Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности развития





ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

§1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

 

Всё течёт – всё изменяется. «Время – царь!» - сказано у Гёте. Время накладывает свой отпечаток на всё вокруг, всё подвергается изменениям, сезонным, годовым и другим периодам… Ведь только по изменениям предметов и объектов мы можем судить о том, что время не статично, а динамично и подвижно, ведь это и есть диалектический смысл процессов в природе. А значит и человеческая природа подчиняется этим же диалектическим законам природы. Эти же явления касаются и изменений в психике человека.

Развитие подростка тесно связано с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

С переходом в средние классы изменяется содержание обучения: от системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня – глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и запоминания. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с этими новыми потребностями и задачами.

У школьника существенно меняются его общественная позиция, положение в системе общественных отношений. Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.

Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в V-VIII-ом классах средней школы, за эти 3 года бывший ребенок становится почти взрослым человеком, трудности этого периода развития отражены в названиях – переходный, трудный, критический возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка скачок в росте и половое созревание, ведущее к появлению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселерация физического развития сдвигает эти процессы у девочек с 11-12 лет на 9-10 лет, у мальчиков – с 13-15-ти – на 12-13 лет. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но даже в пределах одного пола.

Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, так как наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, нередко приводящая к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно длительное нервное напряжение и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания, могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной систем. Вообще перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводят к известной неуклюжести, угловатости, характеризующих подростка. Это временное нарушение координации движений проходит по мере овладения телом.

Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие принятым стандартам, характерным для данной возрастной группы в этот период, осознаются подростками и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостряться и в связи с возникновением интереса к противоположному полу, к собственной внешности.

В V-VI-ом классах внимание мальчиков и девочек весьма специфично, так как ситуация достаточно сложна: девочки в это время заметно обгоняют в своем развитии мальчиков, которые могут проявлять себя только по-детски. Дружба между мальчиками и девочками наблюдается достаточно редко.

В VII-VIII-ом классах положение меняется, исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально и может занимать довольно большое место в жизни (свидания, прогулки, походы в кино, на дискотеку и т.п.). Романтические отношения могут развиваться по типу дружеских, товарищеских при наличии содержательной основы в виде общих увлечений. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: проявляется влияние к другому человеку, его состояниям, как к своим собственным, создаются условия для мобилизации возможностей личности стать лучше, внимательнее, заботливее.

В VII-VIII-ом классах появляются смешанные компании, а общение в целом выходит за рамки школы и выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни, иногда отодвигающую на задний план учение и другие дела. При этом четко проявляются две тенденции: к общению и совместной со сверстниками деятельности и желанию быть принятым, уважаемым. Неблагополучие в отношениях, разрушение дружбы переживаются как тяжелая драма. Самая неприятная для подростка ситуация – это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание – открытый негласный бойкот, нежелание общаться. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.

По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.

Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. Эталоны же, которые выбирают для себя подростки, чрезвычайно важны: от литературного героя до человека, занимающего асоциальную позицию.

В числе первых оказываются внешние образцы: сигарета, грубое слово – в устах мальчика, такие атрибуты взрослости, как прическа и грим, – у девочек, чрезмерная забота о собственной внешности, привлекательности. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформы, а усвоение того, что считается популярным, без осмысления делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность. Манера держаться, внешний вид – своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта. Поэтому воспитание вкуса в одежде (но не подмена его излишествами), выработка характерного для человека стиля, двигательной культуры, манеры общения с людьми не должны выпадать из поля зрения воспитателей. Диктаторское отрицание устремлений молодежи при этом недопустимо. Основное средство решения проблемы – личный пример.

Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию. У мальчиков, например, популярным является эталон настоящего мужчины. Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой – верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (в спорте, борьбе, драке и т.п.), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности. Отсюда – известная хвастливость подростка.

Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний. Помочь ему в этом может, с одной стороны, совместная деятельность, позволяющая внести коррективы в его представления о самом себе, а с другой стороны – педагог, задача которого – помочь учащемуся понять свои проблемы и трудности.

Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т.п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия организованности, умения и желания систематически работать. Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.

Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.

Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе развития он не реализует их. Может случиться, что удовлетворение притязаний потребует напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию способностей. Наконец может оказаться, что притязания в какой-то области или общие притязания личности на определенное положение в обществе или коллективе превышают его возможности. В этом случае, как правило, собственный опыт, оценка со стороны других людей перестраивают самооценку и притязания и приводят их в соответствие с возможностями ребенка.

