Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Суицидальное поведение
(от лат. sui – сам себя и caedes – убийство, суицидальный – относящийся к самоубийству) – широкое понятие, которое помимо суицида – осознанного лишения себя жизни – включает суицидальные покушения, попытки и проявления намерений совершить суицидальные действия. По Э. Шнейдману, суицидальное поведение – это аутоагрессия, вызванная сильнейшей душевной болью, которая порождается фрустрацией психологических потребностей. Собственно суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальными попытками (незавершенными суицидами) считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им средства при попытке акта. К проявлениям суицидальных намерений относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни (В. Т. Кондрашенко, 1988). Кроме того, выделяют так называемый парасуицид – акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. При этом следует различать «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт» и парасуицид. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, т. е. реальное суицидальное действие, то умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза, нет оснований относить к суициду. ● Суицидальное поведение является одним из видов девиантного поведения. А. Г. Амбрумова считает, что суицид следует считать крайней точкой саморазрушительного поведения, имеющего ряд взаимопереходящих форм: злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованная езда на автотранспортных средствах, управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. ● По мнению А. Е. Личко (1991), суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир (1984) выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее 1 %); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3 %. ● Согласно исследованиям А. Г. Амбрумовой (в исследовании приняли участие 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением) в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4 %, в пубертатном (13–16 лет) – 51,8 % и постпубертатном (17–18 лет) – 33,8 %. Самыми молодыми из суицидентов были дети 7 лет. Большинство в группе обследованных составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами покушений и суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков – порезы вен и повешение. У 5 % девочек, совершивших попытки самоубийства в возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность. По данным А. Е. Личко, среди подростков с незавершенными суицидами 32 % были в возрасте 17 лет; 31 % – 16 лет; 21 % – 15 лет; 12 % – 14 лет и лишь 4 % – в возрасте 12–13 лет. Результаты исследований демонстрируют общую для большинства стран картину – суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14–15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 лет. Это обстоятельство может быть обусловлено тем, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11–14 годам, т. е. только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти, а поэтому термин «суицид» и «суицидальное поведение» для раннего возраста малоприемлем (Е. Шир, 1984). Как пишет В. Т. Кондрашенко (1988), суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с психическими заболеваниями и в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции – в первую очередь, реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. При этом частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты «суицидального» шантажа. В то же время Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14–18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. У остальных причины аутотравматизма носили иную мотивировку: у 30 % самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20 % как обряд «братанья кровью», у 20 % как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15 % из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50 % случаев – акцентуация характера. Говоря о суицидальном поведении в подростковом возрасте, следует отметить, что четко дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно. Это означает, что к любым демонстрациям суицидальных намерений следует относиться чрезвычайно серьезно. Так, А. Е. Личко, А. А. Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14–18 лет, обнаружили, что примерно у половины из них (49 %) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Эта «игра в самоубийство» часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично. Е. Шир (1984) отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т. п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока. Путь личности от появления суицидальных мыслей до попытки суицида сопровождается прохождением ряда этапов, которые включают случаи, где опасные для жизни действия не связаны с осознанными представлениями о собственной смерти. Это широкая зона аутодеструктивной активности, примыкающая к суицидальной сфере, но не являющаяся таковой в буквальном смысле. Ее анализ позволяет своевременно распознать склонность личности к суицидальному поведению и предупредить суицид. Первым этапом являются антивитальные переживания – размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «жить не стоит», «не живешь, а существуешь», где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни. Далее следует внутреннее суицидальное поведение, которое включает пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы и суицидальные намерения. Пассивные суицидальные мысли проявляются в виде фантазий на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни, например «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» и т. д. Суицидальные замыслы представляют собой уже активную форму суицидальности, поскольку включают продумывание способов суицида, времени и места действия. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслам волевого компонента: «возьму и сделаю». Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток реализации называется пресуицидом. Именно в этот период происходит (или не происходит) превращение суицидальной цели в самостоятельный мотив, обладающий большой побудительной силой. Основу этого превращения составляет конфликт, препятствующий удовлетворению значимой для личности потребности. Фаза пресуицида может быть острой и хронической. Именно она сопровождается появлением разговоров (мыслей в слух) о суициде. Поэтому миф о том, что «те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его», является опасным и ошибочным. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу. Большинство людей, которые впоследствии совершают суицидальные действия, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Это связано с тем, что на начальных этапах такие разговоры чаще всего являются бессознательным призывом о помощи, защите и вмешательстве. Позднее, если не находится никого, действительно заинтересованного помочь, человек может наметить время и выбрать способ самоубийства. Некоторые довольно ясно говорят о своих намерениях. Существуют прямые утверждения: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются завуалированными и замаскированными: «Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать для вас проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро эта боль будет уже позади», «Они будут очень жалеть, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти весьма опасные высказывания форму открытых заявлений или искусных намеков, в любом случае они не должны игнорироваться. Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств. Поэтому может включать и «приведение своих дел в порядок», и написание длинных запоздалых писем, и улаживание споров и конфликтов с родными и соседями. Подросток может раздаривать сентиментально ценные личные вещи. Завершающие приготовления могут быть сделаны очень быстро, и затем мгновенно следует суицид. За внутренней формой следуют внешние формы суицидального поведения: подготовка к суициду, суицидальная попытка и завершенный суицид. Суицидальная попытка, подразумевающая целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, имеет две фазы. Первая – обратимая, когда объект сам может прекратить попытку, вторая – необратимая. При анализе суицидального поведения следует обращать внимание на причину, условия и повод. Причина суицидального поведения – понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Фактически, причина – это все то, что вызывает и обусловливает суицид. При этом такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, как правило, вызваны, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека. Кроме того, помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д.). Еще Э. Дюркгейм (1994) выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический – с другой. Суицидальные действия по альтруистическим мотивам подразумевают сознательный уход из жизни во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т. д. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой, т. е. социально-психологическую дезадаптацию личности (А. Г. Абрумова, 1983). Его обозначение связано с термином «аномиз», введенным Дюркгеймом, – типом социально-психологической изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Фаталистические самоубийства возникают в результате усиленного контроля со стороны группы, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой. Под эгоистической мотивацией суицидов подразумевают частный вид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией. Э. Дюркгейм считает, что коллективная связь, сплоченность общества задерживает самоубийства, и если она ослабевает, то индивид, отходя от общественной жизни, ставит свои личные цели выше стремления к общему благу. Этот вид самоубийств распространен, в основном, среди представителей умственного труда, интеллигенции. В подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Мотив суицидального поведения выражается в его форме, отражая личностный смысл цели суицида. Форма суицидального поведения «протест» возникает в ситуации конфликта с враждебным или агрессивным проявлением по отношению к субъекту, которым, в свою очередь, движет стремление к отрицательному воздействию на враждебную сторону конфликта: «пусть мне будет плохо, но и вам не поздоровится». Разновидностью протестной формы является месть, конкретно направленная на нанесение ущерба враждебному окружению. Протестные формы суицидального поведения характерны для подростков и взрослых с высокой самооценкой и самоценностью. В результате активная или агрессивная позиция личности в ситуации безысходности трансформируется из гетероагрессии в аутоагрессию. Иная форма – «призыв» – ставит своей целью изменение ситуации через активацию помощи извне. При этом позиция личности пассивна. В ситуации угрозы личностному или биологическому существованию, чаще всего встречается такая форма, как «избегание». Смысл – избегание непереносимой ситуации путем самоустранения и таким образом сохранение своей самоценности. Еще одну форму – «самонаказание» можно определить как «протест во внутреннем плане личности». Она подразумевает конфликт при своеобразном расширении «Я» и сосуществовании двух ролей: «Я – судьи» и «Я – подсудимого», уничтожение в себе врага. Отдельной формой суицидального поведения выступает «отказ» – отказ от самого существования через лишение себя жизни. Наиболее часто основой такого поведения является то, что И. П. Павлов (1973, с. 183) объяснял утратой «рефлекса цели». «Рефлекс цели, – писал он, – имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой… Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели». ● Применительно к подросткам можно говорить о том, что среди наиболее частых причин суицидов встречаются: 1) потеря любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам; 7) негативизм самовосприятия и неустойчивость самооценки (А. Е. Личко, 1991). По данным В. Т. Кондрашенко (1988), основной причиной суицидальных действий подростков в 26 % случаев явились болезненные состояния (психозы – 10 %, пограничные состояния – 15 %, соматические заболевания – 1 %), в 12 % – трудная семейная ситуация, в 18 % – сложная романтическая ситуация, в 15 % – нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8 % – нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогения), в 7 % – боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5 % – пьянство и употребление наркотиков и в 9 % – прочие, в том числе и невыясненные, причины. От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который, хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Так, по данным А. А. Султанова (1983), существуют три основные группы условий, способствующих проявлениям суицидального поведения: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации. Повод в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин. Д. Д. Федотов отмечает, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических, аффективно-шоковых и депрессивных реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Для ребенка или подростка суицидоопасные конфликтные ситуации могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и особенно для подростка, которая подчас недооценивается окружающими взрослыми. Суициды в настоящее время занимают третье место в качестве причины смерти подростков. В связи с этим профилактика суицидального поведения является социально значимой задачей специалистов и взрослых (родителей). Общая характеристика суицидального поведения позволяет очертить круг основных объектов, имеющих высокую диагностическую ценность для определения «группы суицидального риска». Первый объект – ближайшее окружение, семья. Среди непсихотических подростков более высокий риск суицидов у тех, чьи родители совершали суициды, у которых не могут вырабатываться устойчивые привязанности и у которых имеют место импульсивное поведение или эпизодические нарушения контроля над собой; а также страдающие наркоманией. Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости и в неблагополучных семьях. В таких семьях подростки чаще употребляют алкоголь и наркотические средства, курят и имеют ранние сексуальные связи, что может свидетельствовать о скрытой депрессии, из которой они самостоятельно, неосознанно, пытаются выйти. Второй объект анализа – позиция подростка и степень удовлетворенности этой позицией. Любые расхождения, неудовлетворенность при высоком уровне притязаний и самооценке или наоборот, принижение своей значимости, ощущение малоценности, уничижение, потеря смысла жизни, неспособность правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения без достаточного жизненного опыта, способны спровоцировать суицидальное поведение. Третий объект – характерологические особенности личности. Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, заниженная, лабильная или завышенная самооценка, повышенная внушаемость, сензитивность, низкая фрустрационная толерантность, вспыльчивость и неуравновешенность, аффективная неустойчивость, зацикленность на мрачных мыслях и т. д. – благодатная «почва» для появления суицидальных мыслей у социально-дезадаптированных подростков и подростков с акцентуациями характера. Диагностика неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным по тесту А. Е. Лично «ПДО» может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, при углублении конфликта, усиливать риск развития саморазрушающего поведения. Четвертый объект – актуальное психологическое состояние. В пресуицидальном периоде у подростков могут проявляться различные варианты депрессивных состояний (как эндогенных, так и реактивных), а также ситуационных реакций. О наличии эмоционального нарушения можно судить по следующим признакам: ● частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); ● необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; ● постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; ● ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; ● уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение человека в одиночку; ● снижение качества выполняемой работы; эффективности или продуктивности в учебе или быту; ● отсутствие планов на будущее; ● внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей; ● нарушение внимания или способности к ясному мышлению; ● потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции; ● вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; ● чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; ● изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость; ● пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; ● неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды; ● чувство горькой печали, переходящей в плач; ● изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса; ● повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве; ● неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Как пишут Д. С. Исаев и К. В. Шерстнев (2000), у подростков суицидальные депрессии протекают атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симптомами и проявлениями метафизической интоксикации. При этом во многом зависят от психологической акцентуации характера. У гипертимного подростка – это склонность к риску, пренебрежение опасностью. У циклотимного может наблюдаться субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе. У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа на эмоциональную холодность близких и значимых лиц. Они быстро принимают решение, которое основывается на малоопределенном стремлении «что-то с собой сделать». Сензитивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности. Для них характерна реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией. Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса и, как следствие, могут причинить себе вред в ситуации страха не соответствовать ожиданиям значимых лиц. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов, в связи с чем возможны передозировки. Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего они наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических побуждений. Опьянения нередко протекают по дисфорическому (переживание агрессивного недовольства, постоянная раздражительность, частое мрачное настроение) типу с утратой контроля над собой. Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам. Конформный подросток может совершить суицид за компанию. Учитывая причины, условия и поводы суицидального поведения, пакет психодиагностических методик для распознавания степени риска суицида и готовности к аутоагрессивным действиям может включать следующий инструментарий: 1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом. 2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко. 3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. 4. Тест Басса – Дарки. 5. Шкала сниженного настроения – субдепрессии В. Зунге, Т. Н. Балашовой. Психологическое основание суицидального поведения подростков выдвигает на первый план методы психологической коррекции и помощи. К ним, в частности, относятся: ● активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии, установление доверительных отношений, удовлетворение потребности личности в душевной теплоте, в желании быть понятым, выслушанным, формирование готовности принять предлагаемую помощь; ● поощрение положительных устремлений; ● обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса; ● социально-психологический тренинг проблемо-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания; ● индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; ● трансформации пассивной стратегии избегания, замене «значимых других», увеличению уровня самоконтроля, выработке мотивации на достижение успеха; ● овладение навыками целеполагания и практического применения активной стратегии достижения цели, совершенствование поиска социальной поддержки; ● четкая организация повседневной жизни, учебы, работы, быта и досуга. При этом главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная беседа, специфика которой состоит в следующем (А. С. Белкин, 2000). Во-первых, ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, повод для встречи). Во-вторых, определяя место, необходимо позаботиться, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался). В-третьих, желательно спланировать встречу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами. В-четвертых, в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. Планируя беседу, необходимо быть уверенным, что вы в состоянии помочь. Во время разговора важно быть терпеливым, нельзя шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это», не следует анализировать его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому, что…», спорить или пытаться образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что…». Делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь. В-пятых, если в ходе беседы активно высказывались суицидальные мысли, то человека необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение.
Date: 2016-05-13; view: 1167; Нарушение авторских прав |