Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация рационального питания детей ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения в Европе и гарантия доступности мероприятий по его обеспечению рассматриваются регулярно в рамках различных международных форумов. Особое внимание при этом уделяется вопросам комплексной охраны здоровья детского населения с приоритетом профилактических мероприятий; развитию мультидисциплинарного и межотраслевого сотрудничества, а также охране здоровья детей и молодежи в соответствии с их возрастом и местом пребывания (детский сад, школа). Наряду с проблемами влияния социальной обстановки на здоровье детей и молодежи, воздействия хронических заболеваний и физических недостатков на обучение, психического здоровья и поведенческих проблем детей и подростков, обеспечения и профилактики здоровья школьников и т.д. регулярно рассматриваются проблемы критических периодов роста и развития детей, а так же проблемы питания. Питание играет ключевую роль в обеспечении здоровья и нормального физического и нервно-психического развития ребенка и устойчивости его к воздействию внешних неблагоприятных факторов. Для нормальной жизнедеятельности организма ребенка, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду). Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих. Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья человека. Применительно к детскому возрасту значение питания многократно возрастает, так как рациональное питание детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды. Первые 2–3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Тем не менее, существующие сегодня в некоторых странах методы вскармливания, возможно, приносят больше вреда, чем пользы для развития детей раннего возраста. Дети в возрасте до трех лет особенно чувствительны к последствиям неправильного питания; так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время, и поэтому существует повышенный риск задержки роста. Кроме того, в этом возрасте иммунная система сформирована еще не полностью, и это создает риск частых инфекций в тяжелых формах. Как познавательный, так и эмоциональный потенциал начинает развиваться рано, и поэтому в этот период также закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. Одним словом, неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к серьезным дефектам, в том числе к задержке развития моторики и познавательной способности, к появлению проблем поведения, неразвитости социальных навыков, к сокращению продолжительности концентрации внимания, к недостаточным способностям к обучению и к пониженной успеваемости в учебе. Рациональное питание и дружелюбное отношение к ребёнку с момента рождения. Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов: · поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах); · принцип сбалансированного многокомпонентного питания; · соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка; · предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов; · принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка. Правильное соотношение всех компонентов рациона, своевременное изменение в соответствии с меняющимися физиологическими потребностями младенца являются основой их правильного питания и в силу этого должны служить объектом самого пристального внимания педиатров. Помимо питательных веществ, женское молоко содержит большое количество биологически активных веществ и защитных факторов (таурин, полинуклеотиды, гормоны, иммуноглобулины, факторы роста, макрофаги и др.), оказывающих влияние на рост, развитие, иммунологическую резистентность, интеллектуальное и нервно–психическое развитие. Кроме того, при кормлении грудью возникает тесная психоэмоциональная связь между матерью и ребенком. Следует отметить, что физиологическая, иммунобиологическая и психоэмоциональная связь матери и ребенка не прерывается до 1,5 лет его постнатального развития. Сохраняющаяся после родов прямая и обратная иммунобиологическая связь опосредована через лактацию универсальным составом молока мамы, идеально подходящим только ее малышу. Состав меняется по часам и дням жизни новорожденного и идеально обеспечивает адаптацию нутритивных процессов и формирование собственной экологической системы ребенка. Нарушение адаптации новорожденного, как и его заболевание, влияет на изменения качественного состава молока и повышения его иммунологической активности. Несмотря на малый объем молозива, в первые 3 дня после родов при создании условий частого прикладывания новорожденного к груди (по его требованию), не реже 10-12 раз в сутки в период адаптации, обеспечивает его необходимыми калориями и защитными факторами. Частые прикладывания новорожденного к груди отражаются на усилении продукта окситоцина и пролактина в организме матери, снижают риск послеродовых гнойно-септических заболеваний и кровотечений и являются необходимым условием становления лактационной функции. Грудное вскармливание. Несмотря на то, что вопрос о преимуществе естественного вскармливания не вызывает никаких сомнений, к сожалению, распространенность грудного вскармливания в России остается низкой, составляя среди детей к 3 месяцам жизни от 30 до 50%. Основной причиной такого положения является отсутствие у женщин доминанты грудного вскармливания и продолжающаяся реализация в большинстве родильных домов отсталых организационных технологий, «удобных» для медицинского персонала. Позднее прикладывание новорожденного к груди матери под различными благовидными предлогами (гипердиагностика перинатальной энцефалопатии), раздельное содержание матери и новорожденного ребенка, кормление по часам с ночным перерывом шесть и более часов, «допаивание» новорожденных 5% раствором глюкозы в детских палатах, ранний перевод на искусственное вскармливание детскими молочными смесями в родильном доме и т.д. В реальных условиях большинство детей первых месяцев жизни не вскармливаются в соответствии с рекомендациями ВОЗ/ЮНИСЕФ. По нашим наблюдениям, врачи-педиатры и средние медицинские работники часто рекомендуют другие продукты питания и искусственные молочные смеси для вскармливания детей первых месяцев жизни, а не грудное молоко. В то же время многие понимают, что женское молоко с оптимально сбалансированным химическим составом ингредиентов является стандартом для расчета потребностей ребенка первого года жизни в пищевом обеспечении. В России приняты нормы потребностей в пищевых веществах и энергии, утвержденные МЗ РФ в 1991 г. Они включают потребности в белках, жирах, углеводах, энергии в расчете на 1 кг массы тела и потребности в 3 минералах, 3 микроэлементах и в 10 витаминах в расчете на сутки. Соотношение между белками, жирами, углеводами меняется на протяжении первого года жизни, отражая увеличивающуюся потребность в белках и уменьшающуюся – в жирах. При неполноценном питании матери в грудном молоке может быть снижено количество белка, жира, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Состав грудного молока можно улучшить путем коррекции материнского питания. Кормящим женщинам можно рекомендовать включать в свой рацион специальные продукты, увеличивающие лактацию, можно использовать соки, фруктовые и овощные пюре с грифом «Детское» или «Диетическое» питание. Все эти продукты обогащены витаминами, минералами, микроэлементами, удобны в использовании. Пища кормящей матери должна быть вкусной, разнообразной. Следует помнить, что такие продукты, как свекла, огурцы, виноград, чернослив, дыня и др., употребляемые матерью, могут вызывать функциональные расстройства со стороны желудочно–кишечного тракта ребенка, Грудное вскармливание является идеальным питанием для грудных детей, способствует их наиболее полноценному физическому и умственному росту и развитию, оказывает уникальное положительное воздействие не только на здоровье ребенка, но и матери. Пропаганда исключительно грудного вскармливания снижает неонатальную смертность на 58 - 87 процентов. По оценкам экспертов ВОЗ (2005) 1,5 миллиона смертей в год можно предотвратить путем эффективного грудного вскармливания. Всемирная организация здравоохранения и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) ещё в 1989 году разработали Совместную декларацию «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб», в которой впервые были разработаны и определены 10 принципов (шагов) успешного грудного вскармливания. Этот документ представляет свод рекомендаций для медицинских учреждений, обеспечивающих охрану здоровья матери и ребенка, сфокусированных в «10 шагах успешного грудного вскармливания». Реализация этих рекомендации обеспечивает здоровье матери и ребенку, способствуя становлению адекватной лактации и грудному вскармливанию. Каждое родовспомогательное учреждение должно стремиться на соответствие к статусу «Инициатива больниц дружелюбного отношения к ребенку», при котором соблюдается все 10 принципов успешного грудного вскармливания. С целью охраны и защиты грудного вскармливания от ненадлежащих методов сбыта заменителей грудного молока по инициативе ВОЗ и ЮНИСЕФ был разработан и принят «Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока». Во многих государствах Восточной Европы изданы приказы Министерств здравоохранения, которым в соответствии с международным кодексом запрещено свободный сбыт и реклама заменителей грудного молока в родовспомогательных и детских медицинских учреждениях. Основные пищевые вещества и их значение для детского организма Белки · Являются основной пластический материал (для построения клеток и тканей); · входят в состав жидкой среды организма; · осуществляют транспорт гемоглобина, липидов, углеводов, витаминов; · принимают участие в процессах кроветворения, являясь основным компонентом ферментов; · входят в состав гормонов. При дефиците белка наблюдается: · замедление процесса роста, темпы нарастания массы тела, приводящие к гипотрофии; · нарушение НПР; · страдают процессы кроветворения, развивается анемия; · снижается иммунологическая активность, снижается резистентность, формируется затяжной характер заболевания. При избытке белка наблюдается: · нарушение работы пищеварительной системы; · формирование избыточной массы тела; · увеличивается риск появления аллергических реакций; · нарушается функция выделительной системы. Для обеспечения сбалансированного питания в состав рациона ребенка должны входить в достаточном количестве белки животного происхождения. Так, дети первых месяцев должны получать только животные белки – белки материнского молока, а при его отсутствии – белки специальных смесей на основе коровьего молока. После введения прикорма количество животного белка уменьшается до 90-80 % от общего количества в рационе. Для всех детей идеальным белком является белок грудного молока, а также белок коровьего молока и куриного яйца. Жиры · Являются пластическим материалом для построения клеток и клеточных мембран, органов и тканей организма; · Принимают участие в обмене веществ; · Оказывают влияние на состояние СС и ЦНС, процессы пищеварения; · Являются источниками ряда жирорастворимых витаминов (А, Д., Е, К) Жиры обладают высокой энергетической ценностью – «сгорание» 1 г жира в организме дает 9,3 ккал, в то время как «сгорание» 1 г белка или углевода – всего 4,2 ккал. Для ребенка на первом году жизни жиры обеспечивают около 50 % энергетической потребности организма ребенка, в старшем возрасте – всего 35 %. Энергетическая ценность всех видов жиров одинаковая, хотя степень усвоения различная. Легче усваивается молочный жир, содержащий жирные кислоты с более короткими углеродными цепями и представляющими собой эмульгированную форму. В качестве жирового компонента используются растительные и молочные жиры (сливочное масло). Молоко и молочные продукты, растительные масла, чаще, кукурузное, подсолнечное, кокосовое, пальмовое, которые содержат легко усвояемые жирные кислоты. Углеводы · входят в состав всех клеток и тканей организма, · принимают участие в обменных процессах, · способствуют усвоению других пищевых веществ. При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвояемость других пищевых компонентов, ухудшаются процессы пищеварения. Если в питании ребенка длительное время резко ограничивается количество углеводов, то в его организме изменяется энергетический баланс: для выработки необходимого количества энергии расходуются резервные жиры из жировой клетчатки, а после их истощения начинается распад тканевых белков, что, в конечном счете, приводит к развитию дистрофии. В то же время избыточное количество углеводов, особенно сахаров, также вредно для организма ребенка. В этих случаях происходит избыточное накопление жира, развивается ожирение. У таких детей снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, нередко возникают аллергические реакции. Одной из основных функций углеводов является обеспечение организма достаточным количеством легкоусвояемой энергии. При сгорании 1 г углеводов выделяется 4,1 ккал. Вклад за счет углеводов в энергетическую ценность рациона ребенка первого года жизни составляет 43 – 45 %, тогда как в более старшем возрасте этот показатель составляет 50 – 55 %. Date: 2016-05-17; view: 466; Нарушение авторских прав |