Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование этнокультурных традиций в работе воспитателяВ статье представлены практические формы и методы формирования у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания. Рассмотрены принципы и условия работы. Практический содержательный компонент статьи поможет повысить этнокультурную компетентность педагогов и родителей в поликультурном мире. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном воспитательно-образовательном процессе. Педагоги образовательных учреждений испытывают затруднения при разработке образовательных программ, в отборе наглядных средств, художественных текстов и материалов по содержанию этнокультурного образования, а также в поиске наиболее эффективных методов работы с детьми. Поэтому главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно-образовательной работы. Где будут расписаны условия для: · целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, · воспитания и уважения к культуре межнационального общения, · толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста. Принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей: - целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения на формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста; - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций. Успех формирования этнокультурной осведомлённости у детей зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации. К таким формам относятся: беседы; видеопросмотры, развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, фольклорные концерты и театрализованные представления, целевые прогулки, экскурсии, экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов. Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Формы работы: -родительские гостиные, -совместные выставки детских работ; -консультирование, -опросы, анкетирование, -участие в различных образовательных мероприятиях. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Русское народное творчество: сказки, игры, песни - легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Народ – это единственный неиссякаемый источник духовных ценностей. Сочетание эстетического и трудового воспитания проявляется в любой сфере его жизни и деятельности. Чудесные вышивки и кружева создавали женщины. Какие прекрасные рисунки и краски видны в девичьих нарядах. А как красива деревянная резьба, оберегающая от злых взглядов, дум и помыслов жилище, которой щедро украшали на избах оконные наличники, ставни, карнизы. Такой художественный вкус воспитывался веками - труд и красота спасет твой мир. Столь же высока, как и эстетика быта, была и нравственность у простого народа, с ее соборной и патриархальной справедливостью, почитанием мудрости и опыта. Народ сам заботился и об умственном развитии детей, опираясь на общинную, родственную значимость и высшую целомудренность. Поэтому и дела для других не для себя, и помыслы о других не о себе, здоровье ценилось, и ценится превыше всего у всех народов. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок, пословиц в устном народном творчестве, где сокрыт «намек, добрым молодцам урок», о смекалке, труде, силе, красоте, быте, жизни и т.д.. Очень бережное отношение к здоровью нации. Без подвижной игры, спортивного состязания не обходился не один праздник – «выходите богатыри, джигиты и т.д. силушкой помериться, удаль и ловкость показать». И совсем по-другому относились к девочкам, с нежностью и лаской, как бы оберегая ее невинность и целомудренность. Каждая забава сопровождается, природно-возрастным соответствием, целесообразностью, выдумкой, речевым диалогом, сюжетом, которая насыщает детскую любознательность. И речь развивает, ум, образ для подражания дает, и смысл для сохранения рода несет. Большое внимание уделяется следующим видам работы: - Изучение сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.п. - Знакомство с праздниками и традициями русского народа; - Знакомство с народным искусством; - Знакомство с русскими народными играми; - Создание Русской избы (мини – музея в детском саду). В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. На праздник Рождества Христова дети старшего возраста ходят по группам колядуют: ряженные поют песни, частушки, колядки, осыпают зрителей зерном, а в конце получают угощения. На Масленицу водят хороводы, поют песни, играют в народные игры, сжигают Масленицу. Праздник заканчивается катанием на лошадях. В подготовке и проведении праздников помогает музыкальный руководитель, активное участие принимают сотрудники детского сада и конечно родители. Интересно проходят занятия в «Русской избе». Педагог одевает русский народный костюм, знакомит детей с предметами быта наших предков, их названиями, способами действия с ними. В «Русской избе» педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слова, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т.д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа. В группе начиная с младшего возраста, мы знакомим детей с русским народным творчеством – с Дымковской, Городецкой, Хохломской росписью и т.п.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ – КОЛЯДКАМИ К ПРАЗДНИКУ РОЖДЕСТВА» с детьми старшего дошкольного возраста. Программное содержание: 1. Развивать индивидуальные творческие музыкальные способности ребенка на материале народного творчества. 2. Развивать умение детей петь, танцевать, играть. 3. Обогащать нравственно – эстетические качества личности. 4. Приобщать детей к возрождению традиций обрядовой бытовой музыкальной культуры русского народа. 5. Воспитывать бережное отношение ребенка к традициям, фольклору как отражению жизни народа и его истории. Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Рождественские праздники в русской православной традиции принято называть Святки (Святые дни). Основные праздники в рамках святок – Рождество Христово, Новый год, Крещение господне. Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. Наши дедушки и бабушки очень любили его. Называют его еще зимние святки. Ребята, почему их называют зимние святки? Ответы детей. Воспитатель: В народе святки считались молодежным праздником. Святочное времяпровождения молодежи невозможно представить без ряженья. Ряженные обходили все дома своей деревни и соседних селений, где за свою игру, пение, пляски получали вознаграждения в виде угощения и денег. Величали хозяев, не жалея хороших слов.Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Они назывались колядками. Ряженые осыпали хозяев зерном, пели песни: (дети учат колядки) Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю, На Новый год, на новое счастье. Уходи, ненастье. Уродись, пшеничка, Колос – чечевичка, На поле – копнами, На столе – пирогами. Позвольте к вам войти. Год у коляды на пути?! Воспитатель: Колядовщики за свои пенки просили угощения: Коляда, коляда Подавай пирога, Дай блин, дай коврижку, Свиную ножку - Всем понемножку. Неси, не тряси - Давай, не ломай! Воспитатель: Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто коврижку. К этому празднику пекли специальное печенье – «козули». Что такое «козули»? (Воспитатель показывает детям изображение «козули» или специально испеченные «козули»). Название «козули» связано с изображением рогатых животных. Они символизируют в народном искусстве силы плодородия. Исстари в северных деревнях пекли на Рождество лепные фигурки животных из ржаного теста. Наиболее часто встречающимися было изображение козы – по-видимому, отсюда и пошло местное название такого печенья – козули. Главный декоративный эффект козуль – в их сахарном убранстве, в цветовом контрасте сахарной палитры и темного (от жженого сахара) пряничного теста. «Козулечку подарить – прибыток в дом получить» - так говорили в старину. Если хозяева были щедрыми, их хвалили: У доброго мужика Родилась рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста! Воспитатель: Если хозяева скупились, т.е. давали мало, их корили: Кто не даст пирога – Тому родись головня, Кто не даст мяска – Тому кошка в окошко, Слепые глаза. Воспитатель: На святки пелись веселые песни, были пляски, игры. Теперь игра – не развлеченье, А с большим значеньем, Чтоб был долог колосок, Чтобы, вырос лен высок. Прыгайте как можно выше – Можно прыгать выше крыше. Проходят игры: «И шел козел дорогою», «Заинька походи» Воспитатель: Наелись, напились? А теперь пора со двора! Конспект занятия «Мы – жители планеты Земля». Тема: “Мы – жители планеты Земля”. Программное содержание: 1. воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; 2. формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете; 3. учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; 4. закрепить умение ориентироваться на карте и глобусе. Материал и оборудование: Карта мира, глобус. ХОД ЗАНЯТИЯ: Занятие начинается с чтения стихотворения Я. Акима «Есть одна планета – сад». Воспитатель: А что это за планета, о которой говорится в стихотворении? Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля. Воспитатель: А можем ли мы с вами увидеть планету Земля? (ответы детей). У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии? Дети: Космонавты. Воспитатель: А мы можем посмотреть на модель Земли, которая называется “глобус”. Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты? Дети: На карте. Воспитатель: Посмотрите на эту карту. Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами? (благодаря разным цветам, которые присутствуют на карте, мы можем отметить огромное количество стран на нашей планете). Давайте поиграем: вы называйте цвет, а я вам скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть свой главный город. А как называется главный город страны? Дети: Столица. Воспитатель: В нашей стране тоже есть главный город. Как он называется? Дети: Москва. Воспитатель: Сможете ли вы, ребята, показать нашу страну на карте? Как она называется? Дети: Россия. Воспитатель: Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются? Дети: Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции. Воспитатель: А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники? Дети: “Масленица”, “Рождество”, “Новый год”, “День города” Воспитатель: А как традиционно отмечают праздники русские люди? Дети: Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы. Воспитатель: Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод. Дети вместе с воспитателем водят хоровод “Во поле берёза стояла”. Воспитатель: В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. Мы сейчас к ним в гости не можем попасть. Давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены люди разных национальностей. Дети рассматривают иллюстрации Воспитатель: У каждого народа есть свои сказки, стихи, песни и танцы. Послушайте украинскую сказку «Колосок». Воспитатель читает сказку или включает аудиозапись. Дети слушают. Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем в веселую игру «У тетушки Маланьи». Проходит игра «У тетушки Маланьи». Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что наша земля многонациональная и надо всем жить в мире и согласии, надо дружить и помогать друг другу.
Таким образом, через народное творчество происходит приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей, формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследования границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.
Литература:
|