Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Щавелева Н.И. Русские источники I-VI книг Анналов Длугоша(глава 4 из предисловия в кн.: Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. М. 2004. - С. 34-52).
Известия Анналов Длугоша, имеющие отношение к истории Древней Руси, давно привлекают интерес исследователей, не без основания полагавших, что источниками их являлись русские летописи. Тем не менее идентификация русских летописных памятников, бывших в руках польского хрониста XV в., до сих пор вызывает споры. Трудность проблемы определяется в первую очередь неразработанностью принципиальнейших вопросов истории русского летописания древнейшей поры. Лучше всех знал летописи А.А. Шахматов, он же проницательно (хотя и в общих чертах) охарактеризовал русские источники труда Длугоша: Свод 1423 г., особая Галицко-Волынская летопись, Западнорусская летопись (последняя в основном использована при описании событий конца XIV в.) (Шахматов АА. Разыскания, с. 340-364). Е. Перфецкий попытался уточнить упомянутый южнорусский источник и охарактеризовал его как «Перемышльский епископский свод 1225 г.» (Perfeckij E. Historia Polonica Jana Dlugosze a ruske letopisectvi. Praha. 1932); однако автор ошибочно включил в состав предполагаемого свода известия позднего происхождения, а церковный характер памятника вообще может быть поставлен под сомнение, так как речь идет в основном о междукняжеских отношениях. В.Т. Пашуто свёл все многочисленные источники Длугоша к одному, который определил как Киевский свод 1238 г. (Пашуто В.Т. Очерки, с. 21-67). Однако ошибки в методике исследования достаточно очевидны: Московский свод 1479 г. привлекался не в списках и даже не по изданию в составе XXV тома ПСРЛ, а в передаче поздней Воскресенской летописи (публикация которой к тому же несовершенна); происхождение известий не выяснялось, причем игнорировались выводы А.А. Шахматова даже в тех случаях, когда они совершенно бесспорны. Ещё один пример ошибочной методики и выборочного анализа узкого круга известий вне контекста всего массива сообщений Длугоша о русских событиях представляет собой работа М.Н. Тихомирова (Тихомиров М.Н. Русские летописи). Аналогичные ошибки присущи и последнему исследованию источников Длугоша, принадлежащему Ю.А. Лимонову: признается использование польским историком только одной русской летописи (близкой к Московскому своду 1479 г.); текст Анналов изучается не по латинскому оригиналу, а по польскому переводу, в котором обнаруживаются, как ни странно, неверные прочтения; при сравнении Анналов с какой-нибудь группой летописей (например, Лаврентьевско-Троицкой) в качестве образца выбирается только одна из летописей, а варианты по другим памятникам не учитываются - в итоге исследователь приходит к неверным выводам (Лимонов Ю.А. Культурные связи России с европейскими странами в XV – XVII веках. Л. 1978. - С. 6-96). Следует сразу сказать, что предположение о привлечении Длугошем поздней летописи типа Московского свода 1479 г. не может быть принято, во-первых, по соображениям хронологическим (памятник конца 70-х гг. XV в. не мог быть использован в труде, подготовленном в основном к 1461 г. и набело переписанном и отредактированном в главных компонентах в 1460-х гг.), во-вторых, из-за того, что ряд известий Анналов не находит соответствия ни в Московском своде 1479 г., ни в летописях Ермолинской и сходных с нею. В заключение замечу, что при изучении источников Анналов ни одним исследователем не учитывались кодикологические особенности "автографа" Длугоша. Подробного описания рукописи не существует даже в современном издании Анналов на латинском языке и в их польском переводе (введение, написанное В. Семкович-Зарембиной, содержит только суммарные данные, а её работа 1952 г. в существенных чертах уже устарела и требует уточнений). Наблюдениями исследователей, занимавшихся русскими источниками Длугоша, накоплен, тем не менее, содержательный материал, позволяющий высказать предварительные соображения о тех летописях, которые были доступны польскому историку. Это: 1) летопись типа Лаврентьевской; 2) летописный памятник из семейства Софийской I - Новгородской IV летописей: 3) южнорусский источник, сходный с Ипатьевской летописью. Лаврентьевско-Троицкая группа летописей содержит несколько сходных памятников. Сама Лаврентьевская летопись, известная в списке 1377 г., отражает Владимирский великокняжеский свод начала XIV в. К той же традиции примыкает и митрополичья Троицкая летопись, доведенная до 1408 г. По новейшим данным, Троицкая летопись создана крупнейшим писателем Средневековой Руси, иноком Троице-Сергиева монастыря, исполнявшим одновременно должность митрополичьего секретаря, Епифанием Премудрым (Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. М. 1998. - С. 100-104, 241-255). Летописание начала XIII в. отражают лицевая Радзивиловская летопись в списке 1487 г. (так называемый Кенигсбергский список), созданная вероятнее всего в Смоленске, Московско-Академическая летопись конца XV в. (Клосс Б.М. Предисловие // ПСРЛ, т. 1. М., 1997. - С. G-N) и так называемый Летописец Переяславля Суздальского (или Летописец русских царей), известный в двух списках 60-х гг. XV в. западнорусского происхождения {Клосс Б.М. Предисловие // ПСРЛ. Т. 41. М., 1995. - С. V-X). А.А. Шахматов полагал, что Радзивиловский и Московско-Академический списки независимо восходят к общему оригиналу (Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв., с. 228- 230), однако оказывается, что большинство приведенных им примеров первичности Московско-Академического списка по сравнению с Радзивиловским порождено ошибками существующих изданий текста Лаврентьевской с вариантами по Радзивиловскому и Московско-Академическому спискам. Тем не менее, некоторые разночтения все же указывают на близость Московско-Академического списка к тексту Лаврентьевской и Летописца Переяславля Суздальского в тех случаях, когда Радзивиловский список отошел от общего протографа. Тем самым тезис А.А. Шахматова о происхождении Радзивиловского и Московско-Академического списков от общего оригинала остается в силе, хотя и с поправками. Общий оригинал Радзивиловского и Московско-Академического списков представлял из себя Владимирский свод, доводивший изложение до 1205 г. (6714 г. в ультрамартовской датировке), но в дефектном состоянии: из-за перепутанности листов события с конца 6711 г. и по 6714 г. оказались расположенными ранее известий 6711-6713 гг. (отмеченные особенности присущи обоим спискам); кроме того, утерян лист с окончанием статьи 6714 г. А.А. Шахматов указал на существование более полного и исправного списка свода 1205 г., отразившегося в составе Львовской летописи и Тверского сборника (Шахматов А.А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб. 1904. - С. 33-48). А.А. Шахматов определил, что список отражал «первоначальную редакцию Радзивиловской летописи», продолжался до 1205 г., но сохранился лишь в сочетании с другими источниками). В дальнейшем свод 1205 г. был отредактирован и продолжен записями до 1214 г., ведшимися при дворе переяславского князя Ярослава Всеволодовича - так образовался Летописец Переяславля Суздальского (заключительная фраза о «високосном лете» свидетельствует об окончании летописца в 6724 г., что при ультрамартовской датировке указывает на 1215 г.). Сравнение Лаврентьевской летописи с Радзивиловской и Летописцем Переяславля Суздальского приводит к выводу, что сходный текст этих летописей продолжался до 1205 г. (6714 г. в ультрамартовской датировке). Вслед за окончанием общего источника в Лаврентьевской повторен 6714 г., но уже в мартовском обозначении, и далее следует текст, отличающийся от Летописца Переяславля Суздальского; Радзивиловская же вообще обрывается на статье 1205 г. Поэтому можно считать, что с 1205 г. связан определенный этап в истории владимирского летописания. Вместе с тем из наблюдений А.А. Шахматова следует, что в основе Лаврентьевской лежал более ранний вариант свода 1205 г. (в Радзивиловской и Летописце Переяславля Суздальского внесены позднейшие тенденциозные добавления имени Всеволода Большое Гнездо в известиях о деятельности его брата Михалка). Для истории русского летописания важнейшее значение имеет памятник, давший начало семейству Софийской I - Новгородской IV летописей. Этот не дошедший до нашего времени свод первоначально был датирован А.А. Шахматовым 1448 г., но впоследствии ученый признал ошибочность своих построений (под влиянием частного письма А.В. Маркова). После этого свод стал называться Новгородско-Софийским, а время его создания А.А. Шахматов отнес к 30-м гг. XV в. (ориентируясь на окончание старшей редакции Новгородской IV летописи в 1437 г.). Источником общерусских известий Новгородско-Софийского свода А.А. Шахматов считал некий Владимирский полихрон 1423 г., существование которого в последнее время поставлено под сомнение (Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л. 1978; однако автор неудачно реанимировал идею «свода 1448 г.»). В итоге остаются бесспорными лишь следующие соображения о характере летописного сборника, к которому восходят Софийская I и Новгородская IV летописи: это был явно митрополичий общерусский свод, доведенный до 1418 г. (на 1418 кончается общий текст Софийской I и Новгородской IV). Новые данные позволяют уточнить датировку свода: во-первых, ряд повестей, читающихся в составе Софийской I и Новгородской IV летописей, а следовательно читавшихся и в их общем источнике (Повести о Куликовской битве, о нашествии Тохтамыша, Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского, и др.), созданы Епифанием Премудрым, причем до 1419 г. (года кончины писателя); во-вторых, проявляющаяся в ряде статей свода антилитовская направленность была допустима в 1415-1419 гг., в период раскола единой митрополии Киевской и всея Руси и образования на территории Великого княжества Литовского отдельной митрополии во главе с Григорием Цамблаком (Цамблак умер в 1419 г. и после этого русско-литовские отношения стали нормализоваться) (Клосс Б.М. Избранные труды, т. 1, с. 110-124). Таким образом, митрополичий свод, явившийся источником Софийской I и Новгородской IV летописей, был создан около 1418-1419 гг., и его логично назвать Сводом митрополита Фотия. Свод митрополита Фотия положил начало семейству Новгородско-Софийских летописей. Нас в первую очередь интересуют их переработки, которые оказались на территории Великого княжества Литовского и, следовательно, могли быть доступны Длугошу в первую очередь. Признано, что в Анналах Длугоша была использована западнорусская летопись, которая привлекалась при описании событий конца XIV в. Текст западнорусских летописей лучше всего представлен группой древнейших списков (Никифоровский, Супрасльский и др.). В них общерусская по содержанию летопись доведена до 1446 г. и распадается на несколько частей: до 1305 г. использована Новгородская IV летопись; в известиях 1305-1388 гг. представлена выборка из Троицкой летописи начала XV в.; часть 1383-1427 гг. основана на Софийской I и дополнена записями, ведшимися при дворе митрополита Фотия; наконец, в части 1431-1446 гг. превалируют западнорусские, а точнее - смоленские известия, что и определяет смоленское происхождение свода в целом. Погодное изложение завершается Летописцем великих князей литовских, содержащим историю сыновей Гедимина и доведенным до смерти Витовта. Смоленский свод середины XV в., в котором начальная часть была основана на Новгородской IV летописи, мог быть использован Длугошем не только в известиях конца XIV в., но и в первых шести книгах Анналов. Известно несколько видов Новгородских кратких летописцев, имевших распространение на территории Великого княжества Литовского. А.А. Шахматов считал, что в основе Летописца епископа Павла, «Сказания летом вкратце» (примыкающего к Хождению Игнатия Смолнянина), Летописи Авраамки, первой части Рогожского летописца лежит сокращенная версия свода 1448 г. (Шахматов А.А. Обозрение, с. 231-255, 302-328). По новейшим представлениям в этих летописцах использован один из вариантов Новгородской IV летописи (Клосс Б.М., Лурье Я.С. Русские летописи XI-XV вв. (Материалы для описания) // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. М. 1976. - С. 92). Рогожский летописец, сохранившийся в списке 40-х гг. XV в., в первой своей части (до 1283 г.) основан на Новгородском кратком летописце с предшествовавшей ему хронографической компиляцией, но дополнен по суздальскому источнику. Западнорусский сборник епископа Павла также имеет в начале хронографическую подборку, но сам летописец, основанный на Новгородской IV, продолжен до 1461 г. Так называемая Летопись Авраамки (БАН Литвы, F 22-49), доведенная до 1469 г., в части до 1309 г. представляет Новгородский краткий летописец в соединении с Сокращенным общерусским сводом, известия 1309-1446 гг. изложены по Новгородской V летописи; летописному тексту предшествует хронографическая подборка, а в приложении помещены статьи из Комиссионного списка Новгородской I летописи. Сама рукопись датируется 70-ми гг. XV в., но вплетена в сборник, составленный в Смоленске в 1495 г. (в предшествующей литературе летопись ошибочно датировалась 1495 г. и неправомерно связывалась с именем Авраамки). Южнорусскую, вернее, Галицко-Волынскую традицию отражает Ипатьевская летопись (новейшее описание списков Ипатьевской летописи см.: Клосс Б.М. Предисловие // ПСРЛ, т. 2. М., 1998. С. E-N). Из списков летописи только Хлебниковский (XVI в.) имеет несомненно киевское происхождение; в XVII в. Хлебниковский список положил начало новым редакциям Ипатьевской летописи. Киевское летописание древнейшей поры в явном виде не сохранилось, но следы его проявляются в более поздних компиляциях. Среди них важнейшее значение имеет Московский свод 1479 г. и его южнорусский источник. Впервые А.