Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 22.Александр I: реформаторские замыслы и проблема их осуществления (1801-1825 гг.)
19 век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел 1 был убит, и на престол вступил его сын Александр I. Эпоха Александра 1 (1801-1825) характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. Император начал свое правление с либеральных преобразований. В первую очередь были отменены одиозные указы Павла 1. Для подготовки проектов реформ при Александре 1 был создан Негласный комитет (1801-1803), в который входили «молодые друзья» царя. Был проведен ряд мер в социальной сфере: указ 1801 о праве недворян покупать землю, указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах», легализовавший практику отпуска помещиком крестьян на волю. В 1804-1805 было ограничено крепостное право в Прибалтике, в 1809 - отменено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1803 было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений. В начале 19 в. создаются 5 университетов. В первые годы правления Александра I реорганизуются высшие и центральные органы государственной власти. В 1802-1811 была проведена министерская реформа: вместо восстановленных Павлом I коллегий учреждалось 8 министерств (в 1811 - 12 министерств). Для совместного обсуждения дел создан Комитет министров. С 1807 на арену политической жизни выдвигается М. М. Сперанский. В 1809 по поручению императора Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и т. д.). Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума. Однако удалось учредить лишь Государственный совет - прообраз верхней палаты Думы (1810), который стал только совещательным органом при разработке законов. Деятельность М. М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. В 1821 г. он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета. Войны 1812-1815 прервали активную внутриполитическую деятельность Александра I, но после заключения мира царь провел еще ряд либеральных преобразований. В 1815 Польша получила конституцию, наиболее либеральную в Европе, 'в 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии обрели личную свободу. От Александра 1 ждали конституции для России, однако европейские революции, волнения крестьян и солдат в России, разочарование Александра в способностях сановников вести реформационную деятельность - все это обусловило поворот царя к реакционному курсу. Название этой эпохе - «аракчеевщина», дал А. А. Аракчеев, любимец царя, начальник военных поселений. Правительство проводило реакционную политику в различных сферах государственной жизни. Указом 1822 было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В этом же году последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения на просвещение и печать. Цензура подвергла запрету множество изданий. В университетах начались гонения на либеральных профессоров. Поворот Александра 1 к реакции во многом привел декабристов к идее насильственного переворота. Date: 2016-05-23; view: 3619; Нарушение авторских прав |