Однако может возникнуть такое положение, когда притязания и самооценка не снижаются (момент, характерный для подростка), несмотря на опыт неудач, и в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности до уровня своих притязаний. Возникает разрыв между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются тяжелым эмоциональным состоянием, чувством постоянной неудовлетворенности, эмоционального неблагополучия. Ребенок не может постоянно жить в таком состоянии, ищет выход из него.

Одним из способов сохранения определенного отношения к себе, сохранения высокой самооценки является как бы непроницаемость для опыта. В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него возникает неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает его отношение к самому себе, что может выбить его с привычной позиции. Такой путь приводит к неадекватному отношению к действительности, заставляет ребенка переосмыслить действительность и придать новое значение всему тому, что вызывает необходимость пересмотреть свое отношение к себе. Соответственно этому изменяется и эмоциональное отношение ребенка к действительности.

 

 

§2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА

 

 

Осложнения содержательной стороны знаний требует от учащихся и совершенных способов их получения. Растет уровень абстрагирования и обобщения, формируются системы прямых и обратных логических операций, соображений ь и умозаключений, которые становятся более осознанными, обоснованными и логически совершенными.

Изменяется соотношение внешних и внутренних воздействий в пользу последних. Происходит переход внешних действий во внутренний, мысленный план, формируются умственные действия, выступая компонентами умений учиться. Качественных изменений претерпевает и мотивация учения подростков.

В подростковом возрасте наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению. Причины этого явления: школа привлекает не столько учебной деятельностью, сколько возможностью общения со сверстниками; расширяется круг источников информации, жизненных связей; новые требования в средней школе - появление новых учителей, возрастают требования к самостоятельности в учебной деятельности; в результате актуализации профессионального выбора подросток разделяет учебные предметы на «важные» и «не важные» …

Отношение подростка к обучению в основном зависит от личности учителя, поэтому дифференцируется по различным предметам, которые ученик делит на «интересные» и «неинтересные». В лице учителя ученики ценят эрудированность, доброжелательность, тактичность, умение организовать работу учащихся. Изменение учителя в классе приводит к изменению отношения учащихся к соответствующему предмету.

Учение для подростка приобретает личностного содержания, превращается в самообразование. Это проявляется в следующих фактах: содержание учения расширяется, выходит за пределы школьной программы по собственной инициативе подростка. В классе отличаются способные ученики, которые не работают на уроке, а интересуются материалом, превышающим объём учебных программ, которым овладевают самостоятельно. Появляются другие интересные и полезные увлечения: шахматы, музыка, живопись, фотолюбительство, филателия…

Появляются мотивы профессиональной подготовки, недовольство собственными знаниями; мотивы долга, ответственности и престижа без связи с познавательной мотивацией, которые к сожалению, не всегда обеспечивают высоких учебных результатов, подросток как бы распыляет своё внимание, а овладение основами наук (математика, физика, химия), которые требуют достаточного интеллектуального развития и самостоятельной учебной работы начинает отставать по качественным показателям.

Таким образом, можно сделать такие выводы что, особенности учебной деятельности подростка заключены в следующем:

- содержание учебной программы значительно усложняется, что требует от учащихся совершенных способов получения знаний;

- происходит переход внешних действий во внутренний, мысленный план;

- наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению;

- учения для подростка приобретает личностного содержания, превращается в самообразование.

В подростковом возрасте познавательные процессы подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих параметрах до «взрослого» уровня частности, получают дальнейшего развития специфически человеческие социально обусловленные виды познавательных процессов: произвольная и внутренняя внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение. Совершенствуется регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач.

Важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышления, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов. Восприятие сопровождается поиском, соображениями Память построена на анализе и понимании материала и опирается на использование приемов запоминания.

Внимание подростка становится необходимым компонентом его умений учиться. Производится сознательное сосредоточение на определенных объектах отмечается продолжительностью и устойчивостью отвлечений. Растут возможности распределения т и переключения внимания, объема и ее концентрации. Это касается не только произвольного, но и непроизвольного видов внимания, которые особенно важны для овладения значительным по объему теоретическим материалом. Показатели внимания подростка могут быть достаточно высокими, но зависят от его личного состояния, которым ему не всегда удается управлять. Такими ситуациями, затрудняющих всю познавательную деятельность подростка есть учебные испытания, когда повышается уровень мотивации, возрастает тревожность.

Развитие внимания в этом возрасте напрямую связано с формированием настойчивости, а ее растущая произвольность является прямым проявлением волевой активности подростка.

Ощущение и восприятие выступают начальным этапом в процессе усвоения знаний. Это способствует их тесным связям с мышлением подростка, которое сопровождает процесс первичного ознакомления с учебным материалом. Учитель учит учащихся осмысливать материал уже в ходе его восприятия, пытается подавать его доступно, объяснять непонятное Образы восприятия становятся более полными, детальными и содержательными. Всё это приводит к трансформации процессов ощущения и восприятия в целенаправленные сенсорно-перцептивные мотивы.

Дальнейшее развитие испытывает целенаправленное восприятие - наблюдение, которое характеризуется планомерностью, последовательностью и систематичностью, включая мыслительные операции сопоставления, сравнения, обобщения и классификации воспринимаемых объектов.

Память также имеет ряд своих возрастных особенностей, характерных для подростка. Постепенное накопление знаний учащимися опирается на рост объёма памяти. Такой рост отмечается не только количественными показателями, но и качественным преобразованиям материала, хранящегося в памяти. Работа над запоминанием носит интеллектуальный характер, что одновременно обеспечивает и понимание материала Итак, быстро формируется смысловая логическая память.

Растет количество школьников, которые применяют приемы опосредованного запоминания. Увеличивается число таких приемов, а их использование становится все подавляющим и целенаправленным.

Существенным изменением мышления подростка является приобретение последним качеств теоретичности, формальности, рефлексивности.

Мышление подростка активное, самостоятельное, творческое, что позволяет использовать его как средство поисковой деятельности, направленной на познание нового. Подросток приобретает способность производить гипотетически-дедуктивные методы - то есть делать умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Развиваются умения, необходимые для умственных экспериментов, для теоретического решения задач на основе определенных предположений. Спецификой этого уровня мышления и то, что его предметом становится не только решение внешних задач, но и сам процесс мышления, то есть оно становится рефлексивным.

Воображение подростка играет важные функции, как в его учебной деятельности, так и в личной жизни. В учебной деятельности функционирует репродуктивная и продуктивное воображение. Значительно расширяется содержание ее образов что обусловлено значительным объемом и разнообразием учебного материала. Умение пользоваться образами репродуктивной воображения позволяет подростку лучше воспроизводить усвоенный материал. Это способствует большей дифференцированности и точности образов воображения, которые к тому же поддаются оценке подростка и неоднократном внесению изменений и уточнений. Такая психическая деятельность над построением образов воображения свидетельствует о произвольности этого процесса, его постепенное превращение в особенное взрослое воображение.

Обогащается арсенал способов создания образов воображения, ведущим среди которых становится речи, особенно внутреннее. Продуктивное воображение подростка проявляется в творческих видах учебных задач. Разнообразят ее виды по содержанию образов: техническая, художественная, научная…

Важную роль в личностном жизни подростка начинает играть мечта, которая создает образы желаемого будущего и влияет на определение жизненных планов подростка.

В подростковом возрасте продолжается процесс овладения родным языком в ее основных функциях: общения, познания, самовыражения в результате усвоения теоретических знаний «языковых» предметов у подростка, решения выявить сознательное отношение к пользованию языком, расширяется понимание значения и законов родного языка на основе сравнения ее с иноземной речью и языком. Основным в этом возрасте является совершенствование речи как средства общения. Усиливается интерес к овладению средствами выразительности речи, необходимыми для отстаивания собственного мнения, доказательства своей правоты и или опровержения позиции товарища. Значительно возрастает лексический запас, пополняясь научными терминами, словами для обозначения абстрактных понятий и качеств межличностных отношений, психических состояний, индивидуальных особенностей людей. Совершенствуется письменная речь подростков, приближаясь к литературному языку, формируется способность адекватно выражать абстрактные мысли. Развивается чувствительность к художественному слову, часто возникает есть тяга к написанию стихов, дневников. Языковые действия становятся более контролируемыми, уменьшается количество лишних вставок и тавтологии ("ну", "вот", "значит" и др.). в подростковых микрогруппах формируется свой особый «язык», который страдает лексической ограниченностью, наличием жаргонных слов и предназначен для сохранения групповых условностей и отличительных черт. Речь подростка, как и другие познавательные процессы, развивается под влиянием мышления, что находит выявления в накоплении опыта активного использования различных языковых категорий, осложнении грамматической и синтаксической форм речи, в особой роли внутренней речи, как средства мышления и подготовки к общению. Речь становится контекстным, все меньше связанным с конкретной ситуацией, хотя элементы ситуативности еще сохраняются.

Общее заключение о развитии познавательных процессов подросткам можно сформулировать так:

- наиболее заметного развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольная и внутренняя внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение)

- совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач;

- важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышления, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов

 

 

ГЛАВА 2.

Date: 2016-05-23; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию