Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров





Убедительно доказано наличие весомых социально-психологических детерминант восприятия человека человеком: социальные установки, стереотипы, позиции, статусы играют серьезную роль в организации восприятия, общения и взаимодействия людей [20]. Такие стереоти-

9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров 273

пы могут выступать и в инструментальном качестве — как средство организации самой деятельности субъектов. Особенности восприятия работниками организационных процессов являются важнейшими атрибутами корпоративной культуры, сознательно создаваемыми и целенаправленно используемыми руководителями. По определению Э. Шейна, организационная культура есть паттерн коллективных базовых представлений, приобретаемых группой в процессе решения проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, паттерн, передаваемый новым членам группы в качестве «правильной системы восприятия» [142].

Отметим, что все процессы восприятия и его содержание несомненно обусловлены как «внутренними», так и «внешними» условиями, вернее, отражают их тесное и сложное взаимодействие (Приложение 4).

Признаем, что пространство совместной профессиональной деятельности субъектов не изотропно, а своеобразно психологически структурировано [124]. В нем выделяются феномены «психологической ниши» (особенности «горизонтального», гетерархнческого распределения субъектов), «триады» (иерархической организации общения и взаимодействия), распределения функций управления между партнерами и др. Отметим также, что важнейшей особенностью пространства деятельности является его дискретность [124]. Пространство деятельности характеризуется не равномерным распределением энергетических, информационных, временных, пространственных и других ресурсов, не монотонным их убыванием от центра к границам, а дискретностью, т. е. порою резкими переходами, качественными изменениями состояния его частей. В качестве таких частей пространства деятельности, или компонентов совместной деятельности, могут выступать функции управления, иерархия власти, социальные роли и др. Характерным примером дискретности является асимметрия восприятия сотрудниками трудовых функций, объема и характера работы, поведения в группе, где «точками перелома» являются сами позиции оценивающих субъектов в управленческой иерархии организации и их социальные роли в группе.

Структурированность пространства деятельности сопряжена с характерными особенностями восприятия субъектами профессионально важных качеств партнеров, их психологических черт и перераспределения функций между ними.

274 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

Понятия «субъективно значимые», «субъективно удобные» в наших исследованиях рассматриваются как первый, базовый уровень в иерархии системы «индивидуальный стиль деятельности», как подсознательные, эмоционально регулируемые механизмы адаптации субъекта к среде.

Эта тема профессиографии в настоящее время еще мало разработана. Необходимо исследовать динамику ПВК в связи с должностной иерархией и профессиональной карьерой, установки руководителей и их оценку ПВК подчиненных, принципы формирования эффективных команд на основе взаимодополняемости ПВК субъектов и т. д.

Согласно научным данным, существует явная цепь причинно-следственных отношений: восприятие действительности, определяемое своеобразием психофизиологических особенностей субъекта и социально-психологических механизмов — своеобразие организации когнитивной, эмоциональной, психомоторной сферы субъекта — своеобразие деятельности и поведения — своеобразие взаимодействий человека с миром и его жизненного пути.

Сопоставление данных двух исследований, проведенных в 1988 и 2000 гг. (на выборках руководителей среднего звена промышленных предприятий и подразделений органов государственной службы), убедительно отражает как ключевые, так и специфические особенности социальной детерминации восприятия ПВК партнеров по управленческой структуре. (В наименованиях ПВК приводится лексика анкетируемых.) Показано, что предпочитаемые или личностно значимые для субъектов ПВК выше- и нижестоящих партнеров не связаны (р = 0,09 у «производственников», р = 0,19 — у руководителей подразделений госорганов).

Вероятно, число субъективно значимых ПВК партнера являются не «списком» в несколько десятков признаков, а представляют собой некоторый паттерн, число компонентов которого подчиняется общему закону восприятия (например, 7 ± 2).


Вместе с тем нельзя не видеть устойчивых особенностей восприятия партнеров в управленческой иерархии, обусловленных корпоративной культурой. Так, для «нормального функционирования» управленцев важны профессионализм и компетентность их вышестоящих руководителей. Однако наличие этих качеств вовсе не обязательно для их же подчиненных, в том числе являющихся руководителями низового звена управления. От последних ожидают прежде

9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров 275

всего исполнительности, дисциплинированности, пунктуальности и внимания при решении задач.

Выраженная асимметрия восприятия ПВК партнеров субъектами управления присуща всем группам выделенных качеств — интеллектуальным, коммуникативным, личностным особенностям, собственно управленческим. Уровень востребованности разных ПВК партнеров, их актуальности в профессиональной деятельности управленцев — отдельная важная тема. Явно различаются и перечни ПВК отечественных и зарубежных менеджеров, отражающие субкультурные различия.

Асимметрия восприятия (ПВК партнеров, объемов их деятельности, исполняемых социальных ролей) понимается как следствие иерархии управленческой структуры и соответствующей корпоративной культуры. Асимметрия восприятия присуща не столько отдельному руководителю, занимающему конкретную должность; асимметрия восприятия характерна для всех субъектов, включенных в управленческие взаимодействия вне зависимости от конкретной позиции в служебной иерархии. Иначе: не только взаимодействия, но и восприятие субъектами друг друга по «вертикали» и по «горизонтали» представляет собой по ряду оснований два разных психических процесса.

Таблииа 9.5

Субъективно значимые для руководителей подразделений

промышленных предприятий профессионально важные качества

партнеров

Профессионально важные качества ВР HP
1.Компетентность, знание дела, образование по специальности    
2. Доброта, честность, справедливость, готовность помочь    
3. Деловые качества, оперативность    
4. Умение разбираться в ситуации    
5. Интеллигентность, общая культура    
6. Ответственность, пунктуальность, исполнительность    
7. Настроение    
8. Умение слушать, понимать    

276 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

Окончание табл. 9.5

Профессионально важные качества ВР HP
9. Природный ум, интеллект    
10. Способность располагать к себе    
11. Опыт, квалификация    
12. Работоспособность, трудолюбие, здоровье    
13. Возраст, семейное положение    
14. Информированность    
15. Способность самостоятельно принимать решения    
16. Мотивация, желание работать, инициатива    

Примечание: ВР — вышестоящий руководитель; HP — нижестоящий руководитель (подчиненный).







Date: 2016-05-18; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию