Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)





 

 

Людвиг Фейербах родился в Баварии в семье криминалиста. Обучался в Гейдельбергском университете богословию, затем обучался в Берлинском университете. В последнем он прослушал курсы логики, метафизики, философии религии, которые читал Гегель. По окончании Берлинского университета он защитил диссертацию на тему «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» выдержанную в духе гегелевского абсолютного идеализма. Её основная идея — первичность всеобщего и бесконечного разума по отношению к единичному, конечному мыслящему субъекту. После успешной защиты диссертации Фейербах преподавал курс «гегелевской философии» в Эрлангенском университете. В своём изложении курса он придерживался гегелевских воззрений, однако в отличие от своего учителя Фейербах не рассматривал гегелевскую философию как абсолютную, последнюю ступень философской мысли. Он был убежден в возможности дальнейшего прогресса философии.

Через год после начала преподавательской деятельности Фейербаха, в 1830 году вышла анонимная книжка под названием «мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических ксений (эпиграмм)». Это и было первым печатным выступлением Фейербаха. Основной вывод, который делает Фейербах в книге — вера в бессмертие души обесценивает единственно реальную земную жизнь, делает пустыми и никчемными все наши заботы и старания. Критика церковной догмы ведется в работе с позиций объективного идеализма. Фейербах противопоставляет христианскому представлению о вечности души своё понимание бессмертия, основанное на понятии «объективного духа». Бессмертие человека, по Фейербаху, - в духовной преемственности, в духовном наследии, оставленном им на земле. Человек перестаёт жить как индивид, но продолжает жить его вклад в развитие всеобщего разума (абсолютной идеи).

Книга была вызовом церковной общественности. Вскоре тайна анонима была раскрыта и автор был изгнан из университета. Лишившись преподавательской работы Фейербах продолжает изучать историю философии, результатом чего становится его труд «История новой философии». В нём он придерживается исторического подхода при рассмотрении вопроса о месте и роли философов нового времени в истории философии. Суть этого исторического подхода можно передать словами самого Фейербаха: «нельзя предъявлять философу б о льшие требования, чем те, которые он мог и должен был выполнить в своё время». Фейербах показывает как философские теории, оказавшиеся несостоятельными, не выдержавшие испытания последующей истории, в своё время были плодотворными и сыграли прогрессивную историческую роль в ходе эволюции философских идей. Он показывает это, в частности, на примере картезианского (латинизированное имя Декарта — Картезиус) дуализма. Декарт, по мнению, Фейербаха, заблуждался, разорвав мировое единство на два субстанциальных начала — мышление и протяжённость, дух и тело. Но именно тем, что он отделил понятие духа от природы, он отделил от понятий природы всё то, что ей не принадлежит. Механистически-материалистическая физика была таким образом ограждена от всяких духовных привнесений.

Возникновение, весь ход и результат развития философии нового времени предстаёт в работах Фейербаха как история всё обостряющейся борьбы двух лагерей в философии: лагеря теологии и подчинённой ей философии и лагерь отстаивающей свою независимость антитеологической философии. Однако Фейербах в этом своём историко-философском исследовании не порывает с классической идеалистической традицией — он всё еще считает, что «идеализм есть изначальное и даже всеобщее мировоззрение человека» и «всякая философия является идеализмом... Материализм, хотя и необходимый, но вторичный, производный продукт духовного развития».

Одной из самых глубоких мыслей высказанных Фейербахом в его историко-философских изысканиях, является установленный им критерий для оценки философских учений. Этим критерием для него является способность к дальнейшему развитию. Главное в том, полагал Фейербах, чтобы философское учение обладало способностью стимулировать философский прогресс. Т.е. Фейербах говорит о том, что философия нуждается не в законченных философских системах, не в самоудовлетворённом подытоживании своих достижений, а в творческих идеях, стимулирующих новые достижения.

Отметим, что основной темой произведений Фейербаха была тема «религии и теологии и всего, что с ними связано». Непримиримая борьба против религиозного мировоззрения была главным делом всей жизни немецкого мыслителя. Он полагал, что ничто не оказывает столь пагубного действия на его современников, ничто так не препятствует человеческому счастью, как вера в Бога. Фейербах был, пожалуй, самым основательным знатоком теологии среди философов своего века, и удары наносимые им противнику, были меткими и сокрушительными. Он заслуженно прослыл среди богословов «могильщиком теологии».

Фейербах разошёлся с гегелевской философией религии задолго до того, как он порвал с гегелевским идеализмом в целом. Впоследствии, встав на почву материализма, он подчёркивал коренное различие между своим и гегелевским подходом к религии. У Гегеля нет противопоставления религии и философии по существу, по содержанию, а только различение их по форме: та же истина, которая выражена в религии в форме чувственных образов, в философии выражается более адекватно — в форме понятий. Философия выдаётся, таким образом, не за антипод религии, а за её усовершенствование. В противовес этому для Фейербаха само содержание религии несовместимо с разумом, чуждо и враждебно полноценному теоретическому мышлению. У Гегеля философия рационализирует религию; у Фейербаха, философия обязывает к отказу от религии.

Задача, которую ставит перед собой Фейербах, выходит далеко за рамки критики библейских преданий. Он стремится добраться до корней христианской религии и, более того, - до сущности и назначения всякой религии и религиозности вообще.

Атеизм Фейербаха — прямое продолжение атеизма французских материалистов XVIII века, однако их атеизм кажется Фейербаху поверхностным. Он не отрицает доводов французских атеистов о связи религиозных верований с невежеством. Но отмечает, что одной ссылки на невежество недостаточно для объяснения корней и роли религии. Ннвежество, по Фейербаху, лишь отрицательная причина, для уяснения же сути дела её следует дополнить положительной причиной, порождающей и воспроизводящей религиозные верования в продолжение долгих столетий. В самом человеке, в «природе человека» и условиях его жизни, по мнению философа, следует искать истоки религии. Своё понимание сущности религии Фейербах представил в книге «Сущность христианства» (он был автором также таких произведений как «Основные положения философии будущего» и «К критике философии Гегеля»). В «Сущности христианства» Фейербах пишет, что разгадку веры надо искать в глубинах человеческой психики. Однако психическое состояние неотделимо от физического. Поиски психологических корней религии требуют познания природы человека в целом. Т.о. Психология религии перерастает в антропологию.

Главным отличием фейербаховского атеизма от атеизма французских материалистов XVIII века является перенесение им центра тяжести при исследовании корней религии с рациональной сферы в эмоциональную сферу, выдвижение на первый план не рассудочных, а чувственных оснований веры в Бога. Фейербах писал: «Чувство — вот главное в религии».

Фейербах отвергал распространённое мнение, будто человеку присуще «совершенно специфическое особое религиозное чувство». То, что именуют «религиозным чувством», по мнению философа, имеет производный характер по отношению к другим чувствам, и прежде всего, к чувству зависимости, которое и составляет основу всякой религии, её сокровенную сущность.

Первым предметом, по отношению к которому человек ощущал свою зависимость, была окружающая природа. Его самосохранение, его питание, его здоровье находились не в его власти, а во власти природы, которая угрожала ему, была полна опасностей и в то же время щедро одаривала его. Было бы неверным односторонне сводить чувство зависимости к чувству страха перед природой. Чувство зависимости включает в себя также и надежду, упование на освобождение от опасности, восторг, преклонение, благодарность. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом религиозного почитания. Чувство зависимости предполагает наличие человеческих потребностей, требующих своего удовлетворения, т.к. без потребности в чём-либо нет и чувства зависимости. По Фейербаху, все потребности могут быть в конечном счёте сведены к одному знаменателю — к стремлению к счастью. Чувство зависимости связано с тем, что может дать или отнять счастье.

Если нужда — отец религии, то воображение - её мать. Когда нет средств и сил преодолеть нужду, удовлетворить свои потребности, на помощь приходит фантазия. «Бог, - пишет Фейербах, - есть стремление человека к счастью, нашедшее своё удовлетворение в фантазии». Из всех религиозных иллюзий самая властная — иллюзия бессмертия. Вот почему «бессмертие» образует главную составляющую часть религии. Фейербах считал, что «человек не потому верит в бессмертие, что верит в Бога, но он верит в Бога потому, что верит в бессмертие».

Фейербах различает две основные формы религии: первоначальную, в которой прообразом божества служит мистифицированная природа, и более позднюю, в которой образ и понятие Бога даны в виде богочеловека как мистические проекции человеческого духа. При создании этих образов человеческое воображение опирается на некоторые существенные особенности самого процесса мышления и не отделимого от мышления языка — на некритическое использование способности к абстракции. Человек, на основе абстрагирования, видит и выделяет общее в каких-то вещах и явлениях, а затем придаёт этому общему самостоятельное, отдельное от конкретных вещей и явлений существование.

Дух, по мнению философа, - это свойство, способность, деятельность самого человека. Идеализированный дух, отделённый от тела, превращается христианином «в предметное, вне его существующее существо, от него отличное, из которого он производит или выводит вне его существующий овеществлённый мир». Т.е. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Бог, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от своей человеческой «родины», объективируется, ему не только приписывают самостоятельное, независимое от человека существование, его превращают из творения человека в его творца. Это гносеологическое «отчуждение», один из основных устоев фейербаховской критики религиозного сознания.

У Фейербаха отрицание того света (сверхъестественного мира) имеет своим следствием утверждение этого света (реального окружающего нас мира). Фейербах хочет упразднить лучшую жизнь на небесах, чтобы лучше стало на земле.

Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия – учение о человеке, или антропологией.

Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек (у Гегеля субъектом этого единства выступала Абсолютная идея»). «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единый, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе физиологию, в универсальную науку».

 

Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, согласно которому человек рассматривается по преимуществу как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Фейербаха — это не познающее мышление и не абсолютный дух, а реальный целостный человек в единстве его телесных и душевных качеств. Философ стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке. Человек как единство природно-биологического и психического находится в центре внимания Фейербаха, для которого характерна антропологическая форма материализма. (Впрочем, Фейербах не использует слова «материя» и «материализм» - они кажутся ему неприемлимыми в силу сложившегося в общественном сознании отрицательного к ним отношения. Фейербах вместо понятия «материя» предпочитает использовать понятие «природа». Для Фейербаха природа - это высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Поэтому, может быть, более целесообразно его мировоззрение называть натурализмом- сам он свою философию называл «реальным гуманизмом»).

Характерно, что Фейербах критикует присущее кантианству противопоставление этических норм естественным потребностям человека его стремлению к счастью. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем - то греховным. Не существует никакого «первородного греха», на котором основывается религиозное учение. Как говорил философ, наши пороки – это неудавшиеся добродетели. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы. Этическое учение Фейербаха, занимающее значительное место в его философии, имеет характер эвдемонизма и исходит из единства и взаимосвязи Я и Ты. Главное для него - это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью рассматривается им как движущая сила человеческой воли, оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, так как Я не может существовать и быть счастливым без Ты. Это стремление - не эгоистическое чувство, так как оно невозможно без единения с другим. Таким образом антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждаясь в общении с себе подобными. При этом, как и французские материалисты, Фейербах полагал, что правильно понятый интерес индивида, в конечном счете, совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. «Я» не может быть счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним – предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования.

 

Фейербах приходит к выводу, что истинная религия - это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Более того, Фейербах считает, что любовь человека к человеку, в особенности половая любовь, («Сокровеннейшей и совершеннейшей формой любви является любовь половая…») - это и есть религиозное чувство. Задачу философии немецкий философ видит в том, чтобы помочь человеку спуститься с небес на землю и заменить любовь к Богу любовью к человеку.

 

Итак, происхождение религиозных чувств и верований Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только страхом перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XVIII века. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований.

Религия, таким образом, имеет реальное жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Место рождения богов, в сердце человека, в его страданиях, упованиях, надеждах. В отличие от холодного рассудка сердце стремится любить и верить. В религии выражается весь человек, но превратным образом. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но и так же и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным и не желает умирать. Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал не исторически, а абстрактно (то есть – он рассматривал человека как абстрактного ин­дивида, как чисто биологическое существо. В антропологической парадигме Л. Фейербаха человек обла­дает изначальной неизменной природой, не зависящей от нацио­нальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к сча­стью, ᴎʜϲтинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре). Отсюда и его трактовка религии носила не исторический, абстрактный характер. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер. Если религия рождается в сердце человека, то она так же неистребима, как неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что религиозно-фантастические представления когда-то исчезнут. Но когда? Тогда, отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе.

 

Date: 2016-05-17; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию