Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русские геополитические истоки Л. И. Гумилева, идея пассионарности
Теория этногенеза и этнических циклов Гумилева имеет глубокий геополитический смысл для формирования российской геополитической науки. Л.Н. Гумилев считал этносы биологическими явлениями и классифицировал их по стереотипу поведения, фазам этнического раз вития. По его мнению, этнос возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов и при наличии дополни тельного фактора — пассионарного толчка, который представляет собой микромутацию, вызывающую появление пассионарного при знака в популяции и приводящую к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Суть теории Гумилева сводится к следующему: 1) основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охватывающие всех людей, поскольку нет человека вне этноса, и каждый человек принадлежит только к одному этносу; 2) универсальный критерий отличия этносов между собой – стереотип поведения – особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками; 3) системными связями в этносе служат ощущения “своего” и “чужого”, а не сознательные отношения; ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление “мы – они”; 4) единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность – непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной; 5) в зависимости от соотношения пассионарного импульса и инстинкта самосохранения Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: пассионарии; гармоничные люди; субпассионарии; 6) статистически в этносе преобладают гармоничные особи; 7)в зависимости от удельного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле проходит ряд стадий: фазу подъема пассионарности, фазу предельной пассионарности; фазу надлома; инерционную фазу; фазупотери пассионарности; мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся верхним звеном геобиоценоза определенного ландшафта; 8) вспышка этногенеза является результатом пассионарного толчка; 9)этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции и конвиксии, и сами составляют более сложные структуры – суперэтносы, объединяемые общей доминантой; между разными этносами возможны следующие типы связи: симбиоз, ассимиляция, ксения, химера, война за господство на определенной территории, война на истребление; 10) поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты – определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей.
Каково содержание геополитических идей евразийства. Еврази́йство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой истеблишмента в России. Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский. Евразийцы «поддерживали антизападные, изоляционистские, империалистические и идеократические идеи раннего советского режима и видели в нем частичную преемственность царской империи». Преобладающую эмоциональную сторону в евразийском восприятии происходящего хорошо подметил Николай Бердяев. «Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на произошедшую катастрофу.»,- писал он. Бердяев предупреждал: «Такого рода душевная формация может обернуться русским фашизмом». Неоевразийство В настоящее время существует несколько организаций, заявляющих о своей приемственности идеям евразийцев.
Date: 2016-05-23; view: 900; Нарушение авторских прав |