Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Любовь к Господу и милосердие к ближнему. Учение о небесном добре и учение о духовном добре
36. Поскольку добро создает небо в человеке, а зло образует ад, то крайне важно знать, что такое добро, и что такое зло. Уже говорилось, что добро это то, что принадлежит любви к Господу и милосердию к ближнему; и что зло есть то, что принадлежит любви к себе и любви к миру. Из этого следует, что все происходит от любви, и только через нее можно знать, что такое добро и что такое зло. 37. Все во вселенной, существующее согласно Божественному порядку, относится к добру и к истине; а все во вселенной, противоречащее Божественному порядку, относится ко злу и ко лжи. Причина состоит в том, что добро и истина, происходящие от Божественного начала, создают порядок настолько совершенный, что они сами являются порядком. 38. Добро, происходящее от любви к Господу, называется "небесным добром", а добро, происходящее от милосердия к ближнему, называется "духовным добром". Каково различие, и насколько оно велико между небесным добром, принадлежащим любви к Господу, и духовным добром, принадлежащим милосердию к ближнему, будет сказано далее. 39. Учение о небесном добре, то есть учение о любви к Господу, является самым обширным и в то же время самым тайным; но учение о духовном добре, то есть учение о милосердии к ближнему, также является обширным и тайным, но не в такой мере, как учение о небесном добре, которое является учением о любви к Господу. Что учение о милосердии является обширным, может быть видно из того, что милосердие не бывает одним и тем же для всех, и что один не является ближним в той же мере, как другой. 40. Поскольку учение о милосердии было столь обширным, то древние, у которых учение о милосердии было подлинным учением Церкви, разделяли милосердие к ближнему на множество классов, которые они также подразделяли, давая названия каждому классу, и учили как нужно оказывать милосердие принадлежащим к одному классу и как принадлежащим к другому; таким образом, они привели в порядок учение о милосердии и упражнения в милосердии так, что их можно было ясно понимать. 41. Они давали множество названий тем, кому оказывали милосердие: некоторых они называли слепыми, некоторых – хромыми, некоторых – калеками, некоторых – бедными, также убогими и несчастными, некоторых – сиротами, некоторых – вдовами; в общем, они называли голодными тех, кому давали есть, измученных жаждой тех, кому давали пить, странниками – кого принимали, нагими тех, кого они одевали, больными тех, кого посещали, а в темнице тех, к кому приходили. 42. Эти названия были даны с неба древним, принадлежавшим Церкви; под теми же, кого они так называли, они понимали тех, которые духовно были таковыми. Их учение о милосердии обучало, кто это такие, и какое милосердие нужно оказывать каждому. 43. Поэтому такие же названия есть в Слове, они означают являющихся таковыми в духовном смысле. В себе самом Слово есть ничто иное, как учение о любви к Господу и о милосердии к ближнему, как Господь также учит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – это есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37-40); "закон и пророки" означают все Слово. 44. Причина, по которой те же названия есть в Слове, состоит в том, что пребывавшие во внешнем богослужении оказывали милосердие тем, которые так назывались; пребывавшие же во внутреннем богослужении оказывали его тем, которые так понимались духовно; поэтому простые могли понимать и исполнять Слово просто, а мудрые – мудро; и поэтому простых можно было ввести через внешние начала милосердия в его внутренние начала.
|