Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Режимы «Реставрации» и Июльской монархии во Франции и причины их крушения. Королевские Хартии 1814 и 1830 годов и их характеристика
Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными поражениями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки государства сдержать цены на хлеб - все это подрывало престиж императорской власти. Бывший кумир и непререкаемый авторитет превращался в "корсиканское чудовище". Реставрация монархии во Франции также не была случайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации республиканских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе. Падение Первой империи и установление "белого террора" (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое время даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами. Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влияния либеральных идей, понимал, что реставрация монархии в ее неограниченном дореволюционном виде просто невозможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный искоренить "революционную заразу" и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические постулаты, ссылаясь на свои "исторические права", на королевский суверенитет, на божественный порядок. Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался королевский, а не народный суверенитет. В Хартии содержались прямые ссылки на "божественное провидение" и декларировалось, что "вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля". В Хартии предусматривалось возвращение титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией, которая, однако, была в значительной мере истреблена во время "белого террора". Король получил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстановлен. Хартия была призвана обеспечить политическое доминирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной". В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятельность, относящуюся "ко времени до восстановления династии" (т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники монархии усматривали в этих положениях принципиально важное признание королем неотъемлемых прав народа. Таким образом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либеральной, чем последние конституционные документы Наполеона. Во всяком случае режим легитимной монархии в большей степени был ориентирован на законность, а не на личный произвол. Король, особа которого рассматривалась как "неприкосновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордонансы, "необходимые для исполнения законов и для безопасности государства". Согласно Хартии, которая в принципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие. Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восстановления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты. Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в государственных делах случайными людьми. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем. Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на политическую поддержку со стороны широких слоев населения. Принимая во внимание неудачный для королевской власти эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791 г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку через установление "сверхцензового" избирательного права. Участвовать в голосовании в палату могли лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата требовались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков (во Франции было не более 4-5 тыс. таких лиц). Благодаря такому высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители верхов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия. Не случайно первый же состав палаты был ультрареакционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чем сам король". Хартия не предусматривала ответственности правительства перед представительным органом. Королю было предоставлено право назначать на все должности в сфере правосудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо определенной сферой администрации или же выполняли политические поручения (министры без портфеля). Отставка министров происходила или по их собственной просьбе, или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял мнения своих министров или же не одобрял их действий. Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами. Режим Реставрации, тяготевший к дореволюционному образу жизни, не мог остановить, тем более обратить вспять, поступательное развитие капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, занимались предпринимательством, вступали в капиталистические компании. Но политическая реакция, набравшая силу при покровительстве королевской власти, задержала развитие демократической государственности во Франции, добилась временной стабилизации монархического строя. Поскольку этот строй при всем его консерватизме допускал в минимальных пределах элементы конституционализма, представительства, экономического и политического либерализма, наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не сумевших приспособиться к новым условиям, открыто стремилась к восстановлению дореволюционных порядков. Усилению реакции способствовало дальнейшее укрепление позиций католической церкви. Следуя дореволюционным канонам, Хартия объявила католицизм государственной религией. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, предусмотревшие смертную казнь за святотатство и другие преступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации. Июльская монархия. Хартия 1830 г. Провокационная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами развивающегося гражданского общества. Очередная серия антидемократических ордонансов Карла X, считавшего себя единственным носителем учредительной власти, предусматривала приостановку свободы печати, роспуск неугодной палаты депутатов, новые ограничения в избирательном праве и т. д., что вызвало волну народного возмущения, вылившегося в Июльскую революцию 1830 г. Либеральные политические деятели, оказавшиеся в руководстве движением, воспользовались его результатами: путем династической перетасовки (Карл Х отрекся от престола) они добились сохранения самой королевской власти, которая по решению двух палат была передана Луи Филиппу, представителю Орлеанской династии. В обстановке революционного подъема новый король должен был продемонстрировать свою лояльность по отношению к революции и к французскому народу. Он издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистического общества. Она давала основания трактовать французское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законности. Была опущена преамбула о даровании конституции королевской властью. Запрещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной ценз: для избирателей - до 25 лет, для депутатов - до 30 лет. Хартия 1830 г. несколько сократила и имущественный ценз (соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы увеличилось, палата депутатов оставалась чисто плутократическим органом, поскольку даже буржуазные предпринимательские круги были здесь представлены главным образом так называемой финансовой аристократией. Июльская монархия, как стал именоваться режим, установленный Луи Филиппом, в полной мере использовала и развила дальше доставшуюся ей от предшествовавших правительств систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов. Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство, не считавшее себя в таких случаях связанным конституционными принципами, применяло самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Префектура полиции Парижа превратилась в крупный административный орган, который по своему значению превосходил ряд министерств. Для защиты государственного строя Июльской монархии вместо ликвидированной в 1830 г. жандармерии была создана Национальная гвардия из представителей имущих слоев - рантье, торговцев и т. д. Высокооплачиваемые государственные должности, многочисленные субсидии торговым и промышленным компаниям превращали бюджет Франции в прямой источник обогащения финансовой и бюрократической верхушки. Правящая камарилья время от времени усиливала репрессивное законодательство (например, ужесточила в 1835 г. контроль за прессой и т. д.), но решительно отвергала всякую мысль о демократических реформах. Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров Гизо заявил: "Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями". В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, устраненной от участия в выборах и в политической власти. Кризис 1847-1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа. Date: 2016-05-23; view: 1529; Нарушение авторских прав |