А. Шахматов обнаружил в составе Московского свода 1479 г. (на протяжении XII в.) южнорусский источник, сходный с Ипатьевской летописью (Шахматов А.А. Обозрение, с. 275-281). Наблюдения А.А. Шахматова были расширены и уточнены А.Н. Насоновым (Насонов А.Н. Московский свод 1479 г. С. 350-385). В московском памятнике А.Н. Насонов выявил статьи южнорусского происхождения на пространстве 1118-1196 гг., но отметил, что оригинальные южнорусские известия читаются и далее: под 1210, 1212 и 1214 гг. (Там же. С. 372-373). А.Н. Насонов также установил, что южнорусская летопись была использована уже в общем оригинале Московского свода 1479 г. и Ермолинской летописи, который исследователь определил как митрополичий свод, составленный в 1464-1472 гг. Выводы А.Н. Насонова впоследствии были пересмотрены: 1) протограф Московского свода 1479 г. и Ермолинской летописи более правильно оценен как великокняжеский летописец; 2) Московскому своду 1479 г. предшествовал более ранний памятник - Свод 1477 г.; 3) составители оригинала Ермолинской летописи пользовались не только протографом Московского свода 1479 г., но и его источниками (Киевской, Софийской I и Троицкой летописями), дополнительно - Сокращенным сводом 1472 г. В таком случае создание оригинала Ермолинской летописи хронологически сближается с формированием протографа Ермолинской и Московского свода, под которым я и понимаю Свод 1477 г. (Клосс Б.М., Лурье Я.С. Русские летописи, с. 103-111). К реконструкции киевского источника Московского свода 1479 г. до сих пор не привлекалась Типографская летопись. Причиной этому являлось ошибочное заключение А.А. Шахматова, будто в Типографской использован сам Московский свод 1479 г. На самом деле в Типографской читается более ранний текст (по нашему заключению - Свод 1477 г.), в котором южнорусский источник сохранил черты, утраченные в Московском своде 1479 г. Целый ряд известий Типографской сходен с Ипатьевской летописью и отсутствует в Московском своде 1479 г.: под 1089 г. - упоминание юрьевского епископа Антония в сообщении об освящении Успенской церкви Печерского монастыря, под 1112 и 1113 гг. - подробности о черниговском епископе Иоанне, под 1114 г. — о заложении Ладоги, под 1122 г. - о женитьбе Мстислава Владимировича, под 1156 г. добавлено о митрополите Климе, под 1160 г. читаются даты вокняжения Изяслава Давыдовича и его убиения (в Московском своде пропущены), под 1163 г. указано время правления митрополита Феодора, под 1164 г. подробнее рассказывается о приходе митрополита Иоанна, под 1177 г. сообщено о судьбе плененного рязанского князя Романа (пропущено в Московском своде, но воспроизведено более точно в Ермолинской). Известия о нашествии саранчи и о землетрясении в Киевской земле в Типографской, как и в Ипатьевской помещены под 1195 г., а в Московском своде — под 1196 г. (кроме того, Типографская ближе к Ипатьевской в написании даты события). Киевский источник Типографской летописи местами отличался от Ипатьевской и содержал сведения, отсутствующие в Московском своде 1479 г. и Ермолинской летописи. Так, подробнее, чем в Ипатьевской, рассказывается под 1118 г. о конфликте между Ярославом Святополковичем и Владимиром Мономахом, под 1159 г. иначе указано место расположения у Вышгорода стоянки Ростислава Мстиславича. Интересно сообщение 1174 г. о захвате Киева Святославом Всеволодовичем - с точной датой. Количество текстов Московского свода 1479 г. (или его протографа - Свода 1477 г.), в которых заметно влияние южнорусского источника, должно быть увеличено. Напомним, что А.Н. Насонов ограничил его рамками 1118-1196 гг. Однако выясняется, что и до 1118 г. можно выявить вставки из южнорусской летописи. Так, текст статьи Московского свода 1051 г. о Печерском монастыре, основанной на Троицкой, подвергся правке по летописи, сходной с Ипатьевской. Рассказ 1074 г. о смерти Феодосия Печерского в первой половине (до слов «обещася монастырем пещися») основан на Софийской I, а дальше - на Ипатьевской летописи. С Ипатьевской летописью сходна вся статья 1086 г., под 1087 г. - известие о походе Всеволода к Перемышлю, под 1088 г. - известие о выезде Святополка в Туров. Ближе к Ипатьевской сообщение 1089 г. об освящении Печерской церкви (лучше текст передан в Типографской). Совпадают с Ипатьевской известие Московского свода под 1101 г. о заложении Владимиром Мономахом Богородицкой церкви в Смоленске, под 1102 г. - о рождении у Мономаха сына Андрея, под 1111 г. - о смерти черниговского епископа Иоанна (в Типографской известие перенесено под 1112 г. и добавлено, что «сеи же Иоан лежа болен на своей епископьи лет 25, не могии служити»), под 1112 г. - о походе Ярослава Святополковича на ятвягов и женитьбе его на дочери Мстислава Владимировича, о поставлении Феоктиста черниговским епископом (в Типографской известие перенесено в статью 1113 г. и добавлено: «И рад бе князь Давыд и вси людие и жадаху епископли службы»). Как уже говорилось, в Типографской под 1114 г. подробнее сказано о заложении Ладоги («камением на приспе»). Из летописи, сходной с Ипатьевской, выписана также вся статья 1117 г. Очевидно, что в основе южнорусского источника, использованного в Московском своде 1479 г. (точнее — в Своде 1477 г.), лежал Киевский свод 1198 г. Но южнорусские статьи Московского памятника не ограничиваются XII веком. Известие 1200 г. о смерти черниговского князя Ярослава заимствовано из Троицкой, а отчество («Всеволодич») добавлено из летописи типа Ипатьевской (где читается под 1198 г.). Под 1205 г. в Московском своде помещено южнорусское известие: «Рюрик отда Белгород Олговичем, Олговичи же посадиша в нем брата своего Глеба». Ряд сообщений связан с историей Галицкого княжества: 1208 г. - об изгнании венграми из Галича Владимира Игоревича и посажении там его брата Романа; 1210 г. - об изгнании из Галича Романа Игоревича, вокняжении Ростислава Рюриковича, а затем Романа «с братом»; 1211 г. - о захвате Галича венграми и казни троих Игоревичей. Под 1212 г. читается рассказ о походе смоленских и иных князей на Киев, вокняжении на киевском столе Мстислава Романовича Смоленского. Под 1214 г. читаются подробности о вокняжении в Галиче венгерского королевича, о замене православного духовенства католическим, о приходе в Галич торопецкого князя Мстислава Мстиславича «просити себе Галича» у короля. Под 1218 г. упомянуто о кончине Ростислава Рюриковича и Константина Давыдовича — князей из смоленского «племени». Следующие известия возвращают нас к судьбе Галича: 1219 г. - об изгнании из Галича Мстислава Мстиславича и посажении там венгерского королевича; 1220 г. - об отражении набега Литвы на Черниговское княжество, о походе на Галич Мстислава Романовича Киевского и Мстислава Мстиславича; 1228 г. - о болезни Мстислава Мстиславича на пути из Галича в Киев и его смерти. Многие из указанных известий были выделены ещё А.А. Шахматовым, но ученый считал, что они содержались в «древней Владимирской летописи», поскольку однородные им сообщения имеются в Лаврентьевской (Шахматов А.А. Обозрение, с. 274-275). А.Н. Насонов, как говорилось выше, охарактеризовал некоторые известия как южнорусские, отличающиеся от Ипатьевской летописи. Владимирских сводчиков, конечно, волновали события в Южной Руси, но у них были свои источники информации, которую они трактовали с учетом интересов владимирских князей и их родственных связей с южнорусскими княжескими домами. Таким образом, южнорусский источник, отразившийся в Московском своде 1479 г. и родственных памятниках, в композиционном отношении выглядел следующим образом: в основание его был положен Киевский летописный свод 1198 г. (причем редакция его отличалась от Ипатьевской летописи), продолженный на протяжении первой трети XIII в. известиями о событиях главным образом на Киевщине и Галицком княжестве, в которых ведущую роль играли представители смоленского княжеского дома. Б итоге можно констатировать, что в Смоленске в середине XV в. сосредоточилось значительное количество летописных материалов: Радзивиловская летопись (в ее протографе), Смоленский свод 1446 г., основанный в свою очередь на Новгородской IV и Софийской I летописях, Краткие новгородские летописцы и, наконец, Южнорусский свод, положивший в свое основание Киевскую летопись 1198 г. и продолживший ее известиями примерно до первой трети XIII в. Перечисленные летописные памятники вполне могли быть доступны Длугошу. Определение источников Анналов поможет проверить высказанную гипотезу. До середины XII в. основным источником Длугоша служила южнорусская летопись, сходная с Ипатьевской. Хотя из-за краткости текста характер источника не всегда можно оценить с достаточной точностью, однако удается определить, что статья 1033 г. Анналов заимствована из летописи типа Ипатьевской, с которой совпадает именование Ярослава Мудрого «единовластием» (в Лаврентьевской, Софийской I, Новгородской IV читается «самовластец», в Радзивиловской – «самодержец»). Под 1089 г. нашествие саранчи датировано у Длугоша 28 августа - как в Ипатьевской (в Лаврентьевской - "28" без указания месяца, в Радзивиловской дата отсутствует, в Троицкой и Московском своде 1479 г. - 28 мая). Под 1094 г. сказано, что Василько ослеплен в Звенигороде - как в Ипатьевской, а по версии Лаврентьевской, Радзивиловской, Софийской I, Московского свода - в Белгороде. Известие 1112 г. (у Длугоша - под 1111 г. - Ред.) о победе русских князей над половцами у Длугоша содержит фразу («возложив всю надежду на Бога и ангелов Его»), которая находит соответствие лишь в Ипатьевской летописи. Из Ипатьевской же выписаны известия о походе Ярослава Святополковича на ятвягов, его женитьбе на дочери Мстислава Владимировича с точной датой (кстати, дата опущена в Московском своде 1479 г.). Рассказ 1117 г. о борьбе Владимира Мономаха с Ярославом Святополковичем соответствует Ипатьевской, но не совпадает с ней полностью: заключительная фраза – «многими речами наставив и наказав Ярослава» - ближе к тексту Лаврентьевской и Радзивиловской («сварився на нь много»). Отсюда следует, что в распоряжении Длугоша находилась особая редакция южнорусской летописи, отличная от Ипатьевской. Под 1118 г. читается продолжение рассказа о столкновении Мономаха с Ярославом - сообщение представляет собой особую версию южнорусской летописи, по-разному отразившейся в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. Тот же источник под 1123 г. повествует о походе Ярослава и его гибели. Цикл местных известий, связанных с судьбой Володаря Перемышльского и его сыновей, читается в Анналах под 1122, 1124-1127 гг. Следует обратить внимание, что известие 1126 г. о смерти Володаря дополняется сообщениями о смерти Мономаха и вокняжении в Киеве Мстислава Владимировича, извлеченными скорее всего из летописи типа Ипатьевской. К этому склоняет ошибка у Длугоша в дате кончины Мономаха (10 мая), которую легче допустить, исходя из написания Ипатьевской («маия в девятыи на десять»), чем Лаврентьевской («мая в 19 день»). Обратим внимание, что отмеченные заимствования из южнорусской летописи под 1033, 1089, 1094, 1112, 1117, 1118, 1122, 1124-1127 гг. находятся в первоначальном слое "автографа" Длугоша, датируемом 1463-1464 гг. (лишь статья 1123 г. оказалась в тетради, переписанной в конце 60-х гг. XV в.). Влияние летописи типа Ипатьевской можно усмотреть ещё в статьях Анналов под 1164 г. (смерть Юрия Долгорукого, вокняжение в Киеве Изяслава Давидовича) и 1194 г. в рассказе о разгроме половцев коалицией южных князей (в перечислении князей Владимир Глебович упомянут пятым, в то время как в Лаврентьевской и Радзивиловской перяславский князь стоит третьим, а его роль в разгроме половцев представлена решающей). В освещении Длугошем событий первой трети XIII в. ощутимо пользование источником, проявлявшим особый интерес к деятельности представителей смоленского княжеского дома (большинство известий не находит аналогий в русских летописях): под 1207 г. читается известие о походе Владимира Рюриковича со смоленскими дружинами на Литву, под 1207-1209 гг. помещено описание борьбы за Галич с участием Мстислава Мстиславича (Удалого), Владимира Рюриковича, Ростислава Давыдовича и Ростислава Мстиславича, под 1216 г. включено известие о разгроме Мстиславом Давыдовичем со смолянами литовцев у Полоцка, под 1218 г. - о смерти Мстислава Удалого и его погребении в Киеве, о походе на Каменец черниговских и смоленских князей. Оценивая южнорусский источник Анналов, необходимо отметить его однотипность с южнорусским источником Московского свода 1479 г. и сходных с ним памятников: в основу его также положен Киевский свод 1198 г. особой редакции (отличной от Ипатьевской летописи), события же первой трети XIII в. освещены с акцентом на деятельность представителей смоленского княжеского рода. Не исключено, что окончательное редактирование летописный свод получил именно в Смоленске. На всем протяжении Анналов до начала XIII в. заметна цепь известий, аналогичных Лаврентьевской летописи (и сходным с нею). Специфика источника начинает явно проявляться с середины XII в. Так, под 1154 г. говорится о борьбе Изяслава Мстиславича с Владимирком Галицким, о походе Юрия Долгорукого на Чернигов. Но если по Лаврентьевской Юрий пошел «с ростовци и с суждалци и с рязанци», то в Радзивиловской «рязанци» отсутствуют - как и в Анналах Длугоша. С Радзивиловской сближается рассказ 1156 г. о борьбе Изяслава Мстиславича с Ярославом Галицким: по Лаврентьевской битва произошла на реке «Сьрт», в Радзивиловской (как и у Длугоша) - на реке Серет. К тому же источнику следует отнести известия 1158 г. (смерть Изяслава Мстиславича, борьба за киевский стол), 1159 г. (борьба Юрия Долгорукого с Мстиславом Изяславичем - хотя в списках Радзивиловском и Московско-Академическом под 6663 г. большой пропуск, но его нет в списке, отразившемся в Львовской летописи), 1162 г. (поход Юрия Долгорукого на Владимир), 1167 г. (изгнание Изяслава Давыдовича и вокняжение в Киеве Ростислава Мстиславича), 1170 г. (взятие Киева объединенной коалицией князей), 1172 г. (отражение Михалком Юрьевичем набега половцев), 1173 г. (смерть Глеба Юрьевича, занятие великокняжеского стола Романом Ростиславичем и Ярославом Изяславичем), 1179 г. (нападение на Киев Святослава Черниговского), 1184 г. (смерть Михалка Юрьевича, борьба Всеволода с ростовскими и рязанскими князьями; основа рассказа взята из Радзивиловской, но окончание - об ослеплении рязанских князей - из Софийской I летописи)*, 1202 г. (взятие Киева Рюриком Ростиславичем с половцами; в Лаврентьевской - пропуск), 1205 г. (поход южных князей на половцев, битва Ольговичей с Литвой, вокняжение в Киеве Ростислава Рюриковича - все эти известия извлечены из статьи 1205 г. Радзивиловской летописи, в Лаврентьевской — пропуск, Троицкая датирует их 1203 г.). ________________________________ *Отметим ошибку Ю.А. Лимонова, считавшего сообщение 1184 г. близким к тексту Московского свода 1479 г. (Лимонов Ю.А. Культурные связи, с. 78). Между тем рассказ Длугоша входит в первоначальный состав "автографа", датируемый 1463-1464 гг. Наличие в тексте Анналов характерных чтений Радзивиловской летописи, окончание источника на 1205 г. - на том годе, где оканчивается и Радзивиловская, убеждают в том, что в распоряжении Длугоша в том или ином виде имелась Радзивиловская летопись (но не в том списке, который можно произвести из протографов Кенигсбергского и Московско-Академического). Кенигсбергский список имеет явные признаки смоленского происхождения, поэтому можно предполагать западнорусское происхождение и того списка Радзивиловской летописи, который был использован Длугошем. Помимо Радзивиловской летописи и южнорусского источника, в тексте Анналов имеются отдельные чтения и целые известия, присущие Новгородско-Софийским летописям. Влияние этой группы летописей проявляется в известии, что древний Рюрик получил стол в Новгороде (в Лаврентьевской - пропуск, в Ипатьевской и Радзивиловской - в Ладоге); под 992 г. порядок перечисления сыновей князя Владимира (Святополк назван выше Ярослава) совпадает с Софийской I; под 1008 г. утверждается, что Болеслав увел из Киева сестер Ярослава - Предславу и Мстиславу (Предслава упоминается лишь в Софийской I и Новгородской IV); под 1051 г. в рассказе о разделе княжений между сыновьями Ярослава сообщается о выделении Игорю города Владимира (об этом читаем в Софийской I и Новгородской IV); под 1206 г. повесть о Липицкой битве излагается по Софийской I и Новгородской IV летописям (характерно в этом смысле приведенное число убитых в сражении — десять тысяч, в отличие от данных Новгородской I — «бещисльное число»); известие 1207 г. о междоусобице среди рязанских князей совпадает с Софийской I, но дополнено по Новгородской I летописи. Характер источника отчетливо проявляется в статье 1212 г. о Калкской битве (известие переписано в составе XX тетради в конце 60-х гг. XV в.). В свое время А.А. Шахматов, анализируя текст сообщения, обнаружил, что часть известий совпадает с Ипатьевской летописью (войска соединяются у «Протолчи»), другие - с Новгородской I (при отступлении половцев смешались ряды русских полков) и Софийской I (бегство Мстислава Удалого). Из этого А.А. Шахматов сделал вывод, что источником Анналов Длугоша являлся гипотетический свод 1423 (Шахматов А.Л. Разыскания, с. 344-345). Думаю, что заключение А.А. Шахматова было ошибочным, и не только потому, что существование общерусского посредника у Новгородско-Софийских летописей теперь отрицается. Протограф Новгородской IV и Софийской I - Свод митрополита Фотия - в рассказе о Калкской битве представлял собой компиляцию из трех источников: Ипатьевской, Новгородской I и Троицкой летописей. Эта комбинация наиболее точно отражена в Софийской I, Новгородская IV летопись отошла от общего оригинала: в ней текст сокращен и переделан. В рассказе Длугоша присутствуют первоначальные чтения, характерные для Софийской I (подтверждаемые ее источниками): с Софийской I и Ипатьевской совпадают известия о встрече войск на Днепре «у Протолчи» и что такого поражения, как на Калке, «никогда не видывали и не слыхивали в Русских землях» (в Софийской I и Ипатьевской – «бысть победа на вси князи рустии, акы же не бывала от начала Руской земли никогда же»); с Софийской I и Новгородской I совпадают известия, что бегство половцев смешало порядки русских войск, что Мстислав Мстиславич при отступлении велел «иссечь корабли» (но в Новгородской I: «отрея от берега лодье», а в Софийской I: «сещи и отринути от брега»). Кроме того, совпадают известия Длугоша и Софийской I об участии в битве на Калке Владимира Рюриковича, его бегстве с поля сражения, о занятии им впоследствии киевского стола (Новгородская IV, как и Новгородская I, об участии в битве Владимира Рюриковича не знает, хотя о вокняжении его в Киеве сообщает). В Анналах читается также известие, что половцы убивали отступавших русских: «всадников — ради коней, пеших - ради одежды». Известие отсутствует в Софийской I и Новгородской IV, но имеется в Новгородской I («иных половци побита ис коня, а иного ис порта»); данный пример мог бы свидетельствовать, что в распоряжении Длугоша имелся сам Свод митрополита Фотия, но такому предположению противоречат иные факты. В рассказе Длугоша о Калкской битве находятся явно вторичные чтения, присущие только Новгородской IV летописи. Так, в Новгородской IV имеется не находящее соответствия в источниках (и даже им противоречащее) известие, что русские дружины двигались к реке Калке 17 дней; у Длугоша читаем: татары «в семнадцатый день» нападают на русских и половцев. Новгородская IV летопись заключает рассказ следующим образом: «То первое нахожение татарьское на Русь», соответственно у Длугоша: «То было первое поражение, которое русские потерпели от татар». Поэтому я придерживаюсь мнения, что источником Длугоша в рассказе о Калкской битве служила Софийская I летопись, дополненная по Новгородской IV и Новгородской I (кстати, все эти летописи имелись в распоряжении смоленских сводчиков). С Софийской I летописью сходны еще известия Длугоша 1216 г. - о походе Ярослава Всеволодовича на Литву и о гибели в сражении Давыда Торопецкого, 1228 г. - о Батыевом нашествии на Владимиро-Суздальское княжество и 1230 г. - о разорении татарами Смоленска и Чернигова. Тексты сообщений очень краткие, чтобы определенно высказываться о характере использованного летописного источника. Но фраза под 1229 г., что население «попряталось в болотистые, непроходимые и лесные места», находит соответствие в Житии Михаила Черниговского в составе Софийской I летописи: «крыяхуся в пещерах и в горах и в лесех» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. Л., 1925. С. 231). В Лаврентьевской, Троицкой и Новгородской IV Жития Михаила Черниговского не имеется, поэтому с известным основанием можно считать, что источником Длугоша служила Софийская I летопись. Статья 1229 г. Анналов позволяет ответить на вопрос о происхождении источника Длугоша. В ней говорится о нападении татар «на Смоленскую и Черниговскую землю». В летописях о разорении Смоленска ничего не сообщается, подробностей не содержится и в самих Анналах Длугоша. Следовательно, вставка о Смоленске принадлежит составителю того летописного свода, который оказался в распоряжении Длугоша. Обратим еще внимание, что в рассказе о Калкской битве в перечислении имен князей употреблена та же формула — «князья Черниговские и Смоленские», что подтверждает наличие в составе одного источника статей о Калкской битве и Батыевом нашествии. Итак, можно говорить о смоленском происхождении летописного свода, бывшего в руках у Длугоша. Есть основания полагать, что Радзивиловская летопись (подразумевается ее список, отличный от Кенигсбергского и Московско-Академического) и Софийская I были объединены уже в составе одного свода. Об этом свидетельствует комбинация чтений обеих летописей в упоминавшейся статье 1184 г. В таком случае нахождение в одном своде Радзивиловской летописи 1205 г. и Софийской I, обрывавшей изложение на рассказе о Батыевом нашествии, является далеко не случайным: подобное сочетание источников характерно для Московско-Академической летописи, где в основание положена Радзивиловская, после чего читается фрагмент Софийской I, заканчивающийся статьей 1238 г., т.е. повествованием о Батыевом нашествии! Итак, проведенное исследование показало, что в распоряжении Длугоша имелись две русские летописи: одна представляла Южнорусский свод первой трети XIII в., отредактированный в интересах смоленского княжеского дома, другим источником являлся Смоленский летописный свод, в основание которого были положены Радзивиловская (в раннем списке) и Софийская I летописи (последняя была также дополнена по Новгородской IV и Новгородской I). Обратим внимание, что уже первоначальный состав Анналов, датируемый 1463-1464 гг., содержал в себе данные русских источников, но в тетрадях, переписанных в конце 60-х гг. XV в., могли содержаться дополнительные включения из рассмотренных источников.
|