Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческие возможности





Выражены обычно характером сочетания элементов фигуры. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму “готового”, существующего животного, к которому лишь приделываются также “готовые детали” - чтобы существующее животное стало несуществующим. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из “заготовок”.

Название.

Может выражать рациональное содержание смысловых частей (“летающий заяц”, “бегакот”, “мухожор”). Другой вариант - словообразование с “книжно-научным”, иногда с латинским суффиксом или окончанием (“реталетус”, “наплиолярия”). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе - демонстративность, направленная, главным образом, на подчеркивание своего разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (“грягэкр”, “лалио”), знаменующие легкомысленность отношения к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов над рациональными. Иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пельмеш”) встречаются при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия обычно имеют повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “кус-кус”). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена непомерно удлиненными названиями.

Беседа.

Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, пол, возраст, габариты животного, уточняется предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выясняется способ добывания пищи (плотоядное или нет), взаимоотношение с сородичами и само наличие таковых, способ обзаведения потомством (брачные отношения), наличие и характер поведения в опасных ситуациях, борьба с врагами или жертвами.

Если испытуемый не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать “один день из жизни животного”, задавая по ходу нужные вопросы.

Как показали исследования, одним из индикаторов силы неосознанной идентификации с образом животного является его принятие либо отвержение испытуемым. Это особенно проявляется в ситуации затрудненного контакта (например, при экспертизе). Испытуемый тем теснее идентифицирует себя с образом, чем выше его оценивает. Однако степень идентификации и наличие проекции не тождественные явления. Так, во время интерпретирующей беседы (подачи психологической обратной связи испытуемому) можно столкнуться с отвержением в рисунке ряда черт собственной личности (агрессивность, подозрительность, враждебность). Таким образом, прицельное выяснение степени принятия или отвержения испытуемым различных особенностей или всего образа в целом создает возможность выяснить степень идентификации, а также предположить наличие и определить характер отвергаемых (вытесненных из сознания) черт личности.

 

Модификация поведения.

Заключается в проведении методики РНЖ вслед за проведением “Рисунка человека”. Как показывает практика и экспериментальная проверка, кроме проекции Я-образа, рисунок может воплощать идеальный Я-образ, образ значимого другого, отношение к экспериментальной ситуации и личности экспериментатора. Сравнительные замеры показали, что описание образа в “Рисунке человека” ближе к идеальному образу Я и теснее связано с ним. Степень идентификации в “Рисунке человека” значимо связана со степенью удовлетворенности собой (т.е. обратна расстоянию между актуальной самооценкой и идеальным Я-образом). В то же время образ животного ближе к образу Я, чем к идеалу, и практически не зависит от их соотношения. На практике это выражается в том, что “Рисунок человека” фиксирует какой-либо стереотип поведения, социально одобряемый и соответствующий легко актуализируемым установкам испытуемого. В подобных случаях РНЖ является более информативным, что проявляется в большем разнообразии продукции.

 

Общее впечатление.

Существует разделяемое большинством специалистов по проективному рисунку мнение, что интерпретация должна начинаться с осознания общего впечатления от рисунка: переживания эмоционального тона и целостности содержащегося в нем сообщения. Это интуитивный эмпатический процесс, приходящий только с опытом. Психотехника вживания состоит в том, чтобы позволить свободно войти в сознание первому впечатлению, не зашумляя его какими-либо предпосылками со стороны интеллекта. Согласно K.Bolander, это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого, степени его эмоциональной зрелости, наличия или недостатка внутреннего баланса. Первое впечатление является той целостностью, из которой экспериментатор исходит, приступая к интерпретации, и к которой обязан вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным впечатлением должны быть специально проанализированы, помня, что приоритет всегда за общим впечатлением. Важным правилом интерпретации можно считать положение: все приведенные в данном руководстве толкования частных признаков имеют ценность только как одна из более доступных форм осознания и конкретизации общего целостного впечатления, как форма его вербализации. Устойчивость общего впечатления демонстрируется его контактностью при рассмотрении рисунка человека и РНЖ одного и того же испытуемого. Например, при рассмотрении обоих рисунков может сложиться общее ощущение ригидности, неподвижности, тяжести изображения, будто скорее изображены статуи, а не живые существа. Такие рисунки могут принадлежать личности, характеризующейся ригидностью эмоциональных установок, аффектов, либо с признаком эмоциональной отчужденности, трудностями контактов, либо личности с сильной склонностью к вытеснению глубинного аффективного комплекса. То, что в общем впечатлении присутствуют скорее отрицательные, нежели положительные эмоции, свидетельствует о некотором снижении фона настроения испытуемого. Если говорить о данном случае, то все это, действительно, присутствовало в клинической картине, что подтверждалось и параллельным обследованием рядом проективных методик и ММИЛ.

Опора на общее впечатление часто помогает устранить многозначность отдельного признака. Например, рисунок по вертикали листа расположен в соответствии с нормой и в то же время создается общее впечатление снижения фона настроения испытуемого, т.е. возникает противоречие, т.к. депрессивные рисунки тяготеют к нижнему срезу листа. В данном случае противоречие было отнесено за счет собственно внутриличностных противоречий испытуемого, т.к. имела место борьба сильных ригидных установок на достижение успеха с ситуативно обусловленным снижением настроения, сочетающимся с фрустрацией временной перспективы в связи с грозящим уголовным наказанием. С временной осью связан поворот рисунка влево и заметный наклон передней части корпуса вниз.

Главной особенностью данного рисунка является обилие признаков агрессивности. Поскольку агрессия считается скорее выражением стеничности (активности), это также, на первый взгляд, противоречит общему впечатлению неподвижности рисунка. Однако необходимо четко дифференцировать пассивность от ригидности. Первая - признак расслабленности, отсутствия тенденции к активности, вторая - следствие торможения и подавления существующих тенденций к действию. Это как раз и создает внутреннее напряжение. Отдавая приоритет общему впечатлению, агрессивность данного испытуемого должна трактоваться как подавляемая, импульсивная. Склонность к вытеснению агрессии проявлялась и в отрицательном отношении к рисунку самого испытуемого. Этот разбор служит примером того, как анализ кажущихся противоречий между общим впечатлением и рядом характеристик изображения помогает углубиться в конфликтные сферы личности испытуемого.

Еще один пример впечатления от рисунка испытуемой. Первый момент - заметная сложность половой идентификации нарисовавшей его девушки. Это следует не только из того, что ему атрибутируется средний род (это “оно”), но и из общего впечатления “мужественности” стиля. Этому впечатлению во многом способствует чистая геометричность и лаконизм линии контура, а также некоторая схематичность, рассудочность образа. Второй характерный момент - почти физически ощутимое движение (падение) по направлению к нижнему правому углу листа и одновременное вращение против часовой стрелки. Последнее правомерно связывать с проецируемой испытуемой на персонаж РНЖ “потребностью в ориентации” как следствие собственной плохой ориентации в социуме. Третий момент - хорошо заметное различие между деталями, органично включенными в целостную конструкцию, и теми, которые “прикреплены” как бы искусственно. В первую очередь это относится к “опорам”, выполненным в форме кистей рук. Подобная неорганичность этих деталей может свидетельствовать об их компенсаторном характере. Это подтверждается тем, что кисти рук, символизирующие активное взаимодействие и контакт с социумом, не осознаются самой испытуемой как руки. Сюда же относится и невозможность “опорам” таковыми служить, поскольку они “спрятаны” внутри контура и, в крайнем случае, на них можно разве что висеть. В совокупности все перечисленные особенности создают картину достаточно выраженной социальной дезадаптации испытуемой при выраженных затруднениях социальных контактов. Этот вывод хорошо соотносится с главной особенностью рисунка: замкнутым контуром, четко ограничивающим рисунок от среды.

Для использования общего впечатления необходимо не только развитие чувствительности к нему, но и внимание к тому, как сам испытуемый относится к рисунку.

 

Возможный способ закрепления навыков владения методом и дополнительная валидизация.

Любой способ владения диагностическим методом предполагает наличие обратной связи. Поскольку в данном случае валидность метода и его достоверность тесно связаны со степенью практического освоения навыков интерпретации рисунка, возможным представляется следующий путь.

Предлагаемый способ отработки навыков является комбинацией метода экспертной оценки и самоотчета. Для его проведения необходимо наличие как минимум двух испытуемых, хорошо и неформально знакомых друг с другом. Студенты могут пройти такой тренинг, объединившись для этого в тройки. Им одновременно задается инструкция, причем исключаются подглядывания и любой обмен информацией. После выполнения ими рисунков экспериментатор (один из тройки), имея оба рисунка перед собой, старается выявить в них те особенности личности испытуемых, по которым они в наибольшей степени отличаются друг от друга. Например, экстраверсия - интроверсия, общительность - замкнутость, уверенность - тревожность, оптимизм - пессимизм. Далее эти различия формулируются в виде антонимических шкал типа самооценки Дембо - Рубинштейн так, чтобы они были однозначно поняты обоими испытуемыми. Испытуемым разрешается задавать уточняющие вопросы, на которые экспериментатор должен давать разъяснения, избегая наводящих подсказок. В отличие от этапа рисования животных, этап уяснения содержания “шкалы”, как и последующий поиск ответа (взаимная оценка), проводится совместно с обоими испытуемыми при их свободном общении. После уяснения содержания очередной “шкалы” экспериментатор задает вопрос: “К какому полюсу шкалы или типу людей вы могли бы отнести себя и друг друга?”

Такая форма эксперимента способствует большей валидности по сравнению с самоотчетом и экспертной оценкой. Это обеспечивается как взаимным контролем, так и живым взаимодействием в процессе решения задачи, т.к. ситуация обеспечивает взаимную обратную связь и взаимную коррекцию представлений о себе.

Поскольку в данном эксперименте рисунок служит опорой для выдвижения гипотез относительно черт личности каждого испытуемого, результатом всей процедуры может служить процент совпадений этих само=взаимооценок и предварительно выдвинутых экспериментатором гипотез на основании особенностей рисунка.

 

Date: 2016-05-17; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию