Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14. Познавательная деятельность человека. Гносеология ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Познание как культурно-исторический процесс получения (производства) знания. Рациональный характер познавательной деятельности. Теория познания (гносеология, эпистемология) как знание о знании и способах его получения. Знание как воспроизведение действительности в сознании и как сфера мыслимого, идеального. Познание как способность. Формы познания: чувственные (ощущение, восприятие, представление) и сверхчувственные, теоретические (понятия, суждения, умозаключения). Теория познания как рефлексия над познавательным отношением человека к миру. Дискуссии об ограниченности-неограниченности познавательных возможностей человека: религиозные, философские, научные интерпретации. Скептицизм и агностицизм против гносеологического оптимизма в теории познания. Философское и специально-научное изучение методов и границ познания (логика, психология, история науки, методология науки, гносеология, эпистемология). Созерцательный (Дж.Локк) и активно-деятельностный (И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс) подходы к познанию. Единство познания и предметной деятельности, практического и теоретического (познавательного) отношения человека к миру. Опредмечивание и распредмечивание. Предметный мир как опредмеченное знание. Предмет: взаимосвязь материи и идеи, материала и цели, носителя и смысла. Идея как смысловая сторона вещи, указание на значимость вещи для человека, на предметное назначение вещи. Познавательная деятельность как различение, дифференциация и теоретическое синтезирование, структурирование предмета мысли в соответствии с целями человека, осмысливание, создание смыслов. Творческая природа познавательной деятельности. Проблема понимания. Понимание и объяснение. Роль абстракций в познании. Мировоззренческая природа всякого знания, его генетическая связь с философией. Духовно-практический характер освоения мира человеком и познание как ядро этого процесса. Современная технико-технологическая реальность как предметный мир науки. Значение понятий «субъект» и «объект». Объективная реальность и объективное знание: соотношение индивидуального и безличного. Предметное, операциональное и ценностное знание. Знание и мнение, знание и вера. Проблема соответствия знаний действительности: классическая концепция истины. Истина как процесс, истина и заблуждение, конкретность истины. Дискуссии о критериях объективности истины и возможности абсолютного знания. Диалектика абсолютного и относительного знания. Поиски критерия истины (рациональная интуиция, чувственная достоверность, логическая непротиворечивость, практика, верификация, фальсификация, интерсубъективность). Значение опыта, предметной деятельности (практики) в обосновании соответствия знаний действительности. Опыт как суммарное выражение различных форм освоения мира человеком. Истина как правда сердца в религиозном мировоззрении. Своеобразие гуманитарного знания. М.Хайдеггер об укорененности истины в бытии (бытийности) субъекта. Многообразие видов знания. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное. Паранаучное, художественное. Научное и вненаучное знание: проблема разграничения.
|