Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство и издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде





Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количество вводимых факторов производства. Неизменяемые факторы производства называются постоянными, фиксированными факторами производства. В их число, как правило, включают капитальное оборудование, землю, услуги высококвалифицированных специалистов.

Издержки, связанные с оплатой постоянных факторов производства (например, покупка станков), и величина которых не зависит от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде, называются постоянными издержками.

 

К постоянным издержкам (FC – fixed cost) относятся в основном косвенные явные издержки: процент на взятые кредиты, амортизационные отчисления, страховые взносы, зарплата управляющим. Такого рода издержки будут присутствовать даже в том случае, если фирма по каким-то причинам прекратит выпуск товаров (или он еще не начат). Долг банку или арендную плату за используемое помещение надо выплачивать в любом случае, независимо от того, производит фирма продукцию или нет.

 

Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.

Фирма может принять принципиальное решение о замене капитального оборудования, если имеют место реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации. Возможно, фирма должна решить: входить или не входить её в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать ли производство?

 

Отметим, что краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с каким-то конкретным промежутком времени. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года.

 

Существуют переменные факторы производства, величина которых может меняться в зависимости от объемов выпуска. Это могут быть численность рабочих, количество сырья. Издержки, связанные с оплатой переменных факторов производства, называются переменными издержками.

Переменные издержки –VC (variable cost) составляют затраты на оплату труда наемных рабочих, полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию. Величина переменных издержек меняется в зависимости от объема выпуска продукции.

 

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки: TC (total cost) = FC+VC.

 

В бухгалтерии крупного предприятия как правило выполняют калькуляцию себестоимости изделия. В наших терминах это означает расчет величины суммарных издержек, приходящихся на единицу продукции.

Average total cost, АТС

 

Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить издержки на единицу выпущенной продукции.

Средние постоянные и среднепеременные издержки вычисляются по формулам:

 

 

Очевидно, что АТС=ТС:Q=AFC+AVC=(FC+VC):Q.

 

Исследуя динамику средних издержек, предприниматель сравнивая их с рыночной ценой оценивает свое положение на рынке. Но сами по себе средние издержки не определяют точки оптимального объема производства, а также точки максимума общей массы прибыли.

Обширную и ценную информацию для анализа деятельности предприятия дают предельные издержки МС – marginal cost.

Они связаны с выпуском дополнительной единицы продукции и, собственно, представляют собой прирост издержек на единицу продукции.

Математическим смыслом предельных издержек является производная от функции общих издержек (ТС).

Если объем производства увеличивается равномерно, то ∆Q постоянно.

Формула предельных издержек принимает вид:

МС = ТСn – ТСn-1

Суть понятия остается той же: разность между издержками производства «n» единиц продукции и издержками (валовыми) производства «n-1» единиц продукции.

Аналогично приросту издержек на единицу продукции, фирма имеет доход (прирост дохода) от дополнительного выпуска. Этот доход носит название предельный доход. MR – marginal revenue – приращение к суммарной выручке фирмы, вызванная увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара:

TR – total revenue – суммарная (валовая) выручка

Q – объем производства.

 

В экономике особенно в последнее время выделяют трансакционные издержки при анализе экономических процессов на микроуровне. Они не связаны непосредственно с процессом производства. Это издержки передачи прав собственности – в частном случае. На крупных фирмах, корпорациях подобного рода издержки возрастают.


Некоторые формы трансакционных издержек:

− поиск информации (трудозатраты, затраты времени, оплата, оргтехника и ее обслуживание);

− издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

− контроль качества, сертификация;

− защита прав собственности.

 

 

Эффект масштаба.

Понятие эффекта масштаба связано с поведением средних издержек в динамике. Е

Если при увеличении масштабов производства средневаловые издержки на единицу продукции сокращаются, то фирма имеет экономию на масштабах производства или положительный эффект масштаба.

Если средние (АТС) издержки растут, следовательно, эффект масштаба отрицательный.

Если с ростом объема производства величина АТС не меняется, то фирма имеет постоянный эффект масштаба.

На учете эффекта масштаба строится стратегия фирм в области масштабов производства. Все издержки выступают здесь как переменные. Положительный эффект масштаба вызван следующими обстоятельствами:

– используются преимущества специализации в производстве и управлении;

– на крупных предприятиях может использоваться более высокопроизводительное дорогое оборудование;

– больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов и пр.

Причины отрицательного эффекта масштаба.

Теряется гибкость управления;

– затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

– в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

– с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, которая необходима для принятия решения.

Эффект масштаба имеет свои пределы. Как правило, наступает момент, после которого дальнейшее увеличение масштабов производства приводит к росту средних издержек фирмы. Последнее объясняется в основном резким увеличением издержек на управленческий аппарат, неспособностью менеджеров руководить слишком крупными предприятиями, длительностью доведения принятых решений до адекватного исполнения. В этой связи кривая средних издержек в долгосрочном периоде имеет V—образную форму. Точка минимума определяет глобальный минимум издержек и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде.

 

Кривая средневаловых издержек в долгосрочном периоде.

После точки Е отдача ресурсов снижается. Однако это явление ни в коем случае нельзя отождествлять с законом уменьшающейся отдачи ресурсов. Действие закона убывающей отдачи ограничивается краткосрочным периодом, когда часть ресурсов постоянна. В этих условиях отдача переменного ресурса по мере ввода его дополнительных единиц будет снижаться. В долгосрочном периоде после точки глобального минимума снижается отдача всех ресурсов из-за того, что эффект масштаба перестает действовать и увеличивающиеся масштабы производства приводят к росту затрат на единицу продукции.

Есть и крайняя ситуация эффекта масштаба – естественная монополия. Это такая рыночная ситуация, при которой минимизируются издержки производства при наличии единственной фирмы, производящей это благо. Однако уровень концентрации, то есть сосредоточения производства на немногих фирмах, объясняется не только эффектом масштаба.

 







Date: 2016-05-18; view: 462; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию