Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные школы Древней Индии

Древняя Индия

Немного найдется философских учений в Древней Индии, которые оставляли совершенно без внимания проблему религиозного спасения или отношений человека и Высшего Начала мира. Крупнейший современный историк индийской философии. С Дасгупта полагает, что различия между индийской и западной философской мыслью состоят главным образом в том, что индийская — практична, тогда как западная нацелена больше на построение абстрактных теоретических схем, не всегда применимых в реальной жизни Индийская философия, таким образом, выступает как особая форма философии, направленная не столько на познание мира, сколько на познание и изменение собственной личности философа.

Другой почти универсальной чертой индийской философии является признание ею закона кармы, который означает, что «все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды». Иными словами, это закон причинности, действующий в сфере наших сознательных и намеренных действий. Намеренное действие, будь то даже простейшее движение головой, создает карму, и это она сначала пребывает в непроявленном состоянии, а затем результирует в виде каких-то (плохих или хороших) последствий и тем самым исчерпывается. Отменить раз созданную карму или уничтожить ее невозможно.Все, что мы можем сделать, — это уравновесить неблагую карму благой и смягчить последствия. Еще один практически всеобщий стереотип в индийской философии — это учение о закабалении и освобождении Человек вращается в колесе сансары (перерождение, переселение душ), в полном страданий и мучений, и от этих страданий надо освободиться. Освобождение и является высшей и главной целью философских систем Индии как мировоззренческих систем, направленных на совершенствование индивидуальной человеческой жизни, хотя сущность освобождения понимается в разных системах по-разному.Везде одинаково понимается причина страданий в сансаре — это неведение (санскр avidyā) относительно подлинной реальности. Мы все время принимаем за вполне реальные такие вещи, которые не обладают всей полнотой реальности или вообще иллюзорны, и, пытаясь завладеть ими, естественно, страдаем, так как иллюзорное непостоянно и обречено на гибель, что и приводит к страданиям.Поэтому устранение неведения предстает в индийской философии как главное средство избавления от страданий. Когда европейцы с конца XVIII в начали открывать для себя Индию, первым впечатлением от индийской философской мысли было, конечно, некоторое недоумение: термины, которыми пользовались индийские философы, были непонятны и поэтому казались нечеткими и произвольными, а то и вовсе пустыми, религиозные представления казались вычурными, а церемонии — бессмысленными и варварскими. Должно было пройти почти сто лет, прежде чем западная культура выработала в себе эффективные механизмы перевода инокультурных философских и религиозных представлений на язык привычных Западу взглядов, причем это касается практически только тонкой прослойки интеллектуалов (и то далеко не всей, а, собственно, лишь востоковедов-индологов), простому же человеку Индия до сих пор представляется страной йогов, бормочущих бессмысленные заклинания, стоящих в странных и нелепых позах и рассуждающих о несуществующих вещах. Все это, конечно, обусловлено глубоким невежеством подавляющего большинства представителей западной культуры относительно культуры Индиии, к сожалению, непониманием ими собственного невежества, благодаря чему они и позволяют себе выносить об Индии суждения несправедливо уничижительные или столь же несправедливо

Рам Мохан Рой (1772–1833) был первым, кто начал построение новой индуистской идеологии.Он был выходцем из экономически развитой (по тем временам и для того региона) и населенной адептами многих религий (пальму первенства делили ислам и индуизм).Бенгалии По принадлежности он был брахманом, получил хорошее образование, много путешествовал в молодости, в том числе предпринял поездку в Тибет, затем в течение десяти лет работал. Философия древней и средневековой Индии в Ост-Индской компании и, уйдя в отставку, занялся литературным творчеством.Отличное образование и путешествия обусловили его широкий исторический и культурный кругозор. Изучив христианство, буддизм, ислам, не говоря уже об индуизме, он мог их сравнивать — и убедился, что та религия, в лоне которой он воспитывался, вовсе не так хороша, если сопоставить ее с другими.Приобщаясь к европейской культуре, он впитал идеи Просвещения с его культом разума и рациональности и увидел, что индийская действительность весьма слабо соответствует этим идеалам: ритуалы сложны и очень недешевы, так что много рупий перекочевывает постоянно из тощего кошелька крестьянина в сундук брахмана; обычаи часто нелепы и жестоки; народ неграмотен и погряз в невежестве.В особенности возмущал его обычай сати (самосожжение вдов), обосновывавшийся следующими идеями: существует переселение душ, и грядущее воплощение человека зависит от благой и неблагой кармы, накопленной им в этой и предыдущих жизнях; достаточное количество благой кармы приведет к тому, что человек достигнет окончательного освобождения и родится в Брахмалоке, из которой уже нет возврата на грешную и грязную землю; пожертвовать своей жизнью — одной из многих — ради усопшего мужа — это благой поступок, создающий жене положительную карму и приближающий ее к вечному блаженству Рой отверг самую основу сати — учение о переселении душ: по его мнению, изначально ведическая религия не допускала никакого метемпсихоза (дословно «переселения душ») и только позднее подверглась порче и загрязнению, одним из следствий чего стало возникновение этой доктрины. Рой, видя, что высокие духовные достижения отнюдь не являются прерогативой индуизма, пришел к выводу, что между религиями нет принципиальных различий, ибо вера в единого бога является их общим источником, а все различия между ними случайны и больше препятствуют, чем способствуют осуществлению подлинно религиозной жизни. Поэтому своей задачей Рой поставил очищение религиозности индийцев с целью вернуть их на истинный древний путь богопочитания, для чего в 1828 г основал религиозное общество «Брахмо Самадж» («Община Брахмы»).

Древний Китай

Правление династии Хань (206 г до н э — 220 г н э) — это период активного синтеза философских идей, существовавших в предшествующую историческую эпоху.Из четырех наиболее значимых направлений философской мысли эпохи Чжоу — конфуцианства, даосизма, моизма и легизма — сохраняют свои позиции только два первых.Вместе с тем моистская логика, легистская теория управления государством интегрируются в конфуцианство и даосизм, которые приобрели синкретический характер.В эту эпоху философские школы рассматриваются через призму идеологического обоснования существующего режима и эффективного функционирования разветвленного бюрократического аппарата.С этой целью в качестве официальной идеологии избирается конфуцианство.Целенаправленно создается система государственных экзаменов, посредством которой пополняется состав чиновничества, устанавливается структура государственных учебных заведений и вводятся должности «эрудитов» (боши) — знатоков конфуцианских канонов и высших авторитетов в идеологической сфере.После падения империи Хань начинается затяжной период дестабилизации Начиная с IV в Китай был постоянно разделен на несколько независимых государств Северный Китай находился под политическим контролем сменяющих друг друга кочевых этносов. Юг Китая преследовала череда внутриполитических кризисов. Вместе с тем данный период нельзя назвать периодом культурного регресса В это время наблюдается всплеск индивидуального философского творчества — распространение буддизма, становление различных эзотерических направлений даосской философии, поиск новых путей развития конфуцианской постканонической мысли. Тенденция к синтезу различных комментаторских традиций и философских направлений получила логическое продолжение в III ввместе с созданием новой конфуцианской школы — «учения о соэкровенном» (сюань сюэ). Лидеры нового направления в конфуцианской философии — Хэ Янь (190–249) и Ван Би (226–249),попытались осуществить конфуцианско-даосский синтез, создав интегральную традицию, аккумулирующую лучшие достижения двух основных направлений древнекитайской философской мысли. Отталкиваясь от даосской метафизической предпосылки о приоритете «отсутствия» (у) над «наличием» (ю), школа «учения о сокровенном» настаивала на необходимости нового понимания основы основ конфуцианского учения — процесса самосовершенствования.Рационалистическое в своей основе конфуцианское понимание процесса трансформации человека как изучения и размышления над каноническими текстами было пересмотрено в сторону сверхрационального интуитивного проникновения в суть учения — «сокровенное» (сюань). Появление новых интегральных традиций в конфуцианстве IV–VI вв сопровождалось параллельным процессом постепенной утраты комментаторских традиций предшествующей эпохи. В наибольшей степени это касалось школы направления «новых текстов», что было обусловлено потерей поддержки со стороны центральной власти. Оппозиционные им школы «древних текстов», имевшие опыт выживания в сложных условиях, сохранились в большей степени Всего к VII–X вв остались одна школа направления «новых текстов» — школа комментария Гунъян к канону «Весны и осени»,и четыре традиции направления «древних текстов». Эти пять традиций и были зафиксированы в новой версии конфуцианского канона- «Выверенный смысл пяти канонов» («Уцзин чжэнъи). Этот канон заложил основу для дальнейшего возрождения конфуцианской экзегетической философии.Важнейшее место в истории танского конфуцианства, безусловно, принадлежит одному из лидеров движения «за возвращение к древности» — Хань Юю (768–824). Он прославился как блистательный стилист и как теоретик конфуцианства, осознавший необходимость создания нового терминологического языка, позволяющего излагать основы конфуцианской метафизики, не прибегая к даосским и буддистским заимствованиям. Слабая разработанность собственного философского дискурса являлась «камнем преткновения» для развития конфуцианской метафизики, эпистемологии и антропологии Хань Юй в своих философских эссе заложил фундамент для будущего развития средневековой конфуцианской философии В сочинениях «Исследуя Дао-Путь».

Словарь терминов

Кано́н (греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

Сансара — философское понятие переселения душ в индуизме и других индийских религиях.

Дина́стия (от греч. δῠναστεία — власть, господство) — в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей. В переносном значении — череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам.

Ка́рма, ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «деяние, причина-следствие, воздаяние», санскр. कर्मन् karman — «дело, действие, труд», от kar — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы. Уче́ние -1. Процесс действия по значению глагола: учить. Учение, или преподавание — передача знаний и умений.2. Процесс действия по значению глагола: учиться. Учение, или обучение — процесс получения знаний и умений.3. Совокупность теоретических положений какой-либо области знаний, см. тж. Доктрина 4. Совокупность, система взглядов какого-либо учёного, мыслителя.5. Совокупность догматов какого-либо религиозного культа; вероучение.

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Са́ти (санскр. सती) — похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. На сегодня это явление редкое и запрещённое. Слово сати — прилагательное женского рода на санскрите, означающее «настоящая», «существующая», а также «правдивая», «честная». Название произошло от имени богини Сати, известной также под именем Дакшаяни, которая принесла себя в жертву, будучи не в силах снести унижения, которым её отец Дакша подверг избранного ею бога Шиву.

Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Основные школы Древней Индии

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.

2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.


<== предыдущая | следующая ==>
Срок хранения воды для инъекций | Основные школы Древнего Китая

Date: 2016-05-18; view: 517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию