Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамическая сторона психологии нации





Динамические компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов, осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Эти компоненты обычно называют национально-психологическими осо­бенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику вза­имодействия, взаимоотношений и общения представителей кон­кретных этнических общностей [279. — С. 53].

Национально-психологические особенности — это единственная форма проявления психологии этнической общности.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интел­лектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенно­сти, проявляющиеся как результат непосредственного реагирова­ния психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.

Во-первых, они относятся к определенному классу психоло­гических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены с позиций закономерностей, свойственных этому классу явлений. Во-вторых, при этом национально-психологи­ческие особенности исследуются в генезисе их формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечет­кости их осмысления, что возможно при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например национального характера.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особеннос­ти — это такие характеристики, которые определяют своеобра­зие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что состав­ляет специфику их мотивации и поведения.

Сравнительные исследования ценности труда в японской, немецкой и американской культурах показали, что для боль­шинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассмат­ривают свою работу лишь как одну из многих важных ценнос­тей жизни.

К мотивационно-фоновым национально-психологическим осо­бенностям относятся, например, такие качества, как работоспо­собность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициатив­ность, настойчивость и т.д. Нельзя считать при этом, что, напри­мер, работоспособность присуща одному народу, а настойчи­вость — другому. И первое, и второе качества — общечеловечес­кие. Поэтому речь может идти, с одной стороны, об определен­ных наборах этих характеристик, а с другой — о степени выра­женности той или иной из них, о специфике ее проявления у представителей конкретных этнических общностей. Установлено, например, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровожда­ется большой активностью и настойчивостью. Также известно, что итальянцы и испанцы по своей психологии близки друг другу и их основной чертой является индивидуализм. Однако индивиду­ализм у итальянцев проявляется ограниченно, тогда как у ис­панцев он носит форму всеобщности и проникнут рефлексией [279.- С. 45-46].

Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представи­телей определенных этнических общностей могут выступать на­циональные чувства и настроения (например, чувство любви к Родине, ненависть к ее захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое, историческое развитие, а также национальные ценности и интересы, закрепленные в общественном сознании народа. В этом случае мотивационно-фоновые национально-пси­хологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей на очень эффективные во всех отно­шениях действия и поступки.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления пред­ставителей конкретной этнической общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у предста­вителей других народов и дающих возможность по-особому вос­принимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.

Особое сочетание таких показателей, как степень привержен­ности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыс­лительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и т.д., обусловливает своеобразные параметры интел­лектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность; у англичан — высокая способность к интеллекту­альному восприятию мира, слабая скорость мыслительных опера­ций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуаль­ный практицизм [120. — С. 58]. Считается, что у некоторых азиат­ских и африканских народов мышление характеризуется излиш­ней заторможенностью.


Соотношение разных по силе, глубине, целостности, актив­ности и избирательности восприятий, разных по полноте и опе­ративности представлений, разная яркость и живость воображе­ния и т.д. порождают специфические познавательные характерис­тики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, для французов свойственны богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира, а для англичан — слабое воображение, недостаточная активность в абстрагировании. Немцам и китайцам присущ познавательный практицизм.

Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и пси­хологов, интеллектуально-познавательные национально-психоло­гические особенности являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон [264. — С. 76].

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Они охватывают сферу проявления динамических (изменчи­вых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ир­ландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наи­большей устойчивостью характеризуются волевые процессы у ан­гличан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы [115. — С. 35].

Различия в проявлениях воли и чувств у представителей раз­ных наций объясняются тем, что выработанные на протяжении веков формы эмоционального и волевого поведения, реагиро­вания усваиваются каждым новым поколением. У представите­лей наций с неустойчивым и экспрессивным проявлением чувств и воли (французы, итальянцы, испанцы и др.) могут быстро возникать воодушевление, прилив эмоций, активизация настро­ений, но так же быстро может наступать и спад подобных реак­ций, особенно в сложной обстановке. Так, в годы Второй ми­ровой войны наступление немцев на французов вызвало у пос­ледних чувство патриотизма, желание отстоять свою независи­мость, но после первых неудач эти состояния сменились отча­янием, унынием, апатией. Нации, отличающиеся устойчивос­тью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более привер­жены логике, апелляции к разуму, а не к чувствам и т.д. [115. — С. 49].

Эмоционально-волевые национально-психологические особен­ности, как показали кросскультурные исследования, характери­зуются у разных народов не наличием или присутствием каких-то особых эмоциональных и волевых черт (их количество у всех оди­наково), а: 1) спецификой их соотношения в национальном ха­рактере и национальном темпераменте; 2) динамикой протека­ния чувств и проявления воли; 3) своеобразием национальной установки на эмоциональную и волевую активность.


Коммуникативно-поведенческие национально-психологические осо­бенности — явления, характеризующие своеобразие взаимодей­ствия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп.

Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена инфор­мацией и т.д. Вот как описал их в книге «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а кита­ец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделка­ми своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православ­ных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрез­мерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин до­волен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме ки­тайца, хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир мно­гообразен... если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы» [цит. по: 129. — С. 55 — 56].

Результаты исследований американских психологов Г. Гибсона, Т. Катреля, Р. Кохена, М. Парка также зафиксировали разли­чия в американском и японском вербальном стилях взаимодей­ствия и общения. Американский несет в себе представление об индивидуальном достоинстве, ценности настойчивости и тенден­цию к равенству отношений; японский отражает высокую сте­пень согласия с другими людьми, ориентирован на приспособле­ние к ситуации, отражает заботу о гармонии социальных отноше­ний [277. - С. 89].

Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этно­са, в содержании которого зафиксировано своеобразие нацио­нальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни.







Date: 2016-05-18; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию