Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Привески со вставкамиКруглых привесок со вставками найдено в Новгороде шесть. Рис. 12, 13; 14, 10. Пять привесок небольших размеров (диаметр 2—2,5 см) стратиграфически размещаются в слоях конца XI—начала XIII в. Они литые из бронзы или оловянисто-свинцового сплава в двусторонних каменных формах. Оборотная сторона плоская, лицевая — выпуклая, с гнездом для вставки. Край оформлен ложносканой нитью (МихЗЗ-15; 12/11-17-1283; К28-66). Анализ стекла вставки показал, что стекло было прозрачное желтого цвета; состав характерен для русских стекол второй половины XII в.94 Сама же эта привеска датируется концом XIII—началом XIV в. Живучесть традиций домонгольской Руси не раз отмечалась в культуре Новгорода второй половины XIII—XIV в. Сказалось это, в частности, в продолжительности бытования стеклянных браслетов 96. Рис. 14, 11. Две привески 10—30-х годов XII в. (Ил25-80) и начала XIII в. (Люд12-40) имеют городчатые оправы. Близкая по форме привеска найдена в Белоозере 96. Рис. 1, 6. Особняком стоит крупная (диаметр 4,8 см) привеска-медальон, состоящая из круглого ободка с ушком и четырех выступающих внутрь штырей (15-20-1267). Все внутреннее пространство занято стекловидной массой коричневого оттенка, сильно выкрошенной. Исследование в бинокулярный микроскоп показало, что это трехслойное стекло: внешние слои — прозрачные, а между ними — пастовая темная прослойка 97. По всей вероятности, изделие это привозное, западноевропейского происхождения. Найдено оно в слое 20—30-х годов XIII в. Рис. 70, 4. В слое 80—90-х годов XIII в. обнаружена круглая привеска, бывшая створкой медальона (12-13-сруб 28). Диаметр ее 2,8 см. Поверхность орнаментирована четырьмя соприкасающимися окружностями, в центре между ними помещен ромб. В середине каждой окружности находится кружок, заполненный ложной зернью. Остальная поверхность покрыта штриховкой. Привеска литая из оловянисто-свинцового сплава. По характеру орнамента больше напоминает изделия западноевропейских мастеров. МЕДАЛЬОНЫ ОТ БАРМ Встречены в Новгороде всего три раза. Все медальоны отлиты в каменных литейных формах 98. Рис. 15, 2. Наиболее древним является биллоновый медальон из слоя середины XII в. (К25-56). На лицевой стороне помещено изображение шестиконечного процветшего креста на треугольном основании. По краю медальона проходят двойной бортик, имитирующий сканую нить, и поперечные черточки, составляющие крестообразную композицию. Близкие по сюжету изображения часты на серебряных черненых бармах из различных кладов, время зарытия которых относится от 70-х годов XII в. до 1240 г. Так, например, изображения процветшего креста помещены на бармах из клада у с. Сельцы Новгородской губернии 1892 г., из Спасо-Болгарского клада 1888 г., из Старорязанского клада 1868 г.99 и из Черниговского клада Рис. 15. Различные украшения 1—3 — медальоны от барм (10-660; К25-56; 6-5-578); 4 — бусина (Торг21-4); 5, 8 — привески (20-24-раскоп III; 8/7-8-907); 6, 7, 9—11 — браслеты (К27-38; 15-19-249; Ил12-13; К25-25; 15-22-1135Б) Рис. 15, 1, 3. Два серебряных медальона обнаружены в слое XIV в. (10-660; 6-5-578). Первый из них датируется самым началом XIV в. (1299— 1313 гг.). В центре медальона помещена фигура птицы с хищными когтистыми лапами. Птица повернута влево, у нее распростертые крылья и пышный хвост. Вся фигура выполнена выпуклыми точками в подражание зерни. По краю медальона проходят две нити ложной скани, между ними помещены восемь выпуклых полушарий, окруженных зернью. Другой медальон крупнее, на лицевой стороне его также помещена фигура птицы, повернутой влево. Изображение выполнено ложной зернью. На голове у птицы — хохолок или корона, крылья птицы распростерты, сзади нее помещено очень схематичное изображение древа жизни. Оба медальона живописны. Бармы с изображениями птиц среди изделий домонгольской Руси неизвестны. Не встречены в кладах и бармы, выполненные в технике скани и зерни. Однако изображения птиц у священного древа — довольно распространенный сюжет в памятниках монументального и прикладного искусства домонгольской поры. Подражают ранним изделиям и такие детали декора новгородских барм, как полушария в обнизи зерни, идущие по краю первого медальона и имитирующие драгоценные камни, а также крестообразное членение бордюра на втором медальоне. В целом создается впечатление, что традиции домонгольского прикладного искусства продолжали существовать в Новгороде в XIV в. и творчески переосмысливались мастерами-ремесленниками. РАЗЛИЧНЫЕ ПРИВЕСКИ Рис. 13, 1. Одной из древнейших является привеска миндалевидной формы, литая из красной меди, с приклепанным ушком (ниже яруса 28-34-136). Длина 4,7 см. Найдена она на Неревском раскопе в слое ниже яруса 28, датирующегося 953 г., т. е. в слое середины или первой половины Х в. На лицевой стороне помещено выпуклое изображение усатого и бородатого человеческого лица в обрамлении растительно-плетеного орнамента. Лицо человека очень схоже с аналогичными скандинавскими изображениями101, орнамент выполнен в несколько искаженном стиле Вогге (900—940 гг.) 102. Аналогичные привески обнаружены в Гнездове 103, в Вятской губернии 1(н, в Лядинском могильнике 105, в Хакасии 106. В курганах Черниговщины 12 близких по форме блях, но без человеческой маски, встречено в комплексе конской сбруи 107. Есть подобные привески в древностях Западной Сибири 108. Возможно, привески относятся к категории скандннаво-си- бирских гибридов. Рис. 15, 5. 10—30-ми годами XII в. датируется грушевидная привеска из темно-синего непрозрачного стекла, опоясанная крест-накрест тонкимг полосками серебра, с ушком для подвешивания (20-24-раскоп III). Ана логии ей среди русских древностей мне неизвестны. Рис. 80, 7. К концу XII в. (70-е годы) и началу XIII в. (20-е годы) от носится интересная привеска, состоящая из веточки коралла, оправлен него в серебряную головку-колпачок с отверстием для шнура или цепочы (17/16-22-1184А). Она найдена около яруса 17 мостовой Великой улицы 4: Колпачок литой в двусторонней форме, украшенный тонкой сканой нитью. Коралл бледно-розового цвета. Привеска эта явно средиземноморского, скорее всего итальянского, происхождения. На картинах итальянских мастеров не раз встречаются изображения Мадонны с младенцем Христом, на шее которого висит коралловый амулет 109. В Италии в народе бытует поверье, что коралловый амулет охраняет «от дурного глаза». Называются эти амулеты «джетаторе». Привеска свидетельствует о связях Новгорода с далеким Средиземноморьем, что было уже отмечено находкой средиземноморской губки 110. Рис. 15, 8. 60—90-ми годами XIV в. можно датировать квадратную по форме привеску, полую внутри, с крестообразно расположенными на обеих сторонах фигурными прорезями (8/7-8-907). Привеска литая из бронзы, с ушком для подвешивания. Вероятно, она служила вместилищем каких-то реликвий, скорее всего мощей, и ее носили на груди. ' Голъмстен В. В. Лунницы Исторического музея. — В кн.: Отчет Исторического музея за 1913 г. М., 1914, с. 90. 2 RopsyxuHa Г. Ф. Русские клады. М.; Л., 1954, с. 65. 3 Янина С. А. Неревский клад куфических монет Х в. — МИА, 1956, 55, с. 181. 4 Рындина Н. В. Технология производства новгородских ювелиров Х— XV вв. — МИА, 1963, 117, с. 243. 6 Щапова Ю. Л. Стеклянные бусы древнего Новгорода. — МИА, 1956, 55, с. 178; Львова 3. А. Стеклянные бусы Старой Ладоги. — АСГЭ, 1968, 10, с. 78. 6 Ртлндина Н. В. Технология производства..., с. 243. 7 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески. — В кн.: Очерки по истории русской деревни X—XIII вв. (Труды ГИМ, вып. 43). М., 1967, с. 103. 8 MAP, 1903, 29, табл. XX, 1. 9 Гольмстаен В. В. Лунницы Исторического музея, с. 95, 98. 10 Ср. с изображением лунницы в нашей статье (Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода. —МИА, 1959, 65, рис. 2, 1}. 11 Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода, рис. 2, 3. 12 Гольмстен В. В. Лунницы Исторического музея, с. 99. 13 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески, с. 95. 14 Рындина Н. В. Технология производства.... с. 243. 15 MAP, 1896, 20, табл. VII, 15. 16 Отчет В. Н. Глазова о раскопках, произведенных в Псковской губ. в 1889, 1901, 1902 гг. — ЗОРСА, 1903, т. V, вып. 1, табл. XXI, 11. 17 Спицы» А. А. Отчет о раскопках С. А. Гатцука в 1904 г. в Смоленской, Московской и Тульской губерниях. — ЗОРСА, 1905, т. VII, вып. 1, рис. 69. 18 Журжалина Н. П. Датировка древнерусских привесок-амулетов. — СА, 1961, № 2, с. 130. 1е АО 1966 г. М., 1967, с. 280; Arne T. La Suede et 1'Orient. Uppsala, 1914, fig. 362; Kiuikoski E. Die Eisenzeit im Auraflussgebiet. Helsingfors, 1939, Abb. 26. 20 Рындина Н. В. Технология производства..., с. 243. 21 Никольская Т. Н. Древнерусский Се-ренск — город вятических ремесленников. — КСИА, 1971, 125, рис. 25, 4. 22 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески, с. 96. 23 Анучин Д. Н. О культуре костромских курганов. — МАВГР, 1899, т. III, табл. II, 14, 15; MAP, 1896, 20, табл. VII, 15. 24 Голубева Л. А. Игольники восточноевропейского Севера Х—XIV вв. — В кн.: Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978, с. 200-202. 25 Рындина Н. В. Технология производства..., с. 243. 28 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески, с. 89—92, рис. 14, 7; Журжалина Н. П. Датировка древнерусских привесок-амулетов, с. 129. 27 Седов В. В. Амулеты-коньки из древнерусских курганов. — В кн.: Славяне и Русь. М., 1968, с. 151—157. 28 Latvijas PSR arheologija. Riga, 1974, tab. 53, 20; 66, 6. 29 Рындина Н. В. Технология производства..., с. 244. 30 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализ № 156. 31 Голубева Д. А. Зооморфные украшения финно-угров. — САИ, 1979, вып. Е1-59, с. 21, табл. 5. 32 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески, с. 92, 93. 33 Голубева Л. А. Зооморфные украшения финно-угров, с. 23, табл. 7. 34 Рындина Н. В. Технология производства..., с. 243. 35 Рябинин E. А. Новгород и северо-западная область Новгородской земли (культурные взаимодействия по археологическим данным). — В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с 56. so MAP; 1896, 20, табл. VI, 20;. VII, 18, 21; Анучин Д. Н. О культуре костромских курганов, табл. IV, 11, 12; RK, Taf. XVIII, 16. 37 Рябинин E. A. Зооморфные украшения Костромского Поволжья. — КСИА, 1975, 144, с. 35—39; Голубева Л. А. Раскопки древнего Белоозера (1959— 1960 гг.). — КСИА, 1963, 96, рис. 19, 3. 38 Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере X—XIII вв. М., 1973, рис. 5, 7—9. 39 Вранденбурз Н. E. Курганы Южного Приладожья. — MAP, 1895, 18, табл. Ill, 6. 40 Голубева Л'. А. Коньковые подвески Верхнего Прикамья. — СА, 1966, № 3, с. 80—98, рис. 7, 16—22. 41 Рындина Н. В. Технология производства..., с. 244. 42 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализы № 160—164,190—197, 858, 861. 43 Рябинин Е. А. Финно-угорские элементы в культуре Северной Руси Х— XIV вв. Рукопись канд. дис. Архив ЛОИА, ф. 35, on. 2, № 2055, с. 41. 44 Одна привеска-конек этого типа (24-25-1648) обнаружена в слое первой половины XI в., куда он попал из осыпи профильной стенки. В хронологическую шкалу его включать не следует. 48 Рябинин Е. А. Новгород и северо-западная область Новгородской земли, с. 60. 40 Бранденбург И. Е. Курганы Южного Приладожья, табл. III, 12. 47 Брюсов А. Я. Финское погребение Х— XI вв. в д. Погостище Кирилловского р-на Вологодской обл. — КСИА, 1969, 120, рис. 34; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере.... с. 42, рис. 5, 2; Савельева Э. А. Пермь вычегодская. М., 1971, табл. 36, 19, Sl; Спицын А. А. Древности камской чуди по коллекции Теплоуховых. — MAP, 1902, 26, табл. X (далее везде: MAP, 1902, 26). 48 Бранденбург Н. Е. Курганы Южного Приладожья, табл. III, 17; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере..., рис. 4, 3. 49 MAP, 1896, 20, табл. VIII, 5. 60 Бранденбург Н. Е. Курганы Южного Приладожья, табл. V, 16; MAP, 1896, 20, табл. VII, 12; Моора X. А. Археологические работы в Эстонской ССР в 1951—1952 гг. — КСИА, 1954, 55, рис. 15, S; Голубева Л. А. Игольники восточноевропейского Севера Х— XIV вв. — В кн.: Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978, с. [202, рис. 1, 8. Раскопки А. Э. Зариня 1970 г. (Salas-pils Laukskola, погребение 276). 61 Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере..., с. 41, табл. 8. 62 Вильяндийский р-н, д. Сюркавере, Таллинский исторический музей, АМ-15966; 409, 1; Selirand J. Eestlaste matmiskombed varafeodaalasete suhete tarkamise perioodil. Tallin, 1974, tahv. XXXI, 3; Голубева Л. А. Игольники восточноевропейского Севера..., с. 203, рис. 1, 12. 53 Голубева Л. А. Игольники восточноевропейского Севера..., с.199, рис.1,1. 64 Бранденбург Н. Е. Курганы Южного Приладожья, табл. V, 15; Tonnisson E. Die Gaujaliven und ihre materielle Kultur. Tallin, 1974; Taf. XXVI Selirand J. Eestlaste matmiskombed..., tahv. XXXI, S; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере..., с. 40, табл. 4, 13; 8. 85 Kivikoski E. Die Eisenzeit Finnlands. Helsinki, 1951, S. 32, S. 10, Abb. 916, 1149; MAP, 1896, 20, табл. XV, 13; Aspelin J. Antiquites du Nord Finno-Ougrien. Helsingfors, 1884, V, p. 361, N 1951. 68 Седов В. В. Длинные курганы кривичей. — САИ, 1974, вып. Е1-8, табл. 23, 27— 29, 32-34; 26, 13. " Журжалина Н. П. Датировка древнерусских привесок-амулетов, с. 134, рис. 1, 14; MAP, 1896, 20, табл. VI, 1, 2. M MAP, 1903, 29, табл. XXV, 40; 1896, 20, табл. VI, 15. 69 Журжалина Н. П. Датировка древнерусских привесок-амулетов, с. 138, рис. 1, 25. 60 Янин В. Л. Вислые печати из новгородских раскопок. — МИА, 1956, 55, с. 158, табл. V, А. в1 Рыбаков Б. А. Знаки собственности
Христа, на груди которого изображена крестовидная перевязь, а кисти рук подчеркнуто крупные (Ил31-137). Этот крест обнаружен в слое 30— 40-х годов XI в. Аналогичные кресты встречены в Скандинавии и на о. Готланде 1. В Финляндии они датируются XI в. и считаются привозными из Скандинавии 2. На территории Руси аналогичные кресты найдены в с. Городище Новгородской губернии 3, на Княжей горе Киевской губернии 4, в Го-чеве 5, селах Глинники и Воробьеве Тверской губернии 6, в кургане у с. Шапчицы (пять экз.), в д. Колодезной Могилевской обл. (раскопки Г. Ф. Соловьевой), на городище Заречье Х в., близ Любеча, в Старой Рязани 7. Большая часть найденных крестов обнаружена в курганах с тру-поположениями XI в. Рис. 16, 1. Второй четвертью XI в. датируется фрагмент креста, литого из оловянистой бронзы (24-28-186). В центре — фигура распятого Христа, на концах, в круглых-медальонах, —погрудные изображения Богоматери и святого. Крест выполнен очень тонко. Возможно, это привозное, византийское, изделие. Прямых аналогий в русских древностях мне неизвестно. Рис. 16, 5. К первой трети XII в. относится двусторонний бронзовый литой крест (20-24-212). Длина 4,8 см. В овальных расширениях на концах помещены выпуклые погрудные изображения святых, в центре — вытянутая фигура Христа с крестом над головой. Изображения очень схематичны. Аналогичные кресты известны в материалах из Старой Рязани 8, Латвии 9, Литвы 10. Рис. 16, 6. Серединой XII в. датируется литой бронзовый крест, близкий предыдущему по форме и изображениям, но выполненный более тщательно и тонко (Тихв23-22). Размеры 5,4х4 см. Возможно, именно этот вид крестов послужил основой для последующих воспроизведений, представленных описанным выше экземпляром. Рис. 16, 4. Второй половиной XII в. можно датировать еще один крест (К31-16). Размеры 4,2х2,7 см. У него такие же овальные завершения концов, как и у предыдущих, но фигура Христа занимает все пространство лопастей. Отлит он из бронзы в двусторонней форме. Аналогичный крест найден во владимирских курганах 11. Кресты-тельники с округлыми завершениями лопастей Рис. 16, 3. 20—50-ми годами XI в. датируется слой, в котором найден четырехконечный крестик (24-28-157). Размеры 1,8х1,6 см. Каждый конец его заканчивается шариком. Он отлит в двусторонней форме из бронзы. Подобные кресты довольно широко распространены в средневековых древностях: они найдены в Киевской губернии 12, в Старой Рязани 13, курганах Костромской губернии 14, владимирских курганах 15, Тульской обл.16, в Латвии 17 и Эстонии 18. Рис. 16, 7. Последней четвертью XI—первой четвертью XII в. датируются два крестика (22-19-663; Ил26-111). Размеры их 3,7х2,8 см и 2,5х Х2,7см. Они плоские, литые из оловянисто-свинцовой бронзы. Поверхность их орнаментирована четырьмя окружностями и рядом выпуклых линий, идущих по контуру. Очень похожие кресты найдены на Княжей горе 19, в Латвии 20 и Польше (Сутейск под Люблином). Рис. 16. Кресты-тельники 1 — 24-28-186; г — 10-1142; 3 — 24-28-157; 4 — К31-16; S — 20-24-212; в — Тихв23-22; 7 — 22-19-663; S — 5-558; 9 — 13/12-9-710; 10 — 21-26-826; 11 — 22/21-25-208; 12 — 19-20-907; IS — 10/9-1128; IS — 13-17-292; IS — 11-17-2140; 16 — 8-17-1013; 17 — 9-13-284; 18 — 15-17-863; 19 — 17-26-755; SO — 8-10-1579; 21 — 5-11-191 4* Рис. 16, 11. Два близких по форме и орнаментации креста найдены в слоях конца XI—рубежа XI—XII вв. (Мих34-36; 22/21-25-208). Размеры крестиков 3,7х3 см и 4,5х3 см. Оба креста четырехконечные равносторонние, с шариками на концах и круглым средокрестием. В средокрестии с обеих сторон помещено погрудное изображение святого. Оба литые в двусторонних формах из бронзы. Аналогичные кресты есть в коллекции Ха-ненко 21, в материале из кургана у д. Кордон Гомельской обл. 22, из кургана у д. Крестцы Вологодской обл. 23, а также из Рауши и Риги в Латвии 24. Рис. 17, 4. С начала XII по середину XIII в. в Новгороде бытовали кресты, каждый из четырех концов которых оканчивается пирамидкой из трех шариков, а в средокрестии также помещены шарики, подражающие зерни. Три таких крестика отлиты из оловянисто-свинцового сплава в двусторонних формах (20-24-4; 17-21-295; 14-11-694). Размеры их колеблются от 2 до 3,6 см. Крест из яруса 14 укреплен на кольце, на которое надеты еще две бусины, литые «навыплеск» в двусоставной форме. Кольцо подвешено на длинной (48 см) цепи, состоящей из пластинчатых звеньев. Крестики этого типа широко распространены на территории древней Руси: в курганах Петербургской губернии 25, владимирских 26 и костромских 27 курганах, Белоозере 28, Калужской губернии 29, на Киевщине 30, в Латвии 31, в Волковыске 32, на золотоордынском Водянском городище Волгоградской обл.33 и др. Кресты эти датируются XII—XIII вв. Этот же тип крестов известен в Западной Европе — например, золотой крест XII в. из Венгрии, выполненный в технике скани и зерни si. Рис. 80, 9. Началом XII в. датируется крест с трехлопастными концами (20-21-1986). Размеры 4х3 см. С обеих сторон он украшен выемчатой эмалью. С одной стороны круглые гнезда заполнены желтой эмалью, а прямоугольные — зеленой, с оборотной стороны в круглых гнездах — зеленая эмаль, в прямоугольных — желтая. Крест отлит в двусторонней форме из оловянисто-свинцовой бронзы8Б, стекло свинцово-кремнезем-ное зе. Кресты с эмалью были широко распространены на территории древней Руси. Трехлопастноконечные кресты обнаружены более чем в 20 пунктах Их найдено 47. Исследовательница этой группы крестов В. А. Мальм считает, что они изготовлялись на Киевщине в XI—XII вв.37 Однако скорее всего в XII—XIII вв. возник еще один центр производства по образцу киевских эмалевых крестов в низовьях Даугавы, где найдено 70 таких предметов 38. Рис. 16, 12. 30—60-ми годами XII в. датируется слой, в котором обнаружен равносторонний крест (19-20-907). Размеры его 1,9х2,5 см. Он плоский, литой из оловянисто-свинцовой бронзы 39, с круглыми лопастями на концах и круглым средокрестием. Лопасти и средокрестие орнаментированы крестиками, состоящими из четырех выпуклых точек. Аналогичные кресты встречены во владимирских, костромских и подмосковных курганах в комплексах XII в.40 Рис. 16, 10. Узким промежутком времени — с конца XI по середину XII в. — можно датировать группу (три) крестов с утолщенными профилированными концами (22-28-781; 21-26-826; 21/20-18-663). Размеры их 2,5х3,5 см; 3,2х4,5 см; 3,5х4,4 см. Кресты литые из бронзы в двусто- Рис. 17. Кресты 1-3, S. в - энколпионы (1. г - 15/14-17-1991, 3 - Тихв18-20, S. в - 14/13-15-880), 4, 7 - тельники (14-11-694, 3/2-6-914) ронних каменных формах. Аналогичные изделия встречены в новгородских курганах XI в., Приладожье, Обонежье, Костромском Поволжье, курганах Подмосковья второй половины XII в., в Черниговской обл., Киеве 41, Полоцке 42. Особенно многочисленны они в Латвии (150 экз.), где датируются XI—XII вв.43 Характер размещения этих предметов заставляет предположить их северо-западное происхождение. Рис. 16, 18. В слое 20—30-х годов XIII в. обнаружен полый внутри крест (15-17-863). Размеры его 2,7х2 см. Он литой из олова 44, в четырехчастной составной форме «навыплеск». Концы заканчиваются шариками, поверхность рифленая. Рис. 16, 14. 60—80-ми годами XIII в. датируется слой, в котором обнаружен крест с напаянными на концах кольцевидными утолщениями и двумя ромбическими пластинками в средокрестии (13-17-292). Он литой из оловянистой бронзы типичного-для Новгорода сплава 46. Близкие по форме кресты обнаружены в Родене и золотоордынском городе Бельджамене 46. Рис. 16, 9. 60-80-ми годами XIII в. датируется крест с расширяющимися лопастями ромбовидных очертаний и с прямоугольником в средокрестии (13/12-9-710). Крест отлит из меди в двусторонней форме. Размеры его 3,3х2,3 см. Рис. 16, 15. К рубежу XIII—XIV вв. относится крест, близкий по форме предыдущему (11-17-2140). Размеры 3х3,7 см. У него такие же ромбовидные расширения в центре, где помещен мальтийский крест, и утолщенные концы. Он литой из олова со свинцом в двусторонней форме. Рис. 16, 8, 13. Четыре крестика с трехлепестковыми криновидными концами и ромбиками в средокрестии укладываются в хронологические рамки с начала XIV по начало XV в. (10-9-1128; 7/6-12-1363; Мих14-68; 5-558). Размеры их колеблются от 2х2,5 до 2,5х3,5 см. Они литые из оловянисто-свинцовых бронз47 в двусторонних формах. Кресты этой формы довольно широко распространены в русских древностях. Они найдены в гдовских курганах (их А. А. Спицын датировал XIV в.), в землях радимичей и вятичей, на Княжей горе Киевской губернии, во владимирских курганах, в Золотой Орде (в Увеке и Бельджамене). В XIV—XV вв. их изготовляли в Латвии по русским образцам 48. Форма креста с криновидными лопастями известна и в более раннее время — например, в искусстве Византии XI—XII вв.49 Кресты-тельники с прямоугольными и фигурными концами. Восемь крестов с прямоугольными концами обнаружено в слоях от конца XII до середины XV в. (17-26-755; Ил16-35; 10/9-1142; 9/8-13-284; 8-10-1579; 5-11-191; 4/3-9-1458; 3/2-6-1019). Размеры их колеблются от 1,7х2,2 до 5,5х7 см. Они литые из оловянистой бронзы или оловянисто-свинцовых сплавов 80. Рис. 16, 19. Крест XII в. (17-26-755) — равносторонний гладкий. На равностороннем крестике конца XIII—начала XIV в. (Ил16-35) двойной линией прочерчен равносторонний крест. Рис. 16, 2. У креста начала XIV в. (10/9-1142) — массивное ушко, концы несколько скошены, им придана треугольная форма, лицевая сторона углублена и, возможно, была заполнена эмалью. Рис. 16, 17. В 40—60-х годах XIV в. был утерян крест (с одним обломанным концом), орнаментированный с одной стороны в подражание зерни треугольниками, а с оборотной —кругами на лопастях (9/8-13-284). Близкие по форме и орнаментации крест и литейная форма для отливок крестов обнаружены в вятическом городе Серенске Б1. Рис. 16, 20. 60—80-ми годами XIV в. датируется слой, в котором найден бронзовый крест со слегка расширяющимися концами (8-10-1579). На лицевой стороне процарапаны буквы Ю ХЪ НИКЯ. Рис. 16, 21. Два одинаковых креста с орнаментированной четырехременной плетенкой лицевой стороной обнаружены в слое начала—середины XV в. (5-11-191; 4/3-9-1458). Длина 3,5 см. Они литые из бронзы в двусторонних литейных формах (оборотная сторона гладкая). Идентичный крест найден в Латвии, куда он был завезен с территории Руси 62. Рис. 16, 16. К концу XIV в. (60—80-е годы) относится крест с дополнительными перекрестиями на концах, т. е. 12-конечный (8-17-1013). Длина 4,6 см. Он литой в двусторонней форме из оловянисто-свинцовой бронзы 63. Лицевая сторона его сплошь покрыта плоской плетенкой, на массивном ушке помещен крестик. Рис. 17, 7. К середине XV в. стратиграфически относится крест с фигурными утолщениями на концах, на которых изображены, как и в средокрестии, косые кресты (3/2-6-914). Длина 3,9 см. Близкие по форме кресты найдены в одном из курганов Подмосковья и в Латвии 54. Кроме описанных крестов, в верхних слоях культурного слоя, не датирующихся дендрохронологически, найдено четыре тельника с изображением голгофского креста. По типу они близки крестам, найденным на старых кладбищах 5В. Дата этих крестов — XVI—XVII вв. энколпионы Рис. 18, 3, 4. Наиболее древний крест-складень, или энколпион, найден в слое рубежа XI—начала XII в. (21/20-22-997). Размеры 7,3х10,5 см. Он литой из бронзы, с закругленными и снабженными дополнительными выступами концами, с массивным ушком, состоящим из двух половинок. На лицевой стороне его, в центре, помещено рельефное изображение распятого Христа. Фигура Христа как бы прислонена к кресту, без подчеркивания мучений, что вообще характерно для ранних образцов энкол-пионов. На трех концах — гравированные погрудные изображения святых: слева — Богоматери, вверху — Георгия и справа — Иоанна Богослова. Контуры нимбов и одежда святых заполнены красной эмалью. Около каждого изображения — подписи: rt^P'Q'^, НОЯНЪ (зеркальное изображение), ГбОР^ГН, Ю XG. На оборотной стороне в центре помещена рельефная фигура Богоматери с младенцем на руках и около них с обеих сторон подписи: Л1Р-9К, 6 ХО. На концах креста, в круглых медальонах, — плоские погрудные изображения с подписями: слева — апостола Павла (ПДКЬДЪ), справа — апостола Петра (ЛбТРЪ) (с перестановкой букв справа налево), вверху — святого Николая (НН60ЛЯ). На внутренней стороне креста, на обеих половинках процарапаны плохо читаемые имена святых: ГбОР^ГН, ННКОЛД, ЛО^И, ДДЗ/ftP БДЯЖЬ, НВПНОКО (зеркальное изображение). Рис. 18. Кресты-энколпионы 1 — 20-22-901; а — 17-24-777; 3, 4 — 21/20-22-997; S — 16/15-23-810; 6 — 21-20-522 Крест этот относится к типу рельефногравированных изделий, которые Г. Ф. Корзухина датирует второй четвертью XII в.66 Подобные кресты встречены несколько раз на юге: один — в Херсонесе 57, три — в Киеве 68, два — на Княжей горе 69, три — в Пекарях Киевской губернии 60. Аналогичный энколпион, хранившийся в шелковом мешочке, был найден в детинце Мстиславля, в слое XIII в." Таким образом, на Руси найдено около десятка энколпионов этого типа, причем основная часть их связана с Киевщиной. Видимо, место производства их — Киев, и в Новгороде это была привозная вещь. Надо сказать, что новгородский экземпляр отличается тщательностью обработки фигур, хорошим начертанием букв н принадлежит, видимо, к лучшим образцам этой серии. Возможно, он был привезен из Киево-Печорской лавры, о чем свидетельствуют процарапанные на внутренних сторонах створов имена святых, чьи мощи хранились в складне. Рис. 18, б. Рубежом XI—XII вв. можно датировать крест-складень (представленный лишь лицевой створкой) с округлыми концами, с фигурой Христа, выполненной в плоском рельефе (21-20-522). Размеры его 2,5х 3,9 см. Над головой Христа, видимо, был изображен крест, но он почти не различим. Крест отлит из многокомпонентного сплава 62. Аналогичные складни обнаружены на Киевщине, в Крыму (XII в.), в Витичеве, в костромских курганах, в Ярополче на Клязьме в3. Рис. 18, 1, 2. Два одинаковых (отлитых в одной литейной форме) бронзовых креста-складня найдены в слоях 10—30-х и 70—90-х годов XII в. (20-22-901; 17-24-777). Длина крестов (вместе с массивным ушком) 5,7 см, ширина — 2,9 см. Рисунок нанесен резцом и в некоторых местах инкрустирован серебром. На лицевой стороне изображен Христос, над головой которого — равносторонний крест. На оборотной стороне — Богоматерь в позе Оранты. Аналогичные кресты найдены на Киевщине, в Белоруссии, во владимирских и весьегонских курганах 6<1. Г. Ф. Корзухина датировала эти кресты серединой — концом XII в.66, А. А. Медынцева — второй половиной XII — кануном монголо-татарского нашествия в6. Новгородские находки отодвигают время появления этих энколпионов к первой четверти XII в. Рис. 18, 5. Самым концом XII — периодом до 30-х годов XIII в. датируется слой, в котором найден складень со слегка расширяющимися концами и массивным ушком (16/15-23-810). Размеры 1,7х4,3 см. На обеих сторонах складня инкрустацией серебром нанесены крестики. Крест литой из многокомпонентного сплава 67. Аналогичный крест известен среди материалов из Приднепровья, а близкий, но не идентичный, найден в Ярополче Залесском 68. Рис. 17, 3. Створка энколпиона с изображением в центре святого Бориса, держащего в левой руке мученический венец, найдена в слое начала XIII в. (Тихв18-20). Размеры складня 5х7,5 см. Крест литой бронзовый, изображения на нем рельефные. В круглых медальонах слева, вверху и справа от центральной фигуры — плохо различимые погрудные изображения святых. Все изображения креста стерлись от многократных отливок 69. Всего на Руси встречено более 40 таких энколпионов, большинство которых хранится в музеях Москвы, Ленинграда, Киева. Они отражают сложившийся в XI—XII вв. культ князей-мучеников Бориса и Глеба 70. Г. Ф. Корзухина, а вслед за ней М. X. Алешковский датировали рельефную группу энколпионов концом XI—началом XII в.71 Рис. 17, 1, 2. В слое 20—60-х годов XIII в. найден складень с прямыми концами, заканчивающимися кружками (15/14-17-1991). Размеры 3,8х5,7 см. Он литой бронзовый. На лицевой створке в рамке помещена фигура Христа, выполненная гравировкой. Над головой Христа изображен равносторонний крест. Оборотная сторона имеет в центре изображения креста с сиянием в средокрестии. На концах энколпиона вверху и внизу в кругах помещены монограммы IG XG, а слева и справа — видимо, изображения солнца и луны. Весь рисунок оборотной стороны выполнен инкрустацией серебром. Аналогичные кресты-складни найдены на Княжей горе и в с. Черняхово Киевской губернии 72. Г. Ф. Корзухина датирует сходные по манере исполнения гравированные энколпионы серединой — концом XII в.73 А. А. Медынцева относит энколпионы с близкими по форме инкрустированными изображениями крестов п медальонов к началу XIII в.74 Рис. 17, 5, 6. В слое ярусов 14 и 13, датирующихся дендрохронологи-чески временем от 1238 до 1281 г., найден бронзовый крест-складень, состоящий из двух половинок, взятых от разных энколпионов (14/13-15-880). Лицевая створка (размеры 4,2х6,1 см) относится к типу энколпионов с закругленными лопастями и рельефночерневыми изображениями. На ней помещена фигура Христа, над головой которого расположен крест, а по бокам — погрудные плоские фигуры святых. Все изображения сглажены и не отчетливы из-за многочисленных отливок. Близкие аналогии этой створке креста представляют энколпионы Киевщины, Херсонеса, Северного Кавказа, Жокинского городища Рязанской обл., Суздаля, Ярополча Залесского, Белоозера, Друцка, а также золотоордынского города Новый Сарай. Г. Ф. Корзухина датирует этот тип энколпионов второй четвертью XII в.76 Оборотная сторона (размеры 4,2х5,8 см) представляет собой створку со слегка расширяющимися и скошенными на треугольник концами. В центре инкрустацией серебром выложен восьмиконечный крест с сиянием в средокрестии, на концах — медальоны с монограммой IX. Энколпионы с аналогичной инкрустацией крестов и медальонов, но с закругленными концами, найденные в «мастерской литейщика» в Киеве, датируются первой половиной XIII в.7® Энколпионы обоих типов, створки которых составили новгородский складень, скорее всего изготовлены в мастерских Киева. С захватом Киева монголо-татарами деятельность этих мастерских прекратилась, и поэтому в Новгороде во второй половине XIII в. был составлен складень из разных створок энколпионов, привезенных некогда из Киева как реликвии. Рис. 80, 19. В слое 60—80-х годов XIII в. обнаружена половинка энколпиона с закругленными концами (13-14-1801). Размеры 4,8х7,8 см. Энколпион медный литой 77. Лицевая поверхность его углублена и заполнена узором из перегородчатой эмали. Перегородки на концах энколпиона создают узор в виде крестов в круге, а в средней его части — в виде треугольников, сходящихся вершинами к центру. Крест, видимо, побывал в огне: стекло прокалено и потемнело, и цвет его можно определить лишь в бинокулярный микроскоп 78. Эмаль четырехцветная: синего, зеленого, желтого и красновато-фиолетового оттенка. Часть ее выкрошилась. Перегородки четкие. Цветовая гамма эмалей типична для киевской продукции 79. Состав стекла также характерен для киевского производства от 60-х годов XII в. до 1240 г. Очень близкий по размерам и орнаментации крест был найден в Белгороде Киевской губернии 80. Рис. 19, 1, 2. Четырехконечный крест-энколпион со ступенчато расширяющейся средней частью и крестовидными концами найден в слое рубежа XIV—XV вв. (6-8-1219). Размеры его 9,3х5,8х0,7 см. Он литой из оловянистой бронзы 81. В центре лицевой стороны — распятие с обычной хризмой Ю XG. Слева и справа от фигуры Христа размещены маленькие фигурки предстоящих — Богоматери и Иоанна Богослова с плохо читаемыми подписями Л1Р0й, НСШН. В верхней части креста помещено поясное изображение архангела Михаила с мерилом и зерцалом в руках. Надпись не читается. В нижней части изделия — погрудное изображение архангела Гавриила с подписью ГЯБР1Л. В левой — святой Матвей с подписью ГЦ Л1ЯТЁ6, в правой — апостол Павел с подписью ГН ЦПБбДЪ. В центре оборотной стороны помещена рельефная фигура архангела в полный рост, с мерилом и зерцалом. Над его головой — подпись еНХЯНЛ.Ъ. В верхней части креста — погрудное изображение святого Николая с подписью ЯГИ ННКОМ, в нижней — погрудное изображение святого с Евангелием в левой руке. Подпись не читается. Справа — святой Сисиний, слева — святой Пантелеймон. Оба святых-целителя держат в руках по ковчежцу и ложечке. Подписи едва читаются. Кресты аналогичной формы появляются в XIV в.82 и неоднократно встречены в древнерусских памятниках 83. Известны они и на территории Золотой Орды, куда были занесены русскими пленниками 84. Изображения на этих крестах не всегда одинаковы: иногда на оборотной стороне вместо архангела Михаила изображался святой Никита, изгоняющий беса. Архангел Михаил упоминался в заговорах против лихорадок, святые Сисиний и Пантелеймон считались целителями. Следовательно, энколпион должен был охранять его владельца от болезней. Б. И. и В. Н. Ханенко ошибочно датировали подобные кресты XIII в. Рис. 19, 3. В слое второй четверти — середины XV в. найдена лицевая створка энколпиона квадрифолийной формы с квадратной средней частью и овальными завершениями концов (3/2-7-раскоп УД). Размеры 5,8 X х7,4 см. Складень литой из свинцово-оловянистой бронзы 85. В середине помещено распятие с хризмой Ю XG. Около фигуры Христа — маленькие фигурки предстоящих Богородицы и Иоанна. В верхнем конце — архангел Михаил, внизу — архангел Гавриил, по бокам — трудноразличимые фигуры святых. Аналогичные энколпионы встречены на Киев-щине (с. Мошны Черкасского уезда), в Могилевской обл. Белорусской ССР, в Новом Сарае86. Форма подобных крестов возникла в XIV в. и получила широкое распространение в XV в. в произведениях высокого ювелирного Й 7 " искусства, перейдя затем на изделия массового медного литья. Рис. 19, 4, 5. Серединой XV в. датируется наперсный четырехконечный двусторонний крест со слегка расширяющимися концами и массивным ушком для подвешивания (2-6-1468). Размеры его 4,3х8х0,25 см. Крест литой из оловянисто-свинцового сплава 88. На лицевой стороне изображено распятие с копием и губкой и предстоящими по бокам. Слева — Рис. 19. Кресты-энколпионы (Д—3) и двусторонний крест XV в. (4^ •I) I, г — 6-8-1219; 3 — 3/2-7-раскоп УД; 4, 5 — 2-6-1468 поясное изображение Богоматери, справа — Иоанна Предтечи. Над распятием — два парящих ангела. Над головой Христа хризма 16 Х6, у фигуры Богородицы — /И?ь9, слева от Иоанна — 1СШ. Все подписи сделаны в зеркальном изображении. На оборотной стороне в центре креста помещена фигура архангела Михаила в полный рост, с мерилом и зерцалом в руках. Над ним зеркальная подпись ДАНХ. В верхней части креста — поясное изображение святого Николая в святительской одежде с Евангелием в руке, надпись ЯГН НЙКДЯ. Справа помещена фигура апостола Петра с подписью Пб, слева — апостола Павла с ошибочной подписью П6. В нижней части креста изображен святой в святительской одежде с Евангелием в левой руке. Подпись у этой фигуры ЯП 116 — возможно, Петр Александрийский. Все фигуры креста очень экспрессивны, они явно находятся в зависимости от новгородских иконописных и фресковых оригиналов. Изображения переданы тонкими ломаными линиями. Довольно близкий по форме и сюжетам крест XIV—XV вв. находился в киевской коллекции Ханенко 89. В заключение хочется остановиться на принятой до сих пор в литературе датировке новгородских энколпионов. В работе «О памятниках „корсунского дела" на Руси» Г. Ф. Корзухина наметила систему хронологической детализации энколпионов. Она считала, что русские художники-литейщики постепенно шли от объемных рельефных изображений к их уплощению и орнаментальное™. В XI—начале XII в. бытовали рельефные энколпионы. Во второй четверти XII в. рельефные фигуры на концах креста были заменены гравированными. В середине — конце XII в. и центральная фигура креста стала плоской, гравированной, а в конце XII—первой половине XIII в. появились литые в каменных формах кресты с мелким рельефом и литыми обратными надписями. В эту стройную, но конспективную систему внесла дополнения А. А. Медынцева, которая доказала, что черновые или инкрустированные серебром энколпионы появились в конце XII в. и существовали вплоть до монголо-татарского нашествия 90. Новгородская стратиграфия также корректирует схему Г. Ф. Корзухиной. Наиболее древними (конец XI— начало XII в.), по новгородским данным, крестами надо считать рельефно-черневые (рис. 18, 3, 4). К ним же по облику относится складень рис. 18, 6 (несмотря на отсутствие черни). Видимо, он представляет собой отливку с оттиснутого в глине рельефночерневого складня. Дату черневых с гравировкой крестов, предложенную Г. Ф. Корзухиной, можно отодвинуть с середины XII в. до его начала. Ярус 20, в котором найден этот крест (рис. 18, 2), датируется 1116—1134 гг. Однако они продолжали бытовать и в конце XII и в начале XIII в. Рельефный глебоборисовский энколпион (рис. 17, 3) обнаружен в слое XIII в. Если считать, что он был изготовлен на рубеже XI—XII вв., то он хранился в каком-то доме или семье более 100 лет, что маловероятно. Скорее всего производство рельефных энколпионов следует относить к более позднему времени, чем предложила Г. Ф. Корзухина. Небольшое количество найденных в Новгороде рельефных, рельефночерневых и гравированных энколпионов (всего восемь) не позволяет с достаточной категоричностью отвергать хронологию Г. Ф. Корзухиной, тем более что центром производства энколпионов был, видимо, Киев 91. ПРИВЕСКИ-ИКОНКИ Привески-иконки встречаются довольно редко. Их найдено всего 11. Любопытно отметить, что в берестяной грамоте 500 (XIV в) названа «икона с гоитаном» (шнуром). Ее носили, вероятно, на шее. Иногда привески-иконки входили в состав ожерелья. Большинство иконок круглые, литые, с ушком для подвешивания, изображения на них односторонние. Древнейшими привесками-иконками в Новгороде являются изделия начала XII в, найденные на Неревском раскопе Рис. 20, 3. Привеска диаметром 2,8 см, литая из латуни (20 17-540). На лицевой стороне помещены две погрудные рельефные фигуры святых, возможно апостолы Петр и Павел. По краю иконки идут концентрические окружности и слабо заметный растительный орнамент в виде бегунка. Довольно близкие изображения Петра и Павла есть на новгородских актовых печатях 92 — например, на печати 208, датирующейся 1219—1221 гг. Рис. 20, 1. Иконка диаметром 2,3 см, литая из оловянисто-свинцового сплава с погрудным изображением святого со свитком в левой руке (20-26-38). По-видимому, это святой Фома Около его головы с обеих сторон расположена неясная подпись, из которой слева читаются буквы ЯГ, справа — ДАД 93. Следует отметить, что стилистически близкое изображение святого есть на новгородской печати 688 м. Правда, там помещен святой Тимофей. Рис. 20, 11 30—60-ми годами XII в датируется слой, в котором найдена литая оловянисто-свинповая иконка диаметром 3,5 см с изображением конной фигуры Георгия, пронзающего копьем змия (19-20-раскоп XIII) Аналогичные привески обнаружены в Серенске, Старой Рязани и Прибалтике 9Б Рис. 20, 5, 6; 21. 70—80-ми годами XII в датируются иконки прямоугольной формы с полукруглым завершением наверху (17-20-1008). Размеры их 1,7х3 см; 1,7х2,5 см. Они изготовлены тиснением из тонкого биллонового листа. На них изображены выпуклые поясные фигуры святых. Иконки, видимо, не были нагрудными привесками. Вероятно, их прибивали тонкими гвоздями к какому-то деревянному предмету. Рис. 20, 2. К тому же времени, т. е. к 70—80 м годам XII в, относится бронзовая литая иконка диаметром 3,8 см с рельефным изображением двух святых с мученическими крестами в руках (17-18-989). Это, возможно, Козьма и Демьян Рис. 20, 10. Концом XII в. датируется иконка диаметром 2,4 см с очень неразборчивым погрудным изображением святого с жезлом или мечом у правого плеча (17-26-1344). Стилистически близкое изображение святого Федора с мечом у правого плеча помещено на свинцовой печати 148, датирующейся 1142—1148 гг.se Семь привесок-иконок с подобными изображениями были найдены в финском погребении XI в. в Вологодской обл.97, что свидетельствует о постоянных контактах этой отдаленной области с Новгородом. Рис. 20, S, 12. В слоях XIII в. обнаружены две литые из биллона привески-иконки с изображениями крылатых фигур в полный рост. Одна из них, диаметром 3,7 см, датируется началом XIII в. (16-22-64). Фигура, помещенная на ней, в левой руке держит жезл, крылья ее распростерты. Рис. 20. Привесьц иьопки 1 — 20-26-38, 2 — 17-18-989, 3 — 20-17-540, 4 — 2-8-100, S, в — 17-20-1008 7 — 7/6-1-1735, 8 14-13-987, 9 — Козм14, 10 — 17-26-1344, 11 — 19-20-раскоп XIII, IS — 16-22-64 Рис. 21. Металлические иконки 1, S — 17-20-1008 На другой привеске, диаметром 3,4 см, датирующейся серединой XIII в. (14-13-987), рук у подобного же существа нет, только распростертые крылья, а вокруг головы — нимб. На обеих изображенных фигурах длинная одежда, вокруг фигур примерно в одних и тех же местах размещено шесть орнаментальных кружков с точкой посредине. По краю привесок проходит выпуклый точечный узор, подражающий жемчужной обнизи. Возможно, на привесках изображена новгородская София. Однако на свинцовых печатях встречаются изображения архангелов, очень напоминающие фигуры на описанных иконках, — например, архангел Гавриил на печати 179, датирующейся 1176—1177 гг.98 Близкий по форме и изображению серебряный образок происходит из пос. Монино Московской обл." Рис. 20, 9. К XIII в. можно отнести образок диаметром 1,7 см, литой бронзовый, с рельефным погрудным изображением святого (Козм14). Изображение очень неразборчиво. Рис. 22, 3. В слое середины XIV в. обнаружена нагрудная прямоугольная иконка, литая из бронзы (К18-55). Размеры 4,4х4,7 см. На лицевой стороне изображена сцена распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном на фоне иерусалимской стены. В верхней части креста подпись 1C ХС. Над крестом справа и слева — летящие ангелы. По контуру иконки проходит литой жгутик. Рис. 20, 7. Образок арочной формы с погрудным изображением святого в святительских ризах найден в слое конца XIV—рубежа XIV— XV вв. (7/6-1-1735). В левой руке — Евангелие, правая — благословляющая. Образок литой из олова и свинца. По контуру его проходит зигзагообразный орнамент. По-видимому, на иконке изображен Василий Кеса-рийский. Близкие его изображения есть на одновременных актовых новгородских печатях — например, на печатях 425 (1389—1425 гг.) и 429 (1425—1462 гг.) 100. Образки в виде киотца вообще характерны для произведений мелкой пластики XV—начала XVI в.101 Рис. 20, 4. К середине XV в. следует отнести овальную иконку (2-8-100). Длина 1,8 см. Иконка литая из оловяниото-свинцового сплава. На ней изображен святой Георгий на коне, поражающий дракона. Овальная форма образка находит аналогии в новгородских каменных иконах — например, в иконке начала XIV в. с изображением святого Василия Великого 102. Трактовка фигуры коня также близка изображениям на камне. Рис. 22, 4. Концом XV в. стратиграфически датируется бронзовая литая нагрудная иконка с изображением распятия с предстоящими (0-3-1308). Размеры 4,3х5,5 см. Вверху над крестом — две поясные фигуры архангелов. Стилистически близкое распятие помещено на кресте-мощевике XIV в. мастера Семена Золотилова 103. М Рис. 22. Панагия (1, 3) и иконки (3, 4) 1,2— 1-4-раскоп VIII; S — К18-55; 4 — 0-3-1308 Рассмотренные привески-иконки охватывают период с начала XII по конец XV в. и отражают в какой-то степени изменения, которые происходили вообще в древнерусском искусстве. Известно, что изделия мелкой пластики стремились повторять произведения высокого искусства. Стилистически изображения на медном литье находят параллели в произведениях резчиков по камню, изготовлявших каменные иконки и матрицы для свинцовых печатей. Видимо,'формы для отливок иконок, матрицы печатей и каменные иконки резали одни и те же мастера. АМУЛЕТЫ-ЗМЕЕВИКИ Амулеты-змеевики — это интереснейшие памятники двоеверия, смешения христианских и языческих представлений в древней Руси. На лицевой стороне их всегда помещены изображения христианской символики — Христос, Богоматерь с младенцем, архангелы, святые. На оборотной стороне — «змеиное гнездо» и круговая надпись, содержащая заклинания против болезней, лихорадок. Христианская церковь вела ожесточенную 5 М. В. Седова борьбу с употреблением змеевиков-оберегов, отразившуюся во многих поучениях XIV—XV вв. и в законодательном запрете употреблять их в Кормчей книге. В Слове святого отца Моисея о ротах и клятвах XIV в., приписываемом новгородскому архиепископу Моисею, говорится: «Жертвы приносят бесом, недуги лечат чарами и наузы и немощняго беса, глаголе-маго трясцю, мняться прогоняюще, некыми ложными письмены...» 104. ^Библиография древнерусских змеевиков насчитывает около 100 названий. Однако почти все изданные до сих пор амулеты-обереги, называемые змеевиками, были случайными находками. Поэтому время их бытования или не может быть определено или определяется весьма приблизительно. Только отдельные экземпляры змеевиков датированы исследователями по данным палеографии. В настоящей работе публикуются новые находки змеевиков, точно датированных, поскольку происходят они из новгородских раскопок. Рис. 23, 1, 3. Наиболее древней является серебряная привеска со сценой распятия на лицевой стороне (20-28-730). Срединную часть композиции занимает четырехконечный крест со схематично изображенной фигурой Христа. По сторонам креста помещены крылатые фигуры ангелов. На оборотной стороне — поясное изображение человеческой фигуры с воздетыми руками и 12 змеями 105. Лицевая сторона змеевика напоминает изображение на амулете, изданном И. И. Толстым под № 16 106. Оборотная сторона новгородского змеевика иная и принадлежит по классификации И. И. Толстого к третьему типу змеиной композиции, который исследователь считает наиболее древним. Та же композиция помещена на изданных И. И. Толстым змеевиках со сценами крещения (№ 17, 18) и изображением Федора Стратилата и Федора Тирона (№ 21). Все эти змеевики принадлежат к числу недатированных находок, за исключением змеевика с распятием, происходящего, как отмечает А. С. Орлов, из кургана с вещами не позднее XIII столетия 107. Публикуемый новгородский змеевик найден на мостовой Великой улицы, датируемой первой половиной XII в. (1116—1134 гг.) 108. Рис. 24. К началу XII в. можно отнести и змеевик, найденный на Кировском раскопе Торговой стороны Новгорода (К 40-68). Привеска диаметром 4,3 см литая бронзовая. На лицевой стороне — изображение святого Георгия Победоносца, попирающего змея, а на оборотной — шестиконечного процветшего креста, орнаментированного плетенкой. Этот крест процарапан поверх сглаженного изображения змеиной композиции, реконструировать которое сейчас уже трудно. Прослеживается лишь ободок в виде растительного бегунка. Около креста помещены буквы: справа — ИН, слева — К. Затертое изображение змеиной композиции, поверх которой начертан крест, служит еще одним доказательством борьбы церкви с пережитками древнего языческого культа 109. Рис. 23, 7—11. Особый интерес представляют три змеевика с изображением на лицевой стороне фигуры архангела Михаила в полный рост с мощными опущенными крыльями и лабаром в правой руке. По сторонам изображения буквы: ЛИ ХД.. По краю змеевика расположена круговая надпись т ЯПОе ЯПОО ЙПО СЯЕЯОН IMIPIG оТДНСЮКб FIG TI6 Д021К. На оборотной стороне помещена женская голова с отходящими Рис. 23. Амулеты-змеевикп 1, S — 20-28-730; 3, 4 — 10-14-1790; S, 6 — Тр12-43; 7,8— 13-9-1739; 9, 10 — 17-18-456; 11 — 17-24-753 от нее семью змеиными туловищами, оканчивающимися двойными змеиными головами, повернутыми все в одну сторону. Вокруг головы, между туловищами змей, расположена надпись бФРОб^Н. По краю змеевика также помещена круговая надпись XGT6PfI ДЛ6/ШН1 Л16ЛЯНОЛ16Н1 ое ОФ1ЛЮ ке олео ргьхяеб ое ЙРНП. Все три змеевика совершенно идентичны как в изображении ар\ан гела Михаила, змеиной композиции и зигзагового орнамента, так и в размещении и начертании букв надписей. Два из этих змеевиков найдены в слое конца XII в. на уровне яруса 17, датируемого 1177—1197гг. Один из них (24-753) отлит в жесткой ли-тейной форме из золотистой бронзы, другой (18-456) — из оловянпсто-свинцового сплава. Третий амулет (9-1739), отлитый по оттиску из меди, обнаружен в слое XIII в. на уровне яруса 14, датируемого дендрохроно-логически 1238—1268 гг. По-видимому, змеевики, изображенные на рис. 23, 7, 8, 11, отлиты в одной литейной форме, о чем свидетельствуют одинаковые размеры их, форма ушек и все детали орнаментации. Правда, хронологический разрыв между уровнем залегания амулетов составляет 80—100 лет, но медный амулет яруса 14 очень изношен, буквы и изображения стерлись и плохо различимы. Видимо, змеевик был в употреблении очень долго. Змеевик, изготовленный из оловянисто-свинцового сплава (рис. 23, 9, 10), хотя и очень похож на два других, но отличается от них размерами, несколько иной формой ушка, наличием литого отверстия около ушка. Допустимо предположение об изготовлении литейной формы последнего змеевика тем же мастером, который резал литейную форму для двух первых амулетов. Во всяком случае манера изображения здесь абсолютно та же. Еще один аналогичный змеевик, но золотой, был издан И. И. Толстым 110. Золотой змеевик абсолютно совпадает с новгородским по размерам и манере изображения. Даже ошибки в начертании надписей одни и те же (еЯБЛОН вместо еЛЕЯОФ). Амулет находился в собрании Рис. 24. Змеевик с изображением святого Георгия. Лицевая и оборотная стороны (К40-68) Казанского университета, место его находки неизвестно. Сейчас, когда появилась серия из трех змеевиков с изображением архангела Михаила, происходящая из Новгорода, можно предположить новгородское происхождение и золотого амулета Казанского университета. Его также можно датировать XII в. Рис. 23, 5, 6. К тому же времени, т. е. к XII в., относится змеевик, найденный на Троицком раскопе Софийской стороны (Тр12-43). На лицевой стороне — изображение архангела Михаила со сферой в левой руке и лабаром — в правой. На обороте — голова с 12 змеями вокруг нее. Зме^-евик отлит из оловянисто-свинцового сплава в двусторонней каменной литейной форме. Диаметр его 3,9 см. Манера изображений здесь совсем иная чем на описанных выше змеевиках с архангелом Михаилом, оолее сухая и графичная, фигура архангела непропорционально большеголовая. Змеевик обнаружен на усадьбе духовного лица, где найдены берестяные грамоты 501 и 508 с записями поминовений, фрагмент ризы иконы, привеска-амулет с изображением Перуна. Возможно, и змеевик, и при-веска-Перун были отобраны у верующих прихожан как языческие, «поганые», символы и выброшены на усадьбе священнослужителя. Рис. 23, 3, 4. Наконец, еще один тип змеевиков, найденных в Новго^ роде представлен редким образцом амулета с изображением на лицевой стороне Богородицы Оранты и младенца (10-14-1790). Змеевик найден в слое, датируемом дендрохронологически 1313—1340 гг. Он отлит из оловянисто-свинцового сплава в двусторонней литейной форме. Фигура Богородицы поясная, по бокам ее расположена зеркальная надпись: справа — AV, слева — Рй. По изображению на лицевой стороне он напоминает змеевик из собрания Эрмитажа, изданный И. И. Толстым под Да 4 и датируемый XV в. Однако вместо надписи на новгородском змеевике по краю расположен узор из двух рядов треугольников и концентрических кругов. Оборотная сторона тоже иная. Вместо поясной фигуры в центре змеиной композиции помещена голова с отходящими от нее 11 змеиными туловищами. Вместо надписи по краю расположен точечный орнамент. Оборотная сторона новгородского амулета больше напоминает изоораже-ния на поздних змеевиках в виде киотца, изданных И. И. Толстым под № 30-32 m. Все описанные амулеты-змеевики были в употреблении у новгородцев в течение XII—XIII и XIV вв. Это свидетельствует о стойкости языческих пережитков в народном сознании. 1 Stenberger M. Die Schatzfunde Got-lands der Wikingerzeit. Stockholm, 1958, I, S. 176-181, Abb. 43, 97, 51. 2 Racz J. Early finnish Art. Helsinki, 1961, N 150. 3 ИАК, 1901, 6, табл. III, 17. * Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899, I, табл. XVIII, 218. 6 Самоквасов Д. Я. Атлас гочевских древностей. M., 1915, табл. XVI, 16. 6 Архив ЛОИА, 30/1906, курган 6. 7 Монгайт А. Л. Старая Рязань. — МИА, 1955, 49, рис. 138, 23. 8 Там же, рис. 139, 11. 9 Мугурввич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв. в Латвии. — In: Arheolo-gija un etnografija, Riga, 1974, XI, 1pp. 226, att. 2, 32. i» Волкайте-Куликаускене Р. Городище Майшягола. — АО 1971 г. M., 1972, с. 419. 11 ИАК, 1905, 15, рис. 220. 12 Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские. Киев, 1900, II, табл. XVII, 188. is Монгайт А. Л. Старая Рязань, рис. 139, 9. i4 Нефедов Ф. Д. Раскопки курганов в Костромской губ. — МАВГР, 1899, III, табл. VI, 6. is ИАК, 1905, 15, рис. 205. 1е Археологические исследования в РСФСР 1934—1936 гг. М., 1941, с. 45, д. Доброе. 11 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., с. 266, рис. 2, 4. 18 Исторический музей Эстонии, Таллин, ф. АМ2515; 379, 5, грунтовой могильник в Хариевском р-не. 19 Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские, II, табл. XVII, 201. У> Мугуревич Э. Крестовидные додвески XI—XV вв...., рис. 2, 26. 21 Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские, I, табл. I, 38. 22 Романов Е. Р. Раскопки в Могилев-ской губ. в 1905 г. — OAK за 1905 г. 23 Никитин А. В. Городище и могильник у д. Крестцы. - КСИА, 1974, 139, рис. 36, 31. 21 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., рис. 2, 2. 26 MAP, 1896, 20, табл. XII, 32. 23 ИАК, 1905, 15, с. 143, рис. 218, 7. 27 Нефедов Ф. Д. Раскопки курганов в Костромской губ., табл. 6, 4. 28 Голубева Л. А. Археологические памятники веси на Белом озере. — СА, 1962, № 3, рис. 18. 29 Булычев Н. И. Журнал раскопок по части водораздела верхних притоков Волги и Днепра. М., 1899, табл. XVIII, 9; XXIV, 8. 30 Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские, II, № 185. 31 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., рис. 2, 12. 32 Зверуго Я. Г. Древний Волковыск. Минск, 1975, рис. 13, 16. 33 Полубояринова М. Д. Русские вещи на территории Золотой Орды. —.СА, 1972, № 3, рис. 8, 2. 84 Kovacs Е. Romanische Goldschmiede- kunst in Ungarn. Budapest, 1974, N 22. 35 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализ № 169. 38 Кафедра археологии МГУ, анализ № 222а: 2 (произведен Ю. Л. Щаповой). 87 Мальм В. А. Крестики с эмалью. — В кн.: Славяне и Русь. М., 1968, с. 113—117. 38 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., рис. 1, 1, 2. 39 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализ № 183. 40 ИАК, 1905, 15, с. 143, рис. 218, 6; Нефедов Ф. Д. Раскопки курганов в Костромской губ., табл. VI, 7; Беленькая Д. А. Кресты и иконки из курганов Подмосковья. — СА, 1976, № 4, с. 92. 41 MAP, 1896, 20, табл. V, 3, с. 17; Линевский А. М. Отчет о раскопках курганов XI в. по р. Ояти Ленинградской обл. в 1949 г. Архив ИА, д. 400; Гроздилов Г. Н. Курганы у с. Чел-мужи. — В кн.: Археологический сборник научно-исследовательского ин-та культуры Карело-финской ССР. Петрозаводск, 1947; Нефедов Ф. Д. Раскопки курганов в Костромской губ.., табл. VI; Беленькая Д. А. Кресты и иконки..., с. 92, рис. 1, 10; КИМ, В-964 (с. Вишенки Остерского уезда Черниговской губернии); Леопардов Н., Чернев Н. Сборник снимков с предметов древности, находящихся в Киеве в частных руках. Киев, 1891, сер. I, вып. II, табл. IV. 42 Штыхов Г. В. Древний Полоцк. Минск, 1975, рис. 34, 8. 43 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., рис. 2, 1. 44 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализ № 185. 48 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализ № 169. 4в Мезенцева Г. Г. Древньоруське Micro Родень. Кшв, 1968, табл. IX, 31; Полубояринова М. Д. Русские вещи..., рис. 8, 3. 47 Коновалов А. А. Цветные металлы... анализ.№ 177, 179. 48 MAP, 1903, 29, табл. XXIV, 2; Спи-цын А. А. Вещи из раскопок П. М. Еременко в курганах Новозыбковского и Суражского уездов. — ЗРАО, 1896, т. III, вып. 1-2, н. с., табл. I, 4; Булычев Н. И. Раскопки по среднему течению р. Угры. М., 1913, с. 33, рис. 19; Беленькая Д. А. Кресты и иконки..., с. 91, рис. I, 7; Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские, II, № 202; ИАК, 205, 15, № 225; Спицын А. А. Некоторые новые приобретения Саратовского музея. — ИАК, 1914, 53, с. 103; Полубояринова М. Д. Русские вещи..., рис. 8, 5. 49 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., рис. 2, 30. 60 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализы Я» 176, 173. 61 Никольская Т. Н. К истории древнерусского города Серенска. — КСИА, 1968, 113, рис. 39, б; Она же. Древнерусский Серенск — город вятических ремесленников. — КСИА, 1971, 125, рис. 24, 7. 52 Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., с. 237, рис. 2, 35. 63 Коновалов А. А. Цветные металлы..., анализ № 170. 54 Беленькая Д. А. Кресты п иконки..., рис. 1, 4; Мугуревич Э. Крестовидные подвески XI—XV вв...., рис. 2, 15. s5 MAP, 1896, 20, табл. XVII, 5, 21. 66 Кораухина Г. Ф. О памятниках «кор-сунского дела» на Руси. — ВВ, 1958, XIV, табл. III, 2, с. 133. 67 Извлечения из отчета К. К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 г. — ИАК, 1905, 9, с. 54, 55, рис. 33, а, б. 68 Кондаков Н. П. Русские клады. СПб., 1896, I, с. 45, рис. 28, 29; Леопардов Н., Чернев Н. Сборник снимков... Киев, 1893, сер. II, вып. II, табл. II, 4; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1958, I, табл. XLIV. 59 Петров Н. И. Альбом достопримечательностей перковно-археологического музея Киевской духовной академии. Киев, 1915, вып. IV-V, табл. XVI, 4, 5; Мезенцева Г. Г. Древньоруське MicTO Родень, табл. IX, 17. 60 Ханенко Б. И. и В. Н. Древност
|