Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ветхозаветная религия

Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию //Творения: В 3 т. СПб.,1911. Т.1.

Ефрем Сирин, св. Творения. М. 1995. Т. 6.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1895. Т. 1. Кн. 2. Т. 4-6.

Ириней Лионский, свт. Пять книг… СПб. 1900.

Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном иудеем. М. 1892.

Рождественский Н.П. Христианская апологетика:: в 2 т. СПб., 1884. Т. 2.

Светлов П.Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

Филарет Московский, митр. Записки на книгу Бытия. М., 1867.

 

Происхождение мира

Борис Плотников, архим. О начале мира. Апологетическое исследование. М., 1889.

Василий Великий, свят. Беседы на шестоднев // Творения: В 3 т. СПб., 1911. — Т.1.

Григорий Нисский, свят. О шестодневе //Творения. Ч. 1. М., 1861.

Зеньковский В.В., прот. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2.

Маклин. Дж. С., Окленд Р., Маклин Л. Очевидность сотворения мира. Происхождение планеты Земля. М., изд. Протестант, 1991.

Феодор, архим. О миротворении. Изъяснение первой главы книги Бытия. СПб., 1862.

Филарет Московский, митр. Записки на книгу Бытия. М., 1867.

Девис П. «Случайная Вселенная». М.: Мир, 1985; Силк Дж. «Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной». М.:Мир,1982; Стивен Вайнбеpг. «Пеpвые тpи минуты». Москва, 1988; Стивен Хоукинг. «От большого взpыва до чеpных дыp. Кpаткая истоpия вpемени». Москва: Наука, 1990. Эpвин Шpёдингеp. «Жизнь с точки зрения физики». Москва, 1947.

 

Эсхатология

Аксаков И. С. Христианство и современный прогресс. // А. Палицкий. На запросы духа. Сб. Петроград. 1914.

Астафьев П. Е. Симптомы и причины современного настроения. М., 1885.

Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. Париж.1951.

Булгаков С. Основные проблемы теории прогресса. Проблемы идеализма. М., 1902; Христианство и социальный вопрос. // А. Палицкий. На запросы духа. Пгр. 1914.

Вениамин (Федченков), митр. О конце мира // Альфа и Омега, 1997, № 12.

Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1953.

Де Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. М., 1997.

Зеньковский В. Христианство в истории. //Апологетика. Ч.II. Париж.1957.

Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Т.1-II.М. 1992.

Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. — СПб.: 1922; Евразийство. Тверь. Б/г.; Философия истории. СПб.: 1993.

Новоселов М. А. Письма к друзьям: М., 1994.

Франк С. Л. Духовные основы общества. Париж. 1930.

Шафаревич И. Р. Христианство и экологический кризис. Фрязино, 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М., 1993. Т.2. М., 1998.

Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. М., 1995.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

Эрн Вл. Идея катастрофического прогресса. // Борьба за Логос. М.1911.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.

Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж. 1945; Свет Невечерний. Сергиев Посад.1917; Проблема условного бессмертия. Из введения в эсхатологию. // Путь. 1937. № 52-5.

Жураковский А., свящ. К вопросу о вечных муках. //Христианская мысль. 1916. № 7.

Кожевников В.А. Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения… М.1988.

Льюис К. Расторжение брака // Любовь. Страдание. Надежда. М. 1992.

Михаил, еп. Об аде и вечных мучениях. // А. Палицкий. На запросы духа. Пгр. 1914. — Сборник.

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М. 1918;.

Туберовский А., проф. Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад. 1916.

Федоров Н. Философия общего дела. Т. 1. Верный. 1906. Т. II. М. 1913.

Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Письмо «Геенна». М.1914.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Глава 1

 

[1] Хомяков А. С. Полное собр. соч. Т.2. Изд.3. М. 1886. С.55.

[2] Киреевский И. В. О характере просвещения Европы. // Критика и эстетика. М. 1979. С. 274.

[3] Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж. 1946. С. 508.

[4] Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 3. М. 1852. С. 48.

[5] Ломоносов М. Стихотворения // Изд. М. «Советский писатель», 1948. С. 7.

[6] См.: Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911, с. 591-592.

[7] В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т.2. СПб. 1910. С. 165.

[8] Можейко М. А. Схоластика //Новейший философский словарь. Минск, 1999, с. 695.

[9] Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Бог. Труды. № 8. М. 1972. С. 16.

[10] Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. в 5-ти т. СПб. 1905.Т.IV.С. 498.

[11] Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т. I. СПб. 1893. С. 74-75.

[12] Булгаков С. Н. Современное арианство. //Сб. «Тихие Думы». М. 1918, с. 160.

[13] См. Сахаров Н., проф. Союз монистов и борьба с ним в Германии. «Богословский Вестник», 1911, декабрь, с. 775 — 785; С. М. Зорин. «Мифологическая теория Древса и ее разбор»// Странник. 1911, июль-август, с. 67.

[14] С. Булгаков. Свет Невечерний, Сер. Посад. 1917. с. 83.

[15] Н. А. Бердяев. О назначении человека. М.: Республика, 1993.с 276.

[16] Анри де Любак. Драма атеистического гуманизма. Москва — Милан, 1997.

[17] Ильин И. А. Кризис безбожия. — Соч. в 10 тт. Т.1, М., 1993, с. 337.

[18] Филарет Гумилевский, архиеп. История Русской Церкви, с. 227 — 229.

[19] Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Париж. 1981. С. 33.

[20] Там же, с. 32.

[21] Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. // БТ. № 4. М. 1968. С. 21.

[22] Флоровский. Пути…с. 50.

[23] Там же, с. 151.

[24] Там же, с. 124.

[25] Там же, с. 125.

[26] М.В. Ломоносов. Сб. статей под ред. В. В. Сиповского. СПб. 1911. С. 17.

[27] Григорий Сковорода. Соч. Т.1. Киев. 1961. С. 16.

[28] Флоровский. Пути… с. 172.

[29] См.: Ф. Андреев. МДА и славянофилы. Сергиев Посад, 1915.

[30] Собр. соч. Т. I-III. Сергиев Посад, 1893 -94.

[31] А. Введенский. Философия В. Д. Кудрявцева в общедоступном изложении. М. 1895, с. 3-4.

[32] Смолич И. К. История русской церкви. 1700 — 1917, М., 1996, с. 442 — 443.

[33] Флоровский, с. 445.

[34] Флоровский, с. 398.

 

 

Глава 2

 

[1] Рождественский Н. П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 136.

[2] О граде Божием. Цит по: Рождественский Н. П. Указ. соч. С. 137.

[3] Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит по: Рождественский Н. П., проф. Христианская апологетика. Т. 1. СПб., 1893. С. 141.

[4] Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.

[5] Анализ взгляда Канта на этот вопрос см., например: Флоренский П. Культ и философия // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С. 119-135.

[6] Цит. по: Рождественский Н. П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 149.

[7] Стэнли Л. Яки. Бог и космологи. Долгопрудный. 1993. С. 23.

[8] Хилл К. Р. Христианская защита морали и демократии.// Диспут. 1992. № 1. С. 138

[9] Исаак Сирин, св. Слова Подвижнические. М.1858. Сл.34. С. 217.

[10] Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. Ответ 274.

[11] Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. IV, с. 24.

[12] Свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Богословские труды. № 17. М., 1977. С. 150-151.

[13] Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М., 1911. С. 111.

[14] Там же. С. 39.

[15] Пфлейдерер О. О религии и религиях / Пер. с нем. СПб., 1909. С. 45.

[16] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 137.

[17] См. его «Православие и религия будущего».

[18] Дорофей, преп. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 19. С. 212.

[19] Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. I, с. 513.

[20] Главные его труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии религии», «Философия права» и др.

[21]»О цели христианской жизни». Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, Сергиев Посад.1914. С. 33 и 10.

[22] Еп. Игнатий. Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1917. С. 78-79.

[23] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 36.

[24] Естествознание и религия. 1970. № 3. С. 10.

[25] Фольц В. Римба / Пер. с нем. М.; Л., 1931. С. 100. Цит. по: Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 37-38.

[26] Токарев С. А. Тэйлор Э. Б. // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 691-692. См. его же Анимизм. Там же. С. 27.

[27] Там же С. 692.

[28] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т. / Пер. с нем. М., 1923-1926. Т. 3. С. 168.

[29] Там же. С. 192.

[30] Там же. С. 169.

[31] Там же.

[32] Там же. С. 214.

[33] Человек человеку бог.

[34] Булгаков С. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 14.

[35] Там же. С. 17.

[36] Кудрявцев В. Д. Начальные основания философии. 9-е изд. Сергиев Посад, 1915. С. 125.

[37] Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л., 1967. С. 3-4.

[38] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 37.

[39] Там же. С. 169.

[40] Там же.

[41] См., например, об этом: Глаголев С. С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.

[42] Зыбковец В. Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 78.

[43] Дубинин Н. П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53.

[44] Курьер. 1972. № 819 С. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. М, 1978. С. 50-54.

[45] Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 565.

[46] Титов В. Е. Православие. М., 1967. С. 301.

[47] Зыбковец В. Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 161.

[48] Там же. С. 110.

[49] Религия // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 597.

[50] Достаточно вспомнить, например, Дерсу Узала у В. К. Арсеньева.

[51] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д.Панцхава. М., 1966. С. 36.

[52] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 16.

[53] Там же. С. 7.

[54] См., напр., Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. I — II. СПб. 1873; 1875. Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиография.)

[55] См.: Зубов А. Б. Победа над последним врагом // Богословский вестник. 1993. № 1.

[56] См., например, Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.

[57] Цицерон. «О природе богов». Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.

[58] Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277-278.

[59] Старокадомский М. А. Опыт умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА. М., 1969. Машино-пись (библиотека МДА).

 

 

Глава 3

 

[1] Попов Ю., Пухначев Ю. Парадоксы // Наука и жизнь. 1971. № 1. С. 102.

[2] Ахлибинский Б. В. Чудо нашего времени // Кибернетика и проблемы развития. Л., 1963. С. 91. См. подробнее об этом ниже в гл. V, § 1, п. 5: Достоверность научного знания.

[3] 1967. № 5. С. 28 и 1968. № 6. С. 49.

[4] См.: Доказательство // Энциклопедический словарь: в 2 т. / Под ред. Б. А. Введенского. 1963-64. Т. 1. С. 343.

[5] См. подробнее: Доказательство // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 42-48.

[6] См. гл. V, § 1.

[7] Великий французский ученый и христианин Пастер († 1895 г.), говоря о науке и своих научных выводах, писал: «Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов». (Цит по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18).

[8] Наан Г. Бог, Библия, бесконечность // Наука и религия. 1959. № 3. С. 23.

[9] Добротолюбие. 4-е изд. М. 1905. Т. 1. С. 90. § 150.

[10] Авва Исаак Сириянин. Слова Подвижнические. М.1858. Сл. 34. С. 218, 219.

[11] Там же. Сл. 36. С. 228.

[12] Авва Исаак Сириянин. Слова Подвижнические. М.1858. Сл. 37. С. 229-230.

[13] Там же. Сл. 55. С. 362.

[14] Там же. Сл. 48. С. 299, 300.

[15] См. по этому вопросу, например: Еп. Феодор (Поздеевский). К вопросу о страданиях // Богословский вестник. 1909. № 10. С. 286-311; Введенский А. И. О так называемых невинных страданиях // Душеполезное чтение. 1891. Кн. 12. С. 505; Прот. П.Светлов Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910. С. 697.

[16]»В точной формулировке закона причинности, а именно, если мы точно знаем настоящее, мы можем вычислить и будущее, ошибочен не вывод, а предпосылка, поскольку все эксперименты подчиняются законам квантовой механики; с помощью квантовой механики окончательно устанавливается несостоятельность закона причинности». (Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории / Пер. с нем. М.; Л., 1932. С. 61).

[17] Зельдович Я. Собственная жизнь идеи // Литературная газета. 9 февраля 1972 г. С. 11.

[18] См. напр., Николай Колчуринский. Мир — Божие творение. М. 2000.

[19] Кант И. Сочинения: В 6 т. / Пер. с нем. М., 1966. Т. 4. Ч. 1. С. 140.

[20] Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 265.

[21] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии, 1991. № 2. С. 39-40, 42.

[22] Берг Л. С. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.

[23] Зелиг К. Альберт Эйнштейн. / Пер. с нем. М., 1966. С. 44.

[24] Девис П. Указ. Соч. С. 261.

[25]»Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить» («Известия». 21.VIII.1970. № 189). Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул равна 10 в степени -255. (Населенный космос / Под ред. В. Д. Пенелиса. М., 1972). Вероятность возникновения молекулы ДНК равна 10 в степени -80.038 (Курашов В.И., Соловьев Ю. И. О проблеме «сведения» химии к физике // Вопросы философии. 1984. № 6. С. 96).

[26] См.: Психологический аргумент.

[27] См.: гл. II, § 6, п.1: Натуралистическая гипотеза.

[28] См.: гл. II, § 6, пп. 2 и 3: Анимистическая гипотеза и Гипотеза Фейербаха.

[29] Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. 7-е изд. Сергиев Посад, 1910. С. 176-177.

[30] Там же. С. 176.

[31] Кудрявцев В. Указ. соч. С. 177.

[32] См.: гл. II, § 6: Происхождение религии.

[33] Под нравственным законом подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести и внутреннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.

[34] Кант И. Соч.: В 6 т. / Пер. с нем. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270; Цит. по: Категорический императив // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

[35] Кудрявцев В. Начальные основания философии. 7-е изд.: Сергиев Посад, 1910. С. 434-435.

[36] Кудрявцев В. Указ. соч. С. 194-195.

[37] Цит. по: Андреев И. М. Православно-христианская апологетика. Нью-Йорк, 1965. С. 40.

[38] Клячко В. Наука познает мир // Наука и религия. 1967. № 1. С. 72.

[39] Там же.

[40] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С.

[41] Там же. С. 14.

[42] См. подробнее об этом в гл. II, § 6, п.5: Положительный взгляд на происхождение религии.

 

 

Глава 4

 

[1] Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. «Наука».

[2] Рассел Б. Человеческое познание / Пер. с нем. М., 1957. С. 204.

[3] Эйнштейн А. Собрание научных трудов / Пер. с англ. М., 1967. Т. 4. С. 136.

[4] Берг Л. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.

[5] Эйнштейн А. Указ. соч. С. 154.

[6] Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М., 1958. С. 195.

[7] Таунс Ч. Слияние науки и религии / Литературная газета. 1967. № 34.

[8] Берг Л. Наука, ее содержание, смысл и классификация. Пг., 1922. С. 18-23

[9] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики / Пер. с англ. М., 1966. С. 30.

[10] Фейнман Р. Характер физических законов / Пер. с англ. М., 1968. С. 77-78.

[11] Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики / Пер. с нем. М., 1953. С. 64-66.

[12] Оппенгеймер Р. О необходимости экспериментов с частицами высоких энергий // Техника — молодежи. 1965. № 4. С. 10.

[13] Логика научного исследования / Под ред. П. В. Копнина. М., 1965. С. 230-231.

[14] Вернадский Б. И. Проблема времени в современной науке // Известия АН СССР. Отделение математических и естественных наук. 1932. № 4.

[15] Лем С. Сумма технологии / Пер. с польск. М., 1968. С. 127.

[16] Налимов В. В. Что есть истина? // Химия и жизнь. 1978. № 1. С. 49.

[17] Франк Ф. Философия науки / Пер. с англ. М., 1960. С. 76.

[18] Мамчур Е. А. Проблема критерия простоты научных теорий // Вопросы философии. 1966. № 9. С. 159.

[19] Наан Г. К проблеме бесконечности // Вопросы философии. 1965. № 12. С. 65.

[20] Черкашин П. Гносеологические корни идеализма. М., 1961. С. 189.

[21] Беседа с академиком Г.Нааном. О диалектике познания // Наука и религия. 1968. № 12. С. 23.

[22] Казютинский В. А. Астрономия и диалектика. Астрономический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 148-149.

[23] Васильев Л.С., Фурман Д. Е. Христианство и конфуцианство // История и культура Китая / Под ред. Л.С.Васильева. М., 1974. С. 422.

[24] Копнин П. Философия в век науки и техники // Литературная газета. 1968. № 5. Ср. Философия // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 332: «По самой своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом».

[25] Казютинский В. В. Астрономия и диалектика // Астро-номический календарь. Ежегодник. Вып. 73. М., 1969. С. 146.

[26] Шахнович М. И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.

[27] Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.Н.Беркова. Изд. «Советский писатель», 1948. С. 7.

[28] См. п. 2: Понятие науки.

[29] Светлов Э. Истоки религии. Брюссель, 1970. С. 258.

[30] Лавуазье Антуан Лоран (1743-1794 гг.), французский химик, член парижской Академии наук; был казнен по приговору революционного трибунала. В 1796 г. признан невинно осужденным (Энциклопедический словарь: В 2-х т. / Под ред. Б.А.Введенского. М., 1963. Т.1).

[31] Ньюком С. (1835-1909), американский астроном.

[32] Герц Генрих (1875-1894), немецкий физик, специалист в области электромагнитных и электродинамических явлений.

[33] Бор Нильс (1885-1962), выдающийся датский физик, создатель квантовой теории атома.

[34] Конт Огюст (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма.

[35] Пастер Луи (1822-1895), знаменитый французский биолог.

[36] Месмер (1733-1815), французский врач.

[37] Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ-идеалист.

[38] Горбовский А. Загадки древнейшей истории. 2-е изд. М., 1971. С. 77-79.

[39] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. М., 1858. С. 195.

[40] См. гл. IV, § 3, п.2: Телеологический аргумент.

[41] Здесь и далее цитируется по магнитофонной записи.

[42] Поскольку художественная (эстетическая) деятельность претендует не столько на постижение истины, сколько на выражение и удовлетворение душевных потребностей и состоя-ний человека, область эстетики здесь не затрагивается.

[43] Богатую этимологию понятия «истина» дает свящ. Павел Флоренский в своей теодицеи «Столп и утверждение истины» во втором письме «Сомнение».

[44] Термином «мистика» здесь и далее обозначается неверный, мнимый духовный путь, по терминологии отцов Церкви — «прелестный», в отличие от опыта действительного богопознания, теозиса (обожения).

[45] Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 67.

[46] Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272.

[47] Хомяков А. С. Сочинения. М., 1910. Т. 1. С. 347.

[48] Вопросы Философии. 1999.№ 2. С. 115.

[49] Берг Л. С. Наука, ее содержание, смысл и классификация. 1921. С. 18-20, 23. Подробнее см. в § 1: Религия и наука.

[50] Цит по: Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С. 296.

[51] Фрэзер Д. Золотая ветвь. Ч. 1. Магия и религия. М.,1931. С. 73.

[52] Цит по: Григулевич И. Пророки новой истины. М., 1983. С. 191.

[53] Там же. С. 193.

[54] Крайним, экстравагантным, нетрадиционным.

[55] Там же.

[56] Там же. С. 200.

[57] Литературная газета. 1967. № 34.

[58] См. об этом, например, Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.

[59] Цит. по: Кюнг Г. Указ соч. С. 297.

[60] Аксаков И. С. Христианство и социальный прогресс. Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград. 1914. С. 7

[61] Преп. Каллист Катафигиот говорил: «Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть».

[62] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 30. С. 195.

[63] С. Булгаков. Средневековый идеал и новейшая культура. // Сбор. «Два града». М.1911. Т.1. С. 169-170.

[64] С. Булгаков. Народное хозяйство и религиозная личность. // Там же. С. 190-191.

[65] Спасение и вера по православному учению. М.1995.С. 60. — Переизд.: М.1913.

[66] Цит. по: ЖМП.1980.№ 3.С. 67.

[67] Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т.4.СПб.1905. С. 369.

[68] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. Б.Т. № 29.С. 317, прим.16.

[69] Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. М. 1890.С. 332.

[70] Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. С. 297.

[71] Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 2. СПб. 1905. С. 72, 126.

[72] Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99.

[73] Авва Дорофей. Душеполезные чтения. М. 1874. С. 262.

[74] Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 4. СПб. 1905. С.

[75] Игнатий (Брянчанинов), свт. Твор. Т. 5. СПб. 1905. С.

[76] О цели христианской жизни. С. 5, 42.

[77] Хомяков А. С. Полное собр. Соч. Изд.3. М. 1886.Т.2. С. 85.

[78] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. № 57. М. 1858. С. 420.

[79] М. Антонов. Перестройка и мировоззрение. // «Москва». 1987. № 9. С. 157.

[80] Там же. С. 165

[81] Макарий Египетский. Духовные беседы… Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1904. Беседа 15, п. 21,. С. 121.

[82] Там же, п. 23.

[83] Очень удачно степень святости со степенью свободы соотносит блаженный Августин, когда говорит: «Велика свобода — быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода — не быть в состоянии грешить» — Magna est libertas posse non peccare; sed maxima libertas — non posse peccare.

[84] В. С. Соловьев писал: «Только веруя в невидимого Бога и действуя по вере от Бога, наша воля оказывается воистину волей, то есть свободным началом, — свободным от самого себя, то есть от своего данного фактического состояния: здесь воля действует уже не как психологическое явление только, а как творческая сила, предшествующая всякому яв-лению и никаким фактом не покрываемая, то есть по сущест-ву свободная» (В. Соловьев. Соч. Т.3. СПб. С. 293).

[85] Прот. Сергий Булгаков. Невеста Агнца. Париж. 1945. С. 521-522.

[86] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 28. С. 190.

[87] Кант И. Соч.Т.3. М. 1964. С. 478.

[88] Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, Бога живого и страшного». То же говорит и св. Экумений (X в.): «Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе».

[89] Тропарь Предпразднству Рождества Христова.

[90] Статьи епископа Игнатия Брянчанинова по вопросам церковно-общественным. // Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь и морально-аскетические воззрения. Приложения. Киев. 1915. С. 20, 21.

[91] Вопросом о правах человека особенно активно, как известно, занимались французские мыслители 18-го столетия, и больше всех Руссо, по убеждению которого каждая личность имеет естественные неотъемлемые права, охрана которых является важнейшей функцией государства. Построенная на этих началах Французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) дала следующее определение свободы (прав): «Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим, поэтому пользование естественными правами каждого человека не имеет других границ, кроме тех, которые обеспечивают за другими членами общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом».

Однако понятие «вред для других», игнорируя христиан-ский контекст нравственных ценностей, уже во время т. н. вели-кой французской революции и впоследствии (особенно в революции 1917г.) обнаружило свою полную несостоятельность в качестве искомого критерия прав человека. Миллионы невин-ных жертв были принесены на алтарь той свободы, которая «состоит в праве делать все то, что не вредит другим».

[92] Особенно настойчива мысль о главенстве богоподобной любви в человеке как необходимом условии его свободы и созидания нормального человеческого общества развивали и обосно-вывали русские мыслители-славянофилы XIX века: А. Хомяков, И. Киреевский, Константин и Иван Аксаковы, Ю. Самарин. Рассматривая Церковь как начало соборное и в этом качестве как прототип идеального человеческого общества, Хомяков, например, называет следующие два главных конститутивных ее свойства: «Мы же исповедуем Церковь единую и свободную», ибо «свобода и единство — таковы две силы, которым достойно вручена тайна свободы человеческой во Христе». Основным же принципом, гарантирующим сохранение этих начал в Церкви, является, по его убеждению, любовь. «Этот принцип, — писал он, — есть начало взаимной любви в Иисусе Христе» (А. С. Хомяков. Богословские и церковно-публицистические статьи, изд. Сойки-на, с. 109, 205, 44).

[93] Преп. Васануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах. СПб. 1905.Ответ № 373. С. 253-254.

[94] Действительно, стремление к т. н. полноте этой жизни, к наслаждению немыслимо без полноты социальных и политиче-ских свобод. Максимальная полнота прав и свобод — необходи-мое условие материалистического рая. Однако эта аксиома ма-териализма утопична. Кант хорошо об этом сказал: «На самом деле мы находим, что чем больше просвещенный разум преда-ется мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше че-ловек от истинной удовлетворенности» (И. Кант. Соч. Т.4, ч.1. М. 1965. С. 230).

[95] Эпиктет, например, писал: «Кто свободен телом и несвободен душой, тот раб; и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно — свободен». Римские стоики. М.1995. С. 252.

[96] Иером. Дамаскин. Не от мира сего. М. 1995. С. 980.

[97] В обществе, действительно заинтересованном в воспитании Человека, не все права могут быть просто и безусловно дан-ными, границы их должны постепенно расширяться и углуб-ляться по мере морального и духовного роста человека и обще-ства.

[98] П. Калиновский. Переход. М. 1991. С. 15

[99] И. С.Аксаков. Христианство и социальный прогресс. // А.Палицкий. На запросы духа. (Сборник). Петроград.1914. С. 7.

[100] Иером. Дамаскин. Не от мира сего. М. 1995. С. 870-871.

[101] См, напр., Столп Православной Церкви. Птр.1915. С. 402.

[102] В феврале 1917 года, когда открылся Поместный Собор, он писал: «Высочайшая резолюция 31 марта 1905 года на докладе Святейшего Синода о созыве Собора: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне время столь великое дело… Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время… созвать Собор Всероссийской Церкви». Годы шли за годами… положение Православной Церкви становилось невыносимым. Церковная жизнь приходила все в большее и большее расстройство… Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви все еще не настало лето благоприятное… Отношение царствовавшей династии к Православной Церкви — это исторический пример неблагодарности… Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается Петербургский период русской истории». Цит. по: «Церковь и общество». 1998. № 4. С. 60. См. также: № 3. С. 57.

[103] Дневник А. А. Киреева. Цит. по С. Л. Фирсов. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб. 1996. С. 315.

[104] Преп. Марк Подвижник писал: «Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви» (Преп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. С. 251).

 

 

Глава Глава 5

 

[1] Новый Завет. Брюссель, 1964. С. 420.

[2] Там же. С. 408.

[3] Св. Ипполит Римский. Твор. Вып. 1. Казань. 1898. С. 129-130.

[4] Древний патерик. М. 1874. Гл. 10 О рассудительности, п. 2.

[5] Максим Генин. Нострадамус. Центурии. Избранные фрагменты. Харьков, 1991. С. 67-68.

[6] Там же. С. 152.

[7] Там же. С. 154.

[8] Там же. С. 155.

[9] См. Брокгауз и Эфрон. Т. 41. Ст. «Нострадамус».

[10] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М.1892. С. 440.

[11] Св. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни (555 писем). № 90. М.1995.

[12]»Благовест — ИНФО». № 3 (172). 1999г.

[13] Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М. 1996. С. 12-13.

[14] Св. Игнатий. Твор.Т.4. СПб. 1905.С. 323-324.

[15] См., напр.: ЖМП. 1992. № 6. «О лжеучениях…».

[16] Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. СПб. 1905. Т.3.

[17] Там же. С. 56.

[18] Там же. Т. 2. С. 59.

[19] Там же. С. 126.

[20] Там же. Т. 3. С. 18.

[21] Там же. Т. 3. С. 18.

[22] Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464.

[23] Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. С. 224.

[24] Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т.2. С. 17.

[25] Св. Игнатий. Собрание писем. М. — СПб. 1995. Письмо № 290.

[26] Твор.. Т. 1. С. 255.

[27] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55. С. 372.

[28] Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 126.

[29] См. характеристику католической мистики, например, у свящ. П. Флоренского в его книге «Столп и утверждение истины». Прим. 400.

[30] Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 1. С. 559.

[31] Там же. Т. 4. С. 499.

[32] Лодыженский М. В. Свет Незримый. Пг. 1915. Там же. С. 109.

[33] Святой Франциск Ассизский. Сочинения. М. Изд. францисканцев. 1995. С. 145.

[34] Там же.С. 20.

[35] Лодыженский. С. 129.

[36] Лодыженский. Там же. С. 112.

[37] Лодыженский. Там же. С. 133.

[38] Откровения блаженной Анжелы. М., 1918.

[39] Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1. С. 867-868.

[40] Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 88.

[41] Там же. С. 73.

[42] Там же. С. 69.

[43] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337.

[44] Повесть об одной душе. //Символ. 1996. № 36. Париж. С. 151.

[45] Там же. С. 90.

[46] Там же. С. 183.

[47] Там же. С. 95.

[48] Быков А. А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1890. С. 28.

[49] Лодыженский М. С. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 139-140.

[50] Там же. С. 140.

[51] Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. М., 1884. С. 237.

[52] Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464.

[53] Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. С. 224.

[54] Подробнее об этом: Успенский Н. Д. Византийская литургия //Богословские труды. Сб. 21. С. 31.

[55] Лавсаик. М.. 1992. С. 126-127.

[56] Там же. С. 223. Вопрос 301.

[57] См., свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т.1. СПб. 1905. С. 274.

[58] Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190).

[59]»Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения…» (свт. Игнатий (Брянчанинов), Собрание писем, М., 1995. С. 217-218).

[60] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1993. С. 137. Слово 30.

[61] Там же. Сл. 36. С. 225.

[62] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12. 43-45.

[63] Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем, М., 1995. С. 217-218.

[64] СПб.1897. Т.3. Кн.1. С. 341.

[65] Послушник Симеон. Путешествие утлой ладьи по бурному житейскому морю. М. 2000. С. 72.

[66] Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. С. 213.

[67] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445.

[68] Там же. С. 72.

[69] Сердце чисто созижди во мне, Боже. Коломна. 1995. С. 299.

[70] Специальный чин изгнания злых духов, содержащийся в Требнике митр. Петра Могилы (XVII в.), имеет католическое происхождение. В Русской Церкви он не получил никакого практического признания и священники никогда не отчитывали. Тем более, этого не делали святые, которые имели дар Святого Духа. Они исцеляли молитвой и только тех, на кого указывал им Господь. Лишь в конце XX века по причине глубокого оскудения духовной жизни отдельные священнослужители начали т. н. отчитывание, разработав специальный чин.

[71] См. подробнее гл. VI. Язычество.

[72] Булгаков. Свет невечерний. М., 1917, с. 327. Сравн.: Арсеньев Н. С. В исканиях Абсолютного Бога (Из истории религиозной мысли античного мира). М., 1910, с. 3.

[73] Апология 1, 5. // Памятники древней христианской письменно-сти, т.4, М., 1863, с. 25.

[74] Апология 1, 44, с. 83).

[75] Апология 1, 46 // Памятники древней христианской письменности, т. 4, М., 1983, с. 85.

[76] Апология 1, 56, с. 96.

[77] Строматы. IV, 8.

[78] Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством: В 2-х т. Пг., 1916. Т. 1. С. 175.

[79] Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 84.

[80] Вивекананда Суоми. Джнана-йога. СПб., 1914. С. 8.

[81] Там же. С. 275.

[82] Там же. С. 277, 279.

[83] Там же. С. 283.

[84] Там же. С. 278.

[85] Там же. С. 299.

[86] См., например, Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне Церкви. Харьков, 1900.

 

 

Глава 6

 

[1] Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674.

[2] Попов И.В., проф. Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 1916, 38 изд., с. 34-35.

[3] Татиан. Речь против эллинов, 29. М. 1863, с. 169.

[4] Там же, 30, с. 170.

[5] Там же, 2, с. 161-162.

[6] Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. С. 56.

[7] Арсеньев Н. С. В исканиях Абсолютного Бога, с. 15, 33, 39, 40.

[8] Робертсон Дж. Первоначальное христианство, 1930, с. 64.

[9] Несмелов В.И., проф. Наука о человеке, Казань, 1966, т. 2, с.

[10] См. Н. Арсеньев. В исканиях Абсолютного Бога, с. 37.

[11] М. Феликс. Октавий, 25, русс. пер., М., 1866, с. 89.

[12] Никодим Милаш, еп. Правила Православной Церкви с толков., т. 1, СПб., 1911, с. 152-153.

[13] Фаррар Ф. Первые дни христианства, СПб., 1892, с. 88.

[14]»Есть данные, что в России до революции было 360000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40000», — пишет об одном из таких жертвоприношений В. Солоухин («Почему я не подписался под тем письмом»). См. также, например: Дмитриев С. По следам красного террора (об историке С.П.Мельгунове и его книге) // Наш современник. 1991. № 1; Мельгунов С. Красный террор // Наш современник. 1991. № 1-3.

[15] Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 9. С. 126.

[16] Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. Об идолопоклонстве,1. С. 144.

[17] Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 г. С. 295.

[18] Там же. С. 297.

[19] Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.

[20] Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — учение, признающее наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей. Разновидностей оккультизма много.

[21] См. гл. VI: Откровение: § 3. Индивидуальное откровение и его признаки. Гл. IX. Духовная жизнь: § 1, 7 Прелесть.

[22] Антропософия (от греч. ο άνθρωποζ — человек и ή σοφία — мудрость) мистическое учение, ставящее на место Бога человека, постигшего «тайную мудрость», «истинный» смысл бытия и через это ставшего сыном Божиим.

[23] Штейнер Р. († 1925) — германский философ, мистик, основатель антропософии.

[24] Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С. 205-206.

[25] См. гл. II, § 8: Многообразие религий.

[26] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев-Посад, 1917. С. 323.

[27] Апология. 1, 7 // Памятники древней христианской письменности: В 7 т. Т. 4. М., 1860-67. С. 25.

[28] Апология. 1, 46. Там же. С. 85.

 

 

Глава 7

 

[1] Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 616. Прим. 261.

[2] Василий Великий. Беседы на шестоднев. Бес. 9. Творения. Т.1. СПб.1911. С. 92, 93.

[3] Дьяченко Г. Н. Полный церковно-славянский словрь. М., 1899. С. 6, 567, 234.

[4] См. ниже гл. IX: «Происхождение мира».

[5] Казило С. Обзор журнала «Христианская Мирная конференция» // ЖМП. 1975. № 3. С. 41.

[6] В греческом тексте здесь стоит глагол πληρωσαι (infinitiv, aoristi, activi) от πληρόω — наполнять, восполнять, исполнять, кончать).

[7] Свят. Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений: В 12 т. СПб., 1900. Т. 6. С. 91.

 

 

Глава 8

 

[1] Для понимания духовной жизни в наше время особенно полезны:

1. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения. М. 1874.

2. Игнатий (Брянчанинов), свят. Отечник. СПб. 1903; Творения. Т. I-V. СПб. 1905; Собрание писем. М.- СПб. 1995.

3. Иоанн, схиигумен. Письма Валаамского старца. Последнее изд.: Коломна. 2001.

4. Игумения Арсения. Переиздание: М. 1994.

5. Никон, игумен. Письма духовным детям. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.

6. Лазарь, архим. Таинство исповеди. М. 1995.

[2] Здесь и далее в скобках указываются: первая цифра — том, вторая — страница Творений святителя Игнатия (Брянчанинова) по изданию: СПб., 1905.

[3] Иустин Философ, св. Апология 1, 46

[4] Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М.1858. Слово 34. С. 217.

[5] Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. Ответ 274.

[6] Монах Меркурий. В горах Кавказа. «Паломник». 1996. С. 7-8.

[7] См. также гл. V, § 3: Индивидуальное откровение.

[8] Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах. Гл. 131 // Добротолюбие. М., 1900. Т. 5. С. 214.

[9] Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА. «Новая книга». 1995. С. 87.

[10] Свт. Игнатий. Собрание писем. № 159. М.-СПб. 1995г.

[11] Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА. «Новая книга». 1995. С. 72-73.

[12] См. примеры в гл. V, § 3: Индивидуальное откровение.

[13] Древний патерик. М. 1874. Гл. 10, п. 159.

[14] Преп. Симеон Новый Богослов. О цели христианской жизни // ЖМП. 1980, № 3. С. 67.

[15] Преп. Максим Исповедник. Твор. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 42. «Мартис». 1993. С. 111.

[16] Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М. 1892. Слово второе. С. 30.

[17] О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 41.

[18] См. свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Богословские труды. № 17. М., 1977. С. 148-152.

[19] Преподобный Макарий Египетский говорит: «У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои. Таковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное — христиане, иное — миролюбцы. Между теми и другими расстояние велико» (Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5. С. 40).

[20] Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Имя (Его) нам неизвестно, кроме имени «Сущий», неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3, 14)» (Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272).

[21] Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 98-99.

[22] Свт. Василий Великий говорит: «Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба» (Свт. Василий Великий. Творения. Изд. 3. Ч. 1. М., 1891. С. 155). «Лествица» преп. Иоанна четко проводит эту идею взаимообусловленности, как добродетелей, так и страстей в духовной жизни христианина.

[23] Св. Исаак Сирин говорит: «Каждая добродетель есть мать другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщешь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 72. С. 528).

[24] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 334.

[25] Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. Киев. 1902. С. 33.

[26] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 127.

[27] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С. 9.

[28] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 360.

[29] Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1985. С. 187.

[30] Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 297.

[31] Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 3-е. С. 36.

[32] Св. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в следующих словах: «Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена несокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от напора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимым, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога» (Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. СПб., 1898. С. 385).

[33] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57.

[34] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373.

[35] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244.

[36] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55.

[37] Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389.

[38] Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372.

[39] Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99.

[40] См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма № № 11, 21.

[41] Преп. Исаак Сирин. Слово 48. С. 299 — 302.

[42] О цели христианской жизни. С. 17-21.

[43] Игумен Никон. Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 119.

 

 

Глава 9

 

[1] Еврейское слово «йом» (переведенное на церковно-славянский и русский языки как «день») означает не только день, но и период, эпоху, неопределенный промежуток времени, момент.

[2] Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 144.

[3] См., например, подборку мыслей древних отцов и учителей Церкви по этому вопросу у Филарета, архиеп. Черниговского. Православное догматическое богословие. СПб. 1882. С. 125-128; у еп. Сильвестра. Опыт православного догматического богословия: В 5 т. Киев, 1885. Т. 3. С. 17-44.

[4] Зеньковский В. В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 51, 53.

[5] София, по Е. Трубецкому, есть «неотделимая от Христа Божия премудрость и сила» (Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 104).

[6] Там же. С. 105.

[7] Цит. по: Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. 2-е изд. Киев, 1884-1885. Т. 3. С. 40.

[8] Там же. С. 42. Прим. 4.

[9] Например, святитель Игнатий Брянчанинов, говоря, прежде всего, о передовом отряде этой науки — монашестве, — пишет: «Наука из наук, монашество, доставляет — выразимся языком ученых мира сего — самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч.: В 5 т. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 1. С. 480).

[10] Наан Г. Е. Симметричная вселенная (доклад на Астрономическом совете АН СССР 29 января 1964 г.) // Тартуская астрономическая обсерватория. Публикации. Тарту, 1966. Т. 56. С. 431-433.

[11] См., например: Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. М., 1987.

[12] Цит. по: Лелотт Ф. Решение проблемы жизни. Брюссель, 1959. С. 91.

[13] Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 11.

[14] Феофан Затворник. Собрание писем. Вып..I. М. 1898. С. 98.

[15] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 44.

[16] Населенный космос / Под ред. В. Д. Пенелиса. М., 1972. С. 77.

[17] Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. М., 1993. С. 66.

[18] По вопросу развития жизни, происхождения ее видов существуют различные точки зрения: ламаркизм, дарвинизм, мутационная теория, гетерогенез. Значительное число ученых придерживается гипотезы эволюции (одни — признавая Бога ее истоком, другие — исключая Его), но многие современные ученые отказываются от нее, принимая теорию первоначальной множественности видов. (См., например: Генри. Сотворение мира /Пер. с англ. Сан-Диего, 1981; Хайнц. Творение или эволюция / Пер. с англ. 2-е изд. Чикаго, 1983).

[19] См., например: Курьер. 1972. № 8/9. Так же «Человек» // БСЭ. Т. 29. С. 50-54.

[20] См., например: Моррис Г. Сотворение мира: научный поход. Сан-Диего, Калифорния, 1981; Тростников В. Научна ли научная картина мира в высокоорганизованных формах жизни // Новый мир. 1989. № 12.

[21] Зеньковский В. В. Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 35.

 

 

Глава 10

 

[1] См. гл. Духовная жизнь

[2] Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1914. С. 78-79.

[3] Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т.4. СПб. 1905. С. 271.

[4] Слово 29-е на пришествие Господне. Сл.106-е об антихристе.

[5] Св. Игнатий. Твор.Т.4. СПб. 1905.С. 323-324.

[6] Собрание писем свт. Игнатия. М.- СПБ. 1995. Письмо № 44.

[7] Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. СПб. 1905. Т. 4, с. 267.

[8] «По древним сведениям и по сохранившимся монетам, нормальный вес еврейского золотого сикля равен 3,77 золотникам (16,37 грамм.)… талант же равнялся… 3000 сиклей» (Библейский энциклопедический словарь. Составил Э. Нюстрем. Торонто. 1985. «Деньги». С. 103). То есть один золотой талант равнялся 49 кг. 110 гр.

[9] Буквально цифра 666 в еврейском языке соответствует словосочетанию «ха-мелек — ле-ишраель», то есть — «Царь Израилев».

[10] В Окружном послании Священного Синода Элладской Церкви № 2641 от 9 февраля 1998 г. указывается: «Печать», будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет принята добровольно» (Электронные карточки и печать антихриста. М. 1999. С. 13).

[11]»Путь». 1937. № 52.

[12] Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины». Москва. 1914.

[13] См.: Н. Ф. Федоров. Философия общего дела. Т.1-2. Москва. 1913.

[14] См.: В. И. Экземплярский. «Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни». Киев. 1916.

[15] Священник Анатолий Жураковский. К вопросу о вечных муках. «Христианская мысль». № 7-9.1916.

[16] См.: кн. Евгений Трубецкой. Смысл жизни. Москва.1918.

[17] См. его Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад. 1916.

[18] Прот. Сергий Булгаков. Невеста Агнца. Париж. 1945.

[19] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. Кн. 2. СПб. 1905. С. 905.

[20] Сергий Булгаков. Свет Невечерний. Сергиев Посад. 1917. С. 413-414.

[21] Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. М., 1997. С. 66.

[22] Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 13.

[23] Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 543.

[24] Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. (Новооткрытые тексты). Москва. 1998. Беседа 39. C. 200-201. Там же. Беседа. 41. С. 216.

[25] Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М. 1998. Беседа 41. С. 216.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21]

[22]

[23]

[24]

[25]

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

[39]

[40]

[41]

[42]

[43]

[44]

[45]

[46]

[47]

[48]

[49]

[50]

[51]

[52]

[53]

[54]

[55]

[56]

[57]

[58]

[59]

[60]

[61]

[62]

[63]

[64]

[65]

[66]

[67]

[68]

[69]

[70]

[71]

[72]

[73]

[74]

[75]

[76]

[77]

[78]

[79]

[80]

[81]

[82]

[83]

[84]

[85]

[86]

[87]

[88]

[89]

[90]

[91]

[92]

[93]

[94]

[95]

[96]

[97]

[98]

[99]

[100]

[101]

[102]

[103]

[104]

[105]

[106]

[107]

[108]

[109]

[110]

[111]

[112]

[113]

[114]

[115]

[116]

[117]

[118]

[119]

[120]

[121]

[122]

[123]

[124]

[125]

[126]

[127]

[128]

[129]

[130]

[131]

[132]

[133]

[134]

[135]

[136]

[137]

[138]

[139]

[140]

[141]

[142]

[143]

[144]

[145]

[146]

[147]

[148]

[149]

[150]

[151]

[152]

[153]

[154]

[155]

[156]

[157]

[158]

[159]

[160]

[161]

[162]

[163]

[164]

[165]

[166]

[167]

[168]

[169]

[170]

[171]

[172]

[173]

[174]

[175]

[176]

[177]

[178]

[179]

[180]

[181]

[182]

[183]

[184]

[185]

[186]

[187]

[188]

[189]

[190]

[191]

[192]

[193]

[194]

[195]

[196]

[197]

[198]

[199]

[200]

[201]

[202]

[203]

[204]

[205]

[206]

[207]

[208]

[209]

[210]

[211]

[212]

[213]

[214]

[215]

[216]

[217]

[218]

[219]

[220]

[221]

[222]

[223]

[224]

[225]

[226]

[227]

[228]

[229]

[230]

[231]

[232]

[233]

[234]

[235]

[236]

[237]

[238]

[239]

[240]

[241]

[242]

[243]

[244]

[245]

[246]

[247]

[248]

[249]

[250]

[251]

[252]

[253]

[254]

[255]

[256]

[257]

[258]

[259]

[260]

[261]

[262]

[263]

[264]

[265]

[266]

[267]

[268]

[269]

[270]

[271]

[272]

[273]

[274]

[275]

[276]

[277]

[278]

[279]

[280]

[281]

[282]

[283]

[284]

[285]

[286]

[287]

[288]

[289]

[290]

[291]

[292]

[293]

[294]

[295]

[296]

[297]

[298]

[299]

[300]

[301]

[302]

[303]

[304]

[305]

[306]

[307]

[308]

[309]

[310]

[311]

[312]

[313]

[314]

[315]

[316]

[317]

[318]

[319]

[320]

[321]

[322]

[323]

[324]

[325]

[326]

[327]

[328]

[329]

[330]

[331]

[332]

[333]

[334]

[335]

[336]

[337]

[338]

[339]

[340]

[341]

[342]

[343]

[344]

[345]

[346]

[347]

[348]

[349]

[350]

[351]

[352]

[353]

[354]

[355]

[356]

[357]

[358]

[359]

[360]

[361]

[362]

[363]

[364]

[365]

[366]

[367]

[368]

[369]

[370]

[371]

[372]

[373]

[374]

[375]

[376]

[377]

[378]

[379]

[380]

[381]

[382]

[383]

[384]

[385]

[386]

[387]

[388]

[389]

[390]

[391]

[392]

[393]

[394]

[395]

[396]

[397]

[398]

[399]

[400]

[401]

[402]

[403]

[404]

[405]

[406]

[407]

[408]

[409]

[410]

[411]

[412]

[413]

[414]

[415]

[416]

[417]

[418]

[419]

[420]

[421]

[422]

[423]

[424]

[425]

[426]

[427]

[428]

[429]

[430]

[431]

[432]

[433]

[434]

[435]

[436]

[437]

[438]

[439]

[440]

[441]

[442]

[443]

[444]

[445]

[446]

[447]

[448]

[449]


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-17; view: 218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию