Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ Термин "психодинамика" был введен в 1918 г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного "Я". Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Конфликты - причины этих нарушений. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов. Таким образом, главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации - путь решения этих конфликтов. Описанная 3, Фрейдом "История маленького Ганса" положила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов. С момента зарождения детского психоанализа его развитие шло в основном в двух школах, различающихся по теоретическое взглядам и техникам практического приложения, - школы М. Клайн и классической (или фрейдистской), между которыми существовало расхождение в понимании механизма трансфера - центрального процесса, определяющего успех коррекционного воздействия. Невозможность прямого применения метода вербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте (а первые работы проводились с детьми в возрасте 4-5 лет) заставили представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития. В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1) игротерапия и 2) арттерапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоятельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подходов. Ряд авторов показывают эффективность недирективной игротерапии и использование методик игрового психоанализа для работы с детьми, страдающими страхами, фобиями, расстройствами сна. Психоаналитики предъявляют ряд требований как к маленьким пациентам, так и их родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно быть выше среднего; родители должны проявлять активное стремление к сотрудничеству с психоаналитиком. В работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра сформулированы условия проведения детского психоанализа: . адаптация психоаналитической техники к возрасту; . терапевтический альянс не только "аналитик-пациент", как при работе со взрослыми, но и "аналитик-родитель";. информационный альянс "родитель-аналитик" (постоянный обмен информацией между ними). Цели коррекции. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении - помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента. Техники. В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека. Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения. Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно. С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность. И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а также личность психолога. 35 Классический психоанализ 3. Фрейда В классическом психоанализе структура личности включает в себя три основных компонента: 1. "Едо", или "Я", - центральная инстанция саморегуляции личности. " Ego " контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду. 2. "5ирег Едо", или "Сверх Я", - моральная инстанция личностного "Я", производящая оценку действий или намерений с точки зрения их допустимости, с учетом общественных норм, правил, ценностей, идеалов. Представляет собой усвоенную, интериоризованную (как правило, через родителей или ближайших взрослых) шкалу ценностей. 3. "Ш", "Оно"- биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного "Я", выступающая импульсивным энергетическим источником влечений и действий. Из конфликта между "Ш", "Едо" и "5ирег Едо" возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни: 1. Невротическую. 2. Реалистическую. 3. Моральную. С чувством боязни связаны чувства вины и механизмы психологической защиты "Я". Фрейду принадлежит важнейшая идея защитных механизмов психики и их характеристика. Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Это выражается в том, что его "Едо" защищает себя (с целью избежать боязни) от тех переживаний, которые для него неприемлемы. Формы такого сопротивления могут быть самыми различными: юмор, молчание, засыпание и т.д. Но наиболее существенным в коррекционной практике является такая форма сопротивления, как перенос (трансфер), т.е. перенесение на психолога чувств, вызванных в свое время другими значимыми для клиента лицами. Данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен перенос чувств со стороны психолога на клиента, в таком случае он называется "контрперенос". Основными психологическими механизмами "Ego"- защиты являются следующие: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, инпроекция, идентификация, интеллектуализация, образование реакции, замещение, сублимация, компенсация, ритуал, изоляция, частичная компромиссная реакция. Цели коррекции. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания человеческого поведения, основной целью коррекции выступает помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возможности адаптации к ней. Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях: 1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации. 2. Работа с клиентом по усилению его "Ego" для построения более реалистичного поведения. Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать "перенос" и работать с "контрпереносом", тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа. Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований. Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы. В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю). Психоанализ - это система мероприятий, которая может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится, и он будет способен реалистически управлять собственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу. Важным является стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значительного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей. 37 Техники Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Date: 2016-05-13; view: 532; Нарушение авторских прав |