф.

В ремесленном производстве в городах Византии широко применялся рабский труд. Помимо рабов-ремесленников, работавших в мастерских — эргастериях, принадлежавших частным лицам, существовала довольно многочисленная категория государственных рабов и рабов, находившихся в распоряжении муниципальных властей отдельных городов. Большинство государственных рабов работали в императорских мастерских, монополизировавших изготовление оружия и одежды для армии, а также предметов роскоши для императорского двора.

В ремесленном производстве также все больше начинает практиковаться предоставление рабу пекулия в виде ремесленной мастерской или лавки, что приводило к некоторой интенсификации рабского труда в ремесле. Благодаря широкому применению рабского труда в городском ремесле города в Византии в течение долгого времени оставались оплотом рабовладельческих отношений. Однако здесь наряду с эргастериями известное значение приобретали мелкие мастерские свободных самостоятельных ремесленников, объединявшихся в некоторых городах в корпорации.

Расцвет ремесла и доходы от богатых городов и широкой заморской торговли доставляли правительству значительные ресурсы для содержания сильной армии и могущественного военного флота, оплаты наемников. Это помогло Византии в отличие от Западной империи, где города в это время деградировали, избегнуть варварского завоевания и сохраниться в виде целостного независимого государства с сильной центральной властью.

После падения Западной Римской империи Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Идея всемирной монархии с центром в Константинополе жила и в варварских королевствах Запада, которые вплоть до создания империи Карла Великого пусть номинально, но все же признавали верховную власть константинопольского императора. В самой Византийской империи получила оформление доктрина божественного происхождения императорской власти. Император (по-гречески — «василевс»), в руках которого сосредоточивалась широкая законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и восточной роскошью. Правда, реальная власть императора была несколько ограничена такими учреждениями, как сенат, государственный совет (консистерий) и организации свободных граждан городов (димы). Димы (от греческого «демос» — народ) были политическими организациями свободных граждан византийских городов, они выполняли хозяйственные, политические и военные функции. В своей политике император должен был считаться и с церковью.

В области государственного устройства в Вкзантии были особенно устойчивы традиции поздней Римской империи. Центральное управление сосредоточивалось в императорском дворце и делилось на ряд ведомств, во главе которых стояли высшие чиновники, назначаемые императором. Провинциальное управление было также строго централизовано и подчинено центральной власти, которая постоянно и упорно боролась со всякими проявлениями сепаратизма провинциальных правителей. Вся сложная иерархия бюрократического аппарата определялась табелью о рангах.

В ранней Византии продолжала существовать римская система налогового обложения, сложившаяся при Диоклетиане и Константине.

Организация армии также была унаследована от Римской империи. Однако в IV—VI вв. в ней произошли существенные изменения. Все чаще начинает практиковаться замена поставки рекрутов землевладельцами уплатой денежных взносов. Все большую роль в армии играют наемники из различных варварских племен. Но в отличие от Западной Римской империи, где армия была сильно варваризована, в Византии значительную часть армии и особенно флота составляли еще контингенты, набранные из местного свободного населения.

4. Основные черты западной цивилизации

За́падный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

5.Цивилизация средневековой Руси

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно,

что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут

многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских

народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом

Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями

Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских

народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих

пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространятся лишь

полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так

назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались

антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на

славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения

племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской

империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию.

Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы).

Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали

предками современных западнославянских народов - польского, чешского и

словацкого.

Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на

Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII

вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей,

продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов - болгар и народов

Югославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском

полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением,

которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними

близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на

многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, что славяне

хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения

византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели

государства. Они жили независимыми племенами. Во главе

этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена

вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост,

 

 

Хвилибуд и другие.

Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле

и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки славянских народов России в далекой древности жили в

лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они

стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное,

совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей,

искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой

области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили

племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере

славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские

племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам

и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало

славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось

с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях

восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из

древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и

другие.

Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились

остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются

археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными

племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди

часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами,

глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные

валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в

виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом

селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство

общиной.

Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на

современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы

подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от

слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во

время которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка

разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется

огневым или подсечным. Чаще сеяли

просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из

овощей была распространена репа.

Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от

слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян

связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном

значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний

скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда

диких пчел.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все

необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных

руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники,

наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали

полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а

также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть

или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль -

ведь месторождения её встречались далеко не везде.

Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли

украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые

играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или

удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки

сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.

Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки

хоронили в курганах.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в

причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным

врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильное

государство в низовьях рек Волги и Дона.

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами,

как полагают, от названия одного из племен - русов, ившего на границе с

Хазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия "Россия" и

"русские".

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием

металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда.

Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал

более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные.

Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянское

хозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля.

Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце

I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов,

Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли

Русь страной городов.

Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка

создавала свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам

пришли классовое общество и государство, защищавшее интересы богатых.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений,

на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в

Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

6. Основные факторы и этапы становления российского государственности.

В IX в. у восточных славян появляется государство. Предпосылки для его создания складывались на протяжении многих столетий. В VI – VIII вв. у восточных славян существенные сдвиги произошли в экономической жизни. Помимо подсечного земледелия, которое было связано с коллективным трудом, развивается еще и пашенное, позволявшее вести хозяйство отдельными семьями. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей послужила толчком к распаду родовых коллективов и появлению соседских общин.

Теперь люди объединены не родством, а общей территорией, земли распахиваются силами отдельных семей. Стало возможным покинуть родовую общину без риска оказаться изгоем. Также родовая замкнутость общин нарушалась вступлением в их ряды чужих «изгоев». Члены соседской общины, индивидуально владевшие пашенными земельными участками, могли также пользоваться угодьями, которые принадлежали общине. Родовые отношения дольше всего сохранялись в глубине лесов. Самостоятельность некоторых семей привела к имущественному разделению общины. Появляются частная собственность на орудия труда и землю.

Таким образом, формированию раннефеодального государства способствовали следующие факторы: развитие земледелия; отделение ремесла от земледелия; распад родовых связей внутри общин; рост имущественного неравенства; развитие частной собственности.

Союзы племен, которые объединялись в суперсоюзы, представляли собой начальную форму государственности. Одним из них был союз во главе с Кием. Он считается основателем города Киева и Киевского княжества. Время Кия связано с периодами походов славян на Дунай и в Византию. По приглашению византийского императора Кий ездил в Царьград, по возвращении из столицы он жил в низовьях Дуная и основал там город Киевец. Потом Кий вернулся в Киев, где и умер.

Русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Северные племена славян платили дань варягам, и в 859 г. новгородцы «изгнали их за море», что привело к междоусобной борьбе. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы послали за варяжскими князьями. В 862 г. под Новгородом появился Рюрик с небольшой дружиной. Его брат Синеус занял Белоозеро, а Трувор – Изборск. Приемник Рюрика – Олег в 882 г. предпринял поход на Киев, где княжили Аскольд и Дир. Олег обманом и хитростью убил обоих, захватил власть и сделал Киев своей столицей. В свое правление Олегу удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.

Важнейшим этапом развития древнерусской государственности было объединение Киева и Новгорода. После Олега княжить стал Игорь, сын Рюрика. Он подчинил себе угличей, совершил два неудачных похода на Царьград. Итогом следующего этапа стало подписание мирного договора. Сын Ольги и Игоря Святослав мало интересовался делами внутри государства. После его смерти началась междоусобная борьба, в которой победителем стал младший сын Святослава Владимир. Именно в годы его правления завершилось оформление древнерусской государственности. Он назначил на княжение в девяти центрах Руси своих сыновей.

Дискуссии о появлении государства Русь породили большие разногласия между норманистами и антинорманистами. Нормальная теория утверждает, что государство на Руси создано скандинавами. Однако у историков имеется много доказательств, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов.

7. Принятие христианства на Руси

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русь стей земли, крестив ю”.

8. Цивилизация Западной Европы в период классического средневековья

 

Средневековье, принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется концом V века — серединой XV столетия. Условной датой начала средних веков считается взятие Рима Одоакром в 476 году, с датой окончания Средних веков связывают падение Константинополя в 1453 году, или иногда открытие американского континента Христофором Колумбом в 1492 году. Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.
Само определение «средневековая» производно от понятия «средние века» (medium aevum), введенного около 1463 года итальянским гуманистом Флавио Бьондо. «Средние века», «средневековый период», по оценке гуманистов, просветителей и позитивистов – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков.

Иную оценку «средним векам» и «средневековью» давали романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями.
Историки материалистической направленности рассматривали средневековое общество как неразвившееся настоящее, как эмбриональное состояние современности. Они отыскивали в средних веках зачатки «парламентаризма», «конституции», «частной собственности», «классов» и «классовых антагонизмов». Такой модернизирующий подход лишал средневековую цивилизацию специфики, оригинальности и неповторимости и возводил, по существу, барьер непонимания той эпохи.

Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.
Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие «ментальности», или «менталитета», под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой. Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы «Анналов» открыли «другие средние века» (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). «Средние века» оказались не «безвременьем», не «провалом» в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.

9.Европейская цивилизация в период зарождения капиталистических отношений

В Европе в XV—XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный скачок», переход к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного». Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления капитала, источником которого стали внутренняя, международная торговля, ограбление колоний, ростовщичество, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников. Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию товарно-денежных отношений. Известные и на предыдущих этапах развития общества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчиненную роль, товарно-денежные отношения в XV—XVII вв. перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, выходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судоходства и великими географическими открытиями создают базу для формирования мирового рынка. Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Сословные перегородки традиционного, феодального общества стали рушиться. Начала формироваться новая социальная структура общества. С одной стороны — буржуазия (выросшая из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров) и новые дворяне (землевладельцы, пришедшие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, а также занимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью), с другой стороны — наемные рабочие (сформировавшиеся из разорившихся ремесленников и потерявших землю крестьян). Все они — свободные собственники, но у одних в собственности материальные ценности, позволяющие использовать наемный труд, а у других — только свои рабочие руки. Дифференциация в обществе углубляется, обостряются отношения между социальными группами, классами. Особенностью западноевропейского общества было обеспечение определенного равновесия, баланса социальных сил сначала в рамках сословной монархии и на первых порах при абсолютизме. Центральная власть в европейских странах имела ограниченные возможности для вмешательства в социально-экономическую жизнь из-за отсутствия развитой бюрократии. Борьба между королевской властью, феодалами, городами и крестьянством привела к относительному равновесию сил, политической формой которого стала сословная монархия с выборными учреждениями. Но в XVI— XVII вв. происходят подавление сословных представительных органов (кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции), самоуправления городов и становление абсолютистских монархий. Для управления отдельными территориями и отраслями хозяйства создавался бюрократический аппарат и аппарат принуждения. Формировалась постоянная армия. Все это делало центральную власть главной политической силой. В экономической сфере в этот период происходит становление капиталистических общественных отношений. Западную цивилизацию этого типа называют техногенной. Потребности производства, развитие науки стимулировали технический прогресс. Ручной труд стал постепенно вытесняться машинным. Использование водяных и ветряных мельниц, использование новых технологий в судостроении, совершенствование огнестрельного оружия, изобретение печатного станка и т. д. вели к росту производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. В искусстве этой эпохи возрождается идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры. Плоскостные как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступают место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Происходит реабилитация телесного начала в человеке. В литературе, скульптуре, живописи изображается человек с его земными страстями и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Возрождения не подавляло духовного, литераторы и художники в своем творчестве стремились изобразить личность, в которой физическая и духовная красота слились воедино. С середины XVI в. в Европе католическая церковь сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась контрреформация, которая привела к подавлению протестантизма в части Германии, Польше. Были пресечены попытки реформации в Италии и Испании. Однако протестантизм утвердился на значительной части территории Европы. Под его влиянием сформировался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с новой, более дешевой организацией религиозной жизни. И это, бесспорно, способствовало развитию буржуазных общественных отношений. Совокупность всех этих факторов обусловила переход ряда европейских стран от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, со статичными социальными образованиями и господством религиозного мировоззрения к новому типу экономики, новой.

10 Исторические причины, факторы и предпосылки образования Киевской Руси.

В средине IX века у восточных славян существовало два крупных протогосударственных объединения: на основе полянского союза в среднем Поднепровье с центром в Киеве и в Поволхвье с центром в Ладоге.

Причины возникновения государства у славян разнообразны:

  1. сильная единоличная власть в лице варяжских князей, среди которых особо выделяется Рюрик;
  2. экономические причины: развитие частной собственности — социальное расслоение;
  3. угроза нападения со стороны кочевников.

Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов, доказанный раскопками, и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породил длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Сторонники "норманнской" версии образования древнерусского государства (немецкие ученые Г. Миллер, Г. Байер, А. Шлецер, работающие в России) преувеличивали роль скандинавов в славянском государственном строительстве. Их оппоненты недооценивали, а то и полностью отрицали положительную роль скандинавов в этом процессе, изображая их едва ли не шайками разбойников.

Сегодня эта проблема, появившаяся еще в XVIII в., потеряла остроту. Нет оснований замалчивать или недооценивать роль варягов в объединении славянских племен, их участие в борьбе с кочевниками и Византией. Однако никакое призвание князей не привело бы к образованию государства, если бы тому не созрели социальные, экономические и политические предпосылки у самих славян. Причиной призвания варягов следует считать их независимость от славянских родов, а значит, способность положить конец родовым усобицам в борьбе за власть. Вместе с тем сохраняется ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюрика.

Согласно "Повести временных лет" (XII в.), в 862 г. внутри славянских племен начались распри, и тогда словени, кривчи, представители финно-угрких этносов чудь и весь отправили послов к варягам искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли Рюрик, севший княжить в Новгороде (тогда еще не существовавшем, ученые считают в Ладоге), Синеус (в Белооозере) и Трувор, севший княжить в Изборске. Преемник умершего в 879 г. Ририка Олег подчинил в 882 г. земли, лежавшие вдоль великого водного пути "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море), убив киевских князей Аскольда и Дира (тоже варяжского происхождения) и остался жить в Киеве. Вер

Date: 2016-05-23; view: 1845; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию