Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Древнего Востока





Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

1. конфуцианство;

2. моизм;

3. школа закона;

4. даосизм;

5. школа "инь-янь" (натурфилософы);

6. школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

3. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

В широком смысле - присутствующие во многих философскихучениях суждения о природе и функциях религии, об отношении Бога и человека. Ф.р. в узком смысле слова- эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый типфилософствования. Ф.р. в узком смысле предстает либо как специальный раздел крупных философскихсистем, либо как обособившаяся философская дисциплина.

Общей посылкой современной Ф.р. является признание кризиса религии. Говоря о кризисе религии,исследователи не имеют в виду кризис церковности, выражающийся в падении посещаемости церквей,угасании религиозного чувства и т.п. Речь идет об идейном компоненте религии, об осмыслении,обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований или построений современнойхристианской теологии. Несмотря на отсутствие среди исследователей единодушия в понимании природы ифункций Ф.р., она обладает достаточно очерченной предметной сферой, воспроизводящимися формамимыслительной деятельности, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания, оттеологии, от религиоведческих дисциплин. Общую предметную область большинства разновидностей Ф.р.образует исследование и осмысление теизма в самых различных аспектах. Под теизмом понимается, какправило, набор религиозно-метафизических утверждений, ядром которых является положения,конкретизирующие представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной, совершенной личностнойреальности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенноеприсутствие в мире.

Хотя при характеристике направлений Ф.р. используются обозначения, как бы говорящие сами за себя - "аналитическая Ф.р.", "философско-эпистемологический анализ религиозных верований" и т.п., основныетипы Ф.р. предстают либо как философское религиоведение, либо как философская теология. Онинацелены, соответственно, на философско-критический анализ наличной системы религиозных верований ина конструктивное философское обоснование и разработку таких систем. Современное философскоерелигиоведение решает несколько неразрывно связанных друг с другом задач. Оно стремитсяэксплицировать смысл религиозного языка, определить эпистемологический статус религиозных верований,условия обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований; охарактеризовать природу ифункции религиозного, особенно мистического, опыта; установить возможные "модели веры" и, наконец,очертить отношения между Ф.р. и религиоведческими дисциплинами.

Философская теология выполняет разнообразные экспликативные, интерпретационные, оправдательные иконструктивные функции в отношении к религии. Можно выделить две основные разновидности философскойтеологии - конфессиональную и внеконфессиональную. При конфессиональном использованиифилософская теология разрабатывает церковно-догматическое учение о Боге; выполняет разнообразные"метатеологические" функции, т.е. осуществляет философскими средствами анализ теологии в служебных иапологетических целях. Философская теология может быть также относительно автономным философскимбогопознанием. Создание учения о Боге - важнейшая функция философской теологии, какконфессиональной, так и внеконфессиональной. Это предполагает решение трех тесно взаимосвязанныхзадач. Это, во-первых, подтверждение существования Бога; во-вторых, определение его природы; в-третьих,характеристика отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Современные философско-религиозные учения делятся на теистические и претендующие на альтернативу теизму. Это разделение вцелом совпадает с разделением философской теологии на конфессиональную и вне-конфессиональную,поскольку альтернатива теизму вообще, а не только какой-то его конкретной форме не может создаваться врамках конфессиональной философской теологии.

 

4. Понятие arhe в философии древних греков

АРХЕ (ἀρχή), начало, принцип (лат. principiurn), терминдревнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка,начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3)начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации (архе как «первоначало, принцип», неinitium, но principium) произошел в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где ἀρχαί во множественном числе - исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона археупотребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начал апознания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно важен «Федр» (245Ы0 ел., dl ел.: «Начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимостидолжно возникать из некоего начала...»), для 2-го - 6-я кн. «Государства» (510Ь5 слл. - о«беспредпосылочном начале», где, однако, архе имеет также онтологический смысл (идеи Платона сутьодновременно принципы бытия и познания)).

Аристотель впервые дает семантическое описание архе (Met. V 1, 1012Ь34 слл.) и различает: 1)эпистемологические начала («начала, исходя из которых доказывают», «силлогистические», «аподиктические», «научные» начала) и 2) онтологические начала («начала сущности» - там же, III 1, 995Ь7),причем «начала познания» часто выступают как синонимы «исходных посылок», «постулатов», «аксиом» («начала вывода - посылки»: An. Pr. I, 27, 43а21). «Наиболее надежным, наиболее достоверным,безусловным» из «начал доказательств» Аристотель провозглашает закон противоречия (Met. IV 3-6; XI 5-6),отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (М. М., 1197а22), не могут быть получены силлогистическим путем (Е. N. 1139Ь30; 1098Ы; Тор. 101Ы); «начало» научного знания («эпистеме») - интуитивный ум (νοῦς) (An. Post. 23, 84Ь37; 33, 88Ь35; Ε. Ν.1140ЬЗЗ; 1143Ы0). «Начала сущности», или принципы бытия, - то же, что «причины» (αἰτίαι), их столько же,сколько метафизических «причин», т. е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (εἶδος), или «чтойность»,начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующимиконкретную вещь, «вот-это-вот-нечто» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη οὐσία). «Движущую архе»Аристотель называет «началом в собственном смысле» (напр., Meteor. 346b20). В историческом очеркеучения о «началах» (Met. II, 3-9, ср. Phys. I, 2 ел.) Аристотель рассматривает всех своих предшественников сточки зрения предвосхищения ими одного или нескольких из «четырех начал» (причин) бытия. «Большинствопервых философов», согласно Аристотелю (Met. 983b6 ел.), предвосхищали материальное «начало» (архе).Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии, что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за архе» собственно воду, воздух и огонь, и нет никакихоснований приписывать перипатетический термин «архе» ионийским натурфилософам (употребление архе взначении, близком к онтологическому принципу впервые засвидетельствовано для Фшолая, fr. В 6 DK.

5. БЫТИЕ

БЫТИЕ (греч. εἶναι, οὐσία; лат. esse), одно из центральныхпонятий философии. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выраженияразных определений бытия. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производны от«бытия» и представляют собой его различные аспекты. Античная философия, особенно учения Платона иАристотеля, на столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия. Их подходоказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков и сохранился вплотьдо 17 - нач. 18 в.

Парменид. В теоретически рефлектированной форме понятие бытия впервые предстает у элеатов. Бытиеесть, а небытия нет, говорит Парменид («О природе», DK28 В 6), ибо невозможно ни познать, ни выразитьнебытие — оно непостижимо. «Ибо мыслить — то же, что быть... Можно лишь говорить и мыслить, что есть;бытие ведь есть, а ничто не есть...» (ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 296). Бытие, согласно Пармениду, едино ивечно, а потому неподвижно и неизменно - характеристики, противоположные тем, какими наделены вещичувственного мира, мира мнения, - множественные, преходящие, подвижные, изменчивые. Впервые вистории философского мышления элеаты противопоставили бытие как нечто истинное и познаваемоечувственному миру как всего лишь видимости («мнению»), миру, который не может быть предметомподлинного знания. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержатся три важных момента: 1) бытиеесть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Эти принципыпо-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем.

Демокрит. Пересмотрев тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит мыслит бытие как множественное- атомы, а небытие - как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов - бытие есть, анебытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Даже принцип единства бытия сохранился уДемокрита по отношению к каждому атому - он у Демокрита неделим. Сохранилось и противопоставлениечувственного мира как лишь видимости бытию самому по себе, с той, однако, поправкой, что подлинно сущее- атомы - дано у Демокрита не логическому мышлению, а абстрактному представлению, о чемсвидетельствует как вид атомов (вогнутые, выпуклые, круглые, якореобразные, шероховатые, угловатые или скрючками), так и физическое объяснение их неделимости.

Платон предложил иную интерпретацию бытия. Подобно элеатам, он характеризует бытие как вечное инеизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Однако бытие у Платона множественно; ноэти многие не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон называет их τὸ ὄντως ὄν(οὐσία) - истинно сущее. Бестелесные идеи Платон называет «сущностями», поскольку сущность - это то, чтосуществует (οὐσία образована от глагола «быть» — εἶναι). Бытию противостоит становление - чувственныймир преходящих вещей. «Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способностьчеловека к познанию сможет выдержать созерцание бытия («Государство» VI, 518с). Утверждая, что небытиени выразить, ни мыслить невозможно («Софист» 238с), Платон, однако, признает, что небытие существует. Впротивном случае, говорит он, было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь -«ведь ложное мнение- это мнение о несуществующем» (Там же, 240с). Более того: критикуя элеатов, Платон в поздних диалогахподчеркивает, что если принять бытие за единое, самотождественное, неизменное, то познание окажетсяневозможным, ибо оно предполагает отношения между познающим и познаваемым: «Если познавать значиткак-то действовать, то предмету познания, напротив, необходимо страдать. Таким образом, бытие...познаваемое познанием, насколько познается, настолько же находится в движении в силу своего страдания» (Там же, 248с). Ради обоснования возможности познания Платон противопоставляет бытию иное, котороеесть «существующее небытие» (Там же, 258Ь); небытие выступает, таким образом, как принцип различия,отношения, благодаря которому получает объяснение не только возможность познания, но и связь междуидеями. «...Все идеи суть то, что они суть, лишь в отношении одна к другой, и лишь в этом отношении ониобладают сущностью, а не в отношении к находящимся в нас их подобиям... С другой стороны, этинаходящиеся в нас (подобия), одноименные (с идеями), тоже существуют лишь в отношении друг к другу» («Парменид» 133с—d). Иное по своему статусу ниже бытия: оно существует лишь благодаря своейпричастности бытию. В свою очередь, бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может бытьмыслимо лишь в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому. Понятие бытия, т.обр., рассматривается Платоном опять-таки в трех аспектах: бытие и небытие; бытие и знание; бытие иЕдиное.

Аристотель. Учение о бытии составляет у Аристотеля предмет т. н. «первой философии»: «Вопрос,который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такоесущее» («Метафизика» VII, 1). У Аристотеля сохраняется понимание бытия как начала вечного,самотождественного, неизменного. Но в отличие от Платона он ищет постоянно пребывающее также и визменчивом чувственном мире, стремясь создать науку о природе - физику. Для выражения различныхаспектов бытия в понятиях Аристотель пользуется богатой терминологией: τὸ εἶναι (субстантивированныйглагол «быть»), τὸ ὄν (субстантивированное причастие от глагола «быть») — сущее (понятие «бытие» и«сущее» у Аристотеля взаимозаменимы); ἡ οὐσία (существительное, производное от глагола «быть») -сущность; τὸ τί ἦν εἶναι (субстантивированный вопрос: «что есть бытие?») - чтойность, или суть бытия, αὐτὸτὸ ὄν — сущее само по себе и τὸ ὄν ᾗ ὄν -сущее как таковое. Именно к Аристотелю восходят такиесредневековые понятия, как esse, ens, essentia, substantia, subsistentia, ens per se, ens qua ens и т. д. Вучении Аристотеля бытие не является категорией, ибо на него указывают все категории: «бытие же само посебе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания: ибосколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие» (Там же, V,7). Первая среди категорий -сущность - стоит к бытию ближе всех остальных: она в большей степени сущее,чем любой ее предикат (акциденция). «Сущность есть то, что существует в первую очередь и дано не какнекоторое специальное бытие, но как бытие в непосредственности своей» (VII, 1). Сущность отвечает навопрос «что есть вещь», поэтому только у сущности имеется суть бытия и определение как обозначение сутибытия. Если Платон рассматривал в качестве сущностей умопостигаемые идеи, то Аристотель определяетпервую сущность как отдельный индивидуум («вот этот человек»), а вторую сущность как вид («человек») ирод («животное»). Сущность как «неделимый вид» восходит к платоновской идее и выражается вопределении вещи. Первая сущность не может быть предикатом; вторые сущности «сказываются» только осущностях же, но не об остальных категориях, которые служат предикатами сущности. Сущность есть нечтосамостоятельное: сущее само по себе. «Если что-нибудь обозначает сущность вещи, это имеет тот смысл,что бытие для него не заключается в чем-нибудь другом» (IV, 4).

В онтологии Аристотеля сущность бытия есть предпосылка отношения. В теории познания отсюдавытекает критика скептицизма и релятивизма, которые, по Аристотелю, ставят отношение выше бытия, апотому признают чувственное знание (которое есть отношение всего сущего к субъекту восприятия) заистинное. «Кто объявляет истинным все, что представляется, тот все существующее обращает в отношения» (IV, 6).

Двойственности аристотелевского учения о сущности соответствует двойственность в понимании предметапервой философии - бытия как такового. Последнее может рассматриваться, во-первых, как общий предикатвсех вещей, составляющий условие предикации вообще; в этом смысле оно не может быть сущностьювещей: «Ни единое, ни сущее не может быть сущностью вещей» (VII, 16). Это бытие, понятое как «ens» (такего называли в Средние века); оно определяется посредством аксиом, истинность которых устанавливается вфилософии, «общей метафизике», а частные науки, изучающие определенные «части» бытия, принимаютэти аксиомы как не подлежащие обсуждению. Первая среди аксиом, сформулированная именноАристотелем и касающаяся природы бытия как такового, вошла в историю мысли как закон непротиворечия:«Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том жесмысле» (IV, 3). Согласно Аристотелю, это самое достоверное из начал. Во-вторых, сущее как таковое можетбыть понято как высшая из всех первых сущностей; оно есть чистый акт, свободный от материиперводвигатель, который характеризуется не как ens commune, а как ens per se (бытие само по себе) иизучается теологией, как Аристотель именует науку о «первом сущем» -Божестве. Вечный и неподвижныйпервый двигатель, мышление мышления, есть, по Аристотелю, целевая причина, источник не толькодвижения, но и всего существующего: «Все другие сущие получают свое бытие и жизнь от божественногодления» («О небе» I, 9, 279а17-30). В отличие от Платона Аристотель не ставит над бытием как таковымвысшую инстанцию - Единое, подчеркивая, что «сущее и единое представляют то же самое и у них - однаприрода, поскольку каждое из них сопровождает другое... Действительно, одно и то же - один человек ичеловек, существующий человек и человек...» (Met. IV, 2). То, что лишено единства (неделимости, формы,предела), лишено и бытия. «Ничто беспредельное не может иметь бытия...» (Там же, И, 2).

Неоплатонизм. Неоплатоническое понимание бытия восходит к Платону. Согласно Плотину, бытие вкачестве условия предполагает сверхбытийное начало, стоящее по ту сторону бытия (τὸ ἐπέκεινα τῆςοὐσίας), а стало быть, и познания. Это начало он называет Единым (τὸ ἕν) и Благом (τὸ ἀγαθόν). Толькобытие может быть мыслимо; то, что выше бытия (Единое), и то, что ниже его (беспредельное), не могут бытьпредметом мысли, ибо «ум и бытие - одно и то же» («Эннеады» V 4, 2), говорит Плотин, воспроизводяисходный тезис Парменида. Однако в отличие от Парменида Плотин указывает, что бытие не верховноеначало, оно происходит от того, что сверх-бытийно. Бытие есть только след Единого, и слово «бытие» (εἶναι) происходит от слова Единое (ἕν)» (V 5, 5). Бытие есть первая эманация, «первенец Единого» (V 2, 2).Поэтому если мы говорим о какой-либо вещи, что она есть, то это возможно благодаря единству. В отличие отАристотеля, у которого вечный двигатель мыслит самого себя, Единое у Плотина не может быть мыслимо нетолько конечным умом, но и самим собою, ибо это означало бы раздвоение Единого на мыслящее имыслимое, т. е. на два. Будучи тождественным уму и потому умопостигаемым, бытие всегда есть нечтоопределенное, оформленное, устойчивое: в этом сказывается дух греческой философии от пифагорейцев,элеатов и Демокрита до Платона, Аристотеля и неоплатоников. Плотин говорит о сущем: «Эти вещи сутьсущности потому, что каждая из них имеет предел и как бы форму; бытие не может принадлежатьбеспредельному, бытие должно быть фиксировано в определенных границах, должно быть устойчивым. Этоустойчивое состояние для умопостигаемых (сущих) есть определение и форма, от которых они получаюттакже и свое бытие» (V 1, 7). Античная философия воспринимает бытие как благо. Платоники, по словамАристотеля, приписывают природу блага «единому или сущему» («Метафизика» I, 7); сам Аристотель видит всущем тем больше блага, чем больше в нем бытия; высшее бытие - перво-двигатель - есть и высшее благо.

Августин и Боэций. Понимание бытия в Средние века определили две традиции: античная философия, содной стороны, и христианское Откровение - с другой. У греков понятие бытия, так же как и совершенства,связано с понятиями предела, единого, неделимого и определенного. Соответственно беспредельное,безграничное осознается как несовершенство, небытие. Напротив, в Ветхом и Новом заветахсовершеннейшее сущее - Бог - есть беспредельное всемогущество, а потому здесь всякое ограничение иопределенность воспринимаются как признак конечности и несовершенства. Насколько острым былостолкновение этих тенденций в первые века христианства, свидетельствует, например, Ориген, в духегреческой философии отождествлявший бытие с совершенством и познаваемостью: «Ибо если быбожественная сила была беспредельна, она не могла бы знать саму себя; ведь по своей природебеспредельное непостижимо» («О началах» II, 9,1). Попытки примирить эти две тенденции или жепротивопоставить одну другой определили трактовку бытия на протяжении более полутора тысячелетий.

У истоков средневековой философии и теологии стоит Августин. В своем понимании бытия онотправляется как от Св. Писания («Аз есмь Сущий», сказал Бог Моисею, Исх. 3:14), так и от греческихфилософов. «Будучи высочайшей сущностью, т. е. обладая высочайшим бытием и потому будучинеизменяем, Бог дал бытие тем вещам, которые сотворил из ничего; но бытие не высочайшее, а одним далбольше, другим меньше и таким образом распределил природы существ по степеням. Ибо как отмудрствования получила название мудрость, так от бытия (esse) названа сущность (essentia), правда, новымименем, которым не пользовались древние латинские авторы, но уже употребительным в наши времена,чтобы и наш язык имел то, что греки называют ousia» («О Граде Божием» XII, 2). Бытие у Августина естьблаго. Бог - это благо как таковое, или «простое благо». «Благом сотворены все блага, но не простые, апотому и изменяемые» (Там же, XI, 10). Сотворенные вещи, по Августину, только причастны бытию илиимеют бытие, но сами не суть бытие, ибо они не просты. «Простою называется та природа, которой несвойственно иметь что-либо такое, что она могла бы утратить» (там же). Так как высшая сущность есть самобытие, ей не может быть противоположна никакая другая сущность, но лишь небытие; следовательно, зло -это небытие. Августин рассматривает проблему бытия применительно к догмату о Троице. Бытие - это перваяипостась, Бог-Отец; Бог-Сын есть знание, а Бог-Дух Святой - любовь. Т. обр., истина - это знание бытия, аблаго (блаженство как субъективно переживаемое благо) - это стремление, любовь к бытию.

У Боэция, разработавшего систему логики, легшую в основу средневековой схоластики, понятие бытияприобретает завершенность и формулируется в виде системы аксиом. 1) Разные вещи - бытие и то, что есть;само бытие не есть; напротив, то, что есть, есть благодаря бытию. 2) То, что есть, может быть причастночему-нибудь, но само бытие не может быть чему бы то ни было причастно. 3) То, что есть, может иметь что-либо помимо того, что есть оно само; но само бытие не имеет в себе ничего, кроме себя самого. 4) Разныевещи — просто быть чем-нибудь и быть чем-нибудь по своей сущности (in eo quod est), ибо в первом случаеобозначается случайный признак (акциденция), а во втором - субстанция. 5) Для всего простого его бытие ито, что оно есть, одно и то же, для сложного — не одно и то же (см. Боэций. «Утешение философией» идругие трактаты. М., 1990, с. 162). Только в Боге, который есть само бытие, тождественны бытие и сущность;Он есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно всё. В сотворенных вещахих бытие и сущность не тождественны, они имеют бытие только в силу причастности к тому, что само естьбытие. У Боэция, как и у Августина, бытие есть благо; все вещи благи, говорит Боэций, поскольку онисуществуют, не будучи, однако, благими по своей сущности и по акциденциям.

 

6. Переход к классической античной философии: софисты, Сократ.

 

Сократ (469 – 399 г.г. до н. э.) считается знаковой фигурой, ибо его учение явилось поворотным пунктом в развитии древнегреческой философии, ознаменовав собой переход от натурфилософских и космологических проблем к антропологическим.В связи с этим принято говорить о сократическомили об антропологическом повороте в античной философии.

Сократ никогда ничего принципиально не писал, поэтому информацию о его философских воззрениях можно получить только из сочинений его учеников – Платона, сделавшего Сократа главным героем практически всех своих сочинений («Апология Сократа», «Государство» и пр.) и Ксенофонта («Воспоминания о Сократе» и др.).

Из этих источников следует, что Сократ не признавал эмпирического изучения природы, считая, главным предметом философии человека. «Познай самого себя»,- одно из самых известных изречений, приписываемых Сократу. Проводя большую часть времени на афинских улицах и площадях, Сократ вступал в беседы и споры (в том числе и с софистами). Он обсуждал смысл таких понятий, как «красота», «мужество», «справедливость», «мудрость» и др., с помощью которых человек оценивает себя, других людей, мир в целом и которые, следовательно, выполняют в обществе регулятивную, воспитательную функции. Уделяя большое внимание проблемам нравственности, Сократ придерживался позиций этического рационализма, связывая добродетель и знания. Он считал, что хороший поступок порожден знанием того, что есть добродетель, а плохой – незнанием, следовательно, именно невежество толкает человека на путь порока.

Сократ не считал себя носителем мудрости, а всего лишь человеком, способным пробудить в других людях стремление к истине. «Я знаю, что ничего не знаю», - утверждал он, полагая, что следует подвергать сомнению все традиционные, устоявшиеся представления о мире. Истинное знание можно получить в процессе диалогического рассуждения, путем вопросов и ответов, которое должно протекать по правилам «диалектики» – так в те времена называлось искусство спора. Называя свой собственный метод ведения беседы «майевтикой» (греч. – повивальное искусство), Сократ объяснял, что он в процессе спора не навязывает собеседнику готовых истин, а лишь помогает ему самому «родить» правильный вывод. Поэтому, отвергая гносеологический релятивизм софистов, Сократ любил повторять: «В споре рождается истина». В этом – коренное отличие Сократа от софистов, которые вступали в дискуссию не ради поиска истины, а с целью победить в ней любым способом.

Политические убеждения Сократа основывались на том, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», то есть образованным, высоконравственным, справедливым гражданам. Исходя из этого, он резко критиковал недостатки современной ему афинской демократии, полагая, что «демос» (греч. – народ) – это, по сути, толпа, а толпа эффективно управлять страной не может. За эти и другие высказывания, за религиозное вольнодумство Сократ был привлечен к суду по обвинению в неуважительном отношении к афинским богам и идейному растлению юношей, которых он будто бы учил не чтить богов и афинские традиции. Из сочинения Платона «Апология Сократа» следует, что в своей речи на суде Сократ отверг все обвинения и назвал себя человеком, который «приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли». Будучи приговорен к смерти, Сократ принципиально отказался спастись бегством, добровольно приняв чашу с ядом. В памяти своих учеников и философов последующих поколений Сократ сохранился как независимый, честный мыслитель, для которого смыслом жизни был поиск истины.

 

7. Учение Платона о двух мирах. Роль Платона в истории философии.

Философское учение Платона о душе кратко сводится к представлению о дуализме. Рассуждая о человеке, Платон считает, что душа и тело соотносятся как идеальное и бренное. Душа является вечной, в своем трактате «Федон» он приводит четыре аргумента в пользу ее бессмертия. Физическое же тело человека неизбежно ожидает гибель. И поскольку душа не может умереть, она либо обретает покой, либо возвращается в других воплощениях на землю. Таким образом, судьба отдельного человека есть лишь отрезок вечного существования души.

Учение о душе приводит Платона к теории государства, в основе которой лежит представление о существовании у нее трех составляющих, для каждой из которых стремление к благу достигается различными путями. Разумное начало души стремится к познанию мира и достигает этого через логические рассуждения, освобожденные от чувственности. Яростное начало направлено на преодоление трудностей, а страстное начало управляет всеми чувственными и низменными порывами человеческого естества. Соответственно, Платон делит всех людей на три класса – в зависимости от того, какое из начал у них преобладает. В стремлении к добродетели каждого из них он видит путь к справедливости и наиболее гармоничной форме существования человеческого общества. Таким образом, идеальным государством по Платону является кастовая социальная структура. На вершине иерархической пирамиды находятся философы, занимающиеся познанием мира, им подчинены воины, а самую низкую нишу занимают труженики, находящие свое благо в смирении. При этом счастье социума как целого Платон ставит выше счастья каждого отдельного индивидуума и поэтому допускает необходимость и неизбежность принесения в жертву малого ради большего. Эта утопическая картина является по своей сути моделью монархического и даже тоталитарного строя, который в различных своих вариациях впоследствии лежал в основе государственности на протяжении многих эпох, особенно средневековой.

Важное место в учении Платона занимает Божественная сила, которая управляет движением в космосе и стремится к восстановлению идеального порядка. Смысл человеческого бытия философ видит в том, чтобы очистить свою душу от суетности, преходящих ценностей и низменных порывов и уподобить ее Божественному началу, достигнув таким образом гармонии с одухотворенной Вселенной.

Философское воззрение Платона, утверждающее первичность духа по отношению к материи, в числе прочих дало начало направлению идеализма в философии, которое затем выразилось в учениях ряда европейских философских школ.

 

8. Учение Аристотеля о категориях.

 

Аристотель (384/383 – 322 г.) – ученик и философское отражение Платона в том смысле, что если сохранять традицию осмысления истории философии как историю гармоничного сосуществования полярностей, то Аристотель и будет такой полярностью по отношению к Платону. Если философия Платона не чужда мистических моментов, нередко полуфантастических суждений и доводов, которые могут апеллировать лишь к вере, то у Аристотеля мистическое начало, где это возможно, устранено, рассуждения опираются на рациональную, посюстороннюю логику. Платон склонен в рассуждениях к оперированию абстрактными сущностями, к отвлечению от эмпирического плана бытия и при этом открытости, принципиальной незавершенности философствования; Аристотель же проявляет себя как гений научного наблюдения и систематизации; его мыслительной манере свойственно последовательное деление сущего на сферы, которое предполагает на определенном уровне установление частной истины как положительного твердого знания о чем-либо.

Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания - науки. Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создал первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии - здесь вполне очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. «Высказывание» по-гречески - «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений.

Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими. Как видим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичные сущности «этот человек», так и сущности вторичные: «человек», «живое существо».

9. Концепция государства в учениях Платона и Аристотеля.

Date: 2016-05-18; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию