Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеровСтр 1 из 2Следующая ⇒
Убедительно доказано наличие весомых социально-психологических детерминант восприятия человека человеком: социальные установки, стереотипы, позиции, статусы играют серьезную роль в организации восприятия, общения и взаимодействия людей [20]. Такие стереоти- 9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров 273 пы могут выступать и в инструментальном качестве — как средство организации самой деятельности субъектов. Особенности восприятия работниками организационных процессов являются важнейшими атрибутами корпоративной культуры, сознательно создаваемыми и целенаправленно используемыми руководителями. По определению Э. Шейна, организационная культура есть паттерн коллективных базовых представлений, приобретаемых группой в процессе решения проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, паттерн, передаваемый новым членам группы в качестве «правильной системы восприятия» [142]. Отметим, что все процессы восприятия и его содержание несомненно обусловлены как «внутренними», так и «внешними» условиями, вернее, отражают их тесное и сложное взаимодействие (Приложение 4). Признаем, что пространство совместной профессиональной деятельности субъектов не изотропно, а своеобразно психологически структурировано [124]. В нем выделяются феномены «психологической ниши» (особенности «горизонтального», гетерархнческого распределения субъектов), «триады» (иерархической организации общения и взаимодействия), распределения функций управления между партнерами и др. Отметим также, что важнейшей особенностью пространства деятельности является его дискретность [124]. Пространство деятельности характеризуется не равномерным распределением энергетических, информационных, временных, пространственных и других ресурсов, не монотонным их убыванием от центра к границам, а дискретностью, т. е. порою резкими переходами, качественными изменениями состояния его частей. В качестве таких частей пространства деятельности, или компонентов совместной деятельности, могут выступать функции управления, иерархия власти, социальные роли и др. Характерным примером дискретности является асимметрия восприятия сотрудниками трудовых функций, объема и характера работы, поведения в группе, где «точками перелома» являются сами позиции оценивающих субъектов в управленческой иерархии организации и их социальные роли в группе. Структурированность пространства деятельности сопряжена с характерными особенностями восприятия субъектами профессионально важных качеств партнеров, их психологических черт и перераспределения функций между ними. 274 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм Понятия «субъективно значимые», «субъективно удобные» в наших исследованиях рассматриваются как первый, базовый уровень в иерархии системы «индивидуальный стиль деятельности», как подсознательные, эмоционально регулируемые механизмы адаптации субъекта к среде. Эта тема профессиографии в настоящее время еще мало разработана. Необходимо исследовать динамику ПВК в связи с должностной иерархией и профессиональной карьерой, установки руководителей и их оценку ПВК подчиненных, принципы формирования эффективных команд на основе взаимодополняемости ПВК субъектов и т. д. Согласно научным данным, существует явная цепь причинно-следственных отношений: восприятие действительности, определяемое своеобразием психофизиологических особенностей субъекта и социально-психологических механизмов — своеобразие организации когнитивной, эмоциональной, психомоторной сферы субъекта — своеобразие деятельности и поведения — своеобразие взаимодействий человека с миром и его жизненного пути. Сопоставление данных двух исследований, проведенных в 1988 и 2000 гг. (на выборках руководителей среднего звена промышленных предприятий и подразделений органов государственной службы), убедительно отражает как ключевые, так и специфические особенности социальной детерминации восприятия ПВК партнеров по управленческой структуре. (В наименованиях ПВК приводится лексика анкетируемых.) Показано, что предпочитаемые или личностно значимые для субъектов ПВК выше- и нижестоящих партнеров не связаны (р = 0,09 у «производственников», р = 0,19 — у руководителей подразделений госорганов). Вероятно, число субъективно значимых ПВК партнера являются не «списком» в несколько десятков признаков, а представляют собой некоторый паттерн, число компонентов которого подчиняется общему закону восприятия (например, 7 ± 2). Вместе с тем нельзя не видеть устойчивых особенностей восприятия партнеров в управленческой иерархии, обусловленных корпоративной культурой. Так, для «нормального функционирования» управленцев важны профессионализм и компетентность их вышестоящих руководителей. Однако наличие этих качеств вовсе не обязательно для их же подчиненных, в том числе являющихся руководителями низового звена управления. От последних ожидают прежде 9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров 275 всего исполнительности, дисциплинированности, пунктуальности и внимания при решении задач. Выраженная асимметрия восприятия ПВК партнеров субъектами управления присуща всем группам выделенных качеств — интеллектуальным, коммуникативным, личностным особенностям, собственно управленческим. Уровень востребованности разных ПВК партнеров, их актуальности в профессиональной деятельности управленцев — отдельная важная тема. Явно различаются и перечни ПВК отечественных и зарубежных менеджеров, отражающие субкультурные различия. Асимметрия восприятия (ПВК партнеров, объемов их деятельности, исполняемых социальных ролей) понимается как следствие иерархии управленческой структуры и соответствующей корпоративной культуры. Асимметрия восприятия присуща не столько отдельному руководителю, занимающему конкретную должность; асимметрия восприятия характерна для всех субъектов, включенных в управленческие взаимодействия вне зависимости от конкретной позиции в служебной иерархии. Иначе: не только взаимодействия, но и восприятие субъектами друг друга по «вертикали» и по «горизонтали» представляет собой по ряду оснований два разных психических процесса. Таблииа 9.5 Субъективно значимые для руководителей подразделений промышленных предприятий профессионально важные качества партнеров
276 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм Окончание табл. 9.5
Примечание: ВР — вышестоящий руководитель; HP — нижестоящий руководитель (подчиненный). Date: 2016-05-18; view: 300; Нарушение авторских прав |