Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая профилактика
один из видов профессиональной деятельности психолога, включающий комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения нарушений, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации. В работе психологической службы образования речь может идти о сохранении психического здоровья ребенка и предупреждении различных нарушений в его развитии, которые могут быть связаны с тем или иным неблагоприятным воздействием условий обучения. Это означает, что главным смыслом психопрофилактики в школе является правильное и своевременное распознавание индивидуально-психологических особенностей обучающегося с целью: а) предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, а также отклонений в их деятельности и поведении; б) создания психологических условий, максимально благоприятных для развития; в) препятствие усугублению уже имеющихся недостатков. Д. Б. Эльконин считал, что только контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, позволяет создавать оптимальные условия для реализации возможностей обучающихся, устанавливать правильное направление их развития и раскрытия способностей (Д. Б. Эльконин, 1994, с. 66). Такой профилактический комплекс мероприятий ориентирован на предотвращение у учащихся дезаптационных проявлений на социальном и личностном уровнях (Ю. Г. Демьянов, 1999), сохранение психологического здоровья ребенка и поддержку его успешности в процессе обучения. Таким образом, психопрофилактическая работа напрямую связана с решением задач прогноза эффективности обучения и воспитания, позволяя сделать вывод о будущем состоянии школьника на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне важных параметров его деятельности. Психологически обоснованный образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы неблагоприятные варианты развития личности, трудности обучения и поведения не имели бы почвы для возникновения. Следствием профилактической работы может выступать создание условий для эффективной адаптации к учебному процессу и выработки дифференцированных рекомендаций обучения школьника, связанных с видами учебной деятельности, режимом, условиями, стилем обучения, дозировкой, способами организации и т. д. Основными принципами психопрофилактической работы в рамках психологического сопровождения в школе выступают (Н. Л. Коновалова, 2000, с. 216): 1. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического развития ребенка или уже имеющихся минимальных отклонений так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы. 2. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включенным в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды. Кроме того, преемственная организация профилактической работы позволяет отследить эффективность психопрофилактических мероприятий каждого этапа возрастного развития на последующих этапах. 3. Приоритетность психопрофилактических мероприятий для детей с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения. 4. Компетентность специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника. Реализация принципов психопрофилактической работы в образовании возможна через интеграцию психологического и педагогического знания, позволяющую создать систему (комплексную программу) изучения ребенка как развивающейся личности (С. Н. Костромина, 2002), т. е. через создание комплексной профилактической диагностической программы. Цель такой программы – сохранение психологического здоровья детей, обеспечение благоприятных условий обучения и поддержку успешности обучения и воспитания. С одной стороны, она демонстрирует индивидуальные особенности каждого ребенка, а с другой – дает возможность для своевременной помощи (коррекционной работы) в том случае, если таковая будет необходима (есть запрос или получены соответствующие результаты психологического обследования). В целом содержание психопрофилактической работы в школе включает: 1) отслеживание соблюдения условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности на всех ступенях (в начальной, основной и старшей школе); 2) работу по предупреждению психологических перегрузок, вызванных многочасовым пребыванием в одном и том же коллективе, напряжением при освоении учебных программ; 3) поддержку благоприятного психологического климата, оптимизацию общения учащихся, педагогов и родителей; создание условий для доверительного общения и конструктивного взаимодействия; 4) предупреждение возможных осложнений при поступлении в школу и переходе из начальной школы в среднюю, а также при смене этапов возрастного развития, предполагающих решение новых задач становления личности. Примерный план профилактической психодиагностической программы приведен в Приложении.
Психологическая служба (ПС)
1) структурное подразделение учреждения, основной функцией которого является оказание психологической помощи его членам посредством разнообразных видов деятельности (психологическое консультирование, психологическая профилактика, психодиагностика, развитие и коррекция, психотерапия и т. д.); 2) система психологического сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы). В сфере образования работа ПС направлена на оказание психологической помощи всем субъектам образовательного процесса – обучающимся (детям и подросткам), педагогам и родителям. В отличие от зарубежной ПС, где центральными и исторически сложившимися функциями является психологическое измерение и оценка способностей и достижений обучающихся, в отечественной психологической практике работа специалистов ПС наиболее часто связана с решением таких вопросов, как: а) выявление разнообразных трудностей, возникающих в образовательном процессе (и прежде всего трудностей обучения, поведения или общения); б) преодоление (психологическая интервенция) и профилактика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, обеспечение развития здоровой личности; в) консультирование в решении возникших проблем, конфликтных ситуаций или ситуаций, связанных с выбором или самоопределением (например, профессиональным). ● Основными задачами ПС в образовании являются: 1) определение психологической готовности детей и подростков к смене социальной ситуации развития (кризисные и переломные моменты в жизни), к которым в первую очередь относятся поступление ребенка в школу, переход из начальной школы в среднюю, проблемы личностного и профессионального самоопределения; 2) выявление проблем адаптации к условиям обучения и воспитания на разных этапах и организация психологической помощи в случае возникших затруднений; 3) разработка и реализация коррекционных и развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их возрастных возможностей и резервов, обеспечение условий для развития личности в образовательной среде; 4) преодоление психологических причин отставания в учении и трудностей в поведении, включая: ● своевременное выявление неблагоприятных внутренних и внешних условий развития с целью предупреждения отставания; ● выявление существующих форм нарушений, приводящих к приспособлению в образовательной среде на сниженном или искаженном функциональном уровне; 5) мониторинг психологического климата образовательной среды, его безопасности и комфорта, оперативное разрешение конфликтных ситуаций и нарушений в межличностных отношениях обучающихся, педагогов и родителей; 6) консультирование (индивидуальное и групповое) всех участников образовательного процесса по разнообразным проблемам обучения, воспитания, психологического состояния, жизненного и профессионального самоопределения; 7) психологическое обеспечение образовательного процесса на уровне отбора содержания учебного материала, средств, стратегий обучения и стиля преподавания, участия в составлении программ обучения и воспитания, дидактических и методических материалов, а также оценки их эффективности. ● Решение основных задач психологической службы происходит на нескольких функциональных уровнях и во многом определяется возникшей психодиагностической ситуацией. Первый уровень предполагает групповые и массовые обследования обучающихся, на основании которых решаются вопросы психологической оценки и измерения разнообразных индивидуальных особенностей, имеющих значение для последующего обучения и воспитания. Чаще всего такая работа происходит в ходе психологического мониторинга с целью предупреждения разнообразных нарушений или последующей дифференциации (например, с целью профилизации обучающихся или аттестации работников). На втором уровне работа связана с конкретным человеком (обучающимся, родителем или педагогом), у которого имеются явные проблемы и которому требуется психологическая помощь и поддержка. Третий уровень предполагает психологическое консультирование всех нуждающихся конкретного образовательного учреждения с целью психологического благополучия и гармоничного развития личности. С точки зрения организационной модели ПС в сфере образования может реализовываться в двух вариантах. 1. Работа одного или нескольких психологов непосредственно в образовательном учреждении. Профессиональная деятельность одного психолога обычно включает все направления работы и строится под руководством администрации учреждения, а также координации с районным Психолого-педагогико-медико-социальным центром (ППМС-центром). Организационно-управленческое взаимодействие нескольких специалистов ПС может быть как горизонтальным, так и вертикальным (иерархическим). При горизонтально организованной психологической службе функционал сотрудников четко разграничен и связан либо с конкретным контингентом, либо конкретным видом деятельности. Например, один из психологов полностью обеспечивает решение психологических задач на уровне начальной школы, другой – на уровне основной, третий – старшей. Или один специалист отвечает за диагностику и профилактику, другой – за психологическое консультирование и коррекционно-развивающую работу. Каждый из психологов непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения. При вертикальной организации в службе присутствует начальник (руководитель) службы, в функционал которого помимо обязанностей по оказанию психологической помощи входят управленческие задачи, в частности такие, как определение целей и задач ПС, распределение поручений сотрудникам и определение круга их должностных функций, контроль за исполнением и т. д. Руководитель ПС является сотрудником администрации образовательного учреждения и на соответствующем уровне имеет полноправный голос в принятии управленческих решений, касающихся его деятельности. 2. Работа психологов в районном (городском) ППМС-центре. В этом случае психологическая помощь учителям, родителям или обучающимся оказывается при направлении их в конкретный ППМС центр, курирующий образовательное учреждение. Кроме того, по запросу образовательного учреждения выездная группа психологов может на месте решать поставленные перед ними задачи. Например, организация циклов лекций для родителей или обучающихся, организация постоянно действующих психологических семинаров для педагогов, консультирование по разнообразным проблемам воспитания или обучения. Основной плюс первой модели состоит в том, что психолог (и психологическая служба в целом) непосредственно включен в образовательный процесс, имеет возможность сочетать анализ проблем и поведение ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным изучением его индивидуально-психологических особенностей, воплощает свои решения и рекомендации, отмечая изменения, которые произошли, и получая обратную связь о результативности своей деятельности. Находясь рядом с участниками образовательного процесса, психолог может оперативно реагировать на события и оказывать полноценное содействие психологическому развитию каждого. Вторая модель в большей степени соответствует оказанию экстренной или плановой психологической помощи, когда необходимо решить либо срочные проблемы (недисциплинированность, конфликт и т. д.) или трудоемкие задачи (адаптация первоклассников к школе, определение готовности перехода всех обучающихся из начальной школы в среднюю, профилизация обучающихся и др.). К сожалению, эффективность психологической помощи при второй модели ограничена оторванностью от учебно-воспитательного процесса и знания атмосферы и особенностей образовательного учреждения (контингента, образовательных программ, педагогического коллектива), а также тем, что многие программы психологического обследования, «спускаемые свыше» (от ППМС центра, районного/городского отдела образования) не отвечают потребностям самого учреждения, педагогов, родителей и обучающихся.
Date: 2016-05-13; view: 692; Нарушение авторских прав |