Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слайд 23. Спасибо за внимание!
Слайд 3. Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный, прогнозируемый характер.
Слайд 4. Основными показателями педагогической технологии формирования УУД являются:
1) наличие четко заданной цели, ориентированной на гарантированное достижение конкретных высоких результатов;
2) конструирование содержания деятельности на основе достижений науки, техники, передового опыта;
3) проектирование системы интенсивных форм, методов преподавания учебно-практических, проблемных задач, способов их решения;
4) моделирование личностно ориентированной, рационально сочетаемой творческой и познавательной продуктивной деятельности учащихся, более совершенных приемов воздействия на них, содействующих повышению их познавательной активности, проявлению ими фантазии, любознательности, тяготения к творческой деятельности;
5) проектирование способов проверки, использование в этих целях тренинговых и контрольных заданий.
В основу разработки технологии формирования УУД могут быть положены прогрессивные идеи проблемного, развивающего и эвристического обучения.
Слайд 5. Технология формирования УУД включает четыре взаимосвязанных блока: целеполагание, содержание учебного материала, систему самостоятельных работ, рефлексию и коррекцию.
Целеполагание является наиболее значимым элементом технологии формирования обобщенных способов учебной деятельности.
Слайд 6. Целеполагание: Эта процедура включает следующие этапы: - диагностику целей учащихся, - анализ и систематизацию полученных данных, - конструирование индивидуальных и общих технологических линий обучения.
Этап диагностики ученических целей проводится с помощью анкетирования. Каждому обучаемому предлагается список целей, в которых он отмечает главные для него. Анализ ответов позволяет судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях.
Блок целеполагание в технологии формирования УУД может быть представлен как система ближних, средних, дальних (перспективных) целей - развитие эмоциональной сферы, формирование системного мышления, формирование личностных творческих качеств.
Слайд 7. Содержание учебного материала общего и среднего образования включает в себя: - знания теоретические; - знания о методах и методологии; - эмпирические знания, умения; - опыт творческой деятельности;
Самостоятельная работа учащихся в технологии формирования УУД занимает особое место. Среди видов самостоятельных работ можно назвать
Слайд 8. Виды самостоятельных работ: - работу с книгой; - заполнение таблиц и составление схем; - решение учебных творческих задач.
Блок оценки и коррекции в технологии формирования УУД осуществляется на основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, при помощи средств контроля происходит оценка учащегося и всех вместе. Оценивается полнота достижения целей, качество образовательного продукта, что отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебно-познавательной деятельности.
Создание технологии формирования УУД учащихся, несмотря на выделенные показатели, нельзя считать завершенным. Ведущей проблемой остается интеграция содержания образования. Суть проблемы интеграции содержания образования можно свести к следующему:
Слайд 9. Проблемы интеграции содержания образования:
а) УУД - это обобщенные способы учебной деятельности. Они потому и являются универсальными, что осваиваются как основа для специальных знаний и умений, а потому пронизывают все учебные предметы;
б) система УУД не складывается при наличии имеющейся учебно-методической базы педагогического процесса;
в) межпредметные связи как определенный уровень интеграции содержания образования декларируются в большинстве программ, но не определяются и не указываются.
Таким образом, в технологии формирования УУД много нерешенных вопросов. Таких, как необходимость творческого переосмысления и перерабатывания учебных программ, создание рабочих программ предметов на интегративной основе.
Слайд 10. Формирование учебно-познавательных компетенций
Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда.
Слайд 11. "Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь". (Китайская мудрость)
В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как:
Слайд 12. Профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Слайд 13.
Компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. (доктор педагогических наук Германа Селевко)
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Слайд 14.
Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.
Существует семь ключевых образовательных компетенций:
Слайд 15.
Ключевые образовательные компетенции: - ценностно-смысловая; - общекультурная; - учебно-познавательная; - информационная; - коммуникативная; - социально-трудовая; - личностного самосовершенствования
Слайд 16.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. (Хуторской Андрей Викторович)
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.
Приведём примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:
Слайд 17. Примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме: ●ставить цель и организовывать ее достижение; ●уметь пояснить свою цель; ●организовывать планирование; анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; ●задавать вопросы к наблюдаемым фактам,; ●отыскивать причины явлений; ●обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.
Слайд 18.
Учебно-познавательную деятельность - самоуправляемая деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:
Слайд 19.
Технологии организации учебно-воспитательного процесса:
- технология проблемного и проектного обучения; - развития критического мышления; - обучения в глобальном информационном сообществе и другие.
Расскажем подробнее о проектной деятельности учащихся. Проектная методика является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных технологий. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью.
Слайд 20.
Проектная методика предполагает:
● возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию. ● выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; ●непроизвольное запоминание явлений и процессов; ●стимуляцию и развитие творческого мышления, воображения; ● создание условий не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.
Технология проектов совмещена с информационными технологиями. Свои проектные работы дети представляют в виде презентаций, сбор информации осуществляется с помощью сети Интернет.
Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Создание различных игровых ситуаций. Вопросы и задания должны не только создать проблемную ситуацию, но и содержать в себе новизну информации, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям и красоту. Это повышает познавательный интерес к предмету.
В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность (картины, иллюстрации, схемы, таблицы, и т.д.). Демонстрируя слайды, электронные учебники, учебные фильмы и другие аудиовизуальные средства, следует делать паузы для задавания проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе просмотра.
На уроках применимы игровые технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих.
Слайд 21.
Игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. Примеры развивающих упраженений: Найди лишнее слово, Что такое? Кто такой?; Отгадай загадку, расшифруй ребус; Цепочка; Подбери пару; Кроссворды, шарады. Работа с "осколочной картинкой" и др.
Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.
Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются различными способоами, с учетом их интересов, и, желательно с разными учебными возможностями. При коллективной работе действует схема: учитель - коллектив - ученик. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности.
Слайд 22. Решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебных предметов.
Слайд 23. Спасибо за внимание!
Date: 2016-05-18; view: 271; Нарушение авторских прав |