Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество ошибок, допущенных учениками





VI и VII классов во втором диктанте

(в абсолютных числах)

Класс Общее количество ошибок Количество ошибок на правила прошлых лет Количество ошибок на правила данного года Количество ошибок на незнакомые правила
VI        
II        

 

Итак, общее число допущенных школьниками ошибок во втором диктанте по сравнению с первым уменьшилось. Это говорит о том, что последний диктант был для учащихся менее сложным. Однако характер общего соотношения между ошибками на правила, пройденные недавно и в младших классах, остался неизменным.

Ж.И.Шиф, В.Г.Петрова

МЫШЛЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ16

Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют для олигофренов возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в глубоком недоразвитии их словесно-логического мышления.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Анализ и синтез

В специальных исследованиях подробно изучен анализ и синтез объектов, воспринимаемых школьниками (А. И. Липкина, 1953; Е. М. Кудрявцева, 1954, 1961). Установлено, что при мысленном членении воспринимаемого объекта на части, т. е. при анализе его строения, умственно отсталые учащиеся выделяют в рассматриваемом предмете гораздо меньшее количество частей, чем нормальные дети такого же возраста.

Так, разглядывая чучело птицы, умственно отсталые дети отмечали только три части тела: клюв, глаза и ноги. Первоклассники массовой школы, кроме перечисленных частей, называли шею, туловище, хвост и крылья. Рассматривая часы, умственно отсталые первоклассники выделяли в них только циферблат, да и то лишь в редких случаях. Ученики I класса массовой •школы отмечали шесть различных частей. Они говорили о циферблате с числами, о стекле, стрелках, винте завода и внутреннем механизме.

Оказалось, что наиболее легко вычленяются умственно отсталыми учениками резко и далеко выступающие периферические части объекта. Дети указывают уши, ноги, хвост собаки, клюв и лапы птиц, но не говорят об их туловище; отмечают цветы, листья растения, но не упоминают о стебле; указывают на ручки кастрюли, а не на ее стенки или дно.

Умственно отсталые школьники в большом количестве случаев опускают те части предмета, которые трудно выделить «глазом». В соответствии с этим общим правилом они обычно не выделяют в предмете те части, которые не имеют резких очертаний. Так, например, рассматривая чучело вороны, дети не говорят о том, что у нее есть шея, брюшко, туловище, так как они недостаточно отграничены у этой птицы.

Неотмеченными остаются и части, мало отличающиеся от соседних частей цветом или другими свойствами своей поверхности. Так, рассматривая чучело грача, лишь небольшое количество учащихся выделило крылья, потому что окраска крыльев и туловища этой птицы одинакова.

При полноценном анализе сначала происходит разделение предметов на несколько основных частей, затем - выделение из каждой части составляющих ее компонентов. Ученики вспомогательной школы не идут по этому пути. Они считают все выделенные части равнозначными. Вычленив частицу, являющуюся мелкой деталью какой-либо основной части предмета, дети отмечают ее как самостоятельную часть наряду с более крупными частями. Так, рассматривая алюминиевую кастрюльку, ученица отметила заклепки, но ничего не сказала о ручке. Разглядывая кошку, она заметила, что у нее есть усы, но не упомянула о голове. Следовательно, у умственно отсталых первоклассников отсутствует многоступенчатое, последовательно усложняющееся членение объектов (И. М. Соловьев, 1953).

Ученикам младших классов вспомогательной школы свойственна бессистемность анализа, которая выражается в том, что они рассматривают объект беспорядочно, не придерживаясь определенного плана. Так, назвав крайнюю правую часть предмета, они переходят к крайней левой, пропустив все промежуточные, потом выделяют нижнюю и т. п. При таком осуществлении анализа ученики одни из частей упоминают несколько раз, другие, иногда наиболее существенные и легко выделяемые, пропускают. Так, например, рассматривая чучело вороны, первоклассник назвал части ее тела в такой последовательности: клюв, хвост, ноги, перья, глаза, ноги.

Совокупности различных, неправомерно рядоположных частей и частиц, выделенных очень неполно и без всякой системы, конечно, не могут служить основанием для синтезирования ясного и четкого образа объекта. Следствие такого анализа – недостаточность синтеза, которая у умственно отсталых учащихся проявляется в том, что, выделяя части объектов, дети не только не упоминают о связях между этими частями, но не отмечают даже их соседства, последовательности их расположения.

Date: 2016-05-18; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию