Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения
3.1.1. Понятие «среда образовательного учреждения» Воспитательно-развивающая среда – совокупность условий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность личности, которые содержат определенные возможности для ее развития. Развивающее влияние среды на личность обеспечивается двумя группами воздействий: со стороны педагогически неорганизованной среды (семья, улица, производство и др.), со стороны педагогически организованной среды (дошкольное учреждение, школа, вуз и др.). Когда организованный педагогический процесс совпадает с воспитательными воздействиями неорганизованной окружающей среды, то эффект педагогического влияния на личность усиливается. К примеру, когда школа формирует валеологическую культуру и внешнее окружение способствует здоровому образу жизни, то личность оздоравливается. Педагогизация среды означает использование позитивных возможностей неорганизованной социальной среды для развития личности. Педагог должен стать организатором воспитывающей среды: опираясь на возможности организованной и неорганизованной среды, обеспечить максимальное достижение целей воспитания. Среда образовательного учреждения имеет фиксированные рамки (имеет границы территории, контингента и др.), но она не может быть изолированной от внешнего мира. Поэтому в среды образовательного учреждения большое значение имеет внешняя среда. В отечественной педагогике популярна идея открытости школы к взаимодействию со средой. Школа, по мнению С.Т.Шацкого, должна стать школой жизни. Ученики сами должны стать организаторами своей жизненной среды и по возможности активно участвовать в социальной жизни города или села. Ю.С.Мануйлов в описании среды вводит термины «ниша», «стихия», «образ жизни». Ниша – это пространство возможностей, которые предоставляет личности образовательная среда. Стихия может выразиться в каком-либо движении, информационном потоке, волне интереса, колебаний настроения и т.д. «Педагогический смысл явления, называемого «стихией», состоит в ее «принуждающей, подчиняющей, формирующей силе» [3]. Стихия, как и любая сила, может быть заряжена как позитивно, так и негативно. Образ жизни обитателей среды – это способ бытия. Влияя на способ бытия, мы неизбежно оказываем формирующее влияние на личность. В образе жизни ключевым моментом является событие, то значимое для индивида бытие, которое для него имеет индивидуальное значение и ценность. Кто-то опрос у доски переживает как восхождение на эшафот, кто-то как возможность блеснуть знаниями, кто-то как ступень к новым знаниям. Для среды характерно наличие когеренции – тесной взаимосвязи всего со всем. Какие либо изменения в одном из элементов неизбежно скажутся на других элементах. Любая среда содержит специфическую информацию, которой обменивается с субъектом. Среда всегда содержит больше информации, чем мы способны сознательно зафиксировать и понять. Это связано с психологией и физиологией процесса познания. Если бы человек сознательно воспринимал все импульсы среды, то могло бы произойти информационное перенасыщение, а в результате потеря ориентации, хаос. Важной составной частью восприятия являются так называемые перцептуальные барьеры, которые регулируют восприятие и внимание. Это вовсе не значит, что те компоненты среды, которым человек не уделяет внимания, на него не действуют. Они действуют, но воспринимаются на уровне подсознания. В восприятии окружающей среды важное значение имеют символы среды. К символам можно отнести физическое устройство среды (здание, аудитории, кафедры), атрибуты, которые сопровождают деятельность, например, классный журнал. Символы могут быть и ритуального характера, например: учитель входит в класс – все встают. Символы оказывают важное влияние на эмоционально-чувственную связь личности со средой. Date: 2016-05-18; view: 540; Нарушение авторских прав |