Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 15. Научное познание. Философские проблемы науки и техники ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов человеческой деятельности. Аспекты бытия науки: деятельность, система отношений, совокупность научных знаний, социальный институт. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Рост знания и смена картин мира в науке. Понятия научной революции, парадигмы, исследовательской программы. Классификация наук. Естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Эмпирическое и теоретическое знание. Гипотеза и теория. Гипотетико-дедуктивный характер теоретической мысли. Формализация и аксиоматизация научных теорий. Посттеоретический характер научных образов. Факты в науке. Наблюдение и эксперимент. Язык науки. Европейский классический идеал научной рациональности и его модификации в XIX – XX столетиях: неклассическая и постнеклассическая научная рациональность (различия в понимании соотношения объекта и субъекта исследования, предмета научной дисциплины, представленности в научной теории предметного, операционального и ценностного знания). Неклассические концепции истины: операциональная, прагматическая, когерентная. Представление о методах научного познания, их классификация. Предметная деятельность (практика) как основа роста научного знания. Прикладное знание и особенности технической теории. Понятие техники. Наука и техника: познание объективного и конструирование возможного. Особенности технического знания. Техника как искусственные, целесообразно создаваемые материальные средства деятельности и как опредмеченное знание. Различные этапы соотношения научного познания и технического творчества в истории человечества. Современный научно-технический прогресс, его достижения и издержки. Основные концепции научного познания и техники в философии науки. Сциентизм и технократизм, их критический анализ. Культ научно-технического прогресса в ХХ веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Современные представления о веществе, энергии и информации, создание на их основе наукоемких технологий и инноваций. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Наука, техника, этика. Свобода научного творчества и проблема ответственности в научно-технической деятельности. Особенности научного познания социальной действительности: неустранимость свободной воли человека из моделей исторического объяснения и социального прогнозирования. Аналитические, поисковые, нормативные и алармические модели. Сценарии будущего: научное предвидение и проблема обоснования социокультурных проектов. Опасные последствия неконтролируемой технизации бытия человека. Этика ученого и инженерная этика. Философско-антропологическое измерение науки. Научное знание и технологическая деятельность как проекция на бытие человеческих качеств. Смысл гипотезы о науке будущего как единой науке о человеке. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и техники.
|