Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что можно посоветовать в такой ситуации православным христианам, желающим сохранить единство с Господом нашим Иисусом Христом?





Конечно же, требуется духовное трезвение и молитва, чтобы подойти к решению вопроса в русле духовного предания святых отцов. Для этого требуется как обычное правило, особенно во время поста, так и молитвы по соглашению, крестные ходы и тому подобные мероприятия, собираемые в церковном духе, исключающем обвинения в «самочинных сборищах».

В первую очередь нужно осознать, что неведение не является извинительным обстоятельством, а, наоборот, первым и главным грехом. Спасение во все времена, в том числе и в наше лукавое время, по своему первоначальному смыслу заключается в единстве с Истиной. Это нужно всегда учитывать в самую первую очередь и держать эту нить до конца, с осторожностью подходя к вопросу конфессиональной принадлежности, принятой в силу традиции или обстоятельств в данном регионе.

Из всех возможных вариантов осуществления апостольского призыва «испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 10-11), было бы наиболее важно рассмотреть возможные действия церковной общины в официальном пространстве. Не будем, однако, забывать, как некий идеал, и упомянутое в письме прп. Анатолия (Потапова) выражение о том, что «истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные, пустынные места», что приводит на ум разве что примеры из житий преподобных Павла Фивейского, Марка Фраческого, Марии Египетской и многих других, имён которых история не сохранила, однако «которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 38). Пусть каждый найдёт свой путь, с помощью Бога, Который «сильнее врага и никогда не покинет Он Своих рабов», по словам прп. Анатолия.

Обязанность священнослужителей, их церковное послушание, – в преемстве традиции истинного богослужения, не только по форме, но и, прежде всего, по содержанию. Если епископат утверждает решения, расходящиеся со святоотеческим преданием, то, именно ради своего спасения во Христе, и ни для чего иного, церковный народ в лице клириков и мирян обязан приложить все усилия для того, чтобы отменить данные решения, руководствуясь правом рецепции (приятия), которое в нынешнее время осталось лишь в виде хорового «аксиос» в известные моменты при рукоположении священнослужителя. Причём (и эта деталь очень важна) необходимо действовать планомерно и настойчиво до тех пор, пока ситуация не исправится.

Следует подчеркнуть, что проблема в данном случае не рассматривается в ключе «благодатности или безблагодатности таинств». В нашем контексте подход фокусируется на исправлении тех недостатков, которые должны быть исправлены, а акцент делается на то, что исправление – это первоочередная задача, без чего спасение совершенно невозможно, несмотря на участие в церковной жизни на уровне фарисейского формализма. Пока действует установка: «Можно и так, до тех пор, пока…», – ничего невозможно изменить. Более того, остаются под большим вопросом те действия, которые предполагается предпринять тогда, когда условно обозначенный гром всё же грянет.

В идеале, официальные действия епископата подразумевают официальные же действия клириков и мирян. Так как фактическим выражением идеи Церкви является узаконенная община (приход или монастырь), то ответом на официальное заявление епископата, содержащее отступления от святоотеческого Предания в том или ином виде, должно стать официальное заявление-протест общины, а лучше нескольких общин и монастырей, на имя епархиального архиерея, обязательно с приложением соответствующего протокола собрания прихода или монастыря. Такой протокол необходим в силу современных условий епархиальной жизни, он тем и отличается от ставшего уже обычным неофициального письма с подписями, что на него можно и должно требовать ответ в письменном виде [12].

Для создания такого протокола требуется созыв приходского либо монастырского собрания. Если настоятель по разным причинам отказывает в таком собрании, требуется действовать со стороны старосты и ктиторов, чтобы собрать церковную «десятку», являющуюся официальным представительным органом управления на приходе. В итоге, официальное письмо-протокол собрания на адрес епархиального управления должно получить от него официальный ответ.

Этот официальный ответ епархиального начальства даёт право, в случае неудовлетворения требований в согласии с учением святых отцов, обращаться в церковный суд, привлекать широкую церковную общественность к обсуждению темы и выполнять другие действия, ведущие к решению вопроса.

В ином случае, как и должно быть, епархиальный архиерей, осознав свою ошибку, должен созвать епархиальное собрание, на котором будет принято официальное обращение к полноте Поместной Церкви в лице Поместного Собора, на котором предполагается отмена уже принятых неканонических и еретических решений. Также заметим, что епископ имеет право на «особое мнение» при подписании документов на церковных соборах, что является выражением общепринятой юридической нормы[13].

Если какой-либо епископ не согласен с принятым решением, но в силу обстоятельств вынужден подписать итоговый документ, то он подписывает его с приложением письменного объяснения своей позиции; это объяснение является официальным документом – тем самым «особым мнением». Без такого заявления его несогласие с итоговыми решениями является не действительным, а лишь декларативным жестом, не имеющим силы. Данное «особое мнение» впоследствии может быть предложено на рассмотрение как клириков и мирян, так и церковного суда, а также может свидетельствовать в пользу епископа как истинного и нелицемерного исповедника Православия.

При этом нужно отчётливо понимать, что непоминание правящего архиерея некоторой общиной, или непоминание митрополита или патриарха правящим архиереем является не только духовным свидетельством православной веры, но и вынужденной административной мерой протеста, применяемой с целью скорейшего соборного рассмотрения затронутого вопроса. Такая мера оговорена в известном месте церковных правил (15 Правило Константинопольского Двукратного Собора[14], основанное на смысле 31 Апостольского Правила) и не является выходом за пределы Церкви, в том числе и административно. Слова 15-го Правила о непоминании «прежде соборного рассмотрения» предполагают созыв Собора по данному делу, поэтому юрисдикционно непоминающие не могут считаться вне данной церковной организации лишь по факту непоминания[15]. Практически это выражается в том, что если непоминающих вызывают для соборного рассмотрения дела, они не имеют права не приходить на собор, ссылаясь на то, что это «собор нечестивых», так как свою позицию требуется защитить перед лицом Церкви, «повеждь Церкви» (Мф. 18, 17), членами Которой являются не только епископы, но и клирики, и миряне. Следует ещё учитывать, что на истинном Соборе необходимыми членами являются компетентные, а не просто номинальные представители клира и мирян, участвующие в полемике и аргументации, требуемой для принятия верного решения всей полнотой окружной Церкви.

На примере первого церковного собора, коим является Апостольский собор (51 г. по Р.Х.), мы ясно видим, что на нём присутствовали не только сами апостолы, но и представители клира и мирян. «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили…» (Деян. 15, 6) И далее: «Апостолы и пресвитеры и братия… мы, собравшись, единодушно рассудили» (Деян.15, 22; 23-29). Апостольский Собор послужил образцом для всех последующих церковных соборов, для которых можно выделить следующие необходимые моменты, касающиеся процедуры проведения:

1). Правом личного решающего голоса на соборах пользовались только епископы.

2). Клирики и миряне участвовали в соборных совещаниях, и это участие выражалось в том, что они имели не только совещательный голос, но и оказывали влияние на исход соборного постановления.

3). Соборное решение может иметь силу только при согласии клира и паствы, и не име-ет такой силы без такого согласия. При этом, правильность решений собора определяет-ся не просто большинством голосов, а согласием решений собора с Истиной Христовой[16].

Возникает вопрос: является ли применение 13-15 Правил Двукратного Собора обязанностью или правом епископа, священника или рядового мирянина? В первую очередь, так как это вопрос веры, то выбор веры напрямую связан со свободой, будь то свобода выбора либо её развитие в «свободу славы чад Божиих» (Мф. 8, 21), «познаете истину, и истина свободит вы» (Ин. 8, 31-32). Господь дал нам свободу выбора, но и вместе с тем, при таинстве крещения, каждый из нас даёт обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, а исполнение обетов уже является обязанностью. Таинство покаяния также связано с обещанием не возвращаться более к исповеданным грехам. Наконец, священническая присяга также связана с обязанностью исполнения священнического долга «благовременне и безвременне» (2Тим 4, 2). Именно поэтому, священноисповедник Никодим (Милаш) в толковании на 15 Правило Двукратного Собора пишет, что «священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться» в оговоренном правилом случае, то есть, имеют не только право, но и обязанность действовать согласно обетам крещения и священнической присяге.

Священник канонически обязан поминать только своего правящего архиерея, а окружного митрополита и/или патриарха он поминает в силу их первенства чести в данной церковной области. Поэтому, непоминание священником лишь патриарха вместе с поминанием правящего архиерея не является канонически-значимым событием, так как его правящий архиерей всё равно патриарха поминает. Но даже и такое «неотдание чести» привлекает внимание к проблеме, заставляет искать выход из создавшейся ситуации.

Непоминание священником правящего епископа – это инструмент, конкретно инструмент деятельного возрождения соборности в экстренном случае, а поэтому является временным явлением и не является самоцелью. Логически непоминание является противоречием, и именно из-за того, что оно выступает свидетельством ревности по вере, не укладывающейся целиком в рамки формальной логики. Цель – это вернуться к святоотеческим истокам веры, а средством, во многих случаях крайним средством, после того как испробованы все другие, является инструмент непоминания. И тот факт, что этот инструмент оговорен церковными правилами, свидетельствует о том, что «обратная связь» церковного народа с епископами, народное возглашение «аксиос» – такая же необходимая вещь, как и управляющее руководство епископата.

Следует подчеркнуть, что возрождение церковной жизни в апостольском виде возможно только начиная с возрождения полноценной общинно-церковной жизни, как молитвенной, так и административной, несмотря на реалии нашего лукавого времени. В сознании людей Церковь должна предстать как действенное единство верующих во Христа, реализуемое на практике в том числе и официальными средствами, а не как некий комплекс ритуальных услуг на малопонятном языке. При этом, конечно, особое значение отводится пастырям, которые самим делом подвиг исповедания веры поставят превыше своих материальных интересов или нажитого авторитета, так как психологическое давление со всеми реалиями информационной войны будет использовано в полной мере, что мы не раз наблюдали как в современности, так и в истории Православной Церкви. Всестороннюю помощь своим пастырям должна оказать христианская община, которая является таковой на деле.

Жизнь церковной общины концентрируется на общей молитве, поэтому во время смуты требуется усилить молитвенный подвиг, насколько это возможно, как учит церковная история. И священнослужители, которые понимают ситуацию, но в силу разных причин не могут гласно действовать, обязаны, по крайней мере, призвать свою паству к сугубой молитве, чтобы привлечь к себе промыслительные действия Божии, и дай Бог, чтобы они не были наказующими.

События церковной жизни по своему свойству напрямую влияют и на события гражданские. Церковная смута, вызванная последними событиями, грозит перейти и в смуту государственную, так как в ней задействованы орудия, характерные для разнообразных сил, подрывающих государственные устои через разрушение вероисповедного единства народа. Причем, в данном случае, инициатором смуты является верхушка церковно-иерархической власти, планомерно на протяжении длительного времени реализующая планы по разрушению святоотеческих традиций в жизни Церкви.

Стремительность развития событий свидетельствует о том, что ситуация грозит перерасти в новое «смутное время», и поэтому только общенародное покаяние, в единении и патриарха, и епископата, и клириков, и мирян призвано остановить процесс сползания в хаос, когда русский народ, на протяжении истории сохраняющий свою внутреннюю целостность благодаря исповеданию Православия, может быть разрознен и уничтожен из-за потери истинного исповедания веры, чего да не допустит Всемилостивейший Господь наш Иисус Христос. Другими словами, обновленный Поместный Собор Русской Православной Церкви должен явить деятельную соборность, оживив ту букву Символа Веры, которую мы регулярно возглашаем в храмах. Имеет смысл упомянуть, что соборное возрождение русского народа связано с пророчествами о грядущем православном царе, который призван объединить в себе усилия по осуществлению восстановления церковно-административного аппарата Церкви, но для того, чтобы эти чаяния осуществились благим Промыслом Божиим, каждый на своём месте, будь то епископ, клирик или мирянин, должен приложить собственные усилия, делать то, что от него требуется в силу церковного положения и послушания. Как пример такого восстановления, можем привести преодоление иконоборческой смуты в VIII веке, свидетельством чего и по нынешнее время в Церкви возглашается чин Торжества Православия, анафематствующий еретиков и прославляющий истинно верующих.

Глава Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, заповедавший нам любить друг друга в истине, как главном условии спасения. Ведь Сам Он – и Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18). Экуменисты проповедуют «любовь», но это ложно понятая любовь, – «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2, 8). Экуменисты и все, им подобные, а также и те, кто с ними молчаливо соглашается – бесчинствуют, всячески перетолковывая на свой лад святоотеческое Предание Церкви. Истинная «любовь не безчинствует» (1 Кор. 13, 5), поэтому ясно, что именно экуменисты не имеют любви к людям, всевая в души ложь и раздоры. Всё это в совокупности готовит место наказанию Божию, которое и должно явиться, в конце концов, в виде попущения антихриста, под ложной маской любви сочетающего в себе все отступления, какие только возможно себе представить. Зарождение религии антихриста мы видим уже сейчас, на наших глазах! Мы не можем оставаться в стороне от происходящих событий, чтобы не быть ответственными за соучастие в преступлениях против Бога!

Если бы мы стали старательно выписывать все случаи из истории Церкви, свидетельствующие о том, что хранение истинного христианского вероисповедания необходимо для спасения, то «и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). История Церкви однозначно свидетельствует, что ересь – это не просто проявление некоей «греховности», но вражда на Бога, по примеру первой твари, восставшей против Истины – то есть, по примеру сатаны и ангелов его. Поэтому и «тьма кромешная» (Мф. 22, 13) уготована для сатаны, но она грозит по определению Божию и всем тем, кто своими безумными действиями встаёт на путь вражды со Всемогущим Богом!

Церковь не одолеют и врата адовы (Мф. 16, 18), но и мы должны приложить все усилия к тому, чтобы быть членами Тела Христова. «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Апок. 3, 11).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Date: 2016-05-17; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию