Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скороговорок для тренировки дикции 1 page





Тренировка речи

 

 

«Задувание свечи»

 

Детям раздаются листки бумаги размером 4 см Х 8 см. Исходное положение: сидеть прямо, свободно; нижний конец бумаги нажат большим и указательным пальцами правой руки; верхний конец расположен на уровне полости рта на расстоянии 15—18 см.

Спокойно и глубоко вдохнуть, задержать дыхание на счет «раз» — «два». Затем сделать медленный равномерный выдох, так, чтобы струя выдыхаемою воздуха отклоняла верхний конец бумаги под одним и тем же углом (30—40°).

Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать. Учащимся следует сказать, что «не надо выдыхать воздух с силой, до последнего». Когда возникнет ощущение, что воздух сам вышел из легких, надо сделать короткую задержку и не делать произвольно вдох, он произойдет автоматически.

 

«Поймай комара»

 

Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох.

На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».

 

«На берегу моря»

 

«Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, расположившись в специальном кресле (шезлонге). Слышится равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко».

 

«После грозы»

 

«Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении картину: вы находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве — серебристые капли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ландыши. Сорвите их... Вдохните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко».

 

«Гудение провода»

 

На доске написано сочетание букв: нунноннанненниннын.

Произносите непрерывно это сочетание, берите короткий вдох, где вам удобнее, и продолжайте упражнение. Вскоре вы заметите, что появляется «второй» звук, непрерывный, протяжный, напоминающий гудение проводов. Звук «н» произносите так, как будто вы верхним кончиком языка, как молоточком, постукиваете о верхние зубы, легко, без нажима, играя.

Прислушайтесь к «гудению проводов».

Теперь то же упражнение проделайте со звуком «м».

 

«Стон»

 

«Произнесите сочетание звуков «ми, мэ, ма, мо, му, мы» так, как будто вы жалуетесь: «Ах, как больно». Вы стонете, громко стонете от сильной боли».

 

Произнесение скороговорок (трудноговорок, чистоговорок).

Скороговорки представляют собой искусственно придуманные тексты с трудными сочетаниями, подборами звуков. Скороговорки произносят как индивидуально, так и хором. Для упражнений выбирается несколько скороговорок, наиболее интересных, доступных для детей по содержанию и технике произнесения. Например: «Проворонила ворона вороненка», «Шла лиса бесшумно по лесу», «Дятел долбил долго дерево клювом-долотом», «По Чите течет Читинка». Каждая скороговорка произносится 4—5 раз, сначала в медленном темпе, потом в среднем. Но не следует увлекаться скороговорением. Самое главное — правильное, чистое, четкое произношение всех звуков. Можно устроить своеобразное соревнование: кто яснее, чище произнесет скороговорку. Такое соревнование можно проводить между отдельными учениками или между отдельными рядами — при хоровом выполнении упражнения. Некоторые из скороговорок учащиеся произносят с разными смысловыми оттенками, например: «Проворонила ворона вороненка» — с подтекстом: «Ах, как жалко вороненка». Второй подтекст: «Так ей, раззяве, и надо!»

«Шла лиса бесшумно по лесу». Подтекст: «Ух, какая хитрая лиса!». Второй подтекст: «Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идет!».

Вялое произношение, слабое звучание голоса затрудняют восприятие устной речи, мешают говорящему с достаточной полнотой передать смысл (подтекст) произносимых слов. Об этом свидетельствуют примеры из школьной практики. Немало есть учеников, которые говорят небрежно, спешат, проглатывают звуки и т. д.

Рассматривая вопрос «недостатки устной речи учащихся», студентам следует использовать собственные наблюдения за речью учащихся в период педагогической практики. В своем сообщении на занятии кто-либо проанализирует эти недостатки.

Одним из условий совершенствования навыков устной речи является создание в школе режима культуры устной речи. В кабинете русского языка и литературы целесообразно вывесить «Правила устной речи и чтения». Вот примерный их перечень:


1. Не произноси слова скороговоркой.

2. Ясно выговаривай звуки в словах.

3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью.

4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи.

5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения.

6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.

 

Что нам нужно для упражнения:

 

1. Пробка от шампанского (пробковое дерево натуральное или искусственное) – обязательно!

 

2. Список скороговорок (его я вам дам в этой статье)

 

3. 7 минут в первой половине дня и 7 минут ближе к вечеру.

 

4. Хорошее настроение и желание продемонстрировать первые успехи близким людям (семье, жене, мужу, маме, папе, свекрови, теще, подружке, другу, любимой собаке. Кошке тоже можно – она будет в восторге, обещаю!)

 

Что делаем?

 

Обязательно стоя, в вертикальном положении, спина прямая, ноги слегка расставлены, подбородок параллельно полу – зажимаем несильно между зубами пробку от шампанского. Перед собой держим лист со скороговорками, и начинаем в темпе 100-150 слов в минуту (темп спокойной уверенной речи) читать скороговорки. Каждую скороговорку читаем по 2 раза, замечаем огрехи в выговаривании и исправляем.

 

Поначалу, возможно, во рту будет каша и ничего из сказанного вами будет непонятно. Но – буквально 5 минут терпения – мышцы рта настроятся сами и вот чудо – даже с пробкой во рту Вы сможете отчетливо произносить слова!

 

Таким образом, произносим каждую скороговорку по 2 раза с пробкой во рту.

 

Далее, убираем пробку и проговариваем список скороговорок уже без неё.

 

После выполнения этого упражнения Вы почувствуете невероятную легкость и текучесть своей речи! Ваш речевой аппарат не будет уставать от длительных переговоров. Обратите внимание, как говорит, произносит слова Владимир Владимирович Путин! Вот для этого я и предлагаю вам позаниматься с пробкой в течение хотя бы одной недели!

 

Удачи! Успехов! Хорошего настроения!

 

 

СКОРОГОВОРКИ:

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

От топота копыт пыль по полю летит.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы 2 недели карамель на мели ели.

Говорил попугай попугаю: «Я тебя попугай, попугаю.». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб!»

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши по пороше несли по два гроша.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.


Архип осип. Осип Архип. Голос Архипа осип.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски, Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

 

http://школарадио.рф/uprazhneniya/skorogovorki/

 

С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую – ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

 

скороговорок для тренировки дикции

 

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

 

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

11. Ткет ткач ткани на платки Тани.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

15. В один, Клим, клин колоти.

16. Стоит копна с подприкопёночком.

17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

23. На меду медовик, а мне не до медовика.

24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.


26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

32. Рододендроны из дендрария даны родителями.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

 

Отработка звуков: р, л, м, н

 

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

41. Клара-краля кралась к ларю.

42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили. И в туманы лимана манили меня?

52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

61. Король-орел.

62. Курьера курьер обгоняет в карьер.

63. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.

65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

66. Гонец с галер сгорел.

67. Талер тарелка стоит.

68. Идти на рать, так бердыш брать.

69. Интервьюер интервента интервьюировал.

70. Либретто Риголетто.

71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

74. Во мраке раки шумят в драке.

75. На дороге с утра тарахтят трактора.

76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.

77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

78. Город Нерль на Нерли-реке.

79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.

81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

83. А мне не до недомогания.

 

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

 

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

85. У осы не усы, не усища, а усики.

86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

87. Осип охрип, а Архип осип.

88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

89. Сачок зацепился за сучок.

90. По семеро в сани уселися сами.

91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

92. Свиристель свиристит свирелью.

93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

100. Четверть четверика гороха без червоточинки.

101. Инцидент с интендантом.

102. Прецедент с претендентом.

103. Константин констатировал.

104. У ежа ежата, у ужа ужата.

105. Жутко жуку жить на суку.

106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

107. Тщетно тщится щука ущемить леща.

108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

109. Яшма в замше замшела.

110. В Чите течет Читинка.

 

«ПОЗА» И «МАСКА» РЕЛАКСАЦИИ

 

Сядьте в кресло в позу отдыха. Расположиться следует удобно и свободно, не застывая в первоначально выбранной позе, чувствуя себя непринужденно. (Вы приятно устали на прогулке и развалились в кресле. Вспомните, как дети, набегавшись, падают на кровать или в кресло и остаются в естественно расслабленном состоянии). Опершись на спинку кресла, положите руки на подлокотники, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться. Для расслабления мускулатуры лица выполняем «маску» релаксации. Легко опустите веки, или закройте мягко глаза, или сведите взор кнутри и книзу, на щеки по бокам носа, как будто вы смотрите на цифру 6 воображаемого циферблата часов, язык мягко приложите к корням верхних передних зубов изнутри (звук [Т]), дайте нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес. Подаются команды (самоприказы): расслабьте лоб, брови — правую, левую, мягко опустите веки — правое, левое; щеки расслаблены — правая, левая; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены — верхняя, нижняя; расслабьте мышцы шеи — голова откинута назад, совершенно свободно лежит на изголовье кресла; расслабьте плечи — плечи опускаются; руки, кисти рук — правую, левую; расслабьте живот — он мягкий, расслабленный; ноги расслабьте — правую, левую, пальцы ног. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное. Вы отдыхаете. Мысленно повторяете круг команд, проверяя, не забыли ли где-нибудь «зажимы».

 

Постарайтесь в момент расслабления нарисовать картину отдыха. Представьте себе теплый летний день в Крыму (или в деревне). Южное утро, солнце ярко светит и греет, тепло, хорошо. Вы медленно идете к морю (или к реке). Под ногами песок — светлый, мягкий, чистый, теплый. Ноги проваливаются в него — очень приятно, тепло поднимается по всему телу. Солнце ласкает теплыми лучами ваши руки, плечи, лицо, туловище. У вас хорошее, спокойное настроение. Вот и море (река). Вода голубая, спокойная и прозрачная (видны камешки и водоросли на дне), солнце играет серебристыми бликами, чайки медленно кружат над берегом моря. Вы ложитесь на теплый песок, вы отдыхаете, вы расслаблены, вам хорошо. Вы обо всем забыли, только это раннее спокойное, теплое, солнечное утро, эта спокойная, прозрачная вода и этот чудесный теплый воздух, напоенный ароматом цветов, запахом моря, земли и солнца. Вы спокойны, вы отдыхаете.

 

Обратите внимание на свое дыхание (положите ладонь руки на живот), ощутив его брюшной (диафрагмальный) характер. Дыхание должно быть свободным и непринужденным.

 

Итак, отдохнув 2—3 минуты, выходите из состояния расслабления (не забывайте выходить из состояния расслабления!!!) — потянитесь, сядьте, посмотрите на воду. Вам хочется купаться, да? Вы согрелись! Вставайте, представьте себе, что вы вошли в воду, ай, холодно! «Умойтесь!» Ощущение свежести и бодрости. Энергично дается команда. «Сплести пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки!» Повторите 2—3 раза.

 

Кроме «позы» и «маски» релаксации необходимо научиться делать ряд упражнений на расслабление мышц различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба, языка и т. д. Так как мышечный тонус и эмоциональное состояние человека тесно взаимосвязаны и чем сильнее напряжены мышцы, тем интенсивнее нервные импульсы, которые посылаются в головной мозг, то уменьшение тонуса мышц будет снижать излишнее возбуждение и успокаивать человека. Необходимо выработать навык активными волевыми усилиями снимать излишнее напряжение мышц.

 

Упражнения

1. Запрокиньте голову назад и представьте себе, что вы полощете горло. Издавайте характерные звуки «гррррр».

 

2. Откиньте нижнюю челюсть. Положение должно быть свободным, естественным, без напряжения. Подставьте под челюсть кулаки и начинайте — сначала немного, затем сильнее — давить кулаками на челюсть, стараясь закрыть рот. А челюсть должна сопротивляться движению кулаков. Нижняя челюсть давит вниз, кулаки давят наверх — и положение остается прежним.

 

3. Надуйте обе щеки как можно сильнее. Затем резко выпустите воздух: «пфу!». Повторите так несколько раз. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта.

 

4. Слегка надуйте одну щеку, чтобы получился как бы шарик воздуха. Перекатывайте этот шарик под верхней губой к другой щеке, и под нижней губой — обратно. Шарик можно увеличить в размерах, надув щеку сильнее.

 

5. Втяните щеки в ротовую полость, нижнюю челюсть опустите. Соберите губы так, будто собираетесь изображать рыбку. Покажите, как рыбка хватает ртом пузырьки воздуха и выпускает их обратно. Смыкайте и размыкайте губы.

 

6. Представьте, что у вас очень сильно чешутся губы. Откройте рот и почешите губы зубами — сначала верхнюю губу, затем нижнюю. После этого натягивайте губы на зубы, стараясь закрыть губами внутреннюю поверхность зубов.

 

7. Обнажите верхние зубы, подтянув верхнюю губу. Постарайтесь достать губой до носа. Затем потяните вниз нижнюю губу, обнажая нижние зубы. Теперь доставайте губой до подбородка.

 

8. Сомкните зубы, губы тоже сомкнуты и расслаблены. Пропустите воздух сквозь губы со звуком «фрррр!». Вспомните, как фыркают лошади — вам надо сымитировать этот звук.

 

9. Водите языком между верхними зубами, верхней губой и щеками. Представьте себе, что вы чистите языком полость рта. Затем проведите языком между нижними зубами и нижней губой. «Почистите» так же нёбо и область под языком.

 

10. Откройте рот и слегка раздвиньте губы. Касайтесь кончиком языка верхней губы, затем нижней губы, затем правого уголка губ, затем левого.

 

11. Прислоните язык к верхнему небу и сделайте присасывающее движение. Затем с силой отцепите язык от нёба. Должен получиться характерный «цокающий» звук. Поцокайте языком.

 

12. Возьмите глубокое дыхание, выдыхая, произносите звук «АААА». Высуньте язык и прикусите его, чтобы получился звук «ЛЛЛЛ». Поиграйте со сменой звуков.

 

13. Исходное положение — сидя или стоя. Спина прямая, поза свободная, лицо спокойное. Не двигая головой, «нарисуйте» носом яблоко, ананас, дерево. То же самое повторите губами, затем — глазами, бровями. «Рисуйте» разные картины всеми подвижными частями лица.

 

14. Это упражнение досталось нам от Екатерины Второй. Современники отмечали, что у нее до самой старости было гладкое, спокойное, царственное лицо. Причиной этому было одно упражнение, которое Екатерина придумала сама. Вот что пишет историк Пыляев: «Императрица имела особенный дар приспособлять к обстоятельствам выражение лица своего; часто после вспышки гнева в кабинете подходила она к зеркалу и руками, так сказать, сглаживала, прибирала черты свои и являлась в залу со светлым, царственно-приветливым лицом». Мы предлагаем и вам научиться этому.

 

Встаньте перед зеркалом. Расслабьте лицо. Растопырьте пальцы и обеими пятернями начинайте гладить от краев лица к носу, как бы собирая его в одну точку. Одновременно сжимайте, собирайте к носу лоб, брови, щеки, подбородок. Глаза придется закрыть, но чтобы посмотреть, что получилось, оставьте небольшие щелочки. Зафиксируйте положение. А теперь обратным движением — от носа к краям — начинайте разглаживать, расправлять лицо. Такое упражнение не только прекрасно разрабатывает артикуляционные поверхности, но и действует как лицевой массаж. При его регулярном выполнении кожа лица становится упругой и гладкой.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ

 

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.

 

Все движения головой выполнять спокойно, медленно, при максимальном расслаблении мышц шеи.

 

Упражнение №1.Медленные наклоны головы вперед (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад до отказа. Повторите 5—10 раз.

 

Упражнение №2.Медленные повороты головы вправо-влево (с максимальной амплитудой). Повторить 5—10 раз в каждую сторону.

 

Упражнение №3.Медленные круговые движения головой вправо, потом влево. Выполнять 4—5 раз в каждую сторону.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА И РУК

 

Каждое из них делится на две части. Первая — акцентировать напряжение мышцы или группы мышц в течение 3—4 секунд. Вторая — как можно глубже расслабиться. Эффективность упражнений усиливается при подаче своеобразных самоприказов. Например, напрягая мышцы рук, сосредоточьтесь на этом ощущении и произносите про себя: «Мышцы рук максимально напряжены». Выполняя вторую часть упражнения, внушайте себе: «Мышцы рук совершенно расслаблены». Каждое упражнение выполняется 3—4 раза.

 

Эффективность упражнений усиливается и в том случае, если вы мысленно представляете картину ваших действий.

 

Упражнение №1.Представьте себе, что вы получили неожиданно сообщение от своего друга, которое вас удивило и поразило (придумайте его сами). Вы заметите, как от удивления широко откроются ваши глаза и поднимутся брови. А теперь приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3—4 сек), затем расслабьте мышцы, свободно опустите веки.

 

Упражнение №2.Представьте, что вы вышли из темного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь! Крепко зажмурьтесь! (3—4 сек). А теперь расслабьте веки, оставляя их прикрытыми.

 

Упражнение №3.Вспомните, как ребенок сжимает губы, когда мама пытается вынуть у него изо рта пуговицу. Представили? Крепко сожмите челюсти и губы! (3—4 сек). Теперь расслабьте их, свободно опустите нижнюю челюсть.

 

Упражнение №4.Напрягая язык, крепко прижмите его кончик к нёбу! (3—4 сек), расслабьте язык и челюсти.

 

Упражнение №5.Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 сек). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены!). А теперь расслабьтесь: руки, свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.

 

Упражнение №6.Наклонитесь вперед, поднимите руки, пальцы сожмите в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи (3—4 сек). После этого расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ

 

Гигиенический массаж выполняется для снятия напряжения и скованности мимических и речевых мышц, мышц рук, шеи, ног, живота, и наоборот, соответственно, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела.

 

Техника массажа. Производите легкое поглаживание ладонями 5—10 раз:

 

от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы;

 

от переносицы к околоушной впадине (движение рук, как при умывании);

 

передней поверхности шеи в направлении к туловищу;

 

рук, плеч в направлении к туловищу;

 

живота круговыми движениями по часовой стрелке.

 

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

 

Техника массажа. Энергично постукивать пальцами обеих рук:

 

по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В];

 

по нижней губе с произнесением звука [З];

 

по верхней части груди с произнесением звука [Ж];

 

по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);

 

по спине справа и слева (на звуке [М]).

 

После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокойных вдохов и выдохов.

 

ЗАНЯТИЕ

2.

 

Каждое практическое занятие будем начинать с повторения пройденного материала, чтобы, закрепляя изученные навыки и умения, постепенно переходить от сознательного овладения ими к автоматическому использованию в повседневной речи.

 

Повторение: 1) «поза», «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи.

 

Обратите внимание, что теперь наши занятия по технике речи будут разбиваться как бы на две части, охватывая работу над: 1) речевым дыханием, а в последних занятиях и над голосом; 2) дикцией и орфоэпией. Группы дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений имеют соответственно свою последовательную нумерацию, проходящую через все занятия. При этом все дыхательные упражнения будут идти с дополнительным значком «д», голосовые — с «г», артикуляционные — со значком «а».







Date: 2016-05-18; view: 536; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.077 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию