Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Виды коррекционных групп 6 page
399 Виды работы в гештальт-группе 1. Драматизация. Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существования клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. В дальнейшем путем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, клиент в сотрудничестве с психологом постепенно подводится к сложному действию в форме вербально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Психолог помогает клиенту осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, предпринимать действия, стимулируемые очередными переживаниями, раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов. Драматизация может касаться различных содержаний и сторон личности клиента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т. п. Ход некоторых процедур приобретает иногда особенно драматическую форму, однако психолог не должен стремиться к достижению внешних, "эстетических" эффектов, поскольку желаемый результат вызывается не богатством экспрессии, а изменением внутренней системы значений, связанных с выполняемыми действиями. 2. Направление поведения. В некоторых ситуациях психолог предлагает выполнить определенные действия, дает инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент. Такие инструкции не определяют, как клиенту следует поступать в жизни, они только указывают направление конкретного поведения во время коррекционной работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения клиента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми. Например, человека, который при разговоре постоянно как бы постанывает (охает), но не сознает звучания своего голоса, психолог может попросить намеренно усиливать стон во время разговора. Человека с очень тихим и мягким голосом можно попросить говорить так, как если бы окружающие находились на большом расстоянии от него. Тому, кто обыкновенно говорит напыщенно и величаво, можно предложить обратиться к другим участникам группы со специальной торжественной речью. Хотя эта процедура содержит некоторые элементы драматизации, однако она ограничена специфическим поведением и направляется инструкцией психолога. Предложения психолога предоставляют клиенту возможность испытать поведение, которого тот избегает или которое является для него новым, трудным. Испытание и проверка этого поведения может раскрыть какие-то важные аспекты его личности. Например, клиенту, который очень неохотно высказывался в группе, опасаясь мешать ее работе, психолог предложил время от времени мешать остальным участникам группы. Он начал вести себя согласно инструкции и действительно мешал работе, однако по мере вовлечения в групповую дискуссию его поведение менялось и в результате превратилось из помехи в конструктивное лидерство. Инструкция психолога не состояла в научении клиента мешать другим, а предоставляла ему случай высвободить свою энергию, заблокированную и связанную представлением о себе как непрошеном госте среди других людей. 3. Работа с фантазией. В гештальттерапии существует ряд упражнений с использованием фантазий, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих клиентам идентифицировать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности. Ценность этих упражнений состоит в том, что пациенты могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались, например игра "Старый заброшенный магазин". Инструкция по выполнению упражнения может быть дана всем членам группы: "Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идете вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город. Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?", а затем участники поочередно сообщают содержание своей фантазии. Существует много вариантов этого упражнения. Например, клиенты могут представить себе, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-то предмет. Или вообразить, что они цветы и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер. Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты. 4. Работа со сновидениями. Большое внимание гештальттерапевты уделяют работе над сновидениями. Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальттерапии не интерпретируются сновидения, а "прорабатываются". Ф. Перлз считал сновидение проекцией личности, а отдельные элементы сновидения -отчужденными частями личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать своими спроецированные, отчужденные части личности. С помощью "проработки" отдельных элементов сновидения посредством отождествления с ними и произнесения от их имени монологов обнаруживается скрытое содержание сновидения через его переживание. Пример работы со сновидением: тревожная, доминирующая, манипулятивная женщина видит во сне, что она идет по извилистой дорожке в лесу с высокими деревьями. Становясь одним из этих деревьев, она чувствует себя более спокойной и имеющей глубокие корни. Возвращаясь в настоящую жизнь, она испытывает недостаток этих чувств и возможность их обретения. Когда она становится извилистой дорожкой, ее глаза наполняются слезами, так как она начинает интенсивно переживать извилистость своей собственной жизни и возможность в какой-то степени ее выпрямления. Еще один пример, иллюстрирующий помимо того игру "Преувеличение". Молодой замужней женщине снится, как какой-то мужчина выгуливает собаку. Когда участница отождествляет себя с собакой, ее поведение меняется - она становится более вовлеченной, экспрессивной и спонтанной. Произнося монолог: "Я собака, у меня есть хозяин...", она вдруг задает вопрос, который для нее самой кажется неожиданным и значимым: "Зачем ты меня держишь?" Продолжая монолог, женщина совершает стереотипное движение рукой в области шеи, напоминающее стряхивание. На вопрос руководителя о том, что сейчас делает ее рука, недоуменно отвечает: "Не знаю". По предложению руководителя усиливает это движение и повторяет его много раз (при этом лицо все больше и больше искажается страдальческой гримасой) до тех пор, пока вдруг не останавливается и не восклицает: "Это ошейник! Я пытаюсь сбросить с себя ошейник!" Это открытие расценивается ею как маленький "проблеск" осознания. На вопросы участников группы, кого, по ее мнению, олицетворяет мужчина, она отвечает, что это скорее аллегорический образ, за которым стоит и ее отец, и ее муж. Некоторые руководители развивают работу над сновидением настолько, что она вовлекает помимо увидевшего сон и других членов группы. Работа над сновидением становится тогда внешне похожей на театральное представление, в котором участники группы играют различные части сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным членам группы. 5. Домашняя работа. Действия участников и руководителя во время очередных занятий не создают условий, необходимых для глубоких перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения, однако они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни. Поэтому сотрудничество с клиентом продолжается за пределами группы. Домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта. Руководитель может, например, предложить клиенту следующие действия: · ежедневно хвалить себя перед каким-то человеком; · договориться о свидании с девушкой моложе себя; · рассказать жене все, что было с ним в течение дня; · записывать ежедневно в течение получаса любые мысли, приходящие в голову в связи с диссертацией, независимо от реальной пользы такой информации. Подобные предложения всегда связаны с направлением поисков клиента, склоняют его к ситуациям, в которых возможна конфронтация с некоторыми аспектами собственной личности, блокирующими его действия или осознание. 403 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп 1. Расширение осознания. Предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Для этого участники группы обычно разделяются на пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время общения с ним. 2. Интеграция противоположностей. Понимание и признание того факта, что в каждом человеке сочетаются разнообразные, дополняющее друг друга индивидуальные качества положительного и отрицательного характера, такие, например, как честность -нечестность; принципиальность -беспринципность и т.д. Определение доминирующей потребности зависит от умения вступить в контакт со средой, которая дает возможность ее удовлетворить. Этот контакт требует умения разграничить среду и собственное "Я", а также отдельные аспекты своего "Я", зачастую полярные ощущения и чувства. В человеке идет борьба противоречивых желаний и свойств (например, робости и смелости, общительности и замкнутости), поэтому важно осознать противоположности, вызывающие данный конфликт. В гештальттерапии с этой целью используют либо интрапсихический эксперимент, либо прием "двух стульев", когда один и тот же человек представляет себя то в роли нападающего, находясь на одном стуле, то в роли защищающегося, пересаживаясь на другой стул. Осуществляемый диалог позволяет постепенно интегрировать контрастирующие части свое го "Я". Упражнение, направленное на расширение сознавания во внешней (а), внутренней (б) и средней (в) зонах, выполняется в паре. Каждый член пары по очереди говорит в течение 2-3 мин. а) "Сейчас я осознаю, что..." - и перечисляет ощущения из внешнего мира (если появляется интерпретация, партнер дает обратную связь). Далее другой член пары выполняет то же задание. б) "Сейчас я осознаю, что..." - перечисляет внутренние ощущения. Затем то же выполняет другой член пары. в) "Сейчас я осознаю..." - и говорит об интересе к чему-то, тревоге, предположениях, своих мыслях, фантазиях и отношениях. Далее то же задание выполняет другой член пары. г) "Сейчас я осознаю..." - говорит о том, куда ведет его сознание, т.е. то, что приходит в голову. Затем то же самое делает партнер. д) "Сейчас я осознаю..." - говорит о своем партнере, ориентируясь на внешнюю и среднюю зоны осознания. Обсуждение всех частей упражнения от (а) до (д) проводится сначала в паре, а затем в группе. 3. Усиление внимания к чувствам. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собственные переживания. Человек склонен избегать 404 неприятных чувств. Чтобы помочь клиенту пережить их, используют утрирование, "раскрытие" негативных переживаний через представление драматизированного события. Для этого можно использовать ролевую игру, рисунок или танец, облегчающие проявление чувства необычным способом, а это открывает возможность для более глубокого изучения своего внутреннего мира. 4. Работа с мечтами фантазиями, снами. Работа с мечтами представляет возможность лучше ценить себя как личность. Мечты, фантазии, сны - это спонтанная продукция, фрагменты "Я", которые при обычном рассказе могут подавляться. Мечта, сон или фантазия в гештальттерапии переносятся в настоящий момент, например, просьбой рассказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Психолог ничего не интерпретирует, клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) с целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент. Работа с фантазией включает в себя минимум два компонента: 1) перенос фантазии на реальную почву; 2) идентификацию фантазии со своей личностью. 5. Принятие ответственности. Упражнения, направленные на принятие ответственности на себя, помогают членам группы обрести уверенность, поверить в себя и свои возможности. Непринятие ответственности на себя, приводящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл "дырами в личности". Для помощи клиенту в осознании собственной ответственности психолог не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его таким образом еще больше и подготавливая к принятию ответственности за свои действия. "Три фразы". Упражнение используется с целью тренировки умения принять на себя ответственность. Работая в парах, участники произносят поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру и начиная с определенных слов, а затем изменяют фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания. Каждую часть упражнения необходимо выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсуждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей упражнения, - в группе. Часть 1. Начало фраз: "Я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "Я должен..." на "Я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними). Часть 2. Начало фраз: "Я не могу...". Замена - "Я не хочу...". Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "Я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "Я боюсь, что...". Замена - "Я хотел бы...". Преодолению психологического внутреннего сопротивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, а также специальный прием, называемый осознанием фантомов. Под фантомами имеются в виду психологические представления и барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно. Сопротивление скрывает истинные чувства, которых клиент избегает, поэтому психолог старается обратить внимание клиента на его сопротивление. Например, спросив: "Слышишь ли ты сейчас свой голос?" и выясняя, какие чувства стоят за этим. Работа в гештальтгруппах является эффективным методом коррекции для чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных, тревожных клиентов, ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков" Такие люди обычно получают мало удовольствия от жизни. Гештальттерапия с успехом применяется при работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства (включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины), с супружескими парами, с клиентами, имеющими трудности во взаимодействии с авторитетными фигурами и широким спектром интрапсихических конфликтов. ГРУППЫ УМЕНИЙ Группа тренинга умений включает в себя определенное число людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограммированный курс обучения отсутствующим у них коммуникативным умениям и навыкам. Члены таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптироваться к жизни. Занятия в группах тренинга умений могут оказаться особенно полезными для детей подросткового и раннего юношеского возраста. Приобретение ими коммуникативных умений делает детей независимыми, компетентными в общении и предопределяет их будущие успехи в тех видах деятельности, выполнение которых зависит от их умения оказывать влияние на людей. Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения. К числу таких умений относятся те, которые помогают избавиться от состояния тревоги, страха, помогают справляться с чрезмерными эмоциональными возбуждениями, а также умения, необходимые для профессиональной деятельности, для принятия решений и выполнения родительских функций, для ведения переговоров и дискуссий. Членов таких групп учат вести самонаблюдение, фиксировать и записывать данные о себе. Одной из разновидностей групп тренинга умений являются те, которые вырабатывают у человека уверенность в себе. Многие люди чувствуют себя неуверенно, неспособны верить в свои возможности из-за того, что под влиянием слишком частых наказаний в детстве выработался так называемый заторможенный тип реагирования. В общении с другими людьми индивиды подобного рода испытывают необоснованное чувство вины, чрезмерно сильное состояние тревоги. Противоположной и тоже отрицательной формой поведения, связанной с неуверенностью, является агрессивность. Агрессивный человек нарушает личные права других людей, в частности право человека быть выслушанным, быть принятым всерьез, поступать по-своему и другие. Он навязывает себя, свое мнение другим людям, оказывает на них давление, унижает, оскорбляет. Работа групп тренинга умений строится на ролевом проигрывании сложных жизненных ситуаций, в которых эти умения могут быть выработаны. Сначала разыгрываются простые социальные ситуации, затем они усложняются и доводятся до уровня конфликтных, т.е. таких, из которых трудно найти простой и единственно возможный выход, полностью устраивающий всех участников. В некоторых случаях используются технические средства обучения, в частности аудио- и видеозаписи. Иногда работа групп тренинга умений, особенно когда их участниками являются заторможенные, тревожные, неуверенные в себе люди, сопровождается или предваряется элементами аутотренинга. Группы встреч могут оказаться полезными для клиентов с целью повышения уровня их самоосознания и развития личности. Группа тренинга умения включает в себя такие компоненты, как: учебная модель, постановка цели, измерение и оценка. Учебная модель. Группа тренинга умений занимает промежуточное положение между учебной и психокоррекцией -ной группами. Члены группы рассматриваются как лица, пожелавшие приобрести определенные умения, навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить имеющиеся личностные недостатки. Постановка цели. Целью группы тренинга умений является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Такая группа является своего рода лабораторией для формирования и освоения нормальных жизненных умений. К основным видам жизненных умений, которым обучают в группе, относятся: управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе. В отличие от других коррекционных групп, группа тренинга умений жестко структурирована, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание. Измерение и оценка. Задачи группы тренинга умений обычно сводятся к решению двух основных проблем: избыток чего-то (много курит, много выражает эмоций, испытывает излишние эмоции); недостаток чего-то (недостаток контакта, уверенности в себе и т.д.). Эти проблемы (и связанные с ними поведение, эмоциональные реакции) могут оцениваться и измеряться в количественном отношении (в шкалах, баллах, физиологических показателях и т.д.). Техника занятий групп тренинга умений Техника тренинга умений многообразна и сложна так же, как многообразны и сложны методы воспитания и обучения. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью: коррекция поведения, тренинг уверенности в себе, купирование эмоциональных аффектов и т.д. - и теми методами, посредством которых эта цель достигается. Среди различных групп тренинга умений в настоящее время наиболее распространены группы тренинга уверенности в себе или тренинга ассертивного поведения. Поэтому рассмотрим основные элементы техники тренинга умений на модели этой группы. К ним относятся: оценка уверенности в себе, репетиция поведения, релаксационный тренинг, перестройка убеждений, домашняя работа. 1. Оценка уверенности в себе. Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе осуществляется с помощью различных опросников. Наиболее распространенным среди них является опросник Рейзасса, состоящий из 30 вопросов. Быть уверенным в себе - значит уметь определять и выразить свое желание и потребность. Уверенное поведение выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой просьбой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ на предложение встретиться. Компонентами уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жесты, мимика, поза. Уверенность в себе не означает нахальство, агрессивность. Агрессивность является попыткой удовлетворить свои потребности за счет другого и несовместима с чувством самоуважения. Уверенность в себе поощряется общением, агрессивность порицается. Уверенность к себе ведет к росту самоуважения. Неуверенность сопровождается чувством тревоги и собственной вины. Для того чтобы быть уверенным в себе, нужно знать свои права, быть уверенным, что в борьбе за свои права общество тебя поддержит: право быть одному, право быть независимым, право на успех, право быть выслушанным и принятым всерьез, право получать то, за что платишь, право иметь права (например, право вести себя в манере уверенного в себе человека), право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым или эгоистичным, право просить то, чего хочешь, право делать ошибки и быть ответственным за них, право быть напористым. Выделяют шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе: простое или базовое, эмпаттеское, растущее, конфронтирующее, монологическое, убеждающее. В свою очередь, существуют методики упражнений, обучающим различным типам утверждений, выражающим уверенность в себе. 2. Репетиция поведения. Методика представляет собой ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства участников группы. Например, разговор с грубым продавцом, с официантом, с бюрократом и т.д. Постепенно группа подходит к проигрыванию более сложных ситуаций. Ролевые игры чем-то напоминают психодраму, однако отличаются от нее конечной целью. Конечной целью психодрамы является инсайт и катарсис. Цель ролевой игры в группе тренинга умений - это выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуации. Ключевыми компонентами методики репетиции поведения являются: моделирование, инструктаж и подкрепление. Моделирование - формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгранной им ситуации. Инструктаж - вмешательство руководителя группы, который помогает участникам группы посредством советов, обратной связи, поддержки найти оптимальный выход из трудной ситуации. Подкрепление - поощрение или наказание, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации. Лучшей формой поощрения и наказания является одобрение или неодобрение той или иной формы поведения, активного участника всей группой или ее руководителем. Методика репетиций поведения может быть условна разделена на следующие этапы: · постановка задачи, т.е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренаже; · инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации; · разыгрывание ситуации; · моделирование желательного поведения; · отработка оптимального поведения в течение всего занятия; · получение обратной связи - поведение активных участников разыгрываемой сцены после занятия обсуждают остальные участники группы. 3. Релаксационный тренинг. Перестройка убеждений. Участников тренинга обучают методу релаксации. Метод может применяться самостоятельно для снятия эмоционального напряжения, тревоги, возникающих в сложной ситуации. Но в группе тренинга уверенности в себе он чаще применяется в сочетании с методом систематической десенсибилизации. Участникам предлагают закрыть глаза и мысленно представить себе ситуацию, вызывающую у них страх и тревогу. Как только эмоциональное напряжение, вызванное представлением, достигнет высокого предела, участникам предлагают прекратить мысленное представление и расслабиться. Расслабление приносит успокоение. Тренировку начинают с представления сцен, вызывающих легкое волнение, и заканчивают сценами, которые сопровождаются выраженным психическим дискомфортом, тревогой, страхом. Упражнение считается отработанным только в том случае, если участник при мысленном представлении всей иерархии психотравмирующих сцен не испытывает тревоги и волнения. Систематическая десенсибилизация в сочетании с прогрессирующей релаксацией широко используется для тренинга уверенности в себе при самых различных ситуациях. Например, при волнении на публичном выступлении или экзамене, при затруднении межличностных контактов, при сексуальных девиациях и т.д. Важным этапом релаксационного тренинга является перенос его из лабораторных условий группы в повседневную жизнь. Чувство тревоги, волнения и их уменьшение при тренировке объективизируются такими физиологическими показателями, как частота пульса, дыхания и т.д. Перестройка убеждений начинается с атак на ортодоксальные установки и убеждения, которыми клиент руководствуется в своей жизни, но которые являются для него иррациональными и ведут к психологическому дискомфорту. Многие уверены, что настоящий человек должен быть всегда удачливым, деловым, а потому престижным в глазах близких ему людей. 4. Домашняя работа. Одной из проблем поведенческой терапии является проблема переноса полученных в группе новых поведенческих навыков в повседневную жизнь. Клиенту предлагают вести дневник, где бы он записывал ситуации, при решении которых он испытывает затруднение. В дальнейшем эти ситуации могут проигрываться в группе. Кроме того, участник получает домашнее задание, выполнить которое он может только участвуя в какой-то конкретной ситуации, вызывающей у него страх или неуверенность в себе. Например, необходимо активно воспрепятствовать кому-то, кто пытается купить в магазине продукты без очереди, и оставаться самому в этой ситуации спокойным, адекватным, но настойчивым. На следующем занятии этот участник должен рассказать группе о своем поведении при выполнении домашнего задания. Если задание, по мнению руководителя, выполнено неправильно, его нужно еще раз проиграть в группе, смоделировав при этом оптимальный вариант ситуации. Группы тренинга умений не ограничиваются тренингом уверенности в себе. Он используются для тренинга правильных взаимоотношений в семье, особенно с целью нормализации взаимоотношений родителей с детьми, для контроля за эмоциями, за нормализацией интимных отношений. Группа тренинга способствует осознанию, нормализации поведения и более адекватной самооценки личности. Упражнения "Умение вести разговор". Группа делится на пары. На первом этапе занятия одному из участников пары разрешается задавать только "открытые" вопросы, позволяющие партнеру давать на них "открытые", развернутые ответы. Например: "Вы живете в здании около института?" - закрытый вопрос, "Где вы живете?" - открытый вопрос; "Я живу в здании около института" - закрытый ответ, "Я живу почти в центре города, недалеко от института. Я снимаю комнату с подругой, с которой приехала учиться" - открытый ответ. Такой ответ несет в себе больше информации, чем закрытый и дает основание для дальнейшего развития разговора. Партнеры исполняют свои роли спрашивающего и отвечающего в течение 5-10 мин, а затем меняются ролями. На втором этапе занятия один из участников группы начинает свободно рассказывать о себе или о ситуации, связанной с его личным опытом. Второй участник поддерживает разговор, демонстрируя свою заинтересованность в том, о чем рассказывает собеседник. Через 10 мин участники меняются ролями. В конце занятий нужно дать возможность парам поделиться своими трудностями при ведении разговора. "Репетиция поведения". Представьте себе и кратко запишите на листке бумаги ситуацию, в которой вы играете активную роль. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакции на нее и т.д. Примером может послужить ситуация приглашения посетить мероприятие, на котором нужно много есть и пить (день рождения, свадьба, юбилей и т.д.), в то время, когда вам не хочется или нельзя есть определенную еду, пить определенные напитки. Выберите себе партнера или партнеров по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте сконструировать саму ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным. Теперь проиграйте ситуацию. Вначале выскажите партнеру свои просьбы, претензии, критику и т.д., затем выслушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструкции! ситуации, сделав свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с партнером ролями. Повеление участников игры обсуждается со всей группой. Date: 2016-05-13; view: 365; Нарушение авторских прав |