Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие пассионарности в теории Л.Н. Гумилева ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Базовым понятием концепции Гумилева является понятие пассионарности (от лат. passio – «страсть»). Пассионарность – это готовность к самопожертвованию и колоссальному напряжению сил ради достижения какой-либо цели, в том числе и иллюзорной. С точки зрения биологии, пассионарность – избыток живой энергии биохимического вещества. По Гумилеву, пассионарность – это константа, нечто неизменное.
Гумилев выделяет три категории людей в зависимости от уровня пассионарности в них: 1 группа. Гармоничные особи. У них готовность к самопожертвованию (Р) уравновешена с инстинктом самосохранения. Их уровень готовности к самопожертвованию Гумилев принимает за средний уровень. P = 1 Примеры гармоничных особей из литературных произведений: Петя Гринев и Маша Миронова из «Капитанской дочки» Пушкина, Андрей Болконский из «Войны и мир» Толстого.
2 группа. Пассионарии. По утверждению Гумилева, пассионарность – это атрибут не сознания, а подсознания, т.к. человек не способен внятно сформулировать мотивацию, которая сподвигает его на самопожертвование. Пассионарии во что бы то ни стало желают обрести место в «большом времени», оставить след о своих деяниях для потомков. Пассионарии обладают пассионарной индукцией – способностью заражать своей энергией гармоничных особей, находящихся в зоне непосредственного воздействия. P > 1 Гумилев приводит примеры пассионариев: Из всемирной истории: Салон, Ликург (спартанские законодатели); Кеплер и Нютон; Магомет, Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д’Арк, Люций Корнелий Сулла, Петр I. Литературные примеры: Скупой рыцарь Пушкина, Дон Жуан, Алеко, Мазепа, Пугачев.
3 группа. Субпассионарии. Субпассионарии характеризуются негативно. Это те люди, которых интересует только то, что можно либо съесть, либо выпить. Но с другой стороны, субпассионарии – люди, которые находятся в гармонии с окружающим миром, нет излишних претензий, всем доволен. P <1 – субпассионарии Примеры субпассионариев из литературных произведений: Швабрин из «Капитанской дочки» Пушкина.
В чем отличие субпассионария от гармоничных особей? Оно проявляется в экстремальных ситуациях (экзистенциональная ситуация «порога»). Если человек оказывается способен на самопожертвование, то он не субпассионарий. Субпассионарии в такие моменты живут только для себя, ими владеет только инстинкт самосохранения и ничего более.
Теория этногенеза Как же применяется понятие пассионарности в теории этногенеза? С точки зрения Гумилева, развитие любого этноса и любой культуры напоминают синусоиды, вершина которой соответствует наибольшему количеству пассионарности в обществе. Поэтому любой этнос в своем развитии обязательно проходит ряд этапов:
Согласно Гумилеву, все периоды пассионарных толчков совпадают с периодами минимума солнечной активности. В эти периоды жесткое излучение начинает достигать земной поверхности, вызывает мутацию у живых организмов. [1] Сенсуалистический тип культуры – понятие из концепции П. Сорокина. Характеристика этой суперсистемы будет дана в лекции далее. [2] Соответствуют периоду роста «высокой культуры» у Шпенглера. [3] Соответствует закату «высокой культуры» у Шпенглера. Date: 2016-05-13; view: 829; Нарушение авторских прав |